Деловая игра " Я в мире толерантности"
план-конспект по обществознанию

ХОРОШЕВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА

Формировать толерантность детей и подростков, на мой  взгляд, возможно, используя модели различных комплексных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_v_mire_tolerantnosti.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект воспитательного события

Учитель: Хорошева Людмила Алексеевна,

заместитель директора по учебно – воспитательной работе, учитель истории и обществознания.

МКОУ «СОШ с.Макарово» Киренского района, Иркутской обл.

Форма события: деловая игра

Тема события: «Я в мире толерантности»

Цель воспитательного события: 

формирование толерантного сознания учащихся как готовности и способности обучающихся к саморазвитию.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности с целью формирования гражданской ответственности;
  2. содействовать развитию способности активно познавать себя и других людей для развития чувства эмпатии;
  3. создать условия для формирования у учеников адекватного отношения к праву любого человека выражать свою индивидуальность.

Участники: обучающиеся 7-8 классов

Планируемые результаты:

1)познавательные:  учащиеся научатся давать оценку информации,

самостоятельно создавать способы решения проблемных ситуаций, осуществлять

стабилизацию эмоционального состояния для решения поставленных задач;

2) личностные: получат  начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, научатся уважительному отношению к иному мнению, получат возможность для развития этических чувств: доброжелательности, отзывчивости, милосердия;

3) коммуникативные: получат возможность участвовать      в      диалоге,

сотрудничать с одноклассниками, формулировать собственное мнение и позицию,

задавать уместные проблемные вопросы, точно выражать свои мысли;

4) регулятивные: получат возможность определять цель и составлять

план выполнения задания, осуществлять контроль  результата,  применять  навыки

саморегуляции.

Направления деятельности обучающихся: 

  • познавательная деятельность;
  • проблемно-ценностное общение.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, дифференцированно-групповая, кооперативно-групповая.

Виды учебно-познавательной деятельности обучающихся: наблюдение, решение познавательных проблем, систематизация знаний, диалог, беседа.

Оформление, оборудование, инвентарь:  листы А4, фломастеры, клей,  трафареты футболок, , диск с релаксационной музыкой и звуками природы. 

Оборудование: Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация Мicrosoft Office Power Pont 2007.

Ход реализации

І.Организационный момент.

 - Здравствуйте, друзья, я приветствую вас на нашем очередном мероприятии.

«Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно». (На фоне музыки)

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.

Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите пение птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.

Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, в этом кабинете, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение. С таким же отличным настроением мы поработаем на протяжении всего мероприятия.

ІІ. Сообщение темы и задач мероприятия.

 Бернард Шоу однажды сказал (учитель обращается к эпиграфу на доске):  «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

Тема нашего занятия: «Я в мире толерантности». Сегодня мы с вами выясним, что значит быть толерантными, насколько мы толерантны в общении друг с другом и зачем  необходимо быть толерантным человеку.

       Для начала обратите внимание на правила, которые должны соблюдаться в течение всего занятия.

Правила:

1. Не нужно оценивать друг друга;

2. Надо относиться  друг к другу с уважением, доброжелательно;

3. Нельзя рассказывать за стенами класса о том, что говорили о себе и как проявляли себя на занятии твои сверстники;

4. Нельзя проявлять агрессию;

5. Необходимо слушать друг друга (говорить по одному).

ІІІ. Погружение в новый материал.

   

1.История понятия «толерантность».

Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность имеет свою историю.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связано понятие «толерантность».

2.Этимология  понятия «толерантность  и его значение.

  - Для этого я вам предлагаю поработать со «Словариками толерантной личности»

Слово «толерантность» лучше всего переводится как «терпимость». Это - способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности. Главная причина нетерпимости в мире - различия между людьми - различиям во внешности, языке, взглядах и т.д.

Понимание толерантности в разных языках неоднозначно.

В английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь».

Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов».

В китайском языке быть толерантным - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».

В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим».

В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

В русском языке термин толерантность использовался, в основном, в медицине как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-то неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А термин «терпимость» (способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей) не включал до последних пяти – семи лет в себя все значения, присуще толерантности.

На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Семь основных принципов толерантности:

Уважение человечекого достоинства всех без исключений людей.

Уважение различий.

Понимание индивидуальной неповторимости.

Взаимодополняемость как основная черта различий.

Взаимозависимость как основа совместных действий

Культура мира.

Сохранение памяти.

 Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий. 

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность

 Толерантность – это важное качество современной личности и успешного человека. Быть толерантным – значит проявлять позицию терпимости и доверия, уважения и внимания к людям, готовность и способность понять проблемы другого человека и принимать его таким, какой он есть, умение мириться с чужим мнением и быть снисходительным к поступкам других людей.

Интолерантность – от лат. (into-lerantia - непереносимость, нетерпимость) - состояние сниженной переносимости каких-либо факторов.

 3. - Вы заметили, сколько значений вмещается в понятие «толерантность». Сейчас мы с вами будем работать с таблицей, в которую распределим качества толерантной личности и  интолерантной личности( карточки).

             Толерантная личность

           Интолерантная личность

Уважение мнения других

Доброжелательность

Желание что-то делать вместе

Понимание и принятие

Чуткость и любознательность

Снисходительность

Доверие

Прощение

Умение владеть собой

Уравновешенность

Непонимание

Игнорирование

Эгоизм

Раздражительность

Равнодушие

Цинизм

Пренебрежение

Нетерпимость

Агрессивность

Вспыльчивость

4.Ребята, обратите внимание на сигнальные карточки, на которых изображены солнце, облако и туча. Солнце – толерантная личность, всегда проявляющая записанные в таблице качества; облако – человек, сочетающий в себе  качества и толерантности и интолерантности; туча – человек в большей степени интолерантный, часто проявляющий качества интолерантной личности. Оцените себя с позиции толерантности, поднимите вверх ту карточку, которая по вашему мнению вам подходит. При этом будьте максимально честными с  самими собой. (Обсуждение с детьми их выбора). 

Описание: 24.gif                                                         Описание: 72.gif

    - Мы не в полной мере являемся толерантными и нельзя в одночасье сделаться таковыми, невозможно  в одно мгновение изменить свое поведение и поведение других людей, и не надо себя корить за это. Однако надо учиться  быть терпимыми, уважительными и милосердными по отношению к другим людям. Это очень важно в современном мире.

5.Однако сейчас мы можем сделать первый шаг в этом направлении, итак, начинается наша история об индейском  племени «Мудрых команчей».

         На самой высокой горе острова всегда горел костер. Давным-давно его зажгли старейшины племени команчей. Островитяне очень берегли его. Они верили, что пока горит огонь Большого костра, между племенами не будет войн, в океане не переведется рыба, все будут здоровы и счастливы. Пламя Большого костра островитяне берегли как зеницу ока. Знаете, как? Они установили круглосуточное дежурство. Каждый взрослый житель острова обязан был раз в несколько месяцев дежурить у Большого костра, поддерживая огонь. И вот наступило дежурство нашего Соколиного Пера. Он шел на него спокойно: не в первый раз. "И не в последний",- думал он про себя. Увы... Во время своего дежурства Соколиное Перо любил лежать у Большого костра и смотреть в ночное звездное небо. Звезд было так много, и они были такими яркими и красивыми... Так было и в этот раз. Вдруг он увидел, что одна из звезд стала падать, падать и скрылась в океане. За ней другая, третья... Начался настоящий звездный дождь. Соколиное Перо вскочил на ноги и стал завороженно смотреть на падающие звезды. Зрелище было таким красивым, что невозможно было отвести взгляд. Соколиное Перо забыл обо всем... А когда спохватился, было уже поздно. Большой костер погас. Очень быстро весть разнеслась по всему острову и каждый из жителей узнал о том, что Большой костер погас…

Как вы жители племени должны отреагировать на происшедшее?

Что должны сказать Соколиному Перу?

Как должны отреагировать на его поведение? (групповое обсуждение ситуации).

-  Как вы считаете должны ли жители острова проявить толерантность по отношению к Соколиному Перу?

- Зачем нужно человеку быть толерантным?

- Есть ли способ возродить Большой костер?

- Как помочь жителям острова?

  6.- Сейчас я предлагаю вам разобрать несколько ситуаций. Обязательное условие данного задания –  толерантное разрешение проблемы, содержащейся в ситуации.

 

Ситуация 1. На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Ваша реакция…

Ситуация 2. Вы с другом (подругой) стали свидетелями оскорбления человека. Как вы поведете себя в данной ситуации?

Ситуация 3. Вы с подругами пришли на рынок за фруктами. Продавец, молодой человек, начал вам оказывать знаки внимания, делать комплименты, предлагать встретиться. Но у вас уже есть свои кавалеры. Как вы поступите?

Ситуация 4. Ваши соседи – люди, принимающие каждый день гостей. Из-за стены весь вечер слышатся громкая музыка и веселый смех. Вам хочется провести вечер в тишине. Ваши действия?

Ситуация 5. Вас пригласили в кино, но у вас другие планы. Вежливо откажитесь, проявляя толерантность.

Ситуация 6. Классный руководитель объявил ребятам, что удалось достать 18 билетов на спектакль. А в классе 35 человек. Естественно на эту новость дети отреагировали по-разному. Как толерантно разрешить эту проблему? 

7. Игра «Оставаться самим собой»

В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся не толерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный флажок, если вам подходит первое выражение, белый– второе.

1.Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.

2.Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.

3.Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.

4.Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

1.Ты устраиваешь истерику.
2. Ты идешь с ними гулять.

            5. Ты считаешь, что один товарищ тебя предал...

а) Ты мстишь ему.

б) Ты пытаешься объясниться с ним.

  6. Ты не согласен с кем-то...

а) Ты не даешь ему говорить.

б) Ты все-таки слушаешь его.

 7. В классе ты уже ответил...

а) Тебе хочется отвечать еще, и ты перебиваешь другого.

б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.

          8. Саша плохо одет...

1.Это неважно.

2.Ты подсмеиваешься над ним.

           9. Пожилая женщина медленно идет.

1.Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

2.Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

           10. Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой...

1.Ты говоришь, что все девочки – нули.

2.Ты разговариваешь с ней.

         11. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком...

1.Ты говоришь, что все мальчики – нули.

2.Ты разговариваешь с ним.

          12. К тебе подходит ребенок-инвалид...

1.Ты естественным образом разговариваешь с ним.

2.Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

8.Создание собственной модели толерантного поведения.

 - Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Склонность вести себя толерантно – это проявление воспитанности. Предлагаю вам создать модель толерантного поведения.

Перед вами  трафареты футболок, разделенных на половинки. Каждый участник должен раскрасить трафарет и написать вывод – слоган. (Слоган – термин, пришедший в русский язык из английского. Слово древнее, происходит из гаэльского языка, где означало «боевой клич» или призыв к чему-либо). Получившиеся половинки футболок приклеиваются затем на лист ватмана, соединяясь, чтобы получилась целая футболка. Получившийся коллаж закрепляется на доске.

ІV. Подведение итогов.

1. - У вас получились прекрасные модели толерантной личности, и вы сделали большой шаг к тому, чтобы стать добрее, терпимее, уважительнее к окружающим вас людям. Бернард Шоу однажды сказал (обращается к эпиграфу на доске):  «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». Как вы понимаете выражение «научиться жить на земле, как люди»? (рассуждения детей).

Все, что мы услышали и увидели, наверное, помогло разобраться в своём отношении к людям, сверстникам  и понятию толерантности. Благодарим всех за активное участие. Думаем, что мероприятие оставило глубокий след в душе каждого из вас, помогло  всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость – это необходимое условие для  счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе. Я думаю, мы научимся так жить, правда? 

2. Учащиеся читают стихотворение

Толерантность - это дружба,
Труд и уважение.
И для нас она не служба,
А одно спасенье.

Толерантным будь всегда!
Ненависть откинь ты.
И гуманность навсегда, 
Закрепи ты в мире.

Совладать сумей с собой,
Слушай своих близких.
В мире мы живем семьей,
Нет поступкам низким!

Доверяй своим друзьям!
Будь, терпим и вежлив!
Не кричи по пустякам!
Не кати ком снежный!

Кто в беде покинет друга,
Сам узнает горечь бед,
И на сердце будет вьюга, 
Если дружбы в сердце нет!

V. Рефлексия  

  1. На столах у вас есть карточки с изображением солнца, облака и тучи. Если вам понравилось наше занятие, и вы чувствовали себя хорошо, прикрепите солнышко, а если тебе было не интересно – облако, грустно – тучу.
  2. «Техасские объятия» Все  встают  в круг лицом внутрь очень  тесно  друг другу. Затем  кладут  друг  другу  на плечи  руки, поднимают правую руку и вытягивают  ее к центру  круга и по команде  ведущего все  делают  шаг внутрь.
  3. Демонстрация видеоролика «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».
  4. Учитель дарит учащимся и  гостям мероприятия буклеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по толерантности (с 14 лет) . Деловая игра "ВСЕЛЕННАЯ"

Подробная разработка известной деловой игры "ВСЕЛЕННАЯ"для подростков. В разработке: сценарий, презентация с анимацией. Эмоциональная игра  для глубинного осознания толерантности. Рекомендую...

Деловая игра "В мире профессий"

Деловая игра – это имитационная модель, воспроизводящая реальные объекты и события, служащая средством эффективного усвоения полученных знаний и непосредственного перехода от учебы к практике.Деловая ...

Сельское хозяйство мира. Деловая игра-проект в группах.

Деловая игра- проект «Создание посреднической фирмы по закупке сельскохозяйственной продукции для России»....

Деловая игра "Тест на толерантность"

Актуализировать и развивать толерантное самосознание педагогов-психологов смоделировать профессиональную деятельность педагогов с ипользованием методов активного обучения....

Деловая игра "В мире профессий"

Конспект профориентационного мероприятия с обучающимися 6 классов....

ИНТЕГРИРОВАННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ ДЕЛОВАЯ ИГРА «В МИРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Коллектив учителей разбивается на две группы путем жеребьевки, получает задания на каждом этапе и работает в сотрудничестве. После каждого этапа следует обсуждение и комментирование, выслушиваются раз...

Конспект деловой игры «Связная речь и познание мира»

Цель: уточнение знаний и умений педагогов по проблеме познавательно – речевого развития детей.Задачи: 1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников...