Программа элективного курса
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

СветланаГеоргиевнаГребенщикова .............................

Программа элективного курса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_v_mire_prava.docx37.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большекуналейская средняя общеобразовательная школа им. Гуслякова Г.И.»

Рассмотрена

 на школьном методическом объединении

Протокол №____от «___»__________2021г.

Утверждаю:

Директор МБОУ «Большекуналейская СОШ»

____________________/А.М. Ивлева /

Приказ  № 42 от  «01» сентября 2021 г.

Рабочая программа

Элективного курса по обществознанию

В мире права

Разработана: Гребенщиковой С.Г.,

учитель истории и обществознания

2020г.


Пояснительная записка.

Программа элективного курса предназначена для 9 класса, рассчитана на 34 часов

 ( 1 час в неделю) и разработана в соответствии с:

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»..

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства   образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897

Приказ МоиН РФ № 1577 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность"(Зарегистрирован 14.09.2020 № 59808)

Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного санитарного   врача Российской Федерации от 29.12.10. № 189

Положение о рабочей программе МБОУ «Большекуналейская СОШ им.Гуслякова Г.И.»

УМК

Для работы по данной программе используется учебник:  Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций под редакцией Л.Н.Боголюбова:

Право. Учебник - Никитин А.Ф., Никитина Т.И.

Проблема прав ребёнка, забота о его жизни, воспитании патриотизма, развитии гражданской ответственности, толерантности стала сегодня общегосударственной.

Демократические преобразования в современной России, а также новые вызовы времени (негативные тенденции в культурной, духовно-нравственной жизни общества) требуют пристального внимания к проблемам гражданского образования в школе. Задачи гражданского образования решаются через историю, обществознание, литературу, другие учебные дисциплины, а также через специальные учебные курсы.

Одним из направлений ФГОС нового поколения является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Программа предусматривает через различные виды работ воспитание ценностного отношения к   России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям. Формирует основные представления о России, как государстве, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга,  первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества,  начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.

Главная цель программы: сформировать у учащихся четкую гражданскую позицию посредством политического и правового  воспитания и изучения основ политического строя Российской Федерации, а также воспитание у молодых граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственности за ее будущее, дать учащимся полное представление о  Конституции Российской Федерации как основном законе нашей страны;

 воспитание гражданина демократического общества посредством формирования представления о мире, государстве, о социальных отношениях между людьми.

Задачи, данной программы факультатива состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

  • Знакомство с источниками конституционного права; порядком формирования представительных органов государственной власти в РФ.
  • Развитие политического мышления и культуры, аналитических умений учащихся.
  • Воспитание гражданского и правового сознания, патриотизма, чувства причастности к жизни своей страны.
  • Отработка умения работать в группах и отстаивать свою точку зрения.
  • Повышение уровня познавательной активности и саморазвития личности, формирование  интереса к истории своего  государства.
  • Создание условий для формирования  активной  гражданской позиции,  дальнейшей социализации учащихся.
  • Профессиональное самоопределение учащихся, воспитание личности, адаптированной к сознательному выбору профессии
  • Воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • Развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, повышению уровня ее политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении
  • Закона и правопорядка.

Планируемые результаты:

Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания данного факультатива являются: ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур.

Метапредметные результаты изучения данного элективного курса проявляются в: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность, способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, умении выполнять познавательные и практические задания на: оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения содержания программы данного курса являются:

- относительно целостное представление о содержании понятий страна, государство, Родина;

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;

- знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России;

- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

Формы проведения занятий: беседа, ролевая игра, практикум, семинар, лекция, создание и защита проектов, решение правовых задач.

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны знать:

- основные положения Конституции;

- полномочия органов власти;

-  право, его роль в жизни общества;

- норма права;

- понятие прав, свобод и обязанностей;

- понятие и виды юридической ответственности.

Учащиеся должны уметь:

•   выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить с правовыми нормами и со своим опытом и ценностями;

•   создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться ими;

•   строить коммуникацию с другими людьми: вести диалог, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;

•   проводить самооценку собственных знаний и умений;

•   принимать решения, принимать ответственность на себя;

•   реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности;

•   устанавливать конструктивные отношения с людьми;

•   приобретать навыки организации труда.

Содержание курса.

Раздел

Темы

Часы

1

Система права.

Что такое право. Система права.

Нормативный правовой акт. Система законодательства.

Правоотношение. Правонарушение.

Юридическая ответственность.

4

2

Государство.

Государство: его понятие и признаки. Демократическое правовое государство.

Правовое государство и гражданское общество.

3

3

Конституция РФ.

Права человека.

Общая характеристика прав и свобод человека. Личные права человека.

Экономические, социальные и культурные права человека. Политические права граждан. Права несовершеннолетних.

10

4

Отрасли права

Избирательное право. Административное право. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Семейное право.

Гражданское право. Права потребителей.

Трудовое право. Экологическое законодательство.

12

5

Международная защита прав человека.

Международная защита прав человека.

2

6

Документы

Знакомство с формами документов.

3

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Вид деятельности

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

Факт.

1

Что такое право. Система права.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, проблемные задания

1

2

Нормативный правовой акт. Система законодательства.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, составление схем, таблиц

1

3

Правоотношение. Правонарушение.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, дискуссия

1

4

Юридическая ответственность.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, семинар

1

5

Государство: его понятие и признаки. Демократическое правовое государство.

Лекция, моделирование ситуаций, дискуссия

1

6

Правовое государство и гражданское общество.

Лекция, моделирование ситуаций, игровая деятельность, исследовательская работа

1

7

Общая характеристика прав и свобод человека.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, составление таблиц, схем

1

8

Личные права человека.

Лекция, моделирование ситуаций, семинар

1

9

Экономические, социальные и культурные права человека.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа

1

10

Политические права граждан.

Лекция, моделирование ситуаций, дискуссия

1

11

Права несовершеннолетних.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, игровая деятельность

1

12

Конституция РФ. Основы конституционного строя.

Лекция, моделирование ситуаций, проблемные задания

1

13

Международные нормы и принципы в правовой системе России.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, составление схем, таблиц

1

14

Государственная власть. Органы местного самоуправления.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, дискуссия

1

15

Судебная система РФ. Правоохранительные органы.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, проблемные задания

1

16

Гражданство. Право избирать и быть избранным. Общественные объединения.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, дискуссия

1

17

Конституционные обязанности.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, ролевая игра

1

18

Взаимоотношения граждан и органов государственного управления.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, игровая деятельность, проблемные задания

1

19

Административная ответственность.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, семинар, составление схем

1

20

Уголовная ответственность. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, беседа

1

21

Семья. Родители. Дети.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, деловая игра

1

22

Гражданские правоотношения.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, игровая деятельность

1

23

Право собственности.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, семинар

1

24

Сделка. Виды договоров.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, лекция, составление схем

1

25

Ответственность за неисполнение обязательств по договору.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, ролевая игра

1

26

Жилищные правоотношения.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, проектная деятельность,

1

27

Права потребителей.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, проектная деятельность, дискуссия,

1

28

Трудовые правоотношения.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, проектная деятельность, дискуссия,

1

29

Международная защита прав человека.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, проектная деятельность,

1

30

Отношения с банками.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа,

1

31

Земельные правоотношения.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, семинар, беседа

1

32

Знакомство  формами документов

Работа с нормативно –правовыми актами, заполнение форм документов

2

32

Ролевая игра «Суд идет»

Моделирование ситуаций

1

Итого: 34 часа

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  1. В.В. Спасская, С.И. Володина «Основы правовых знаний» в 2 ч.  
  2. В.О. Мушинский Азбука гражданина
  3. В.И. Белов Лад: очерки о народной эстетике
  4. В.М. Шумилов Правоведение
  5. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).
  6. Гражданский кодекс РФ
  7. Герб и флаг России Х-ХХ века под. ред. Плеханова
  8. Г.В. Семкин Атлас Страна, в которой я живу
  9. Декларация прав ребенка (1959 г.).
  10. Жилищный кодекс РФ (извлечения)
  11. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (извлечения)
  12. И.А. Исаев История государства и права
  13. И.В. Синова Государственные праздники России : справочник школьника
  14. Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).
  15. Конституция РФ
  16. М. Мильчак Как строились города России
  17. М. М. Бронштейн, Наталия Жуковская Праздники народов России. Энциклопедия
  18. Н.Т. Сапрыкин Верховская колыбель
  19. Обществознание под ред. профессора Ю.Г. Волкова : учебное пособие
  20. П.В. Миков , Н.П. Русакова Права вашего ребенка
  21. Семейный кодекс РФ (извлечения)
  22. Трудовой кодекс РФ (извлечения)
  23. Т.А. Фалькович, Т.А. Шупина «По законам добра»
  24. Уголовный кодекс РФ (извлечения)
  25. Ю.Л. Кушер Государственные символы и награды РФ
  26. Ю.П. Титов Хрестоматия по истории государства и права      

Интернет ресурсы:

  1. www.zabota-deti.su/  - детский сайт «Шаг навстречу»
  2. www.pravo.aodb-blag.ru -  Детский центр правовой информации
  3. http://www.lesson-history.narod.ru – методическая коллекция А.И.Чернова
  4. http://www.uznay-prezidenta.ru/ - «Президент России гражданам школьного возраста»
  5. http://www.rfdeti.ru/ - Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка
  6. http://www.pravadetey.ru/index.html - «Права ребенка - твои права» - информационно-правовой ресурс для детей  
  7. Детский правовой сайт http://mir.pravo.by/
  8. http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
  9. http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
  10. http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»
  11. http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...