Обществознание 11 кл
рабочая программа по обществознанию (11 класс)

Мишхожева Оксана Олеговна

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

-содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;

-формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

-воспитание гражданственности и любви к Родине;

-создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;

-выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;

-содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;

-помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;

-ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_ob_poln.docx32.79 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа составлена на основе:

 УМК:Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и другие./ под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2020.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание»

Личностные результаты изучения обществознания в старшей школе заключают в себе следующие убеждения и качества:

  • воспитать  российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
  • сформировать гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  • сформировать готовность к служению Отечеству, его защите;
  • сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • сформировать толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • воспитать бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей;
  • ориентировать на осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях .

Метапредметные результаты изучения обществознания выражаются в следующих качествах:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные результаты изучения обществознания учащимся 11 класса включают:

  • сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
  • сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
  • сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
  • владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Учащиеся научатся:

  • Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
  • конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
  • объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
  • оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;
  • различать формы бизнеса;
  • извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;
  • различать экономические и бухгалтерские издержки;
  • приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
  • различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
  • различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;
  • выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
  • определять причины безработицы, различать ее виды;
  • высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;
  • объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
  • анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
  • приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
  • высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
  • различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
  • различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
  • Выделять критерии социальной стратификации;
  • анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
  • выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
  • высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
  • выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
  • конкретизировать примерами виды социальных норм;
  • характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
  • различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
  • определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
  • различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
  • выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
  • характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
  • характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
  • характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
  • высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
  • формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
  • оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.
  • Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
  • различать политическую власть и другие виды власти;
  • устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
  • высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
  • раскрывать роль и функции политической системы;
  • характеризовать государство как центральный институт политической системы;
  • различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
  • обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
  • характеризовать демократическую избирательную систему;
  • различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
  • устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
  • определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
  • конкретизировать примерами роль политической идеологии;
  • раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
  • формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
  • оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
  • иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
  • различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.

Получат возможность научиться:

  • изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  •  характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
  • применять знания и умения в общении, социальной среде:
    применять знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде

        

Содержание

Тема 1. Экономическая жизнь общества.

 (НРЭО:1.Экономика в Республике Адыгея  

2.Хозяйство Республики Адыгея

3.Рынок Республики Адыгея.

4.Фирмы в Республике Адыгея

5.Предприниматели  в Республике Адыгея

6.Бизнес в Республике Адыгея

7.Зарплаты в Республике Адыгея

8.Занятость Республики Адыгея.)

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике  РФ. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности в РФ.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости в РФ.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование.   Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

Тема 2. Социальная сфера.

(НРЭО:1.Социум в Республике Адыгея

2.Какие нации проживают в Республике Адыгея?

3.Традиции в Республике Адыгея

4.Демография Республики Адыгея

5.Молодежь в Республике Адыгея

6.Политика в Республике Адыгея)

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей в РФ.

Религиозные объединения и организации в РФ,РК Опасность тоталитарных сект.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни. Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

Тема 3. Политическая жизнь общества.

(НРЭО:1.Выборы в Республике Адыгея

2.Гражданское общество Республики Адыгея)

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации,

 Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения в РФ.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

Тематическое планирование

Наименование раздела

Количество часов

1

Экономическая жизнь общества

27

2

Социальная сфера

16

3

Политическая жизнь общества

25

ИТОГО:

68

3. Календарно – тематическое планирование

№ урока

Дата

Тема урока (блока уроков)

Тип урока

СУМ

виды деятельности учащихся

Планируемые результаты:

Кол-во часов

план

факт

Личностные

Предметные

Метапредметные

Тема 1. Экономическая жизнь общества. (27 часов)

1-2

Роль экономики в жизни общества. Экономика в Республике Адыгея  

Урок новых знаний

Человек и экономика. Проблемы социально-политической жизни. Человек и закон

Фронтальная работа

применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях

 Получат возможность научиться определять основные положения.

Получат возможность научиться анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

Познавательные: понимают значение символов (условных обозначений)

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.

Регулятивные: принимают учебную задачу; проявляют умения ориентироваться в учебнике.

2

3

Входной контроль

Комбинированный

Задания по типу ЕГЭ за курс 10 класса

Индивидуальная работа

сформировать толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения

Получат возможность научиться определять основные положения.

Получат возможность научиться анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

Познавательные: понимают значение символов (условных обозначений); формулируют ответы на вопросы учителя; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя и однокласников)

1

4-5

Экономика: наука и хозяйство.

Хозяйство Республики Адыгея

Комбинированный

Что изучает экономическая наука. Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности

Фронтальная работа

ориентировать на осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных проблем.

Получат возможность научиться определять, с чем связано появление экономической науки; что изучают макроэкономика и микроэкономика; как можно измерить и определить ВВП.

Получат возможность научиться определять, каковы основные проблемы экономической науки, назвать и

Познавательные:

 Общеучебные -  выявляют особенности и признаки общества как системы; устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами;

Логические – дополняют и дополняют и расширяют имеющиеся знания

2

6-7

Экономический рост и развитие

Комбинированный

Понятие экономического роста. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл

Групповая работа

применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях

Получат возможность научиться определять, что такое «порочный круг бедности».

Получат возможность научиться, что такое экономический рост страны и как он измеряется; чем экономический рост отличается от экономического развития; как государство может воздействовать на экономический цикл.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

 

2

8-10

Рыночные отношения в экономике.

 Рынок Республики Адыгея

Урок новых знаний

Рынок и его роль в экономической жизни. Рыночная структура и инфраструктура. Конкуренция и монополия. Современный рынок. Становление рыночной экономики

в России

Фронтальная работа

сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире

Получат возможность научиться определять основные признаки свободного рынка; какова структура и инфраструктура рынка; чем характеризуется современный рынок.

Получат возможность научиться, чем рыночная экономика отличается от централизованной

(плановой, командной); в чем состоят особенности фондового рынка; что свидетельствует о рыночном характере российской экономики.

Познавательные:

определяют познавательные цели, структурируют знания; моделируют социальные ситуации; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о человеке как духовном существе.

2

11-12

Фирма в экономике

Фирмы в Республике Адыгея

Комбинированный

Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки производства. Налоги, уплачиваемые  предприятиями

Фронтальная работа

применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях

Получат возможность научиться определять, что такое «эффективное предприятие»; какие налоги платят фирмы. 

Получат возможность научиться, какие доходы можно получить, владея факторами производства; зачем производитель рассчитывает издержки и прибыль.

 

Познавательные:

общеучебные –

выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике;

осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы;

логические - дополняют и расширяют

имеющиеся знания и представления

о человеческой деятельности.

2

13-14

Правовые основы предпринимательской деятельности

Предприниматели  в Республике Адыгея

Урок - презентация

Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы предпринимательства.

Как открыть свое дело

Индивидуальная работа

сформировать толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения

Получат возможность научиться определять, какие законы регулируют предпринимательские правоотношения; что такое лицензия, какова цель лицензирования.

Получат возможность научиться, что мешает развитию производственного предпринимательства; что подразумевается под обоснованием предпринимательской идеи, попробовать привести конкретный пример; что влечет за собой осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

15-16

Слагаемые успеха в бизнесе.

Бизнес в Республике Адыгея

Комбинированный

Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга

Коллективная работа

применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях

Получат возможность научиться определять, что такое финансирование и каковы его источники; какие источники финансирования характерны для крупного и малого бизнеса; что такое топ-менеджмент и какую должность он занимает в фирме.

Получат возможность научиться, можно ли открыть свое дело, не изучая рынок.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

 

2

17-18

Экономика и государство

Урок усвоения новых знаний и умений.

Экономические функции государства. Инструмент регулирования экономики.

Денежно-кредитная (монетарная) политика. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Помощь государства рынку.

Фронтальная работа

сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире

Получат возможность научиться определять, в чем заключается ограниченность возможностей рынка «регулировать» экономику.

Получат возможность научиться, почему государство занимается производством общественных благ; должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику, если да, то почему.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности 

2

19-20

Финансы в экономике.

Зарплаты в Республике Адыгея

Комбинированный

Банковская система. Другие финансовые институты. Инфляция: виды, причины и последствия.

Коллективная работа

ориентировать на осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных проблем

Получат возможность научиться определять, какую роль выполняют финансы в экономике; кого обслуживают различные финансовые институты; каковы социально-экономические последствия инфляции, нужно ли бороться с инфляцией.

 

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

2

21

Занятость и безработица

Занятость Республики Адыгея.

Урок - повторение

Рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости

Коллективная работа

сформировать толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения

Получат возможность научиться определять, как действуют спрос и предложение на рынке труда; каковы особенности различных видов безработицы; как государство регулирует занятость населения.

Получат возможность научиться, для чего необходим рынок труда.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

1

22

Собственный бизнес: как создать и не потерять

ИНМ

что такое бизнес и его факторы

Индивидуальная работа

применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного

Получат возможность научиться определять, что такое "бизнес"

Регулятивные: учитывают установленные правила в планирования

1

23

Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой

ИНМ

Что такое мошенничество

Индивидуальная работа

применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного

Получат возможность научиться определять, что такое "мошенничество"

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировани

1

24

Мировая экономика

Урок - повторение

Мировая экономика. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Индивидуальная работа

применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях

Получат возможность научиться определять, что такое «международные экономические отношения».

Получат возможность научиться, каковы причины международного разделения труда; почему некоторые государства применяют политику протекционизма.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

25-26

Экономическая культура

Урок новых знаний

Экономическая культура. Экономический интерес. Экономическое поведение. Культура производства и потребления. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.

Коллективная работа

сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире

Получат возможность научиться определять, основы экономической культуры общества.

Получат возможность научиться, какие экономические проблемы приходится решать в условиях ограниченных ресурсов рациональным производителю и потребителю.

Познавательные:

общеучебные - умеют находить нужную информацию, выделять главное; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о культурных и духовных ценностях.

2

27

ПОУ по теме: Экономическая жизнь общества.

Урок – «круглый стол»

Повторение и обобщение.

Групповая работа

ориентировать на осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем

Получат возможность научиться определять основные положения раздела.

Получат возможность научиться анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

1

Тема 2. Социальная сфера. (16 часов)

28-29

Социальная структура общества.

Социум в Республике Адыгея

Урок самостоятельной работы.

Социальная структура, социальная группа, социальная стратификация, маргиналы, люмпены, социальное неравенство, мобильность, социальный лифт, социальные интересы.

Индивидуальная работа

сформировать толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения

Получат возможность научиться определять, основные понятия, Получать возможность научиться  раскрывать их смысл.

Получат возможность научиться характеризовать сущность социальной структуры.

Познавательные:

общеучебные - воспроизводят по памяти

информацию, необходимую для решения учебной задачи;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления

о моральных нормах и мировых религиях.

 

2

3031

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

Контрольная работа за I полугодие.

Комбинированный

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.

Фронтальная работа

сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире

Получат возможность научиться определять, классификацию социальных норм; причины отклоняющегося поведения.

Получат возможность научиться, необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизм  правового регулирования.

Познавательные:

общеучебные - осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о науке и образовании, имеющиеся знания и представления о науке и образовании.

2

32-33

Нации и межнациональные отношения.

Какие нации проживают в Республике Адыгея?

Урок усвоения новых знаний и умений.

Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика.  

Фронтальная работа

применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях

Получат возможность научиться определять, особенности национальных отношений, причины конфликтов и способы их разрешения.

 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

2

34-35

Семья и быт .

Традиции в Республике Адыгея

Комбинированный урок.

Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Семья и брак.

Групповая работа

ориентировать на осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов

Получат возможность научиться определять, основы семейных отношений.

Получат возможность научиться характеризовать семью как важнейший социальный институт

Познавательные:

общеучебные - умеют структурировать знания;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления

об искусстве и духовной жизни.

2

36-37

Гендер – социальный пол

Урок - презентация

Понятие «гендер». Гендерные стереотипы. Гендерная роль. Гендерный конфликт. Гендер и социализация.

Фронтальная работа

сформировать толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми.

Получат возможность научиться определять, что представляет собой понятие гендер; что такое гендерный стереотип.

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач

2

38-39

Молодежь в современном обществе

Молодежь в Республике Адыгея

Урок самостоятельной работы.

Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.

Индивидуальная работа

применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения

Получат возможность научиться определять, роль молодежи в жизни общества.

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

40-41

Демографическая ситуация в современной России

Демография Республики Адыгея

Урок самостоятельной работы.

Демографическая ситуация в современной России.

Коллективная работа

сформировать гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок.

Получат возможность научиться определять, какие тенденции в развитии семьи можно оценить как неблагоприятные, что такое неполная семья,Получат возможность научиться объяснять, какие факторы оказали негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

формулируют собственное мнение и позицию

2

42-43

ПОУ по теме: Социальная сфера

Урок новых знаний

Задания по типу ЕГЭ.

Фронтальная работа

сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания.

Получат возможность научиться определять основные положения курса.

Получат возможность научиться анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения.

Познавательные:

общеучебные - ориентируются в учебнике, словаре; осуществляют поиск

информации, необходимой для выполнения заданий;

логические - дополняют и расширяют

имеющиеся знания

2

Тема 3. Политическая жизнь общества. (24 часа)

44-45

Политика и власть.

Политика в Республике Адыгея

Комбинированный

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.

Понятие власти. Государство, его функции.

Фронтальная работа

применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях 

Получат возможность научиться определять, соотношение власти и политики, признаки политических институтов.

Познавательные:

общеучебные - умеют структурировать

знания; самостоятельно выделяют

и формулируют цели; ориентируются

в учебнике.

2

46-47

Политическая система

Урок новых знаний

Политическая система, государство, конституционное право, демократия, представительная демократия, непосредственная демократия, политический режим.

Фронтальная работа

воспитать  российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов

Получат возможность научиться определять структуру политической системы.

Получат возможность научиться характеризовать основные подсистемы политической системы, выделять существенные признаки, раскрывать основные функции.

Познавательные:

общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий;

логические - дополняют и расширяют

имеющиеся знания и представления

о правоотношениях.

Коммуникативные:                обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают  позицию партнера.

2

48-50

Гражданское общество и правовое государство.

Гражданское общество Республики Адыгея

Комбинированный урок.

Гражданское общество и государство. Парламентская республика. Полупрезидентская республика. Парламентская монархия. ООН. Пакт.

Гражданское общество. Местное самоуправление СМИ

Групповая работа

Понимают значение знаний для человека и принимают его;

развивают способность к самооценке.

Получат возможность научиться определять и характеризовать основные признаки правового государства. Получат возможность научиться международные документы о правах человека.

Познавательные:

общеучебные - осуществляют поиск

и выделение информации;

логические - строят логическую цепочку

рассуждений.

Коммуникативные:                    участвуют в коллективном обсуждении проблема

51-52

Демократические выборы.

Выборы в Республике Адыгея

Урок усвоения новых знаний.

Демократия, избирательное право, избирательная система: мажоритарная, пропорциональная, элита.

Фронтальная работа

сформировать гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок.

Получат возможность научиться определять особенности и этапы демократических выборов.

Получат возможность научиться решать познавательные и практические задачи; владеть основными видами публичных выступлений.

 

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей

2

53-54

Политические партии и партийные системы.

Урок самостоятельной работы.

Политические партии. Демократия, избирательное право, избирательная система: мажоритарная, пропорциональная, элита.

Групповая работа

Сформированность гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности.

Получат возможность научиться определять основные понятия темы: Получать возможность научиться  решать познавательные и практические задачи; владеть основными видами публичных выступлений

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач

2

55-56

Политическая элита и политическое лидерство.

Комбинированный

Политическая элита, политическое лидерство, роль политического лидера, типы лидерства.

Коллективная работа

сформировать гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности.

Получат возможность научиться  определятьчто представляет собой политическая элита, кто такой политический лидер, каковы основные признаки политического лидерства.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

мнение и позицию.

2

57-58

Политическое сознание.

Комбинированный

Политическое сознание, политическая идеология, обыденное и теоретическое сознание, современные политические идеологии: либеральная,консервативная,социалистическая,социал-демократическая,коммунистическая,идеология фашизма.

Индивидуальная работа

применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях

Получат возможность научиться определять основные положения по теме урока: какова суть отличия понятия «политическое сознание» от понятия «политическое знание»; чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический.

 жизни

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

2

59-60

Политическое поведение

Комбинированный

Политическое поведение, политический протест, политический

терроризм,  экстремизм.  

Фронтальная работа

сформировать гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности. е

Получат возможность научиться определять основные положения по теме урока: как различаются формы политического поведения, каковы его мотивы.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

2

61-62-63

Политический процесс и культура политического участия.

Комбинированный

Политический процесс: формирование власти и осуществление власти. Политическое участие: политическая элита и рядовые граждане. Политическая культура.

Групповая работа

воспитать  российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)

Получат возможность научиться определять основные положения по теме урока: что такое политический процесс; какие типы политических процессов вам известны; каковы структура и стадии политического процесса. В чем суть политического участия?

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме.

3

64

ПОУ по теме: Политическая жизнь общества.

Урок-практикум.

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.

Понятие власти. Государство, его функции.  

Индивидуальная работа

сформировать толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения

Получат возможность научиться определять основные положения по теме урока.

Получат возможность научиться характеризовать основные подсистемы политической системы, выделять существенные признаки, раскрывать основные функции.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий

Познавательные:  самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

1

65-66-67

Взгляд в будущее.

Урок комплексного применения знаний и умений

Общество:  человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Экологические проблемы.

Фронтальная работа

ориентировать на осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем

Получат возможность научиться определять основные положения по теме урока.

Получат возможность научиться анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения; называть и характеризовать основные проблемы XXI в.

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности.

3

68

Итоговый контроль.

Комбинированный

Повторение и обобщение

Групповая работа

сформировать толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

Получат возможность научиться определять основные положения курса.

Получат возможность научиться анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

1

68

ИТОГО 68 Ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию для РМО учителей истории и обществознания. Тема: «Найти себя»

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию "Найти себя" представляет собой час общения, посвященный профессиональному самоопределению учащихся 9 классов. Разработку отличает эффективное сочета...

Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"

Настоящая программа включает в себя пояснительную записку,  календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и  являет...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...