Трудности на пути подготовки к ЕГЭ по обществознанию
статья по обществознанию (11 класс)

Миронова Анастасия Стефановна

В данной статье я рассмотрела основные трудности подготовки к ЕГЭ по обществознанию и предложила возможные варианты их решения. Данная статья будет полезна как начинающим учителям обществознания, так, возможно и опытным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трудности на пути подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Миронова А.С.

Выступление на МО учителей истории, географии и биологии.

Джон Дьюи, американский философ и педагог еще в начале 20 века сказал.

«Добрая  школа – это хорошо. Умная  школа - это великолепно. Но  ребенок  должен  быть  еще и подготовлен  к  жизни»

И передо мной, как и перед всеми учителями, работающими в старших классах стоит проблема. Готовить к жизни, воспитывать, или готовить к ЕГЭ? Ответ очень прост: необходимо делать все одновременно!

   Академик  РАО Л.Н.Боголюбов, автор учебников по обществознанию, назвал  ЕГЭ «термометром, который показывает уровень усвоения наших предметов». И несмотря на неоднозначные мнения наших коллег о ЕГЭ надо признать, готовить к ЕГЭ необходимо, пусть на этом пути и встречаются многочисленные трудности.

Тема данного выступления «Трудности на пути подготовки к ЕГЭ по обществознанию» как - раз и затрагивает проблемы в подготовке к ЕГЭ по  обществознанию. Я также предложу возможные пути их решения. Почему эта тема так важна? Конечно потому, что это самый многочисленный по количеству учащихся экзамен по выбору как показывает статистика (т.к. очень многие вузы включили ЕГЭ по обществознанию в конкурсный отбор).  ЕГЭ по обществознанию сдают на многие специальности — на экономику, юриспруденцию, государственное управление, таможенное дело, архитектуру и другие специальности гуманитарного и социально-экономического профиля. И согласитесь, учитель обществознания несет ответственность за то, как учащиеся сдадут ЕГЭ, а значит и за  их будущее.

Все трудности я разделила на 2 группы: «трудности школы и учителя», «трудности учащихся». Сразу хочу обратить ваше внимание на то, что это не все трудности, их больше, но расскажу о самых актуальных, с моей точки зрения.

Начнем с 1 группы

Проблема 1:  огромный поток необходимой информации, которую учащимся следует  усвоить  при ограниченности часов. Курс обществознания содержит 5 блоков, которые являются самостоятельными науками (философия, эк, социология, политология, право). Как же быть? И тут выход один: подготовка к ЕГЭ должна проводиться постоянно, став частью планомерного использования тестов в течение всего периода школьного обучения. Я это делаю с учащимися на уроках  обществознания, начиная с 5 класса. Вопросы заданий выстраиваю так, чтобы заставить учащихся задуматься, высказать свою точку зрения на проблему. Только тогда будет развиваться мышление. При подготовке пользуюсь педагогическими приемами, например, таким приемом, как кроссенс, с помощью которого учащиеся могут понять, и запомнить даже большие объемы материала.

Проблема 2:  существование негативной практики «натаскивания», преимущественно к  заданиям частей 1 и 2, При этом, присутствует сжатость и конспективность, а учащиеся как бы запоминают возможные ответы. В этом отношении страдает работа с учащимися, направленная на формирование умений выявлять причинно-следственные связи, закономерности. Подготовка не должна сводиться лишь к натаскиванию. Учащиеся прежде всего должны понимать материал, уметь приводить примеры, анализировать, выстраивать причинно-следственные цепочки.

Трудность 3. большое количество существующих учебников по обществознанию, которые не всегда соотнесены с ЕГЭ. Как можно преодолеть эту трудность? Не ограничиваться учебником. Существует множество различных справочников и дополнительной литературы, которые можно использовать.

Трудность 4. Справочники. Множество справочников написаны таким сложным и заумным языком, что заниматься по ним практически не возможно. Многие из них пишут авторы старой закалки, которые живут в своем взрослом мире, не похожем на мир старшеклассников. Часть справочников может содержать ошибки. Поэтому, прежде, чем советовать какие либо, учитель сам должен их проштудировать, или давать материал выборочно, с осторожностью выбирать пособия для подготовки. Для меня существует 2-3 пособия, которые дополняют друг друга, написаны вполне понятным для учеников языком, и их можно использовать пусть, и не полностью.

Что же требуется от нас, учителей, для того, чтобы экзамен не воспринимался учащимися как кошмар, а как вполне реально и во многом успешно преодолимое испытание?

Проанализировав свой пусть и не большой, 10 летний опыт подготовки к Егэ, опыт коллег-предметников, много перечитав, я сформировала рекомендации работы. 

1.  постоянство подготовки

2. включать практически в каждый урок заданий Егэ, отработка алгоритма выполнения заданий ЕГЭ. Знание типовых конструкций помогает учащимся почти не тратить время на их понимание, следовательно, снимается извечное напряжение и предэкзаменационный стресс.

3. отработка умений высказать свою точку зрения на проблему.

4.  постоянный  тренинг  по заданиям  ЕГЭ  прошлых  лет,  самостоятельно  придуманным  мною и учащимися, тестам  из учебных   пособий.

5. важным моментом подготовки к ЕГЭ по  обществознанию считаю работу над понятиями. С этой целью на каждом уроке провожу игру «вопрос – ответ». «экзамен». Учащиеся задают друг другу вопросы, связанные с определением понятий, на которые сами должны знать ответ или «тянут билет» с понятием. Школьники при этом запоминают многие термины  и показывают  неплохие результаты на ЕГЭ.

6. во время практических занятий обсуждаю так называемые трудные вопросы. Не нужно бояться перегрузить память учащихся излишней информацией, нужно бояться недодать необходимой.

Трудности учеников

               1 Трудность. Среди выпускников распространено ошибочное мнение, что обществознание — один из самых легких предметов. Многие из них уверены, что по нему-то уж можно "что-нибудь наболтать". Ученики опираются на свой опыт устных ответов в классе, где действительно можно наговорить много, а учитель сам вычленит из сказанного верный ответ. На ЕГЭ же, где даже развернутые ответы 2 части  состоят всего из нескольких предложений, невозможно "наболтать", а  нужно давать четкие ответы.

2 проблема: ЕГЭ это стресс для многих учащихся, я бы назвала эту проблему психологической. Сколько раз такое было, ребенок прекрасно решает тренировочные задания, знает материал, прекрасно пользуется понятийным аппаратом, но на экзамене, находится в ступоре, чувствует страх и не получает быллы. Мы не учителя психологи, но можем создать ситуацию успеха, внушить уверенность. Например, при подготовке акцентировать внимание на достоинствах, знаниях, которые точно сформированы, уделяя при этом внимание и минусам, но предлагая пути решения. Главное при этом, не перехвалить.

3 трудность Низкая  мотивация учащихся, которая чаще наблюдается в общеобразовательных классах, чем в профильных из-за разноуровневых интересов и знаний.  Как преодолеть эту проблему? Сделать изучение обществознания интересным для учащихся. Находить связи с их жизненным опытом и интересами учащихся, показать необходимость получения этих знаний для жизни, а не только для ЕГЭ. (например, учащиеся внимательно и с удовольствием изучают тему Предпринимательство и составляют бизнес план, или Мероприятия государства в отношении семьи и молодежи, это, то, что им интересно.

4. трудность. В Егэ есть вопросы, где нужно приводить примеры, из истории, литературы, СМИ, или, например, жизненного  опыта. Возникает такая проблема как узкий кругозор учащихся. У многих он сводится лишь к школьной программе по литературе и истории. Поэтому еще с 5-6 класса, по обществознанию я стараюсь давать в качестве домашнего задания проекты, небольшие сообщения на различные темы и из различных источников. На уроках сама привожу примеры, что вы могли видеть в моем уроке «Искусство и его функции».

Проблема 5 связана  с ОЧЕНЬ поздним выбором предмета. Складывается вот такая, всем знакомая ситуация. 

Для решения этой проблемы необходимо вести индивидуальную работу с учащимися и родителями. Обьяснить, что к Егэ не возможно подготовиться за 3 месяца.

Какие советы я даю своим ученикам, для преодоления трудностей?

"Не стоит недооценивать этот экзамен. Первый совет: выбирая этот предмет, объективно оцените свои знания. Относитесь к обществознанию как к точной науке.

Второй совет: учите терминологию и тренируйтесь мыслить логически. Все типы заданий описаны в материалах ФИПИ.

Третий совет: с осторожностью выбирайте пособия для подготовки: ряд из  них использует неупотребляемую терминологию и понятия.

Четвертый совет: недостаточное количество часов можно компенсировать только одним — самостоятельной дополнительной подготовкой к ЕГЭ по обществознанию.

Итак, подведем итог.

Но несмотря  на все недостатки вышеназванной формы итоговой аттестации, ЕГЭ по  обществознанию, в отличие от точных и естественных наук рассчитан не на простое зазубривание фактов, понятий, явлений общественной жизни, не на механический выбор ответов, а на выражение собственного «Я», выработку своего мировоззрения, формирование творческого мышления. И наша задача, задача школы,  задача учителей готовить к Егэ, готовить к жизни, готовить к будущему. И самое главное:

Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ - это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному  на  активную  подготовку  к  экзамену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика и практика подготовки к ЕГЭ по обществознанию: проблемы и трудности

Данный материал отражает первые впечатления от проблем, связанных с подготовкой к ЕГЭ по обществознанию (2010)...

Разработка методики преподавания английского языка с 1-2 класса средней школы и как преодолеть трудности на пути изучения английского языка.

    Тема моей  работы по самообразованию – «Раннее обучение  детей  английскому  языку  с  1-2 класса начальной школы». Актуальность исследований в данно...

«Адаптация учащихся при переходе в новую школу: трудности и пути их решения»

laquo;Адаптация учащихся при переходе в новую школу:трудности и пути их решения»...

Особенности обучения иностранным языкам школьников младшей и основной школ. Трудности и пути их преодоления.

Актуальность рассматриваемой проблематики обусловлена тем, что существует противоречие между необходимостью приобретения навыков иноязычного общения у учащихся и трудностями, возникающими во время это...

Разработка методики преподавания английского языка с 1-2 класса средней школы и как преодолеть трудности на пути изучения английского языка.

    Раннее обучение  детей  английскому  языку  с  1-2 класса начальной школы». Актуальность исследований в данной области состоит  в том, чтобы по...

Статья “Преподавание физики в современной школе. Трудности и пути их преодоления”

Преподование современной физики, какое оно? Учащийся должен вызубрить множество формул или разобраться в окружающем мире с точки зрения физики?...

Типичные трудности учащихся при подготовке к ЕГЭ по английскому языку и пути их преодоления

Подготовка к ЕГЭ по английскому языку является одним из основных направлений работы учителя в школе, но зачастую учащиеся сталкиваются с трудностями при выполнении заданий.Целью данной работы является...