Организация работы с материалами периодической печати на уроках обществознания
статья по обществознанию

Аверьянова Любовь Андреевна

Статья посвящена использованию газетных статей на уроках обществознания, в целях подкрепления изученных теоретических положений конкретными примерами, реальными фактами современной жизни общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с материалами периодической печати на уроках обществознания

Нужно, чтобы ученики,по возможности, учились самостоятельно,  а учитель руководил этим самостоятельным  процессом и давал для него материал. К.Д. Ушинский

Аннотация. Статья посвящена использованию газетных статей на уроках обществознания, в целях подкрепления изученных теоретических положений конкретными примерами, реальными фактами современной жизни общества.

Актуальность темы. Обществознание – это тот предмет, один из востребованных у современных выпускников, занимающий ведущее место среди предметов по выбору. Экзамен по обществознанию, выявляет у сдающих действительно ключевые компетенции молодого человека, так как это наука, изучающая разнообразные стороны жизни общества, его развитие и место занимаемое в нем человеком. Предмет, который показывает уровень понимания выпускника школы, его знания о развитии общества, понимание происходящих событий в современном мире в определенное время. Проблемы в преподавании обществознания. Одной из важнейших проблем в изучении обществознания я считаю, быстрое устаревание сведений данных в учебнике, например, учебник «Обществознание» издательства «просвещение» под редакцией Л.Н. Боголюбова, мы, как пользователи должны использовать в течение 5 лет с периода приобретения в школьные библиотеки, это во-первых. А знания об обществе являются ориентиром в понимании происходящего в конкретном социуме в определенное время, и преподавание этого предмета не может находиться в стороне от глобального явления – информировании общества, создания единого информационного пространства. Значит, учителю приходится соотнести данные учебника с фактами, событиями настоящей действительности, подкреплять конкретными примерами из жизни страны и мира.[1] Во – вторых, снижение интереса к учебной деятельности учащихся, вследствие чего, несформированность умений работать с различными источниками, информацией, размещенной в разных носителях, точно выражать свои мысли, анализировать способы собственной деятельности при работе с источниками. Объект исследования: Процесс формирования информационной среды на уроках обществознания. Предмет исследования: развитие ключевой информационной компетенции у обучающихся. По новым Федеральным госстандартам (ФГОС) в обучении Переехав в город, наконец-то, я начала реализовывать свои учащихся от учителя требуется умение мотивировать, удивлять чем-то необычным на своих уроках, в целях повышения интереса к предмету. А предметы история и обществознание, это те предметы, в которых формируется одна из ключевых компетенций – информационная. Сама я выросла в читающей семье, поэтому культура чтения у нас заложена с детства, поэтому российские газеты «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Парламентская газета», «Российская газета», республиканские газеты «Наше время», «Эхо столицы», «Якутск вечерний», являются любимыми газетами семьи, а теперь и являются учебным материалом для моих уроков. Читая и анализируя статьи в этих газетах, я все время думала, как бы мне привлечь моих учеников – старшеклассников к чтению злободневных статей, на актуальные темы. Чтобы научить их анализировать, критически осмысливать прочитанное, уметь высказывать свое мнение, находить веские аргументы в пользу тех или иных позиций. задумки, использовать материалы периодической печати на уроках обществознания. И действительно, интерес детей стал неподдельным, мои ученики ждут уроки-практикумы, работы с газетными статьями. Процесс работы с материалами периодической печати стал интересным, увлекательным и новой формой работы на уроках обществознания. Ведь, у многих детей в семьях газеты не читают, информационные передачи и программы телевидения не смотрят, таким образом, у молодого поколения учащихся информационный ваакум, кроме общения в соцсетях, ватсап, компьютерные игры и инстаграмм, никаких обучающих и информационных сообщений не имеют, а они этого даже и не замечают. Газетные статьи на уроках истории и обществознания начала активно использовать с прошлого года, и считаю, что есть определенные успехи в формировании информационной компетенции у моих учеников. При анализе экзаменационных работ выпускников, я отметила, что наиболее высокие баллы набрали именно по работе с текстом, так как определенная часть заданий экзаменационной работы связана с анализом фактов и процессов социальной действительности. Кстати, лучше сделали работы именно те дети, которые интересуются современными проблемами человека и общества, кто много читает и анализирует информации разных СМИ. Современное общество не может обойтись без средств массовой информации. И то, чего не могут найти дома, учитель предоставляет им на уроке. На уроках истории и обществознания материалы газет служат дополнительным источником информации. На основании газетных материалов можно получить дополнительные сведения по изучаемым темам. Учащиеся отслеживают развитие общественного явления по газетным сообщениям за неделю и даже за более длительный срок. Газеты могут дать материалы для проведения дискуссии на уроке, для анализа при проведении которого должны определять точку зрения автора. Газетные статьи могут служить образцами для развития у учащихся навыков грамотного изложения своих мыслей. Примеры форм работы с материалами средств массовой информации на уроках обществознания. 1. По главе «Политическая сфера» по теме «Демократические выборы и политические партии», использована статья из газеты «Московский комсомолец» в Якутии от 11.01.2018 г. «Предвыборная программа кандидата Сталина: что бы он противопоставил нынешним претендентам» (Кого вдохновляет образ вождя). 2. По главе «Экономика», организована работа по статьям «Томатный гамбит» Ирины Деготьковой, МК в Якутии, от 15.11.2017 г. и статьи Д.Докучаева «Итоги 2017 года», МК в Якутии от 15.12.2017 г. Николая Макеева «В бедности и обиде». МК в Якутии, от 27.11.2017 г. 3. По главе «Социальная сфера» организована работа по статье Работая над газетными статьями я ставлю следующие задачи перед учащимися: - выделять причинно-следственные связи; - рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; - отвергать ненужную или неверную информацию; - понимать, как различные части информации связаны между собой; - выделять ошибки в рассуждениях; - делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек; - избегать категоричности в утверждениях; - выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение; - определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; - уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения; - подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; - отделять главное от существенного в тексте или в речи, уметь акцентировать на первом. [3] Мне бы хотелось привести мнения ребят, работавших на практических занятиях по материалам периодической печати: М.Ирина: «Такие занятия помогают легче ориентироваться в политической и общественной действительности. Сухая теория, учебники не могут дать, того четкого понятия о жизни, которое необходимо каждому». Слава В: «Работа по газетным статьям дает нам возможность понимать жизнь, что происходит в реальной жизни общества, думаю то, что уроки- практикумы дадут нам возможность справиться с заданиями на экзаменах». Арина М.: «Урок-практикум помогает мне сознательно воспринимать окружающую меня политическую действительность. Я стала более внимательна к политическим вопросам нашей страны». Мнения ребят я начала собирать, когда стала готовиться к выступлению на школьных педагогических чтениях. Для этого я использовала таблицу Эдварда де Боне - Самоанализ урока-практикума «плюс - минус- интересно». Отрицательным моментом урока – практикума многие отмечали недостаточность времени урока, чтобы справиться со всеми заданиями. Заключение Обществоведческий курс – один из тех предметов, в котором В современной образовательной системе приоритетным направлением в обучении является личностно-ориентированный подход, когда обучающимся предлагаются разноуровневые задания, используются удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся эмоции и формирует положительные учебные мотивы. формируется ключевая информационная компетенция. Это обусловлено тем, что современный мир, это информационное общество, в котором идет мощный поток информации везде: через печатные СМИ, интернет-связь, социальные сети, рекламные ролики, различные компьютерные технологии на телевидении и кино, распространение игровых приставок, электронных и цифровых игрушек, разнообразных гаджетов, которые оказывают очень большое влияние на подростков, на восприятие ими на окружающий мир. И дети не всегда могут ориентироваться в этом потоке информации правильно, могут запросто попасть в различные интернет – сети с разрушительной силой для детей. И наша задача - взрослых, педагогов, родителей, научить правильно ориентироваться , сделать правильный выбор, анализировать, критически осмысливать ту информацию которая им попадает тем или иными путями. деятельностных методов обучения, когда сам ученик доходит до сути информационного материала, где вырабатываются субъект-субъектные отношения и формируется собственное информационное поле с ключевой компетенцией. Причем, процесс развития этих компетенций будет протекать успешно, если реализуется деятельностный подход к построению образовательного процесса, т.е. обучающимися осуществляется самостоятельный поиск, изучение, систематизация, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача.[3] Работая над газетными статьями, обучающиеся развивают ключевую информационную компетенцию, так как в материалах ЕГЭ по обществознанию целый ряд заданий требуют аргументации из общественной жизни, выпускники должны уметь давать конкретные аргументы из реальной жизни. Говоря словами Президента РФ В.В.Путина, у школы появились сильные конкуренты - Интернет, электронные СМИ, поэтому «педагог должен успевать за своими учениками, и за развитием общества, и за информационными потоками, а по хорошему, должны быть впереди, опережать всё это!» А я считаю, что нам педагогам необходимо все это новое взять на вооружение в помощники, чтобы не было проигравших! Работа по материалам СМИ на уроках обществознания – это один из 1. Солдатенкова Д.В. Использование газетных статей на уроках Ссылки на источники гуманитарного цикла. 2. 3. Долинина И. старший преподаватель Пермского политехнического университета. Волкова Ж.В. Использование СМИ на уроках истории и обществознания. Список использованной литературы: 1)Волкова Ж.В. «СМИ на уроках истории и обществознания» 2)Долинина И. ст.преподаватель Пермского политехнического 3) Иванова, Л.Ф. Общая методика преподавания обществознания в Социальная сеть/ Режим доступа: http://nsportal.ru 2015 университета. школе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова; Под ред. Л.Н. Боголюбов. - М.: Дрофа, 2008. - 606 c. 4) Концепция социально-гуманитарного (обществоведческого) образования в современной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. –№ 7–8. уроков обществознания и права в школе» Учительский сайт/ Режим доступа: https://infourok.ru 2016 6) Краткий курс лекций по дисциплине Методика преподавания обществознания «Методика использования различных источников в процессе изучения обществознания» http://studme.org/ 5) Корлыханова И.А «Использование материалов СМИ в подготовке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник материалов НТИ по материалам периодической печати. «Меры по охране окружающей среды»

Картотека составлена по материалам научно-технической информации в периодической печати за период 1979 – 2008 г.г....

Статья в методический журнал "Уровневая дифференциация при организации работы учеников в малых группах на уроках истории" (8класс, тема: «Отечественная война 1812 года»)

В природе человека изначально, на генном уровне, заложено стремление к самореализации, раскрытию сущностного, творческого потенциала личности. Ни для кого не секрет, что современное образование готови...

Урок-практикум в 10 классе (работа с заданиями С5-С6 на уроке обществознания)

Данный урок проводился в 10 классе после изучения темы "Политичкие партии и движения"...

Презентация к докладу "Организация работы по экологическому воспитанию учащихся на уроках математики"

Презентация к докладу "Организация работы по экологическому воспитанию учащихся на уроках математики"...

Пример из комплекса организации работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы в процессе реализации компетентностного подхода к обучению

Пример из комплекса организации работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы в процессе реализации компетентностного подхода к обучению...

Организация работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Статья на тему: Организация работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка...

Организация работы с детьми с ОВЗ на уроках физической культуры

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).Человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности...