Олимпиадные задания по обществознанию. Школьный тур.
олимпиадные задания по обществознанию (8 класс)

Никонорова Татьяна Владимировна

Работа состоит из 10 заданий, расчитана на 60 минут. Включает в себя различные типы заданий: тестовые задания, логические и творческие задачи, задания об основах конституционного строя РФ, полномочиях государственных органов, текст с пропусками, кроссворд , позволяющий проверить знание обществоведческой терминологии. 60% работы-это задания базового уровня, 40%- повышенного уровня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Первый (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

2020 -2021 учебный год

Шифр_______________

8 класс

Уважаемый участник Олимпиады!

Олимпиада по обществознанию проводится в один тур. На выполнение заданий отводится 60 минут. Вам предстоит выполнить 10 заданий. Ответы необходимо перенести в бланк ответов. Максимальное количество баллов -100.

Желаем Вам успеха!

   

1. Хозяйство, при котором вся продукция производится для собственного потребления, называется

 а) Товарное

 б) Потребительское

 в) Натуральное

 г) Кустарное

2. Приобретенным (а не врожденным) является статус

 а) Сын

 б) Учитель

 в) Мужчина

 г) Русский

3. Гражданское право регулирует отношения

 а) Трудовые

 б) Семейно-брачные

 в) Имущественные

 г) Межнациональные

4. Потребность человека, не связанная с его природой как биологического существа

 а) В пище

 б) В движении

 в) В сохранении рода

 г) В познании

5. Какая наука изучает происхождение и содержание моральных норм

 а) этика

 б) лингвистика

 в) литературоведение

 г) эстетика

6. Что стоит за понятием «дефицит государственного бюджета»

 а) Недостаток денежных средств в обороте

 б) Превышение расходов государства над доходами

 в) Снижение налоговых поступлений

 г) Внешний долг государства

7.  Деньги - это:

а) финансовый актив, используемый для совершения сделок

б) законное платежное средство для покупки товаров и услуг

в) запас ценности, единица счета, средство обращения и средство платежа

г) все ответы верны

8. Что НЕ  является признаком тоталитаризма?

а) Централизованная власть

Первый (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

2020 -2021 учебный год

б) Господство одной идеологии

в) Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную

г) Контроль государства за всеми сферами общественной жизни

9. Способность лица, группы лиц, отдельных объединений, институтов или государства осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на поведение людей - это:

а) Плюрализм

б) Насилие

в) Эффективность

г) Власть

10. Правовое государство отличается от государств иных типов

 а) гарантированностью прав и свобод

б) федеративной формой государственного устройства

 в) разработкой и защитой общенациональной идеологии

 г) формированием правительства на основе парламентского большинства

Ответы занесите в таблицу.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание 2.  Установите соответствия между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. Максимальный балл- 8.

Права (свободы) человека                                                 Группы прав (свобод)

А. право на охрану здоровья и медицинскую помощь                1. гражданские (личные)

Б.  защита от произвольного вмешательства в личную жизнь        2. Политические

В. право на защиту чести и достоинства                                3. Социальные-экономические

Г. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций

Д. Право на образование

Е. Право на труд

Ж. Право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей

З. Право на свободу мысли и слова.

Запишите в таблицу выбранные цифры

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

Задание 3.  Ответьте «да» или «нет». Ответы запишите в таблицу. Максимальный балл- 10 баллов.

3.1 Программа «материнский капитал» является одним из способов решения демографической проблемы в РФ.

3.2 В современном обществе уровень образования не влияет на принадлежность к той или иной страте.

3.3 В РФ полный объём прав и свобод гражданин получает с 14 лет.

Первый (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

2020 -2021 учебный год

3.4 Российский парламент (Федеральное собрание) состоит из двух палат.

3.5 В случае невозможности личного участия в выборах допускается выдача доверенности на другое лицо с целью голосования за кандидата, указанного в доверенности.

3.6 Человек по своей природе существо биосоциальное.

3.7 Под общением понимают только обмен информацией.

3.8 Индивид, личность, индивидуальность – понятия, не являющиеся тождественными.

3.9 Вопросы наследования регулируются гражданским правом.

3.10. Каждый человек рождается личностью.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание 4.  Установите соответствие между конституционными нормами и принципами, составляющими основы конституционного строя России. 

Максимум баллов-10 ( по 2 балла за каждое верное соотнесение)

Конституционные нормы

Характер государства

  1. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается

гарантированный минимум размера оплаты труда.

  1. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.
  2. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
  3. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.
  4.  Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

A. Демократическое

государство

Б. Федеративное

государство

В. Правовое государство

Г. Социальное государство

Д. Светское государство

А          

      Б      

В

Г

Д

Задание 5. Решите задачи. Ответы запишите в бланке работы. По 2 балла за каждый элемент ответа, максимум  за задачу 8 баллов.

  1. Учащийся 8 класса Максим сразу после того, как в середине сентября ему исполнилось 14 лет, решил перестать экономически зависеть от родителей и впервые устроиться на работу продавцом одежды. Работодатель при заключении трудового договора потребовал от Максима паспорт, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и медицинскую книжку. Максим прошёл медицинский осмотр за счёт собственных средств. После чего был взят на работу с испытательным сроком в 1 месяц. Рабочий график Максима: понедельник, среда, четверг с 11.00 до 16.00. Насколько правомерно поведение работодателя? Запишите свои аргументы.

5.2 Решите логическую задачу. Приведите необходимую цепочку рассуждений. Ответы запишите в бланке работы. Максимум за задание 8 баллов (3 балла за правильный ответ+ 5 баллов - за последовательное рассуждение).

 В очереди за мороженым стоят Юля, Маша, Вика, Саша и Оля. Известно, что: 1. Юля купит мороженое раньше, чем Маша, но позже, чем Оля. 2. Вика и Оля не стояли рядом. 3. Саша не находится рядом ни с Олей ни с Юлей ни с Викой. Кто за кем стоит? Свои рассуждения запишите.

Задание 6. Установите соответствие между наказаниями и видами правонарушений: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Максимум 4 балла

 

НАКАЗАНИЕ

 

ВИД ПРАВОНАРУШЕНИЯ

А) судимость

Б) выговор

В) лишение свободы

Г) предупреждение

 

1) преступление

2) проступок


Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Задание 7. Различные виды социальных норм определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям. В приведённом ниже списке указаны черты сходства правовых и моральных норм и их отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия. Максимум 4 балла.

 

1) регулируют общественные отношения

2) выражены в официальной форме

3) исторически изменчивы

4) выражают представления о добре и зле

Черты сходства

Черты отличия

Задание 8. Заполните пропуски, используя обществоведческие термины. ( по 2 балла) Максимум 8 баллов.

8.1. Обобщающий экономический показатель, который выражает совокупную стоимость произведенных внутри страны товаров и услуг в рыночных ценах, называется _________________________________________________________ .

8.2.  Не является ____________________________ действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

8.3. Показатель эффективности труда в процессе производства. Измеряется количеством продукции, произведённой в единицу времени, или количеством времени, затраченного на производство единицы продукции - это______________________.

8.4. _______________________- это денежное вознаграждение, выплачиваемое работодателем наёмному работнику за выполненный труд.

Задание 9. Решите политологическую задачу. За верное  определение  формы  правления-1  балл,  за  каждую  верно названную форму правления -1 балл, за каждый пример -1балл. Максимальный балл -10 баллов.

Вступив на престол, молодой Король  принял  решение  о  проведении финансовой реформы, которая повысила бы доходы королевской казны. Он поручил своим советникам  разработать  законопроект  о  финансовой  реформе.  Советники подготовили  законопроект, который ему

понравился. Король хотел подписать указ о её введении в силу. Однако  Канцлер  сказал,  что  сначала  законопроект  должно  обсудить  на заседании  Парламента  и  только  после  одобрения  парламентариями  Король  может подписать указ о введении финансовой реформы.

1) Определите, о какой форме правления в данном случае идет речь.

2) Назовите известные вам формы правления.

3) Приведите примеры  современных государств с указанными Вами  формами правления.

Задание10. Решите кроссворд. Ответы записывайте с первой клеточки, рядом с цифрами- номерами заданий. Максимум за задание – 20 баллов (по 2 балла за каждый правильный ответ).

9.

 

5.

2.

10.

 

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1. Совокупность всех отношений, а также форм  и  организаций  сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

3. Деятельность людей по производству экономических благ.

6. Малая социальная группа, объединённая кровным родством, брачными узами, воспитанием детей, совместным бытом.

8. Субъект сознательной социальной деятельности, обладающий мировоззрением, статусами, ролями, прошедший социализацию.

10. Прямой обмен одного товара на другой товар.

По вертикали:

2.        Система политических институтов, занимающихся организацией общественной жизни на определённой территории.

  1. Сводный        законодательный        акт,        в        котором        объединяются        нормы, относящиеся к одной отрасли права.
  2. Вооружённые силы страны, выполняющие функцию любого государства защищать свою территорию, границы и население.

7.        Определённая позиция в социальной структуре групп или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

9.        Целенаправленное обучение личности, формирование у неё определённых знаний и навыков.

Первый (школьный) этап Всероссийской олимпиады учащихся по обществознанию

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

2020-2021  учебный год

Ключи к работе по обществознанию

 8 класс.

                          Шифр ____________________________

Максимальный балл за работу- 100.

Задание 1. Тест   1 балл за каждый правильный ответ (всего 10 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в

б

в

г

а

б

г

в

г

а

Задание  2.  Установите соответствия между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.   Максимальный балл- 8.

А

Б

В

Г

Д

У

Ж

З

3

1

1

2

3

3

2

2

Задание 3.  Ответьте «да» или «нет». Ответы запишите в таблицу. Максимальный балл- 10 баллов ( по одному баллу за каждый правильный ответ). 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

да

нет

нет

да

нет

да

нет

да

да

нет

Задание 4.  Установите соответствие между конституционными нормами и принципами, составляющими основы конституционного строя России. 

Максимум баллов-10 ( по 2 балла за каждое верное соотнесение)

А          

      Б      

В

Г

Д

3

2

4

1

5

Задание 5. Решите задачи. Ответы запишите в бланке работы. По 2 балла за каждый элемент ответа, максимум  за задачу 8 баллов.

5.1. Ответ: 1. Предварительный медицинский осмотр должен был быть осуществлен за счёт средств работодателя. 2. При заключении трудового договора работодатель должен был получить согласия родителей (или других законных представителей) и органа опеки и попечительства, поскольку лица 14 лет имеют право заключать трудовой договор только с их согласия. 3. Не допускается установление испытательного срока для работников, не достигших 18-летнего возраста. 4. Несмотря на то, что продолжительность рабочего времени Максима соответствует законодательству (не превышает 16 часов в неделю), но Максим не может трудоустроиться на работу с таким графиком во время учебного года (а он устроился во второй половине сентября), поскольку это нарушает процесс обучения.

5.2_Логическая задача. Максимальный балл- 8 ( три балла- за правильный ответ + пять  баллов за правильное  рассуждение_. Ответ: Если Саша не находится рядом ни с Олей ни с Юлей ни с Викой, значит она находится рядом лишь с Машей, следовательно стоит последней. Значит Маша, стоящая рядом с Сашей – предпоследняя в очереди. Так как Юля купит мороженое раньше Маши, значит, Юля стоит впереди Маши, но позади Оли. Поскольку Вика и Оля не стоят рядом, значит между ними стоит Юля. Таким образом девочки стоят в очереди в следующем порядке: Оля, Юля, Вика, Маша и Саша.

Задание 6. Установите соответствие между наказаниями и видами правонарушений: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Максимум 4 балла

А

Б

В

Г

1

2

1

2

Задание 7. Различные виды социальных норм определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям. В приведённом ниже списке указаны черты сходства правовых и моральных норм и их отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия. Максимум 4 балла.

Черты сходства

Черты отличия

1,3

2,4

Задание 8. Заполните пропуски, используя обществоведческие термины. ( по 2 балла) Максимум 8 баллов.

8.1.  ВВП - валовый внутренний продукт ________________________________

8.2._преступлением_______________________________________________________

8.3  производительность  труда_________________________________________________

8.4  заработная    плата______________________________________________________

Задание 9.  Решите политологическую задачу. За верное  определение  формы  правления-1  балл,  за  каждую  верно названную форму правления -1 балл, за каждый пример -1балл. Максимальный балл -10 баллов.

1) Определите, о какой форме правления в данном случае идет речь.

2) Назовите известные вам формы правления.

3) Приведите примеры  современных государств с указанными Вами  формами правления.

Ответ: 1)Конституционная монархия.

2) Монархия: абсолютная и ограниченная (конституционная). Республика: президентская, парламентская, смешанная.

3) Абсолютная монархия –Саудовская Аравия, Иордания ...Конституционная монархия –Великобритания, Дания, Бельгия ...Президентская республика –США ...Парламентская республика –Германия, Италия, Австрия ...Смешанная республика –Россия ...

Задание10. Решите кроссворд. Максимум за задание – 20 баллов (2 балла за каждый правильный ответ).

По горизонтали:

1. Совокупность всех отношений, а также форм  и  организаций  сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

3. Деятельность людей по производству экономических благ.

6. Малая социальная группа, объединённая кровным родством, брачными узами, воспитанием детей, совместным бытом.

8. Субъект сознательной социальной деятельности, обладающий мировоззрением, статусами, ролями, прошедший социализацию.

10. Прямой обмен одного товара на другой товар.

По вертикали:

2.        Система политических институтов, занимающихся организацией общественной жизни на определённой территории.

  1. Сводный        законодательный        акт,        в        котором        объединяются        нормы, относящиеся к одной отрасли права.
  2. Вооружённые силы страны, выполняющие функцию любого государства защищать свою территорию, границы и население.

7.        Определённая позиция в социальной структуре групп или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

9.        Целенаправленное обучение личности, формирование у неё определённых знаний и навыков.

9

 Б

5

2

10 Б.

а 

 Р

т 

е 

р 

1. р

 ы

н 

 О

к 

 А

м 

 С

 З

7.

и 

 У

 О

6.

с 

е

м 

ь 

я 

 Д

 В

т 

 А

 А

а 

 Р

4

8

и 

ч 

 Н

о 

с 

т 

ь 

 С

 О

  И

у

3. Т

р 

у 

 Д

е

 с

в 

 Е

о 

 К

 с

Максимальный балл за работу- 100.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по обществознанию для 9 класса

Материал для школьной олимпиады....

Олимпиадные задания по обществознанию в 7-11 классах

Олимпиадные задания по обществознанию в 7 -11 классх можно провести в неделе истории, а также материал полезен для подготовки учащихся на олимпиаду. Задания составлены по блокам. 1 блок - тестовые зад...

Олимпиадные задания по обществознанию в 7-11 классах

Олимпиадные задания по обществознанию в 7 -11 классх можно провести в неделе истории, а также материал полезен для подготовки учащихся на олимпиаду. Задания составлены по блокам. 1 блок - тестовые зад...

Олимпиадные задания по биологии (школьный тур)

Данный материал может быть использован для проведения олимпиады по биологии в 7 - 11 классах. Разработаны задания разного типа с системой оценивания результатов. В тестовых заданиях частей I и III за ...

Олимпиадные задания по химии (школьный тур)

Олимпиадные задания разработаны для учащихся 8 - 11 класса. Особенности оценивания описаны в тексте для каждого задания индивидуально....

Олимпиадные задания по географии, школьный этап

Целями школьного этапа Олимпиады  по географии являются: стимулирование интереса обучающихся к географии; выявление обучающихся, интересующихся географией; оценка знаний, умений и навы...

Олимпиадные задания по обществознанию для учащихся 8 класса. Школьный тур

Олимпиадные задания по обществознанию для учащихся 8 класса. Школьный тур...