Главные вкладки

    Театрализация как эффективный метод развития познавательной активности на уроках истории
    план-конспект урока по истории на тему

    Казанбаев Хаиржан Абзалович

    Предварительный просмотр:

    Театрализация как эффективный метод развития познавательной активности на уроках истории

    Проблема мотивации к учебной деятельности сегодня является одной из центральных проблем образования. Положительная мотивация школьников – важная движущая сила учебного процесса. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом  и желанием занимались по предмету. Известно, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса.  Поэтому учитель должен задумываться,  как не только сообщать знания, но и управлять процессом их усвоения, включения учеников в работу, чтобы знания приобрели значимость  для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его сознании. Инновационные, интегрированные виды учебных занятий воспринимаются учащимися любого возраста с большим интересом, повышают степень комплексного усвоения учебного материала.

    Когда педагог интересен школьнику, контакт с ним не будет являться диалогом. В современном мире учитель находится и общается с учащимися порой больше времени, чем родители. Это, безусловно, оказывает огромное влияние на формирование отношения к миру взрослых, на его приятие или отторжение.  Роль педагога сегодня значительно возрастает. Школьник, как и взрослый, нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, страдающем и радующемся собеседнике.

    И, конечно, в поисках совершенствования своего педагогического мастерства, учитель неизменно задает себе вопросы: «как», «какими путями», «с помощью каких приемов и способов» строить по-новому учебный процесс с учетом того, что «я – один, их – тридцать», чтобы учебный предмет стал для них интересен. Важно помнить, что позитивная мотивация основывается на «трех китах»:  мне интересно то, чему меня учат; мне интересен тот, кто меня учит; мне интересно как меня учат.  

    Всем известно, что хорошо и быстро запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик. В своей педагогической деятельности я стала совмещать преподавание истории и обществознания с атмосферой театра, чтобы перевести процесс учебы на новый уровень. К тому же профессия учителя имеет много общего с профессиями актера и режиссера. Безусловно, приходиться много работать над тем, чтобы увлечь, заинтересовать, заинтриговать своих учеников. Но только заразительность, убедительность, артистизм учителя, как и актера, могут обеспечить ему успех.  Поэтому я разнообразила свои уроки элементами театрализации. Это не значит, что уроки подменяются развлекательной постановкой. Средства театра используются не на каждом уроке. Элементы театрального воздействия я использую диффиринцированно. Школьники зачастую подражают любимым героям, они сопровождают свою речь жестами, мимикой, характерными движениями. Такая форма учебного процесса помогает надолго сохранить в памяти яркие и глубокие впечатления от изученной темы, так как обращается не только к разуму ученика, но и к его чувствам.

    В процессе подготовки театральной постановки учащиеся испытывают потребность в дополнительной информации (сведения из области этнографии, культуры, религии, литературы, искусства) и сами начинают поиск нужного материала; читают дополнительную литературу (справочную, научно-популярную, художественную литературу), чаще обращаются за консультацией к учителю – это создает условия для формирования навыков самообразования.

    Театрализованные уроки привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений. Между учащимися и учителем складывается демократичный тип отношений, когда учитель передает учащимся не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрывается перед ними как личность. На самом уроке учитель лишается авторитарной роли обучающего, он выполняет функции организатора.

    Уроки с элементами театрализации, ролевыми играми и другими методами театральной педагогики положительно воспринимаются и  родителями. Устанавливается контакт между родителями, учащимися и учителем. Итак, что же такое театрализация?

     Театрализация - методический прием, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия, оформления, при котором заранее подготовленные ученики появляются в классе с элементами костюма героя, произносят наиболее выразительные его реплики.

    Любая театрализация требует от учителя определенных знаний, большое количество времени на подготовку.

    Требования, применяемые к театрализованной игре:

    Психологические: игра должна обладать мотивирована; обстановка, в которой происходит игровое действие, должна располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества, содержание игры должно быть интересно, а любое игровое действие должно завершаться получением определенного результата, ученик должен иметь возможность для самовыражения и самореализации. 

    Педагогические: игровое действие должно опираться на знания, умения, навыки, приобретенные ранее на уроках;  цель игры должна определяться в соответствии с задачами учебного процесса; участники игры должны быть обеспечены соответствующим методическим материалом, документацией и т. п.; игра эффективна лишь в сочетании с другими (неигровыми) методами и средствами обучения и не должна быть преобладающей (подавляющей) в учебном процессе.

    Приемы использования элементов театрализации:

    Персонификация – исторический персонаж участвует на уроке как помощник учителя.  Это может быть выступлением учеников от имени каких-либо исторических героев, рассказом «за кадром» в качестве автора о исторической личности, разыгрывание небольшой сценки по заранее отрепетированному сценарию с театральными атрибутами.

    Такие приемы требуют от учителя и его помощников написание сценария, распределение ролей, подготовку костюмов, реквизита, репетиции.

    Ролевые игры - предполагают перевоплощение, например, в журналистов, людей др. профессий, съемочную группу. Такая игра требует серьезной подготовки, умения пользоваться специальной литературой, понятийным аппаратом. 

    Историческая сценка – небольшое представление – способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов.

    Импровизация - сценическая игра, не обусловленная твердым драматическим текстом и не подготовленная на репетициях. Ученик, находясь в определенных условиях, вживаясь в роль, пытается найти выход из сложившейся ситуации.

    Примеры театрализации на уроках истории (из опыта работы).

    Урок истории в 8 классе.

    Тема урока: «Культура России и Узбекистана

     во второй половине 19 века».

    Используемые приемы театрализации: историческая сценка , ролевые игры 

    Инсценирование сказок Хаджи Насреддина

    ЕДА ДЛЯ ОДЕЖДЫ

         Автор и Хаджа Насреддин (выполняет безмолвные действия), официанты: Насреддин услыхал, что в соседнем городе состоится банкет и что на него приглашаются все желающие. Он проделал путь туда как мог быстро. Когда распорядитель увидел его в рваной одежде, он посадил его в самом незаметном месте, далеко от большого стола, где с большим вниманием обслуживали самых важных людей.

       Автор, Насреддин переодевается за ширмой, официанты: Насреддин увидел, что пройдет по меньшей мере час, прежде чем официанты дойдут до того места, где он сидел. Поэтому он встал и пошел домой. Он оделся в великолепный соболий халат, надел тюрбан и вернулся на праздник. Как только Герольды эмира, хозяина праздника, увидели, как величественно он выглядит, они начали бить в барабаны и трубить в трубы, как полагается для гостя высокого ранга. Сам главный управляющий вышел из дворца и проводил великолепного на середину к месту почти рядом с эмиром. Немедленно перед ним поставили блюдо с изумительными кушаньями. Недолго думая, Насреддин принялся горстями запихивать ее в свой тюрбан и халат.

    -- Ваше высокопреосвященство, -- сказал принц, -- вы возбудили во мне любопытство вашим обычаем есть, который для меня является новым.

    -- Ничего особенного, -- ответил Насреддин, -- халат доставил меня сюда, доставил мне еду. Он несомненно заслуживает своей порции.

    У ОПАСНОСТИ НЕТ ЛЮБИМЧИКОВ

    Одна женщина привела своего сынишку в школу Муллы.

    -- Он очень плохо себя ведет, -- объяснила она, -- и я хочу, чтобы вы его напугали.

    Мулла принял угрожающую позу, сделал страшное лицо, сверкая глазами. Он подпрыгивал на месте и вдруг выбежал из дома. Женщина упала в обморок. Когда она пришла в себя, она дождалась Муллу, который с серьезным видом медленно вошел в комнату.

    -- Я просила вас испугать мальчика, а не меня!

    -- Дорогая мадам, -- сказал Мулла -- разве вы не видели, как я сам себя напугал, так же, как и вас. Когда угрожает опасность, она угрожает всем одинаково.

    У каждого народа есть свой Хаджа Насреддин, т.е. народный мыслитель, поэт,  философ,  критик борющийся за справедливость в обществе. В русском обществе мы со всей справедливостью таким критиком можем назвать народ с его пословицами и поговорками. Пословицы и поговорки - самый любопытный жанр фольклора.

    Первое дошедшее до нас собрание русских пословиц и поговорок относится к концу XVII века. В XIX веке вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа»

    У Вас на парте лежат пословицы и поговорки, распределите их на 2 группы. В 1 группу отнесите пословицы и поговорки. Относящиеся по смыслу к 1-й сценке, ко 2-ой группе – соответственно, подходящие по смыслу ко второй сценке.

    По одежке встречают, по уму провожают.

    Гость недолго гостит, да много видит.

    Не будь гостю запасен, будь ему рад.

    Потчевать можно, неволить грех.

    Наряди пень, и пень будет хорош.

    По одежке протягивай ножки.

    Семь раз отмерь, один раз отрежь

    Вырос, а ума не вынес.

    Кому бог ума не дал, тому кузнец не прикует.

    Пустой колос голову кверху носит.

    Ума палата, а глупости - саратовская степь.

    Урок истории в 6 классе.

    Тема урока: «Ремесло в средневековом городе».

    Используемые приемы театрализации: историческая сценка , персонификация

    Предлагаю Вам заглянуть в гости к одному из ремесленников. А поможет нам в это с вами машина времени и наши знания. Итак, запрашиваем готовность корабля к вылету у командира машины времени:

    - Товарищ командир, разрешите обратиться к старшему по званию?

    - Разрешаю.

    - Докладывает заместитель классного руководителя 6 «А» класса. Запрашиваю сведения о состоянии готовности к старту машины времени.

    (Звучит аудиозапись подготовки двигателей к полету).

    - Довожу до вашего сведения, что экипаж к вылету готов.

    (Звучит аудиозапись перелета и приземления корабля).

    …..

    Инсценировка 1: Фон – иллюстрации средневековой улицы. Возле стола сидит мастер в фартуке, в лосинах, сандалиях, длинном балахоне, жабо и берете с надменным видом хозяина. На столе – башмак, молоток, большая иголка. На полу разбросанная обувь. С другой стороны стола – подмастерье. Сидит  работает: шьёт, стучит,…

            Мастер обращается к подмастерью:

    -Делай работу исправно! Чтобы клиент доволен был! Здесь каблучок получше отшлифуй, да нитки покрепче возьми, чтобы дольше служили сандалии.

    - Бог в помощь добрым людям! (в лавку заходит покупатель)

    - Спасибо тебе, добрый человек! Иоганн, И – о-га-анн! Ну где тебя носит, бездельник?

    - Да. мастер.

     - Обслужи покупателя.

    - Покадите пожалуйста вон те сандалии. Ах, какой         роскошный товар. Заверните. Покупатель расплачивается и уходит из лавки. Ученик убегает. Подмастерье продолжает работать. Мастер сидит продолжает наблюдает за работой юноши-подмастерья.

    Инсценировка 2: 2 ученика, переодетые в подмастерья хотели обмануть учителя с учащимися класса и остаться в средневековье.

      - А ну-ка кто здесь спрятался и хочет убежать?

    - Пустите меня, странная иноземка. Я Вильгельм, подмастерье одного из мастеров цеха хлебопеков. Я спешу по той широкой улице на цеховое собрание. Там старшины цеха собираются обсудить важные неотложные дела.

    -Эй, Вильгельм, подожди меня.

     - А это кто?

     - Это мой друг Ганс, он недавно переселился в город. Подумать только еще три месяца назад он был учеником, а сейчас уже квалифицированный мастер. Ну и повезло же ему!

     - По-моему, ребята, они нас обманывают.

    - Нет, ну что вы. Отпустите нас пожалуйста.

    - Наши 6-классники такие умницы, они так хорошо учат историю средних веков, что без труда увидят обманщиков.  Правда, ребята? Давайте найдем ошибки, которые сделали эти обманщики.

    (улицы в средневековье были узкие, ученики учились от 2 до 8 лет, чтобы стать мастером нужно было сдать шедевр).

     - Вот видите! И никакие это не ученики мастера, это ученики 6 «А» класса. А я вас узнала! Ребята, посмотрите это же Игорь Л. и Витя С. Ну проказники! Вы представляете, что могли бы натворить. Оставили бы вас здесь. А как же родители, как бы мы потом забрали Вас отсюда?

    - Теперь ваши ошибки послужат вам уроком. Будете лучше изучать историю. А нам пора отправляться. А то что-то мы здесь задержались. Все готовы? Командир корабля,  давайте приготовимся к старту!  (Аудиозапись)

    Урок обществознания в 6 классе.

    Тема урока: «Суд над пьянством».

    Используемые приемы театрализации: импровизация

    Для театрализации создаются три творческие группы:

    1. Суд, в котором есть четыре роли: судья, два заседателя, секретарь. Они разрабатывают ход процесса и готовят приговор.
    2. Группа обвинителей во главе с прокурором. Они разрабатывают логику обвинения, готовят обвинительную речь прокурора, выступления свидетелей, обвиняющих пьянство.
    3. Группа защитников во главе с адвокатом. Они разрабатывают процесс защиты, готовят речь адвоката, выступления свидетелей, защищающих пьянство.

    Все основные аргументы второй и третьей группы представлены в плакате «Пьянство: за и против».

      В ходе процесса свидетели с той или с другой стороны защищают одни аргументы, оспаривая другие. Если в ходе дискуссии тот или иной довод признается не существенным, он заклеивается. Если появляется новый – он дописывается секретарем. Чем больше аргументов против пьянства, тем легче выносить приговор.

    Мои уроки показали, как меняется взаимодействие учителя и учащихся. Предлагаемая игра позволяет избежать авторитарного, монологического принципа общения, а учебный предмет превращается в увлекательные “предлагаемые обстоятельства”; для учащихся становится важен не только результат, но и сам процесс постижения материала. Маленький спектакль, в котором «играют все», даже самые «тихие» актеры, втянутые в действие как будто поневоле, но их мимика и выражение глаз выдадут их внимание и интерес к происходящему. Школьный театр - это особый театр, где импровизация – душа всего.

    Уроки истории и обществознания призваны научить человека думать, отстаивать свои убеждения, но при этом не забывать уроков прошлого.

    Список литературы:

    1. Баханов К. А. Театрализованные игры на уроках. «Преподавание истории в школе», №4, 1990.
    2. Борзова Л. П.. Игры на уроке истории. Методическое пособие для учителя / М.: Владос - Пресс, 2003. - 160 с..
    3. Гин А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя / М.: Вита-Пресс, 2009. - 112 с.
    4. Григорьев В. М. Педагогическое руководство игровой деятельностью подростков, Диссертационная работа / ил РГБ ОД 61:85-13/54 /http://www. lib. ua-ru. net/diss/cont/157833.html
    5. Ершова А. П., Букатов В. М. Театральные подмостки школьной дидактики. История социоигровой педагогики, драмогерменевтика / http://biblioteka. teatr-obraz. ru/node/6107 
    6. Короткова М. В., Студеникин М. Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. Москва, 2000.
    7. Крутецкий В. А., Лукин Н. С. Психология подростка. М., 1965.
    8. Люрья Н. И., Черепова Н. Ю. Игра как метод обучения мышлению. Центр региональной политики развития ЦРО РАО. "УВК№ 1835. /Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984. - 257 с.
    9. Манн Б. Б. Школьный исторический театр. «Преподавание истории в школе», №3, 1993.
    10. Федорчук И. А. Интеллектуальные игры для школьников. История. Ярославль, 1998.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация. Развитие познавательной активности на уроке

    Красочные иллюстрации презентации. Развитие конструкторского мышления, дизайна на онове геометрических фигур. Раздел - изделия из лоскута....

    «Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках математики».

    В данной работе описан мой опыт работы о том, как развивать  познавательную активность учащихся на уроках.В ней не только описаны  используемые приемы и формы проведения урока, а также и тех...

    "Проект- как эффективный метод формирования познавательной активности"- творческий отчёт на МО филологов в школе

    Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к с...

    Участие в дистанционных олимпиадах, как эффективный способ развития познавательной активности школьников.

    В статье кратко описывается опыт участия в дистанционных олимпиадах. Главное преимущество этих олимпиад состоит в том, что ребенок любого уровня подготовки может принять в них участие. Сама подготовка...

    Публичное представление инновационного педагогического опыта. "Использование ЭОР в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся"

    Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы.Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литера...

    Статья " Интегрированные уроки –эффективное средство развития познавательной активности учащихся"

    Данный материал был подготовлен для выступление на семинаре учителей, исследующих тему "Интегрированные уроки в общеобразовательной школе". в статье освещается ряд ключевых моментов, связанн...