Участие в дистанционных олимпиадах, как эффективный способ развития познавательной активности школьников.
статья по английскому языку по теме

В статье кратко описывается опыт участия в дистанционных олимпиадах. Главное преимущество этих олимпиад состоит в том, что ребенок любого уровня подготовки может принять в них участие. Сама подготовка к олимпиаде может быть организована на занятиях внеурочной деятельности. Такая работа получила хорошие отзывы от всех участников, как от учеников, так и от родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл article.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Участие в дистанционных олимпиадах, как эффективный способ развития познавательной активности школьников.

     Любые изменения в социуме отражаются в системе образования. В условиях современного развития общества перед учителем встает важный вопрос: какую роль сейчас  играет современная  школа в становлении личности, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить молодого человека к успешной жизни и профессиональной деятельности?

 Развивается общество, появляются новые технологии, навыки работы с которыми необходимы любому человеку для реализации своих целей, дальнейшего развития и самосовершенствования. Общество перешло на новую ступень развития технологий и революционным достижением стало изобретение Интернета и приоритетным направлением  этого развития стало взаимодействие человека и информации. Современные компьютерные технологии имеют большое влияние на развитие общества, уже сегодня они проникли во все сферы человеческой деятельности,  и обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство.

Практически у каждого человека есть доступ к информации через интернет-ресурсы. Но с появлением такого большого потока информации появляется проблема - человек теряется в этом пространстве, он теряет свою индивидуальность. Взрослый человек часто не справляется с этим объемом, а подрастающее поколение не знает, как правильно работать в этом потоке, у школьников нет навыка работы с этим современным достижением. А социальные сети и телекоммуникации уже сейчас занимают в деятельности учащихся всё большее место и внимание, отвлекая школьника от его ведущей деятельности - учения. Появляется проблема неуспеваемости, снижения мотивации учения и полной отсутствии познавательной активности. У школьников пропадает проявление самостоятельности, инициативы, творчества в процессе учебной деятельности, его стремление узнать, понять, найти и испытать радость успеха от самостоятельно найденного пути решения. Проблема снижения познавательной активности у школьников беспокоит на данный момент многих педагогов. Одной из причин называют развитие интернет сетей и большого потока информации, с который сложно справиться детям.

     В таких условиях перед учителем встает задача Учителю, как новатору необходимо не только найти новые методы повышения эффективности и качества учебного процесса, но и оценить особенности и потребности современного школьника.

      Первостепенная задача для учителя сегодня – создать условия, при которых ученики  активно, творчески работают не только на уроке, но и дома, а также воспитать человека – деятеля, способного на основе полученных знаний решать жизненные проблемы. От степени активности ученика зависит эффективность и качество учения. Важной задачей учителя в условиях развития информационного общества является активизация учения учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.  Другой приоритетной задачей развития образования является модернизация общего образования, которая включает получение качественного общего образования с использованием современных информационных технологий,  и такой технологией в первую очередь является интернет.

        Интернет пространство становится определяющим источником объективного развития человека и общества. Интернет, став  неотъемлемой частью нашей жизни, является новым способом познания мира для школьника. При правильном подходе к работе в сети интернет в образовательном процессе, виртуальное пространство может стать эффективным средством повышения познавательной активности учащихся.

      Современные интернет-технологии открывают доступ к новым источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения, наиболее адекватные особенностям интеллектуальной активности детей, ярко выраженное стремление к самостоятельности в процессе обучения, потребность в высокой информационной насыщенности изучаемого материала. Использование интернета в педагогической деятельности позволит:

  • создать комфортные психологические условия для развития познавательной активности школьников и повысить мотивацию;
  • привить навыки самостоятельной деятельности, формировать умение самостоятельно конструировать свои знания и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • создать условия для самореализации личности в творческой деятельности.

         Одним из важных достижений развития информационно-коммуникативных технологий является дистанционное обучение, которое дает возможность реализовать поставленные задачи перед современной системой образований.

         Дистанционное обучение дает учителю широкий спектр возможностей для внедрения   новых методик и приемов для активизации познавательного интереса и активной учебной деятельности. Используя в своей педагогической практике информационные технологии, как современный компонент образования, учитель способен решить проблему формирования познавательной активности школьников. Одним из видов деятельности дистанционного образования являются дистанционные творческие олимпиады, проекты и курсы.

  Дистанционные олимпиады - это способ проведения олимпиады, при котором организаторы и участники удалены друг от друга. Цель дистанционных олимпиад – создание условий для самостоятельной познавательной деятельности школьника. В олимпиаде могут участвовать учащиеся любого уровня подготовки. Для выполнения заданий необходимо зарегистрироваться на сайте, например, на сайте интернет-проекта ИНФОУРОК, отправить заявку на учащихся и скачать задания. Подготовку к дистанционным олимпиадам можно проводить на занятиях внеурочной деятельности. Участники олимпиады получают темы, по которым им необходимо самостоятельно собрать информацию, на подготовку материала отводиться 1-2 недели. Проводятся занятия в форме семинара по обмену собранного материала, на котором каждый учащийся является активным участником, т. к.  представляет отчет о проделанной поисково-познавательной работе. Такая форма работы дает возможность учащимся самостоятельно подготовиться по заданной теме, проявить свои поисковые способности, расширить свой кругозор в той области наук, которой интересуется школьник. В таком формате работы учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, конечно не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но при новом подходе учитель выступает в роли организатора самостоятельной познавательной активности учащегося. Учитель становится компетентным консультантом, профессиональные знания и навыки которого направлены, не только на контроль за работой учащихся, но на поддержку и мониторинг их деятельности. Учитель помогает своими действиями создать необходимые условия самостоятельной продуктивной работы, направляет учащихся и при необходимости устраняет появляющиеся затруднения в изучении и применении полученных знаний. Самым волнительным моментом является получение результатов олимпиады, особенно вручение грамот. У каждого желающего есть возможность проверить свои знания и способности по школьному предмету. Особенно хотелось отменить участие в дистанционных олимпиадах школ, где английский язык изучается как второй иностранный.                

Участие в дистанционных олимпиадах - эта реальная форма активизации познавательной деятельности, которая полностью отвечает современным требованиям образования, имеет положительные отзывы участников, является эффективной для создания условий развития интеллектуальных, волевых, творческих и эмоциональных качеств, которые обеспечивают развитие индивидуальных черт личности. Участвуя в дистанционных олимпиадах, учащийся понимает свою значимость, как полноценного субъекта образовательного пространства, в котором он имеет возможность взаимодействовать с  информацией, превращая ее в инструмент для реализации поставленных целей,  саморазвития и самореализации, тем самым быть готовым к активной и плодотворной жизнедеятельности в информационном обществе.                                                                                

 В заключении, хотелось бы вспомнить слова советского психолога, философа и педагога Алексея Николаевича Леонтьева: «В обучении, чтобы не формально усвоить материал, надо, не пробыть, а прожить обучение, надо, чтобы обучение вошло в жизнь ребенка, чтобы оно имело для него личностный смысл». Данное высказывание точно передает современную педагогическую ситуацию, в которой обучение становится частью личного опыта  учащегося, приобретает для него личностный и практический смысл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект, как способ активизации познавательной активности школьников

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе — возможностей их самообразования в про...

Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной  системой, адекватной нашей жизни.   И современный учитель - эт...

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

В основе понятия – исследовательская деятельность лежит слово «исследовать», т.е. рассмотреть, изучить в целях познания какой-то вопрос. При исследовательской деятельности на уроке в...

Мастер-класс для педагогов ОУ и преподавателей ДО «Робототехника как способ формирования познавательной активности школьников».

Все большее значение получает образовательная робототехника как новая технология обучения и инструмент подготовки инженерных кадров.Робототехника развивает учебно-познавательную деятельность учащихся,...

Создание проблемной ситуации на уроках математики как способ формирования познавательной активности школьников

Создание проблемной ситуации на уроках математики как способ формирования познавательной активности школьников...

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Литература и русский язык – особые предметы. Влияние их на развитие личности ребенка огромно. В методике преподавания литературы основное внимание уделялось и уделяется поискам путей литературов...