Методическая разработка урока в 7 классе "Деньги и их функции"
методическая разработка по обществознанию (7 класс)

Викулова Ирина Геннадьевна

    Методическая разработка предназначена для учителей обществознания. Она представляет собой комплекс практического материала к учебному занятию по обществознанию в 7 классе по теме «Деньги, их функции и виды».       Методическая разработка урока содержит задания различного уровня сложности и направлена на формирование экономических знаний и финансовой грамотности  учащихся, умению ориентироваться в условиях современной рыночной экономики. Представленные в данной методической разработке материал сочетает репродуктивные и творческие задания, проектную и игровую деятельность,  которые разрабатывались и проверялись на практике в течение нескольких лет. Данный, практический материал этих упражнений был составлен с учетом заданий ОГЭ и ЕГЭ  по обществознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka._vikulova_i.docx465.98 КБ

Предварительный просмотр:

Викулова И.Г

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе по теме:

«Деньги, их функции и виды»

Методические материалы к учебным занятиям

пгт. Советский

2021г.

Автор

Викулова Ирина Геннадьевна, учитель истории и обществознания Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Советский РМЭ»

Аннотация

    Методическая разработка предназначена для учителей обществознания. Она представляет собой комплекс практического материала к учебному занятию по обществознанию в 7 классе по теме «Деньги, их функции и виды».       Методическая разработка урока содержит задания различного уровня сложности и направлена на формирование экономических знаний и финансовой грамотности  учащихся, умению ориентироваться в условиях современной рыночной экономики. Представленные в данной методической разработке материал сочетает репродуктивные и творческие задания, проектную и игровую деятельность,  которые разрабатывались и проверялись на практике в течение нескольких лет. Данный, практический материал этих упражнений был составлен с учетом заданий ОГЭ и ЕГЭ  по обществознанию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………. с.2

Основная часть.

  1. Раздел. Методические рекомендации проведения урока. Информационно- методическое обеспечение…с.4
  2. Раздел. План проведения урока;

2.1. Программное содержание………………………………………………………………………………….с.5

2.2. Тема урока…………………………………………………………………………………………………..с.5

2.3. Тип и вид урока……………………………………………………………………………………………..с.5

2.4. Методическая цель…………………………………………………………………………………………с.5

2.5. Формы, методы и используемые педагогические технологии ………………………………………….с.6

2.6. Универсальные учебные действия………………………………………………………………………...с.7

2.7. Материально – техническое обеспечение…………………………………………………………………с.8

2.8. План урока. Технологическая карта урока…………………….………………………………………….с.9

 Заключение……………………………………………………………………………………………………………с.15

 Библиографический список………………………………………………………………………………………….с.15

 Приложение…………………………………………………………………………………………………………..с.17

.

Раздел 1.

Данная методическая разработка направлена на обучение школьников 7 класса основам финансовой грамотности, умению ориентироваться в условиях современной рыночной экономики и знанию её основных элементов.

    В эпоху глобальной информационной экономики, общество всё большее внимания уделяет финансовой грамотности учащихся, что, прежде всего, связано с повышением качества жизни граждан, и уровня его квалификации. Изменения, происходящие в экономике как в одном государстве, так и на международном уровне связывают и преобразование в  системе образования. Современному обществу нужны работники,  владеющие финансовой компетенцией, умеющие решать экономические  вопросы,  как на уровне семьи, так и на государственном уровне. Поэтому, вопрос о финансовом образовании и внедрении его в образовательный процесс всех уровней является обязательным и повсеместным.

Для чего это необходимо?.. Наши дети уже с малых лет самостоятельно ходят в магазин и приобретают необходимые товары, с 14 лет получают дебетовые карты, распоряжаются собственным заработком или карманными деньгами. Вот эти торгово-финансовые операции требуют от них определенного уровня финансовой грамотности. Самое главное научит детей ценить деньги и правильно ими распоряжаться.

      Эта тема всегда бывает, интересна и занимательна для обучающихся, так как связана с социальной действительностью и практической значимостью. Кроме того, с 2016 года во многих российских школах введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников, а также вопросы из курса по финансовой грамотности реализуются в рамках таких предметов, как математика,  география, история. На этом уроке учащиеся не только получают новые знания, умения и навыки, но и находят альтернативные способы действия с новой информацией, учатся рассуждать, тренируют внимание, память, учатся работать в коллективе, оказывать взаимопомощь.

Раздел 2.

2.1. Программное содержание. Урок составлен на основе рабочей программы, созданной на основе  федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, авторской  программы «Обществознание,6-9 классы» Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., без изменений и дополнений.

2.2.Тема урока «Деньги, их функции и виды.

Метатема: проблема и знание.

2.3.Вид урока:  урок «открытия» нового знания.

Метакомпетенции: ценностно-мировоззренческая и коммуникативная.

2.4. Цель методической разработки: формирование у учащихся основ экономических знаний о деньгах, истории их появления,  представлений о видах денег,  формирования активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения; воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности.

2.5. Формы, методы, используемые педагогические технологии:

Формы: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Методы:

1. Словесные, наглядные, практические.

2. Продуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные.

Педагогические технологии: технология интегрированного обучения, создание проблемной ситуации, игровая технология, ИКТ-технология, проектная,

Основные термины: Деньги, эквивалент, мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления, мировые деньги, биллоны, электронные деньги.

2.6.Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • рассмотреть  определение понятия «деньги», познакомиться с историей возникновения денег. Выяснить, для чего нужны деньги, их основные функции и виды.
  • умение объяснять, какие современные разновидности денег существуют;
  • Показать достоинства и недостатки бумажных, металлических и электронных денег.
  • использование приёмов работы с простой финансовой информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

Личностные:

  • проявление интереса к поставленной проблеме, готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки  одноклассников, учителя. Умение ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе. Воспитание  уважительного отношения к деньгам, умения разумной траты денег.
  • проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию

Метапредметные:

Познавательные

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах;

,выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег;

• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

• умение производить расчёты на условных примерах.

Регулятивные

• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя). Оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Коммуникативные

  • Умение извлекать ситуацию, анализировать её и применять
  • умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов,
  • работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • Умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. .

2.7.Материально-техническое обеспечение  урока: компьютер, проектор, пособие для учащихся, раздаточный материал (иллюстрации с изображением денег), карточки для  работы в группах (Приложения 1, 2, 3), буклет (Приложение 4), презентация , проектные работы учащихся прошлых лет.

  1. 2.8.План урока:
  2. 1. Определение учащимися темы урока.
  3. 2. Что такое деньги. История их возникновения.
  4. 3. Функции денег.
  5. 4. Виды денег.
  6. 5. Практикум (работа в группах).
  7. 6. Рефлексия.

    Домашнее задание

2.7.Технологическая карта урока

Этапы урока

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные
учебные действия

I. Организационный момент

Проблемный диалог

Фронтальная работа

Приветствие. Эмоциональная
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Проблемная ситуация

Звучит фрагмент арии Мефистофеля из оперы Ш. Гуно «Фауст».

Учитель: Мефистофель поет о  том, что весь род людской поклоняется только одному кумиру — золотому тельцу. Из-за этого кумира идут войны, льется кровь, люди истребляют друг друга.

Вопросы классу: о каком кумире идет речь? За какой металл гибнут люди?

Учащиеся  определяют  тему  урока.

1.Слушают арию Мефистофеля из оперы Ш. Гуно «Фауст» и определяют тему урока.

2.Записывают тему и план урока в тетрадь.

Личностные -умение ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе. Воспитание уважительного отношения к деньгам;

Познавательные:

общеучебные  – формулирование ответов на вопросы учителя;

логические – умственные операции, поисковая и исследовательская деятельность.

II.

Актуализация знаний

Фронтальная  работа

Организует диалог
с учащимися:

Деньги — это зло или благо? Сегодня мы попробуем разрешить эту проблему(вернемся к ней в конце урока).

Вопросы к классу. Совместное обсуждение:

  1. Что такое деньги?
  2. Где и когда появились первые деньги?
  3. Какие бывают деньги?

Работа с учебником, рубрика «Путешествие в прошлое», с.109

Работа с презентацией «Деньги и их функции». Отвечают на вопросы:

1. Мефистофель поет, что от золота -  все зло на земле. Может быть, сейчас все переменилось? Деньги — это зло или благо?

  1. Учащиеся записывают тему урока.

3.Учащиеся участвуют

в устном опросе.

4.Работа с учебником.

Познавательные:

общеучебные –  осознанное речевое высказывание в устной форме о значении общения, способах общения; формулирование ответов на вопросы учителя;;

логические – дополняющие
и расширяющие  представление о деньгах.

Регулятивные - формирование целевых установок, контрольно-оценочная деятельность

Коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем., умение работать с текстом презентации и учебника.

III.

Изучение
нового

материала

Парная работа

Фронтальная работа

1. Работа с презентацией «Деньги и их функции».

2. Поясняет задания для работы учащихся в группах: карточки – задания  (метод  незаконченного предложения):

Деньги – это…

Деньги нужны для…

Деньги бывают…

  1. Работа по группам:
  1. Достоинства и недостатки металлических денег,
  2. Достоинства и недостатки бумажных денег,
  3. Достоинства и недостатки электронных денег.

Совместное обсуждение.(Приложение №1)

  1. Работа с презентацией  «Функции денег» и учебным материалом.(приложение №4)

1.Выполняют задания.

2.Работа в группах. Обсуждение и работа в тетрадях.

3. Просмотр презентации, Работа с текстом учебника и записи в тетрадь.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. , умение работать с текстом, допускать существование различных точек зрения.

Познавательные:

общеучебные – составление
диалогов; осознанное речевое высказывание; формулировка ответов;

логические – поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению
в памяти).

Регулятивные - формирование целевых установок, контрольно-оценочная деятельность; принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

IV.

Первичное  осмысление

и закрепление

знаний.

Парная работа

1.Чтобы узнать, как вы усвоили новый материал, прочитайте карточки с примерами, и определите,  какую функцию играют деньги в каждом случае.  (Приложение  №2)

2.У вас на столе лежат российские монеты.  Рассмотрите их. У монет есть специальный   язык   –   язык   монеты.   Прочитайте   текст   и   определите,  как называются  части монеты. (приложение №3),

3.Практикум: «Выскажите свою точку зрения».Вы получили информацию о том, что такое деньги, каковы их виды и функции.  Вспомним нашу проблемную ситуацию

 «Деньги — это зло или благо?» (ответы обучающихся).

«Деньги — это цель или средство?»

1. Работа с карточками и картинками. Учащиеся, работая в группах, отвечают  на вопросы устно.

3.Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Познавательные:

общеучебные – формулировка ответов;

логические – осуществление
поиска информации.

Личностные: умение ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе. Воспитание уважительного отношения к деньгам, умения разумной траты денег.

V.

Итоги урока. Рефлексия.

проблемный диалог

Индивидуальная работа

Заключительное слово учителя: Деньги — это средство, необходимое для удовлетворения потребностей человека, общества, государства. Сами по себе деньги — это всего лишь бумажки или металл, а добро или зло они несут — зависит от  отношения человека к деньгам. Культура разумного обращения с деньгами — это часть общей культуры человека.

 Как писал античный баснописец Эзоп, «что бы не терять голову от денег, нужно иметь разум».

Организует рефлексию

Рефлексивный экран

  1. сегодня я узнал…
  2. было трудно…
  3. теперь я могу…
  4. я научился….

Учащиеся определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке.

Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения
изучаемого материала.

VI.

 Домашнее задание

Объяснение домашнего
задания:

1. Написать эссе на тему:«Деньги — это зло или благо?»;

2. Найти информацию и материал о самых красивых деньгах мира (бумажных или металлических);

3. Параграф учебника.

Записывают домашнее задание.

Заключение:

Данная разработка урока на тему «Деньги, их функции и виды», которая рассматривается в главе 2 «Человек в экономических отношениях» УМК Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, «Обществознание 7 класс" Л.Ф Иванова и др. «Обществознание 7 класс», а так же УМК Липсица И.В., Вигдорчика Е.А. «Финансовая грамотность 5-7»,  и раскрывает общие знания экономики, некоторые основные термины, и мотивирует учащихся на изучение финансовой арифметики.  Так же данная разработка может использоваться как на уроках истории и обществознания, так и использоваться на внеурочных занятиях по основам финансовой грамотности (в рамках «Недели финансовой грамотности», «Месячника  социально-гуманитарных предметов», «Дня экономических знаний»), на классных часах.

Библиографический список:

  1. Обществознание. 7 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2011.
  2. Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2011.
  3.  Финансовая грамотность 5-7 класс: материалы для учащихся/ Липсица И.В., Вигдорчика Е.А. – М.: Министерство финансов РФ, ООО «ВАКО», 2018.
  4. Презентация на тему «Деньги и их функции»
  5. Обществознание 9класс ; учебник для общеобразовательных учреждений / О.В. Кишенковой; – М. : Просвещение, 2013. С. 56-61 п. 5

Приложение 1.Выдели достоинства и недостатки современных денег (групповая работа)

Достоинства бумажных денег

Недостатки бумажных денег

Достоинства электронных денег

Недостатки электронных денег

Достоинства металлических денег

Недостатки металлических денег

Приложение 2. Определи функции денег.

Пример

Функция денег

Коля  Ягодкин получил в подарок 500 рублей и спрятал их в копилку.

Мама Коли  купила бутылку молока за 60 рублей

Сергей Бобиков, которому вчера исполнилось15 лет, положил деньги в банк под проценты.

У Буратино была замечательная азбука, которую Папа Карло выменял на свою куртку.

В магазин «Магнит» завезли новое мороженое «Улыбка» по цене 50 рублей.

Россия закупила за рубежом, в Бразилии, большую партию кофе

Приложение 3. Соотнеси понятие и содержание  (групповая работа).

Аверс

оборотная сторона монеты

Реверс

надпись на монете

Легенда

боковая поверхность монеты

Гурт

лицевая сторона монеты

Приложение 4. Буклеты учащихся 7 класса (проектная деятельность)

C:\Users\Ирина\Desktop\буклет деньги 1 стр.jpg

C:\Users\Ирина\Desktop\буклет деньги 2 стр.jpg