Разработка урока "Социальная сфера общества"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

Катышева Ольга Тимофеевна

Разработка создана для 11 класса общеобразовательной школы. Элементы урока могут использоваться при изучении других тем курса обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sotsialnaya_struktura.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по обществознанию по теме «Социальная структура общества» (11 класс)

Тема урока: Социальная структура общества.

Тип урока: изучение новых знаний

Цель урока: Сформировать представление о сущности социальной структуры общества как об определённом способе связей и взаимодействий различных социальных групп и социальных общностей.

Задачи:

1. предметные:

-  раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знаний: социальная структура, социальная группа, страта, социальная дифференциация, социальная мобильность, «социальные лифты»;

-  познакомить с критериями выделения основных социальных групп, определить их многообразие в современном мире;

-  выявить причины социального неравенства;

-  определить особенности и способы социального расслоения общества на основе различных систем социальной стратификации;

- охарактеризовать основные виды социальной мобильности и каналы на нее влияющие.

2. метапредметные:

- продолжить формирование логического мышления, умения классифицировать факты, давать характеристику обществоведческим понятиям;

- развивать навыки работы в группах, развивать способность работы в коллективе;

- развитие умения сравнивать, выделять главное в тексте документа; делать выводы.

- сформировать умение анализировать социальную структуру  общества.

3.личностные:

- сформировать личностное отношение учащихся к проблемам социальной организации, социального неравенства;

- воспитание чувства ответственности по отношению к принимаемым решениям;

- воспитать чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке.  

- воспитывать уважительное отношение к людям разных социальных слоев.                                

Оборудование урока:  учебник, материалы с выдержками из источников, мультимедийная система.


Ход урока.

(1) Организационный момент: приветствие учащихся, проверка готовности класса к уроку. Мотивация к восприятию нового материала: прежде чем перейти к изучению новой темы, учащимся даётся задание, попробуем определиться с тем, «из кого состоит ваш школьный коллектив». Данное задание необходимо для определения неоднородности общества, что подводит учащихся к наличию в нем конкретной структуры (строения) предлагается образовать группы по принципу последнего разделения (кто сидит на первом ряду, кто на втором)

 (2) Изучение нового материала: Что показала наша  с вами небольшая игра? (делают выводы, обобщаем) Равны ли люди сегодня? Современное общество, какое оно? Выскажите свои суждения.

Происходит обобщение ответов учащихся, определение темы урока, вывод ее на доску, Слайд1.

ПЛАН

1) Понятие социальной структуры.

2) Многообразие социальных групп.

3) Социальная дифференциация.

4) Социальное неравенство.

5) Социальная стратификация.

6) Социальная мобильность и «социальные лифты»

     Вводится понятие «социальная структура» - (от латинского structura – «строение») – внутреннее строение общества, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих в нём социальных групп (Слайд № 2). Учитель дает краткую характеристику и пояснение данному определению. Вопрос: по каким критериям делятся люди на группы и имеется ли возможность перехода из одной социальной группы в другую?

     Ключевым понятием социальной структуры выступает социальная группа - любая совокупность людей, выделенных на основе определённого социально значимого критерия (национальность, пол, возраст, профессия, уровень дохода, образование, религия и т. д.). (Слайд 3). На основе отдельных признаков выделяют следующие типы (формы) социальных групп и общностей:

а) этносоциальные (нации, народности, племена);

б) социально-классовые (социальные слои, классы, сословия, касты);

в) социально-демографические (половозрастные группы);

г) социально-профессиональные (группы, связанные с родом занятий);

д) социально-территориальные (жители населенных пунктов, регионов) (слайд 4

   

Учитель говорит о многообразии различных социальных групп, подводит к термину  «социальная дифференциация» - процесс разделения общества на группы, занимающие определенное место в социальной структуре (Слайд 5). Выделяют следующие критерии социальной дифференциации. (Слайд 6).  Мы можем говорить о том, что люди в этих различных группах равны между собой? (Слайд 7)  Социальное неравенство - определение. 

Задание. Работа в группах: выявить причины социального неравенства (каждой группе назвать причину, а также привести пример иллюстрирующий данную причину). Заслушав ответы учащихся, учитель говорит о том, что различие групп по принципу неравенства называется социальной стратификацией (Слайд 8-9-10).

      Выделение страт позволяет представить социальную структуру общества более детально. Так, например, внутри одного социального слоя, общественного класса можно выделить верхний, средний, нижний слои. (Предприниматели: крупные – банкиры, средние – владельцы магазинов, мелкие – владельцы автомоек).

Задание для групп. Существует два подхода к анализу социальной стратификации. ( 11 слайд). Проанализировать содержание текса и ответить на вопросы.

Вопросы и задания для групп (Слайд 12). Обобщение и вывод по анализу текста. (Слайд 13, 14)

       Вопрос учащимся. Как вы думаете, в современном мире люди могут перемещаться из одного социального слоя в другой? Вопрос о сотовом телефоне. Почему связь называется мобильной. Обобщаются ответы, (Слайд 15).  В современном обществе активно работает социальная мобильность – переход людей из одной социальной группы в другую. Всегда ли так было? (КАСТЫ, феодальное общество) (Слайд 16-17). Существует горизонтальная и вертикальная мобильность. Горизонтальная – процесс перехода из группы в группу без изменения социального положения. Учащиеся приводят примеры (переход из одного гражданства в другое, из одной семьи в другую и др.). Вертикальная – переход вверх или вниз по ступеням социальной лестницы. Различают восходящую (направленную вверх) и нисходящую (направленную вниз) социальную мобильность. (Слайд 18).

Задание группам:  привести примеры вертикальной и горизонтальной мобильности.

        Вопрос группам: как вы думаете, в современном обществе существуют такие каналы, благодаря  которым человек может быстро поднять свой социальный статус? Отвечают, учитель обобщает.

  Перемещениям людей из одних социальных групп в другие способствуют каналы социальной мобильности («социальные лифты» (Слайд № 19). По мнению П. Сорокина ими могут быть армия, церковь, школа. Слайд 20 Учащиеся приводят примеры, подтверждающие существование «социальных лифтов» (армия – карьера Наполеона; церковь – карьера патриарха Кирилла; школа – ваша учебная карьера). Кроме этого, выделяют такие «лифты» как, брак, бизнес (предпринимательство). Например, деревенская девушка приехала в город и вышла замуж за предпринимателя; приобретение недвижимости говорит о повышении социального статуса.

      (Слайд 21-22) Помимо этого социологи выделяют также маргинальные группы и люмпенов. Социальная мобильность может сопровождаться люмпенизацией и маргинализацией

Маргиналы (от лат. margo — край) - лица, социальные группы, находящиеся на границе социальных групп, вне характерных для данного общества рамок социальных отношений, норм, традиций. Примеры: безработные, инвалиды, иммигранты, сельские жители, переселившиеся в город. Люмпены (от немецкого lumpen – «лохмотья») - люди, опустившиеся на дно социальной жизни. Учащиеся приводят примеры люмпенизированных слоев (бомжи, нищие, наркоманы и т. д.).

 (3) Рефлексия:

     Подводятся итоги урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из слайда презентации (Слайд 23)

  • Сегодня я узнал ...
  • Было интересно ...
  • Испытывал затруднения ...
  • Я выполнял задания ...
  • Я понял, что ...
  • Теперь я могу ...
  • Я приобрел ...
  • Я научился ...
  • Я смог ...
  • Меня удивило ...
  • Урок дал мне для жизни …
  • Мне захотелось ...

 (4) Подведение итогов урока:

     Оценка деятельности  учащихся  за работу в группах. Критерии: содержательность, аргументированность, новизна, степень активности.

Показ видеоролика «Твори добро».

(5) Домашнее задание (по выбору):  слайд 24

1. Эссе по высказыванию О. де Бальзака «Возможно, равенство – это право, но никакая сила на земле не сделает его фактом»

2. § 12, письменно в тетради выполнить задание 2, стр.145 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные тесты по обществознанию в 10 классе по теме "Политическая сфера общества"

Контрольные тесты по обществознанию в 10 классе по теме "Политическая сфера общества"....

Социальная сфера общества. Урок обобщения и систематизации знаний об обществе.

Цель урока - обобщить знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....

«Обществознание», 8 класс Итоговый урок по разделу «Экономическая сфера общества»

«Обществознание», 8 класс. Итоговый урок по разделу«Экономическая сфера общества»...

Духовная сфера общества

Духовная сфера общества Презентация к уроку обществознания 6 класс . Учебник  Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 6 класса/ А.И. Кравченко, Е.А.Певцова.- 2-е изд.-М.: ОО...

Дидактические материалы по теме: "Общество и природа. Основные сферы общества"

Разработка тестовых заданий для подготовки к ЕГЭ по обществознанию по теме: " Общество и природа. Основные сферы общества"...