Контрольная работа по обществознанию 9 класс
материал по обществознанию (9 класс)

Кокорина Любовь Николаевна

Контрольная работа по обществознанию 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl.obshches._kr_1_chetvert.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по обществознанию за 1 четверть  9 класс

Вариант I.

1. Характерным признаком государства является:

1) единая территория; 2) отсутствие аппарата принуждения;    3) отсутствие налогов;

4) наличие многопартийности.

2. Найдите черты сходства и отличия между характеристиками общества и государства.

1) Является основным институтом политической системы;

2) представляет собой форму организации жизни и деятельности людей;

3) возникло с появлением имущественного и социального неравенства;

4) является системой;

5) включает в себя политическую, экономическую, социальную и духовную сферы.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку

Черты сходства

Черты отличия

3. В ходе социологических опросов россиянам предлагалось ответить на вопрос: «Сможет или не сможет большинство людей в России прожить без постоянной заботы, опеки со стороны государства»?

Количество голосов
опрошенных (в %)

1997

2008

Большинство сможет прожить без опеки государства

17

15

Большинство не сможет прожить без опеки государства

72

81

Затруднились ответить

11

4

Найдите в приведенном списке вывод(-ы), который(-е) можно сделать на основе данных таблицы.

1) Население нуждается в опеке государства — полагает большинство опрошенных;

2) число опрошенных граждан, считающих опеку государства не нужной, увеличилось;

3) больше половины опрошенных затруднилось ответить на вопрос;

4) в два раза увеличилось число опрошенных, считающих опеку государства необходимой для населения;

5) среди опрошенных в два раза больше россиян, считающих заботу государства обязательной.

4. Верны ли следующие суждения о формах правления?

А. Формы правления различаются по способу организации верховной власти.

Б. Формы правления различаются по методам и способам осуществления в стране государственной власти и управления.

1) Верно только А;     2) верно только Б;    3) верны оба суждения;      4) оба суждения неверны.

5.  В Российской Федерации парламент состоит из двух палат. Укажите верный вариант:

1) Федеральное Собрание и Государственная Дума;   2) Государственная Дума и Совет Федерации;
3) Совет Федерации и Государственный Совет; 4) Государственный Совет и Правительство.

6. Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к понятию «республика». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

Президентская, абсолютная, парламентская, смешанная.

Ответ________________________

7. В государстве А. власть находится в руках одной партии, существует жесткая цензура средств массовой информации. Найдите еще одну черту политического режима, существующего в государстве А.:

1) суверенитет народа;                                                  2) разделение властей;

3) господство одной официальной идеологии;          4) политический плюрализм.

8. Верны ли следующие суждения о гражданстве?

А. Гражданство дает человеку определенные права, прежде всего избирательное право.

Б. Гражданство связано с конкретными обязанностями человека перед государством (выплата налогов, защита Отечества и др.).

1) Верно только А;   2) верно только Б;     3) верны оба суждения;      4) оба суждения неверны.

9. Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к тоталитарному государству. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

Диктатура, геноцид, репрессии, плюрализм, культ личности.   Ответ_____________________

10. В государстве С. существует единая денежная система, единое гражданство и единые правовые нормы, действующие на всей территории. Государство С. по национально-государственному устройству является:
1) унитарным;    2) федеративным;     3) конфедеративным;     4) содружеством.

11. Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к формам национально-
государственного устройства. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

Унитарное государство, авторитарное государство, федеративное государство, конфедеративное
государство.

Ответ____________________________

12.Установите соответствие между типами политических режимов и их характеристиками: к каждому элементу, данному в первой колонке, подберите элемент из второй колонки.

 Типы режимов                                                      Характеристики  

1) демократический                                        А) гарантии прав и свобод личности                                                     

2) тоталитарный                                              Б) власть единой массовой партии                                                           

                                                                         В) официальная обязательная идеология

                                                                          Г) политический плюрализм

13. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них

Социологи используют термин супружеская нуклеарная семья. Это понятие обозначает семью, состоящую только из супружеской пары и их детей. Нуклеарная  семья в индустриальном обществе стала преобладать над распространённой ранее расширенной или многопоколенной семьей. Последняя включает и других

родственников: бабушек, дедушек и др.  

 Но семья не только уменьшилась в своём количественном составе. Изменились правовые основы семейных отношений, а также изменились функции семьи. На одном полюсе мы обнаружим патриархальную семью Древнего Рима, в которой отец имел неограниченную власть, простиравшуюся вплоть до власти над жизнью и смертью каждого из членов семьи. На другом полюсе мы обнаружим семейное право современных западных обществ, в котором всё большее внимание уделяется независимым правам каждого члена семьи, включая детей, и можем говорить о семье демократического типа.

Произошло также существенное изменение экономической функции семьи —сдвиг от производства к потреблению. В прежние времена семья была единицей, участвующей в общественном производстве. Это справедливо  в отношении и крестьянина, и ремесленника, и лавочника. Такая производственная функция

семьи практически исчезла. Технологическое производство вытеснило семью из её древней производственной роли…

По оценкам ряда социологов происходит «сжатие» и образовательно-воспитательной функции семьи. Её всё шире начинает осуществлять система дошкольных и школьных учреждений. Сокращение общественно значимых функций семьи, по мнению этих социологов, приводит к уменьшению её роли в обществе. Другие

исследователи указывают на сохранение за семьёй других важных функций.

14.Какие функции семьи изменились, по мнению авторов, в современном обществе? Назовите две функции.

15.  В тексте рассматриваются семьи различных типов. Укажите эти типы

Контрольная работа по обществознанию за 1 четверть 9 класс

Вариант II.

1. Верны ли следующие суждения о сущности власти?

А. Власть представляет собой способность одной стороны влиять на поведение другой независимо от желания последней.

Б. Власть является механизмом организации и регулирования совместной деятельности людей.
1) Верно только А;   2) верно только Б;     3) верны оба суждения;    4) оба суждения неверны.

2. Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к видам государственной власти. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.
Исполнительная, непосредственная, законодательная, судебная.

Ответ____________________

3. Какой из примеров характеризует проявление внешних функций государства?

1) Подписание Президентом указа о повышении пенсий;

2) подписание соглашения о развитии торговых отношений с Великобританией;

3) принятие всеобщим голосованием новой Конституции;

4) проведение выборов в Государственную Думу.

4. Найдите в предложенном списке три внутренние функции государства.

1) Участие в решении глобальных проблем;      2) управление экономикой;
3) охрана общественного порядка; 4) обеспечение обороны государства;

5) регулирование социальных отношений.

5. Стремление нации к отделению, обособлению называется:

1) интеграция;   2) сепаратизм;    3) глобализация;     4) централизация..

5. Соотнесите формы национально-государственного устройства и их характеристики: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Формы национально-государственного                     Характеристики

устройства

A) Унитарное государство                                         1) Сохранение субъектами полной

                                                                                          государственной самостоятельности                            

Б) Федерация.                                                              2) Наличие аппарата управления на союзном

                                                                                           уровне и уровне субъектов

B) Конфедерация.                                                      3) Единая конституция и единое гражданство.

6. Правительство РФ осуществляет власть:

1) законодательную; 2) законосовещательную;    3) исполнительную;    4) судебную.

7. Найдите черты сходства и отличия абсолютной монархии и ограниченной монархии.

1) Во главе государства стоит один человек; 2) вся полнота власти принадлежит только монарху;

3) существует выборный законодательный орган власти; 4) монарх лично назначает главу правительства;   5) является формой правления государства.

Черты сходства

Черты отличия

8. Соотнесите политические режимы и их характеристики: к каждой позиции, данной в первом столбце,   подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Политические режимы                                                   Характеристики
А) Демократический режим.                                           1) Народ — источник власти.
Б) Недемократический режим.                                        2) Строгая цензура СМИ.

                                                                                            3) Культ личности политического лидера.

                                                                                           4) Контроль общества над государственной      

                                                                                              властью

9.Президент является главой государства, формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Это черты:

1) абсолютной монархии;                      2) ограниченной монархии;  

 3) президентской республики;             4) парламентской республики.

10. Верховенство закона во всех сферах жизни общества является признаком:

1) правового государства;                                     2) тоталитарного государства;

3) только республиканского правления;              4) верно все вышеперечисленное.

11. Какому политическому режиму в наибольшей степени свойственны разделение властей, многопартийность, сохранение гражданских свобод, регулярные выборы?

12. Установите соответствие между типами политических режимов и их характеристиками: к каждому элементу, данному в первой колонке, подберите элемент из второй колонки.

 Типы режимов                                                      Характеристики  

1) демократический                                        А) гарантии прав и свобод личности                                                     

2) тоталитарный                                              Б) власть единой массовой партии                                                           

                                                                         В) официальная обязательная идеология

                                                                          Г) политический плюрализм

13.  Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

  В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.

 Богатство — это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает в первую очередь дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).

Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 г. таких было всего 5%%, а в конце 80-х годов — уже более 20%% населения были держателями акций.

 Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют, среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.

 Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.

 14. Что, по мнению автора текста, включает богатство? Укажите три основные составляющие.

15. Какие социальные группы, образующие средний класс, приведены в тексте? Назовите любые три группы.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по обществознанию 8 класс

Контрольная работа по обществознанию 8 класс по теме "Общество и человек"(1 и 2 вариант) нацелена на проверку усвоения основного материала по первому разделу курса . (по учебнику А.Кравченко)...

Контрольная работа по обществознанию 10 класс

Контрольная работа по обществознанию 10 класс по теме "Общество и человек"(1 и 2 вариант) нацелена на проверку усвоения основного материала по первому разделу курса ....

Контрольная работа по обществознанию для 11-го класса по теме "Человек и экономика"

Контрольная работа содержит тесты и задания по теме "Человек и экономика"...

Контрольная работа по обществознанию "Личность и мораль" в 9 классе

Тесты и задания по обществознанию по теме "Личность и мораль" в 9 классе по учебнику Л.Н. Боголюбова (подготовка к ЕГЭ)....

Контрольная работа по обществознанию. 6 класс

Итоговая контрольная работа по обществознанию за 1 четверть. 6 класс...

Контрольная работа по обществознанию в 11 классе на тему: "Человек и закон" (базовый уровень).

Контрольная работа по обществознанию в 11 классе на тему: "Человек и закон" (базовый уровень). Один вариант. Ответы....

Итоговая контрольная работа по обществознанию в 8 классе.

Контрольная работа составлена на основе учебника Кравченко А.И. М. "Русское слово" 2010. В работе проверяются знания основных терминов и понятий, умения их объяснять и применять; часть вопросов состав...