Программа факультативного курса "Обществознание: подготовка к ОГЭ"
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Дулова Инна Валерьевна

Курс «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. Занятия по подготовке к  ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к основному государственному экзамену выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на  повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, отработку навыков выполнения заданий в форме ОГЭ.Курс «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. Занятия по подготовке к  ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к основному государственному экзамену выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на  повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, отработку навыков выполнения заданий в форме ОГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Похожее изображение 

Российская Федерация

Иркутская область

Муниципальное образование «Братский район»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Илирская средняя общеобразовательная школа № 1»

665746, Иркутская область, Братский район, с. Илир, ул. Кирова, 16, e-mail: ilirshool1@mail.ru

РАССМОТРЕНО

Принято

Заседание ШМО учителей гуманитарного цикла

МКОУ «Илирская  СОШ №1»

Протокол № 3

от «08» ноября 2017 г.

Руководитель МО

Ф.И.О. ______Панова И.В.

УТВЕРЖДЕНО

от «09» ноября 2017г.

Директор

МКОУ «Илирская  СОШ №1»

Ф.И.О.   ______ / Дрягина М.Ф.

Программа факультативного курса

«Обществознание: подготовка к ОГЭ»

для обучающихся 9 класса

Образовательная область: «Общественно-научные предметы»

Разработал:

Дулова Инна Валерьевна

учитель истории и обществознания ,

I квалификационной категории.

2017г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» составлена на основе следующих документов:

-федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);
-демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по обществознанию;
-кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения  основного государственного экзамена по обществознанию;
-спецификации контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по обществознанию.

Цели курса:

-целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – в форме ОГЭ;

-повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.

 

Задачи курса:

-повторение курса обществознания; -формирование умений и навыков  решения тестовых заданий;

-знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету;

-формирование позитивного отношения к процедуре ОГЭ по обществознанию.

Курс «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. Занятия по подготовке к  ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к основному государственному экзамену выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на  повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, отработку навыков выполнения заданий в форме ОГЭ.

Программа курса рассчитана на 33 часа.

Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги.
Формой итогового контроля является тренировочный экзамен и самоанализ. 

Предусмотрены следующие формы организации работы:

1. теоретический блок, посвященные логическим приемам и процедурам мышления;
2. практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ОГЭ.

В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п.

Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал. Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. 
Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса. 

Планируемые результаты освоения учебного курса

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать/понимать

биосоциальную сущность человека

основные этапы и факторы социализации личности

место и роль человека в системе общественных отношений

закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

основные социальные институты и процессы

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

особенности социально-гуманитарного познания

Уметь

характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для

самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации

оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации

решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности

ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции

предвидения возможных последствий определенных социальных действий

ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.

В результате прохождения курса «Практическое обществознание» у обучающихся формируются следующие умения:

Содержание курса

Курс «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» полностью отражает содержание учебных курсов Обществознание 8-9 классы и отвечает требованиям Кодификатора.

Раздел

Теория

Практика

Введение

Основные структурные и содержательные

характеристики экзаменационной

работы по обществознанию в форме ОГЭ

1

Общество и человек

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

Практикум: анализ двух суждений; сравнение; установление соответствия; выбор верных позиций из предложенного списка; установление фактов и мнений

2

Сфера духовной культуры

Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека.

наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, ее роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы

Практикум: анализ двух суждений; сравнение; установление соответствия; выбор верных позиций из предложенного списка; установление фактов и мнений

3

Экономическая сфера

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Экономические цели и функции государства. .Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Практикум: анализ двух суждений; сравнение; установление соответствия; выбор верных позиций из предложенного списка; установление фактов и мнений

4

Социальная сфера

Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Семья как малая группа. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ. Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Практикум: анализ двух суждений; сравнение; установление соответствия; выбор верных позиций из предложенного списка; установление фактов и мнений

5

Сфера политики и социального управления

Политика, ее роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство,

политические режимы.

выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, ее субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление

Практикум: анализ двух суждений; сравнение; установление соответствия; выбор верных позиций из предложенного списка; установление фактов и мнений

6

Право

Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребенка.

гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы

Практикум: анализ двух суждений; сравнение; установление соответствия; выбор верных позиций из предложенного списка; установление фактов и мнений

7

Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ОГЭ

Задание ориентировано на

проверяемое умение:

- задание на сравнение;

- задание на установление соответствия;

- задание на выбор верных позиций из списка;

- задание на установление фактов и

мнений.

Задание ориентировано на

проверяемое умение:

- задания на анализ источников.

Практикум: анализ различных источников

8

Итоговый контроль

Итоговый контроль

Выполнять задания разной сложности, знаний и умений - тестовый контроль и решение ситуативных задач


Список литературы

1. ОГЭ- Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2017.

3. Основной государственный экзамен 2017. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2015.

4. ОГЭ-20___: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2016.


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал

http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса "Подготовка учащихся 9 класса к ГИА по математике"

     Факультативный курс «Подготовка учащихся 9 класса к ГИА» входит в образовательную область «Математика» и представляет углубленное изучение теоретического материала укр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ПОДГОТОВКА К ЕГЭ» 11 класс

   Программа предназначена для подготовки учащихся 11 класса к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ и рассчитана на 35 часов. Она содержит систематизацию и обобщение знаний уч...

Программа факультативного курса «Подготовка к ЕГЭ по математике» для учащихся 10-12 классов

   Данный курс предназначен для учащихся 10-12-х класса и рассчитан на 102 часов. Разработка программы данного курса отвечает как требованиям стандарта математического образования, та...

Программа факультативного курса "Подготовка к ГИА"

Факультативный курс «Подготовка учащихся 9 класса к ГИА» входит в образовательную область «Математика» и представляет углубленное изучение теоретического мат...

Программа факультативного курса подготовки к ОГЭ (базовый уровень) по математике.

Программа расчитана на два года факультативного курса .Аппробирована на учениках,успешно сдавших ОГЭ в этом году....

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА : «ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ-ОГЭ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК).

Факультативный курс способствует индивидуализации процесса обучения. Он ориентирован на удовлетворение потребностей обучающихся в изучении английского языка, способствует развитию познавательной актив...