Обществознание 9 кл. ОВЗ
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Мишхожева Оксана Олеговна

 Учитывая рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальные особенности обучающихся со статусом ОВЗ, изучение тем дается на базовом уровне в соответствии с требованиями к образовательным программам по предмету для общеобразовательных школ. Контроль знаний осуществляется на базовом  уровне.

    Школьный курс обществознания представляет собой изучение основ социогуманитарных знаний из различных социальных наук, призванное служить системообразующей в деле формирования современного научного мировоззрения школьника и его успешной социализации. Основной целью обучения обществознанию в школе является социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества, формирование гражданской идентичности личности; освоение учащимися разных социальных ролей, норм и правил жизни в обществе; активное участие в общественной жизни и реализации социальных проектов. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl_obshch_ovz.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная программа по предмету «Обществознание» для учащихся VIII вида создана на основе УМК:

Обществознание.  9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2018

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются

 • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

 • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

 • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

 • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

 • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий  и возможных перспектив;

 • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

 • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

 • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

 1) использование элементов причинно-следственного анализа;

 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

 познавательной

 • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

 • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

 • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

 • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

 • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

 • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

 

Содержание

Тема1. Политика и социальное управление

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Тема 2. Право

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция — основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.

Учебно-тематическое планирование по обществознанию 9 класс

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Тема 1. Политика

10

2

Тема2.Право

24

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание»

Тема урока

Кол-во час

Основные знания умения и навыки

Тип урока

Основные виды деятельности

Дата

план

факт

Политика и социальное управление (10час)

1

Политика и власть. Политика и власть в Республике Адыгея

1

Рассказать о науках, изучающих общество, их особенностях и связях.

Рассказать о существующих формах проявления влияния в обществе.

Дать понятие политической системе общества, рассказать о роли государства в ней.

Дать понятие формам правления и

дифференцировать понятия государства

по формам правления.

выявлять особенности и признаки

объектов, приводят примеры

в качестве

доказательства выдвигаемых положений.

принимать и сохранять учебную

задачу, взаимодействовать в ходе работы, вести диалог, участвовать в дискуссии,

принимать другое мнение и позицию,

допускать существование различных

точек зрения.

сохранять мотивацию к учебной

деятельности, проявлять интерес к новому учебному материалу, выражать положительное отношение кпроцессу

познания.

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника.Рубрика «В классе и дома», анализ документов

2

Государство.

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника . Работа с текстом учебника. Анализ ситуаций

3

Политические режимы.

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника.

4

Правовое государство

1

Дать понятия основным положениям, раскрывающим данную тему.

Научиться устанавливать причинно

-следственные связи и зависимости между объектами,анализировать вопросы

Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу. Выявить и предупредить ошибки.

принимать и сохранять учебную

задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

планировать цели и способы

взаимодействия, обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию

партнера, в т.ч и отличную от своей,

согласовывать действия с партнером.

проявлять заинтересованность не

только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий,

выражать положительное отношение к

процессу познания;применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения, оценивать собственную учебную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания.

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника.Рубрика

«В классе и дома»

5

Гражданское общество и государство

Гражданское общество в Республике Адыгея

1

Урок «открытия» нового знания

Рубрика

«В классе и дома» Рубрика «Проверь себя», словарь.

6

Участие граждан в политической жизни.

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника.Рубрика

«В классе и дома»

7

 «Школа молодого избирателя»

Урок отработки умений и рефлексии

Деловая игра

8

Политические партии и движения

Партия Единая Россия в Республике Адыгея

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника.Рубрика «Проверь себя», словарь.

9

 «Роль СМИ в предвыборной борьбе»

1

Урок отработки умений и рефлексии

Работа с доп. материалами

10

Повторение

1

Урок  контроля

Право (22 час)

11

Роль права в жизни человека, общества и государства

1

Рассказать что представляют из себя социальные нормы и каково их видовое разнообразие.

Дать понятие гражданскому обществу. Раскрыть понятия: институт гражданства, а также кто такие граждане и каков их правовой статус.

Научить самостоятельно выделять и

формулировать цели, анализировать

вопросы, формулировать ответы.

Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу. Выявить и предупредить ошибки.

принимать и сохранять учебную

задачу, самостоятельно выделять и

формулировать цель, составлять план и

последовательность действий.

участвовать в коллективном обсуждении

проблем, обмениваться мнениями,

понимают позицию партнера

применять правила делового

сотрудничества, сравнивать разные точки

зрения, оценивать собственную учебную

деятельность, выражать положительное

отношение к процессу познания

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника

12

Правоотношения и субъекты права.

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника. Рубрика «Проверь себя», словарь.

13

Правонарушения и юридическая ответственность

1

Урок «открытия» нового знания

Рубрика «Проверь себя», Работа с текстом учебника

14

Правоохранительные органы

1

Дать понятие Конституции РФ. Рассказать о ее структуре и особенностях. О способах реализации своих прав и исполнения обязанностей в конкретных жизненных ситуациях.

Сохранять мотивацию к учебной

деятельности

Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу. Выявить и предупредить ошибки.

планировать цели и способы

взаимодействия, обмениваться мнениями,

участвовать в коллективном решении

проблем, распределять обязанности,

проявлять способность к взаимодействию

учитывать ориентиры, данные учителем

при изучении материала

Владеть целостными представлениями о качествах личности

Урок «открытия» нового знания

Рубрика

«В классе и дома»

15

Конституция  - основной закон РФ

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника .Анализ документа

16

Основы конституционного строя РФ

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника.Анализ документа

17

 «Конституция РФ»

1

Рассказать что собой представляют права, свободы и обязанности человека. Познакомить с разделами конституции.

Правоотношения в различных сферах жизни , каким должно быть поведение их участников.

Объяснить чем отличаются трудовые правоотношения от других видов общественных отношений, предполагающих трудовую деятельность людей.

Дифференцировать понятия: право, семья, ребенок. Выделить их спецификацию и взаимосвязь.

Научить овладевать целостными

представлениями о качествах личности

человека, привлекать информацию,

полученную ранее, для решения

проблемной задачи.

Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу. Выявить и предупредить ошибки.

учитывать ориентиры, данные

учителем, при освоении нового учебного

материала

планироватьт цели и способы

взаимодействия, обмениваются мнениями,

участвовать в коллективном обсуждении

проблем, распределять обязанности,

проявлять способность к взаимодействию

сравнивать разные точки зрения

, оценивать собственную учебную

деятельность, сохранять мотивацию к

учебной деятельности

Урок отработки умений и рефлексии

Работа в тетради

18

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника. Рубрика

«В классе и дома»

19

Права и свободы человека и гражданина

Права и свободы  граждан в Республике Адыгея

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника .Анализ документа

20

 «Права и свободы граждан»

1

Урок отработки умений и рефлексии

Работа в тетради

21

Гражданские правоотношения

Гражданские правоотношения в Республике Адыгея

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника .Рубрика «Проверь себя», словарь.

22

Право на труд. Трудовые правоотношения.

Трудоустройство в Республике Адыгея

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника .Рубрика

«В классе и дома»

23

Семейные правоотношения

Семья-как главный социальный институт Республики Адыгея

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника .Рубрика «Проверь себя», словарь.

24

Административные правоотношения

1

Объяснить социальные права гражданина.

Дать понятие «административное правонарушение». Объяснить его структуру и нормы, подтверждающие различные формы преступления.

самостоятельно выделять и

формулировать цели; анализировать вопросы, формулировать ответы.

Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу. Выявить и предупредить ошибки.

ставить учебную задачу на основе

соотнесения того, что уже известно и

усвоено, и того, что ещё не известно

участвовать в коллективном решении

проблем; обмениваться мнениям

и, понимать позицию партнёра

оцениватьсобственную учебную

деятельность, свои достижения;

анализировать и характеризовать

эмоциональное состояние и чувства

окружающих, строить свои

взаимоотношения с их учётом

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника . Вопросы и задания для практикума

25

Уголовно-правовые отношения

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника .Рубрика «Проверь себя», словарь.

26

Социальные права

Социальные отношения в Республике Адыгея

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника .Рубрика

«В классе и дома»

27

 Социальные права граждан

1

Урок отработки умений и рефлексии

Работа с текстом для анализа

28

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника . Рубрика

«В классе и дома»

29

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника .Рубрика «Проверь себя», словарь.

30

 «Закон об Образовании»

1

Раскрыть понятие образования как института общества. Рассказать о науке, ее функциях, об учреждениях науки, о высшей школе, видах высших учебных заведений РФ.

Научиться выполнять контрольные

задания по обществознанию, получить

возможность научиться преобразовывать

полученную информацию в соответствии с

заданием (выделять главное, сравнивать)

Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу. Выявить и предупредить ошибки.

адекватно использовать речевые средства

для эффективного решения разнообразных

коммуникативных задач, осознанно и

произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и

исследовательского характера

выражать адекватное понимание

причин успешности/неуспешности

учебной деятельности, устойчивую

учебно-познавательную мотивацию учения

Урок отработки умений и рефлексии

Работа с документом

Письменная работа в тетради

31

Повторение

1

Урок развивающего контроля

Письменная работа в тетради

32

Итогово -обобщающее занятие

1

Урок отработки умений и рефлексии

Подведение итогов.

Итого 34 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию для РМО учителей истории и обществознания. Тема: «Найти себя»

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию "Найти себя" представляет собой час общения, посвященный профессиональному самоопределению учащихся 9 классов. Разработку отличает эффективное сочета...

Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"

Настоящая программа включает в себя пояснительную записку,  календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и  являет...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...