Экономика –основа жизни общества
план-конспект занятия по обществознанию (6 класс)

Тема: Экономика –основа  жизни общества

Цели и задачи:

Подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, основной проблеме в экономике, ограниченности ресурсов и проблемы выбора.

Расширить представление учащихся об экономике как важной сфере жизни общества, направленной на удовлетворение многообразных потребностей людей.

- Охарактеризовать проблемы, с которыми приходится сталкиваться всем участникам экономических отношений: проблему ограниченности ресурсов и проблему экономического выбора.

- Создать условия для формирования у учащихся способности анализировать реальные социальные статусы для осуществления экономических дейтсвий на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов.

Основные понятия: потребности, экономические блага, ограниченность ресурсов, альтернативная стоимость.

Оборудование:  учебник, тетрадь, доска.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала

Попробуйте угадать тему нашего сегодняшнего урока

Рынок, цена, товары, услуги, касса, зарплата, прибыль, производство, торговля…

-Каким общим понятием вы можете объединить эти слова?

Я хочу пригласить вас к разговору об одной из сфер общества – экономической.

Тема нашего урока: «Экономика -основа жизни общества».

Экономика как подсистема общества.

а) (работа с понятием) Найдите в учебнике определения экономики.

Экономика – это…

б) Запишите определение в тетрадь.

Вывод: Понятие экономика может рассматриваться как наука, как хозяйство и как сфера жизни общества.

Экономика – совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Экономика – сфера деятельности людей, в которой создаются материальные и духовные ценности для удовлетворения разнообразных потребностей человека.

Экономика изучает экономические потребности, экономические блага, факторы производства (ресурсы, необходимые для ведения процесса производства).

- Я предлагаю вам разобраться в экономических слагаемых.

Потребности. Понятие блага в экономике.

Учитель: Как ни парадоксально, но жизнь человека состоит из одних проблем. У нас постоянно возникают сложности. Все время что-то человеку нужно. Ему то холодно, то жарко. Ему то хочется есть, то пить. Ему хочется как то по другому одеваться, ему хочется по другому выглядеть. Ему хочется передвигаться на новом автомобиле. Или жить в другом доме.

-Что это все такое?

Потребность – это нужда человека в чем-либо для нормальной его жизнедеятельности.

Существует три типа потребностей, они составляют основу нашей жизни.

Материальные Духовные Социальные

Работа в парах: Перед вами перечень слов, распределите эти слова на три группы потребностей. (На доске)

(еда, одежда, велосипед, компьютер, смартфон, планшет, музыкальное произведение, картина художника, профессия, участие в соревнованиях, волонтерство, страница в контакте, поездка в горы, посещение храма, просмотр любимого фильма).

Проверка.

Общество, как известно, постоянно развивается, и развиваются потребности человека. Потребность в какой-то конкретной вещи удовлетворить относительно легко, достаточно получить новый велосипед вместо разбитого старого. Но по мере удовлетворения одних потребностей неизбежно возникают все новые (велосипед хочется заменить на мотоцикл, машину).

-Какой можно сделать вывод?

Потребности людей безграничны.

Учитель: О сказочной скатерти – самобранке или возможности иметь «золотую рыбку», чтобы удовлетворить наши потребности, мы можем только мечтать. Но в реальной жизни общество располагает ограниченными ресурсами. Потребности человека направлены на предметы, способные удовлетворить его желания. Чтобы сшить костюм, нужна ткань, чтобы построить дом, нужны материалы, чтобы произвести бензин, нужна нефть. Все это называется ресурсамиРесурсы необходимы для производства благ. Рассмотрим, что экономисты понимают под термином «благо».

Благо – это то, что является полезным для человека, служит удовлетворению его потребностей.

Свободные блага – доступны для всех. К ним относятся, например, морская вода, солнечный свет, лесной воздух. Эти блага не требуют производственных затрат.

Экономические блага – средства удовлетворения человеческих потребностей, имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

К ним относятся производимые людьми различные предметы(мебель, одежда, бытовая техника и т.д.) и услуги(труд врачей, учителей, поваров, продавцов).

Проблема распределения ограниченных ресурсов – одна из основных проблем экономики.

Ресурсы - это факторы, используемые для производства экономических благ. Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.

Экономический выбор

Каждый день, идя в магазин, мы сталкиваемся с проблемой выбора товара хорошего качества по подходящей цене – это и есть экономический выбор. Всем нам приходится выбирать, приобретая одну вещь, мы отказываем себе в приобретении другой. Этот выбор называется альтернатива.

Альтернативная стоимость – цена, которую нужно заплатить за сделанный выбор.

  1. Мама получает 100 монет за каждый проработанный день. Что бы вы посоветовали маме: не пойти один день на работу, остаться дома и сделать стрижку своим двум сыновьям или дать им денег на парикмахерскую? Стрижка в парикмахерской стоит 40 монет?
  2. Тетрадь творческих заданий по экономике в книжном магазине около твоего дома стоит 50 р., а в книжном магазине, до которого нужно ехать на автобусе, - 30 р. В каком магазине тебе выгоднее совершить покупку, если билет на автобус стоит 7 р.?

Вывод: Экономика показывает, как общество осуществляет рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов для удовлетворения потребностей людей.

  1. Закрепление изученного материала. Повторение определений понятий и терминов.

Рефлексия.  Домашнее задание.

- Прочитать параграф, ответить на вопросы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika_-_osnova_zhizni_obshchestva.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Экономика –основа  жизни общества

Цели и задачи:

Подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, основной проблеме в экономике, ограниченности ресурсов и проблемы выбора.

Расширить представление учащихся об экономике как важной сфере жизни общества, направленной на удовлетворение многообразных потребностей людей.

- Охарактеризовать проблемы, с которыми приходится сталкиваться всем участникам экономических отношений: проблему ограниченности ресурсов и проблему экономического выбора.

- Создать условия для формирования у учащихся способности анализировать реальные социальные статусы для осуществления экономических дейтсвий на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов.

Основные понятия: потребности, экономические блага, ограниченность ресурсов, альтернативная стоимость.

Оборудование:  учебник, тетрадь, доска.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала

Попробуйте угадать тему нашего сегодняшнего урока

Рынок, цена, товары, услуги, касса, зарплата, прибыль, производство, торговля…

-Каким общим понятием вы можете объединить эти слова?

Я хочу пригласить вас к разговору об одной из сфер общества – экономической.

Тема нашего урока: «Экономика -основа жизни общества».

Экономика как подсистема общества.

а) (работа с понятием) Найдите в учебнике определения экономики.

Экономика – это…

б) Запишите определение в тетрадь.

Вывод: Понятие экономика может рассматриваться как наука, как хозяйство и как сфера жизни общества.

Экономика – совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Экономика – сфера деятельности людей, в которой создаются материальные и духовные ценности для удовлетворения разнообразных потребностей человека.

Экономика изучает экономические потребности, экономические блага, факторы производства (ресурсы, необходимые для ведения процесса производства).

- Я предлагаю вам разобраться в экономических слагаемых.

Потребности. Понятие блага в экономике.

Учитель: Как ни парадоксально, но жизнь человека состоит из одних проблем. У нас постоянно возникают сложности. Все время что-то человеку нужно. Ему то холодно, то жарко. Ему то хочется есть, то пить. Ему хочется как то по другому одеваться, ему хочется по другому выглядеть. Ему хочется передвигаться на новом автомобиле. Или жить в другом доме.

-Что это все такое?

Потребность – это нужда человека в чем-либо для нормальной его жизнедеятельности.

Существует три типа потребностей, они составляют основу нашей жизни.

Материальные Духовные Социальные

Работа в парах: Перед вами перечень слов, распределите эти слова на три группы потребностей. (На доске)

(еда, одежда, велосипед, компьютер, смартфон, планшет, музыкальное произведение, картина художника, профессия, участие в соревнованиях, волонтерство, страница в контакте, поездка в горы, посещение храма, просмотр любимого фильма).

Проверка.

Общество, как известно, постоянно развивается, и развиваются потребности человека. Потребность в какой-то конкретной вещи удовлетворить относительно легко, достаточно получить новый велосипед вместо разбитого старого. Но по мере удовлетворения одних потребностей неизбежно возникают все новые (велосипед хочется заменить на мотоцикл, машину).

-Какой можно сделать вывод?

Потребности людей безграничны.

Учитель: О сказочной скатерти – самобранке или возможности иметь «золотую рыбку», чтобы удовлетворить наши потребности, мы можем только мечтать. Но в реальной жизни общество располагает ограниченными ресурсами. Потребности человека направлены на предметы, способные удовлетворить его желания. Чтобы сшить костюм, нужна ткань, чтобы построить дом, нужны материалы, чтобы произвести бензин, нужна нефть. Все это называется ресурсамиРесурсы необходимы для производства благ. Рассмотрим, что экономисты понимают под термином «благо».

Благо – это то, что является полезным для человека, служит удовлетворению его потребностей.

Свободные блага – доступны для всех. К ним относятся, например, морская вода, солнечный свет, лесной воздух. Эти блага не требуют производственных затрат.

Экономические блага – средства удовлетворения человеческих потребностей, имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

К ним относятся производимые людьми различные предметы(мебель, одежда, бытовая техника и т.д.) и услуги(труд врачей, учителей, поваров, продавцов).

Проблема распределения ограниченных ресурсов – одна из основных проблем экономики.

Ресурсы - это факторы, используемые для производства экономических благ. Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.

Экономический выбор

Каждый день, идя в магазин, мы сталкиваемся с проблемой выбора товара хорошего качества по подходящей цене – это и есть экономический выбор. Всем нам приходится выбирать, приобретая одну вещь, мы отказываем себе в приобретении другой. Этот выбор называется альтернатива.

Альтернативная стоимость – цена, которую нужно заплатить за сделанный выбор.

  1. Мама получает 100 монет за каждый проработанный день. Что бы вы посоветовали маме: не пойти один день на работу, остаться дома и сделать стрижку своим двум сыновьям или дать им денег на парикмахерскую? Стрижка в парикмахерской стоит 40 монет?
  2. Тетрадь творческих заданий по экономике в книжном магазине около твоего дома стоит 50 р., а в книжном магазине, до которого нужно ехать на автобусе, - 30 р. В каком магазине тебе выгоднее совершить покупку, если билет на автобус стоит 7 р.?

Вывод: Экономика показывает, как общество осуществляет рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов для удовлетворения потребностей людей.

  1. Закрепление изученного материала. Повторение определений понятий и терминов.

Рефлексия.  Домашнее задание.

- Прочитать параграф, ответить на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль экономики в жизни общества, 10 класс

Разработка урока обществознания в 10 классе...

Программа элективного курса «Право и экономика в жизни общества». для 10-х классов

Содержание данного курса представляет собой комплекс знаний о роли права в условиях рыночной экономики. Актуальность проблем, связанных с изучением основ экономики в школе, обусловлена с радикальными ...

Изменения в обществе и в экономике в послевоенные годы. Переход к постиндустриальному обществу (конспект урока для 9 класса)

План-конспект урока для 9 класса по всеобщей истории новейшего времени. Рассматриваются вопросы формирования постиндустриального общества, развития НТР...

Тест по обществознанию экономика и общество 11 класс

Тест по обществознанию экономика и общество 11 класс...

13_01_общество_8класс_Экономика и её роль в жизни общества

13_01_общество_8класс_Экономика и её роль в жизни общества...

Конспект открытого урока по теме «Экономика. Роль экономики в жизни общества» 10 класс

Цели урока:- обучающие — углубить представления об экономике как важной сфере жизни общества, её основных проявлениях, о взаимосвязях с другими сторонами жизни общества, о влиянии экономики на обществ...