Практическая работа по обществознанию: Функциональная грамотность. Тема: Наука и образование
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Федоренкова Анна Юрьевна

Задание для учащихся:

Прочитайте отрывок из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»(Действие 4, явление 8)
Правдин (Митрофану). А далеко ли вы в истории?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа: Функциональная грамотность

ФИО: Шикина Анна Юрьевна

Учитель истории и обществознания

Место работы: МБОУ "Средняя школа №2", г.Рославль

Дисциплина: обществознание

Тема: Наука и образование

задания для учащихся 10 класса

Задание для учащихся:

Прочитайте отрывок из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»(Действие 4, явление 8)
Правдин (Митрофану). А далеко ли вы в истории?
Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за
тридесято царство.
Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?
Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое.
Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник
слушать.
Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.
Правдин. Да не у ней ли оба вы учились и географии?
Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери). А я почем знаю.
Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.
Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
Правдин. География.
Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая
это наука-то, он ее и расскажет.
Правдин. Описание земли.
Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так
знаешь, куда едешь.
Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и
наука-то не дворянская. Дворянин только скажи:
повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то
вздор, чего не знает Митрофанушка.
Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно
считать все то за вздор, чего не знаешь.
Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был
пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек
нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке.
После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не
жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю:
покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это?
Стародум. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную

-находить и извлекать информацию:

Задание 1.

Формат ответа: задания на исключение неправильных утверждений

Отметьте одно неверное утверждение:

1.Госпожа Простаков: Без наук люди живут и жили

2.Воевода принимал всегда у себя в кабинете

3.Стародум:В человеческом невежестве весьма утешительно
считать все то за вздор, чего не знаешь.

Задание 2. 

Формат ответа: выбор всех правильных ответов

Выберите верные ответы:

1.Определение географии как науки описания земли дал Правдин

2. Географию наукой недворянской назвала госпожа Простакова

3.Митрофан назвал «географию» «еоргафией»

4.Истории Митрофану рассказывал Адам Адамович

Задание 3.

Формат ответа: задания на исключение неправильных утверждений

Какие факторы повлияли на то, что Митрофанушка не знает о науке географии? Выберите неверные ответы.

1.Учитель Вральман не вел уроки географии

2.Уроки вела скотница Хавронья

3.Митрофанушка занимался самообразованием

4.Госпожа Простакова заинтересована в образовании сына

- интегрировать и интерпретировать информацию

Задание 4.

Компетентностная область оценки: Формат ответа: задание с развёрнутым ответом

Важно ли для Митрофана овладение науками? Кого называют в числе его учителей? Как выдумаете, почему у скотницы такое имя? Выпишите цитату, которая на ваш взгляд является ключевой.

Задание 5.

Формат ответа: задание на сопоставление

Митрофанушка — это невежественный человек. А кто такие современные Митрофанушки? Мы видим современных недорослей, которые не хотят учиться. Сопоставь Митрофанушку и современных Митрофанушек. Назови, что общего, какие вопросы, поднятые Фонвизиным актуальны и сегодня?

А. Почему конфликт отцов и детей неизбежен?

Б. Что читает современное поколение?

В. Почему в обществе снижается уровень речевой культуры?

Г. Почему одни люди меняются в течение жизни, а другие остаются прежними?

Д.Кто является героем для молодежи?

Задание 6.

Формат ответа: выбор всех правильных ответов

Правдин характеризует географию как описание земли. Что подтверждает это факт. Отметьте один правильный ответ.

1.География изучает поверхность Земли

2.География изучает животный мир

3.География изучает исторические события

4.география изучает законы общество в целом и общественные процессы

- осмыслять и оценивать содержание и форму текста

Задание 7

Формат ответа: задание с развёрнутым ответом

Как вы думаете, как герои относятся к образованию. Раскройте актуальность проблемы воспитания на примере героев Фонвизина.

Задание 8.

Формат ответа: задание с развёрнутым ответом

Стародум говорит: «О, конечно сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.»

Как вы понимаете эту фразу?

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Функционально грамотная личность-стратегическая цель образования"

В выступлении рассиатривается вопрос о воспитании новой личности, грамотной, способной применить свои знания в жизни...

Презентация к уроку по обществознанию по теме: "Наука и образование", 6 класс

Презентация рассчитана для проведение урока обществозннаия для 6 класса по теме "Наука и образование". Содержит достаточное колличество наглядного материала и заданийи позволяет провести урок в ...

Раздаточный материал по теме "наука и образование". 6 класс, обществознание.

Материал для работы в группах и индивидульной работы. тестовый материал к уроку "Наука и образование" в 6 классе....

Методы и формы организации работы по формированию функциональной грамотности гимназиста на уроках русского языка и литературы

Презентация по теме "Методы и формы организации работы по формированию функциональной грамотности гимназиста на уроках русского языка и литературы"...

Доклад на тему: "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Доклад на тему: "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"...