В мире права
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Кайнова Оксана Анатольевна

Курс внеурочной деятельности "В мире права" разработан с целью - владение учащимися юридическими терминами и понятиями, профессионального самоопределения учащихся, формирование личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_vneurochka_po_obshchestvoznaniyu_9_kl.docx161.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Танзыбейская средняя школа»

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\печать на программы 2021-2022 уч год.jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«В мире права»

для обучающихся  9 класса

духовно-нравственное направление

на 2021/2022 уч.г.

Разработана: Кайновой О.А.,

учителем истории и обществознания

МБОУ «Танзыбейская СШ»

п. Танзыбей, 2021 г

1.Пояснительная записка.

       1.1.Нормативно-правовые акты:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
  • Положение о Рабочей программе по учебному курсу, в том числе по внеурочной деятельности педагога, осуществляющего функции введения ФГОС ООО;
  • Положение об организации внеурочной деятельности;
  • Рабочая программа воспитания МБОУ «Танзыбейская СШ».

1.2.Цели программы:

1. Научить учеников владеть юридическими терминами и понятиями.

2. Способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности.

3. Способствовать усвоению совокупности конкретных правил поведения в семье, в доме, в школе, на улице, учреждениях культуры и т. д., ориентировать на уважение прав и свобод других граждан.

Задачи:

1. Изучить содержание законодательных актов (или фрагментов из них).

2. Развивать навыки и умения обучающихся в области защиты своих прав.

3. Развивать необходимые навыки составления некоторых официальных бумаг, не требующих специального юридического образования (заявления, доверенность, текст трудового соглашения, договор купли-продажи и т. д.).

4. Развивать коммуникативные способности через работу в группах, парах.

1.3.Место курса «В мире права»  в  плане внеурочной деятельности

Для реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности «В мире права»  на уровне основного  общего образования отводится  1 час. Рабочая программа курса внеурочной деятельности  реализуется из части, формируемой участниками образовательного процесса плана внеурочной деятельности. Срок реализации программы 1 год.

2. Планируемые результаты освоения внеурочного курса  «В мире права» в соответствии с требованиями ФГОС к уровню подготовки обучающихся

  1. Личностные, метапредметные результаты освоения внеурочного курса «В мире права»

Личностные УУД:

*  формирование ответственного отношения к своему образованию, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к  познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

*   формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,  истории, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми;

*  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

*   развитие навыков и умений в области своих прав;

*  формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

* приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых, формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Познавательные УУД:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета для изучения содержания нормативных актов (фрагментов актов);
  • давать определения понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • проявлять устойчивый познавательный интерес к нормативно-правовым актам разного уровня.

Коммуникативные УУД:

  •  участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом своих школьных и  жизненных речевых ситуаций;
  • выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
  • отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета: аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

Регулятивные УУД:

  • совместное  определение источников ресурсов, необходимых для реализации темы занятия;
  • самостоятельное изучение  информационных источников;
  • самостоятельное составление официальных бумаг, не требующих специального юридического образования (заявления, доверенность, текст  трудового соглашения, договор купли-продажи и т. д.).
  • презентация результатов деятельности на различных этапах ее реализации.

        3. Содержание курса.

Тема 1. Человек среди людей

Человек – высшая степень развития живых организмов, субъект исторического прогресса. Уникальность человека. Формирование обычаев, традиций, правил поведения. Мораль. Правовые нормы и их отличия от моральных. Взаимосвязь морали и права. Понятия: личность, индивид, общество, мораль, право.

Тема 2. Законы о правах человека

Всеобщая декларация прав человека. Исторические условия принятия Всеобщей декларации прав человека. Основные принципы и положения. Значения Всеобщей декларации прав человека. Что такое права человека? Конституция РФ. Понятия: Декларация, привилегия, диссидент.

Тема 3. Основные права человека в демократическом обществе. Сущность и систематизация прав и свобод человека. Критерии систематизации. Деление прав и свобод: личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные.

Тема 4. Личные права

Право на жизнь как первооснова всех других прав и свобод. Право на свободу и личную неприкосновенность. Свобода мысли, совести и религии. Право на неприкосновенность личности и семейной жизни. Неприкосновенность жилища. Частная жизнь. Тайна переписки. Семейные и личные тайны. Право на свободное передвижение. Свобода выбора места жительства в пределах государства. Тестирование. Понятия: свобода совести, гражданские свободы.

Тема 5. Политические права

Взаимосвязи и различия гражданских и политических прав. Право на гражданство. Свобода слова. Право на участие в управлении делами государства. Избирательное право. Тестирование. Понятия: гражданство, гражданин, поданный.

Тема 6.Социально–экономические права

Специфика экономических прав. Право собственности. Право на труд, свободный выбор занятий, благоприятные условия труда. Защита от безработицы. Право на достойный уровень жизни. Право на психическое и физическое здоровье. Право на медицинскую помощь. Право на благоприятную окружающую среду. Работа с официальными бумагами. Понятия: достойный уровень жизни.

4. Тематическое планирование

Вид деятельности в соответствии с рабочей программой воспитания «Проблемно-ценностное общение». Курс внеурочной деятельности «В мире права», направлен на развитие коммуникативных компетенций обучающихся, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.

№ п/п

Название темы, раздела

Количество часов

Форма проведения

Тема занятия

Сроки

1.

Человек среди людей

4

Социально-моделирующая игра

Познавательные беседы

  1. Входное тестирование
  2. Человек – высшая степень развития живых организмов
  3. Мораль
  4. Правовые нормы

08.09.

15.09.

22.09.

29.09.

2.

Законы о правах человека

4

Детские исследовательские проекты

Презентация

  1. Всеобщая декларация прав человека
  2. Всеобщая декларация прав человека
  3. Конституция РФ
  4. Конституция РФ

06.10.

13.10

20.10

27.10

3.

Основные права человека в демократическом обществе

4

Познавательные беседы

Презентация

  1. Систематизация прав и свобод человека
  2. Систематизация прав и свобод человека
  1. Конституционные права и свобода человека – база правового положения в правовом государстве

10.11

17.11

24.11

01.12

4.

Личные права

8

Познавательные беседы

Социально-моделирующая игра

Презентация

  1. Право на жизнь
  2. Право на жизнь
  3. Право на свободу и личную неприкосновенность
  4. Право на свободу и личную неприкосновенность
  5. Право на неприкосновенность личной и семейной жизни
  6. Право на неприкосновенность личной  и семейной жизни
  7. Свобода передвижения и эмиграция
  8. Свобода передвижения и эмиграция

08.12

15.12

22.12

29.12

12.01

19.01

26.01

02.02

5.

Политические права

3

Социальная проба

Социально-моделирующая игра

  1. Свобода слова
  2. Активное избирательное право
  3. Пассивное избирательное право

09.02

16.02

02.03

09.03

6.

Социально-экономические права

11

Познавательная беседа

Детские исследовательские проекты

Презентация

Социально-моделирующая игра

  1. Специфика экономических прав
  2. Специфика экономических прав
  3. Право на труд
  4. Право на труд
  5. Право на достойный уровень жизни
  6. Право на достойны уровень жизни
  7. Право на медицинскую деятельность
  8. Право на медицинскую деятельность
  9. Право на благоприятную окружающую среду
  10. Право на благоприятную окружающую среду
  11. Право на образование

16.03

30.03

06.04

13.04

20.04

27.04

04.05

11.05

18.05

25.05

26.05

7.

Промежуточная аттестация

1

Итоговое тестирование

  1. Итоговый тест за курс

26.05

ИТОГО

34 часа

  1. Критерии оценивания обучающихся на промежуточной аттестации

Карта развития метапредметных результатов
курса внеурочной деятельности «В мире права»
ученика  9 класса
Ф.И._______________________________________________

Метапредметные результаты

Да

Нет

Мотивация к изучению нормативных актов (фрагментов)  разного уровня

Проявляет настойчивость в достижении цели.

Осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета для изучения содержания нормативных актов (фрагментов актов).

Выполняет различные роли в группе, сотрудничает в совместном решении проблемы.

Оценивает свою работу, работу товарищей.

Самостоятельно составляет официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявления, доверенность, текст  трудового договора, договор купли-продажи и т. д.).

Строит работу на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи.

Сравнивает результаты своей деятельности в начале года с результатами в конце года.

Определяет успешность выполнения своего задания.

Понимает причины успеха/неуспеха своей деятельности.

Обладает волевой саморегуляцией в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Объясняет свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства.

Вступает в беседу и обсуждение на занятии, в социально-моделирующей игре, в жизни.

Участвует в диалоге; слушает и понимает  других, высказывает свою точку зрения на события и поступки

Оформляет свои мысли в устной и письменной форме с учетом своих школьных и  жизненных речевых ситуаций

Если обучающийся набирает

*10-12 положительных ответов. У него высокий уровень формирования метапредметных результатов.

*5-9 положительных ответов – средний уровень формирования. Учителю необходимо больше обращать внимания на работу с этим обучающимся.
*0-4 положительных ответов – низкий уровень формирования. Учитель должен построить работу с данным учеником так, чтобы в следующем году повысить уровень формирования метапредметных результатов. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий проводится в начале и в конце каждого учебного года. Входная диагностика в начале учебного года позволяет сформулировать систему учебных задач на развитие способностей к рефлексии, сотрудничеству и
учебной самостоятельности  школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Я в мире прав"

На занятии идет повторение пройденного материала по теме " Правовое воспитание", где используется компьютерное и музыкальное сопровождение. В процессе занятия дети выполняют различные практические зад...

Разработка внеклассного мероприятия(сказка) "Пусть миром правит доброта"

Материал для  классных руководителей, завучей-организаторов...

Разработка родительского собрания "Миром правит доброта"

Форма проведения: педагогическая мастерская.Цель: формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении нравственного воспитания ребенка....

Миром правит любовь

Литературная кафе – одна из форм внеклассной работы по предмету.          Данное внеклассное мероприятие по литературе проводится в 9-11-м классах и это  н...

"Я в мире прав"

Формирование правовой культуры обучающихся через ознакомление с основными  правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка. ...

Конференция "Я в мире прав и обязанностей"

Ежегодно в школе проводится научно – практическая конференция «Я  в мир прав и обязанностей», проводится  она в 7,8 классах. На конференции  представлен опыт реализации детских мин...

Презентация на конференцию "Я в мире прав и обязанностей"

На конференции  представлен опыт реализации детских мини-проектов – победителей конкурса «Я в мире прав и обязанностей»....