Методические рекомендации для учителей к Единому Государственному Экзамену по обществознанию
методическая разработка по обществознанию (11 класс)

Зейналова Гюльназ Алиевна

Методические рекомендации предназначены для учителей обществознания при подготовке учащихся к ЕГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Иркутская область

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ШЕЛЕХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШЕЛЕХОВСКОГО РАЙОНА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

Зейналова Гюльназ Али кызы, учитель истории и обществознания

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка методических рекомендаций»

Методические рекомендации для учителей

к Единому Государственному Экзамену по обществознанию

г. Шелехов

2021

Содержание:

  1. Пояснительная записка…………………………………………………3
  2. Нормативно-правовые документы……………………………………..5
  3. Статистические данные ЕГЭ по обществознанию за 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 годы………………………………………………………….8
  4. Методические рекомендации по подготовке обучающихся к ГИА

по обществознанию…………………………………………………..10

  1. Список рекомендуемой литературы и ресурсов…………………..16

  1. Пояснительная записка

    Единый государственный экзамен (ЕГЭ) с 2009 года является основной формой государственной итоговой аттестации выпускников XI классов школ Российской Федерации, а также формой вступительных испытаний в ВУЗы в Российской Федерации. Статистика показывает, что ежегодно около 60% выпускников 11 класса выбирают учебный предмет «обществознание» для прохождения итоговой аттестации. Это объясняется двумя причинами. Первая причина заключается в том, что этот предмет необходим и востребован для поступления в ВУЗы. Вторая причина объясняется тем, что выпускники уверены в простоте данного экзамена и в успешной ее сдаче, а потому с легкостью останавливают свой выбор на этом учебном предмете. Забывая или не зная о том, что это единственный учебный предмет, по которому минимальный пороговый балл достаточно высокий, составляет 42 тестовых балла (для сравнения, минимальный порог по истории – 35; физике – 33; русскому языку – 34).

    Анализ результатов экзаменационных работ позволяет сделать вывод о том, что большинство учащихся испытывают затруднения в выполнении работы, особенно в части 2 (развернутые ответы). Это означает, что только эффективная организация и планирование образовательного процесса, систематическая работа учителя, и личная мотивация учащихся может привести к высокому качеству сдачи государственной итоговой аттестации учащихся по этому предмету.

       В структурировании рабочего процесса учителю помогут представленные в данной работе методические рекомендации, на основе которых разработан «План работы с учащимися по подготовке к ЕГЭ». Цель предлагаемых рекомендаций - оказать методическую помощь учителям-предметникам для составления алгоритма подготовки выпускников к Единому Государственному Экзамену.  План выстроен на весь учебный год по месяцам, в виде таблицы. План работы достаточно гибок: в течение образовательного процесса может корректироваться и дополняться.  Это является несомненным преимуществом методических рекомендаций. Хочется верить, что овладение предлагаемой методикой может стать рабочим навигатором учителя, выступят основой  в подготовке и для учителей разных предметных областей. Методические рекомендации будут актуальны для  учителей, которые готовят учащихся к ЕГЭ, что позволит повысить качество и успеваемость результатов сдачи ЕГЭ по всем 18 учебным предметам.

  1. Нормативно-правовые документы

Государственная итоговая аттестация (ГИА) по обществознанию проводится в соответствии с нормативно правовыми актами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора № 190/1512 от 07.11.2018 г. «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»;
  3. Приказ Минобрнауки России № 1274 от 17.12.2013 г. «Об утверждении Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» 
  4. Приказ Минпросвещения РФ и Рособрнадзора от 12 апреля 2021 г. № 161/470 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения ЕГЭ по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2021 году»;
  5.  Приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 16 марта 2021 г. № 105/307 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2021 году»;
  6. Постановление Правительства РФ от 26 .02.2021г. №256 Об особенностях проведения ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2021 году;
  7. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 июня 2018 г. № 831 «Об утверждении требований к составу и формату сведений, вносимых и передаваемых в процессе репликации в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также к срокам внесения и передачи в процессе репликации сведений в указанные информационные системы»;
  8.  Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.06.2020 № 10-286 "О направлении разъяснений по отдельным вопросам, касающимся организации единого государственного экзамена с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических рекомендаций, правил и нормативов";
  9. Приказ Министерства просвещения РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 15.06.2020 г. № 298/656 “Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2020 году”;
  10.  Распоряжение министерства образования Иркутской области от 30.11.2020 год №914-мр «Об определении мест регистрации на ГИА в 2021 году»;
  11.  Приложение 2 к приказу №28-мпр «Положение о конфликтных комиссиях по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в Иркутской области»;
  12.  Методические документы, рекомендуемые при организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2021 году (направлены письмом Рособрнадзора № 10−99 от 12.04.2021 г.);
  13.  Приказ Министерства образования от 06 октября 2009г. № 413 «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного Образовательного Стандарта среднего общего образования;
  14.  Основная образовательная программа среднего общего образования МКОУ ШР «СОШ № 4», приказ  № 48 от 15.05.2015г.

  1. Статистические данные ЕГЭ по обществознанию за 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 годах по Иркутской области и Шелеховскому району

Сведения о количестве участников ЕГЭ по обществознанию

Показатели

Количество участников

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019г.

2020г.

Обществознание

7930

7368

7557

7205

6380

[1]

Сведения о результатах ЕГЭ в 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 годах

(Иркутская область)

Предмет, год

Количество

Участников ЕГЭ

Процент не набравших минимальное количество тестовых баллов

Средний

балл

Обществознание, 2017

7368

23,5

49

Обществознание, 2018

7148

23,8

50,7

Обществознание, 2019

6828

28

49,4

Обществознание, 2020

6014

30,4

49,8

Обществознание, 2021

Сведения о результатах ЕГЭ в 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 годах

(Шелеховский район)[2]

Предмет, год

Количество

Участников ЕГЭ

Процент не набравших минимальное количество тестовых баллов

Средний балл

Обществознание, 2017

164

22

47,4

Обществознание, 2018

178

27,5

51,3

Обществознание, 2019

174

22,4

52,04

Обществознание, 2020

170

28,8

49,9

Обществознание, 2021

170

20,6

54,1

Сведения о результатах ЕГЭ МБОУ ШР «СОШ №4» в 2021 году

Предмет, год

Количество

Участников ЕГЭ

Процент не набравших минимальное количество тестовых баллов

Средний балл

Обществознание, 2021

14

(47% от класса)

7,14

58,9

  1. Методические рекомендации по подготовке обучающихся к ГИА по обществознанию

Подготовка к ГИА происходит в соответствии с рекомендациями, ежегодно разрабатываемыми Федеральным институтом педагогических измерений (сайт http://www.fipi.ru). Для успешного выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию необходимо познакомить старшеклассников с демоверсией, кодификатором, спецификацией. Предпочтительно начать подготовку  в 10 классе, а в 11-м классе, в сентябре вернуться к ним, чтобы актуализировать информацию.

   В школьном кабинете обществознания подготовлен стенд с необходимой информацией для учащихся: Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора № 190/1512 от 07.11.2018 г. «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»; демонстрационный вариант КИМ 2021 года; инструкция по выполнению работы, инструкция по заполнению бланков регистрации; образцы бланков для ответов; спецификация экзаменационной работы по обществознанию единого государственного экзамена; кодификатор экзаменационной работы по обществознанию единого государственного экзамена; примерное расписание экзаменов.

    По учебному плану на предмет «обществознание» отводится 2 часа в неделю. Дополнительно введен факультативный курс по подготовке к ЕГЭ – 1 час в неделю. Позже, во втором полугодии, усиливается подготовка к ЕГЭ и добавляется еще 2 часа факультативных занятий. Причем, учащихся целесообразно объединить в две разные группы для возможности усиления индивидуальной работы с учащимися во время занятий (Приложение 1 «План работы с учащимися 11 класса, проходящими ГИА по обществознанию на 2020-2021 учебный год» – СЕНТЯБРЬ, п.5; НОЯБРЬ, п.5).

    В сентябре учитель знакомит учащихся со статистикой результатов ЕГЭ по обществознанию за прошлые годы по школе, району, области (см. Приложение 1, СЕНТЯБРЬ, п.7). Учителю стоит
показывать и положительный и отрицательный опыт выпускников
предыдущих лет. А также организовывать встречи учащихся с выпускниками прошлых лет для передачи опыта (см.
Приложение 1, НОЯБРЬ, п.10).

    По мере погружения в процесс подготовки к Государственной Итоговой Аттестации учитель уделяет особое внимание знанию понятийного аппарата.  Среди планируемых результатов освоения учебного предмета важным является овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится данная предметная область, распознавание соответствующих им признаков и взаимосвязей. В задании 25 экзаменационной работы необходимо, используя обществоведческие знания, раскрыть смысл обществоведческого понятия. В связи с этим с ноября по май учителем вводится система зачетов по терминам (всех разделов обществознания поэтапно: «Человек и общество», «Социальные отношения», «Экономика», «Политика», «Право»). Таким образом, учитель планирует 5 зачетов за учебный год: в ноябре, декабре, феврале, апреле, мае ( см. Приложение 1). Зачёты принимаются учителем в устной форме по заранее выданным для подготовки терминам (Приложение 3 «Термины по обществознанию к зачёту»). 

    Крайне необходимо для учащихся понимать, в каком направлении им необходимо двигаться, что улучшить в подготовке. В этом помогает тематический контроль в формате ЕГЭ, и так называемые  «репетиционные  экзамены», когда работа выполняется 3 часа 55 минут в КИМах. Такая затратная по времени работа проводится в сентябре, декабре, марте, мае. Проведение таких работ оправдано их оцениванием, работой над ошибками, сравнительным  анализом.  Оценивание работ очень важно – это обратная связь, которая проводится с каждым учащимся по итогу выполненной работы. Она дает информацию о том, чему учащиеся подготовились и как готовы к экзамену в данный период, а также о том, в какой степени учитель реализовал поставленные учебные цели. Иногда используется во время факультативных занятий самопроверка работ первой части экзаменационной работы (тестовой) учащимся. Благодаря этому учащиеся лучше запоминают критерии и особенности оценивания работы. Так, при подготовке к экзамену применяются инструменты формирующего оценивания. В Плане работы за май представлены другие примеры, основанные на технологии формирующего оценивания:  сравнительный анализ результатов репетиционных работ (на основе 4-х работ); индивидуальная обратная связь учащимся; работа с конкретными «трудными» темами по предварительным заявкам-просьбам учащихся; промежуточные рефлексии деятельности по каждому разделу учебного предмета. Напомню, что ведущими векторами современного образования стало образование, инициатором которого является тот, кто учится, вариативность и индивидуализация обучения, которые обеспечивают его запросы и возможности. «Новое лицо педагога: исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов» - это уже цитата из отечественного доклада «Модель для инновационной экономики: российское образование – 2020», подготовленного А.Волковым, Я.Кузьминовым, И.Реморенко, И.Фруминым, Л.Якобсоном. [3]  Детальный, индивидуальный, сравнительный анализ четырех репетиционных работ позволяет учащемуся увидеть свои затруднения в конкретных типах заданий, что позволяет скорректировать дальнейший процесс подготовки к экзамену. Такой подход, основан  на помещении личности ученика в центр образовательного процесса. Далее у учащегося есть возможность выстроить для себя неясные, «западающие» темы не только для личной работы, но и для работы совместно с учителем, во время факультативных занятий, консультаций (см. Приложение 1, МАРТ, п.1).

    Дополнительным мотивационным стимулом для учащихся может стать рейтинг по результатом трёх пробных репетиционных письменных работ в феврале (см. Приложение 1, ФЕВРАЛЬ, п.10) и на заключительном этапе в мае по результатам уже четырёх письменных работ  (см. Приложение 1, МАЙ, п.9). Рейтинг результатов (Приложение 4) «включает» соревновательный дух у выпускников и может стать дополнительной мотивацией учащихся в улучшении личных образовательных результатов.

      Вторая часть экзаменационной работы традиционно вызывает трудности у учащихся. Особого внимания в подготовке требует 28 задание. В нем необходимо составить сложный план развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. При выполнении заданий данного типа выявляются умения: систематизировать и обобщать социальную информацию; устанавливать и отражать в структуре плана структурные, функциональные, иерархические и иные связи социальных объектов, явлений, процессов. План должен состоять минимум из трех пунктов, два из которых, детализированы в трех подпунктах. Целесообразно научить учащихся выполнять данное задание с помощью создания опорных конспектов по темам в виде сложного плана по типу задания №28 (см. Приложение 1, ЯНВАРЬ, п.4; МАРТ, п.5). Дополнительно в план работы включены три устных зачета по выборочным (вызывающим трудности у учащихся) темам. Учащиеся рассказывают содержание тем в форме сложного плана по типу задания №28 (см. Приложение 1, ЯНВАРЬ, п.5; МАРТ, п.6; АПРЕЛЬ, п.6).

   Действенной формой работы на заключительном этапе подготовки к ЕГЭ (апрель, май) может стать работа в мини-группах с заданиями: 28, 25, 26,27 (см. Приложение 1, АПРЕЛЬ, п.5; МАЙ, п.10). Такая форма работы была предложена самими выпускниками. Задание 26 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс. Задание-задача 27 требует анализа представленной информации; объяснения связи социальных объектов, процессов; формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических суждений.  Участвуя в дискуссиях группы по актуальным социальным проблемам, учащиеся на практике применяют обществоведческие знания. Получение практического опыта деятельности, предшествует профессиональному, в основе которой лежит данный учебный предмет. Работа учащихся в группе с данными заданиями помогает не только в освоении предметных результатов, но и формирует включенность в личностное взаимодействие, инициативное сотрудничество, продуманное управление коммуникацией.

Участниками образовательного процесса являются также родители учащихся, которых необходимо информировать о процессе подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену. На родительских собраниях учитель может в индивидуальном порядке ознакомить родителей  с подготовленным уведомлением (Приложение 5) с результатами пробных репетиционных экзаменов, а также с данными о посещаемости учащимися факультативных занятий, консультаций по подготовке к экзамену. Учитель может в течение учебного года приглашать родителей по итогам каждой из четырёх репетиционных работ или по итогам каждой четверти, чтобы аналогично проследить и проанализировать успехи и неудачи учащегося.

     Для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении  заданий – самоподготовка (см. Приложение 1, НОЯБРЬ, п.9; МАРТ, П.7). Чем больше учащиеся прорешают заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из учебных пособий, тренажеров, тем больше у них будет опыта и уверенности перед экзаменом. О разных информационных ресурсов необходимо учащихся познакомить в начале учебного года (см. Приложение 1, ОКТЯБРЬ, п.3). Основная подготовка должна сводиться к решению
заданий, и чем больше, тем лучше.
 Еще одним средством подготовки может быть самостоятельное «нарешивание» учащимися отдельных заданий из КИМов (см. Приложение 1, МАРТ, п.8; АПРЕЛЬ, п.7)

     В заключение хотелось бы привести в пример слова известного, успешного человека  – российского финансиста Д. В. Брейтенбихера:  «Планы – это только набор намерений. Если они тут же не перерастают в конкретные действия, направленные на достижение ваших целей. Но важно помнить, что каждая минута, потраченная на планирование, будет потом экономить огромное количество времени …».  Планы – ничто, действия – всё!

 Список рекомендуемой литературы и ресурсов:

  1. https://coko38.ru
  2. https://fipi.ru
  3. https://synergy.ru
  4. http://imoc.sheledu.ru
  5. Чирикова М. В., Анисимова М. А. Результаты государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена по обществознанию в Иркутской области в 2019 году. Методические рекомендации / Чирикова М. В., канд. ист. наук; Анисимова М. А. Иркутск: ГАУ ДПО ИРО, 2019
  6. ЕГЭ-2020. Обществознание. 15 типовых вариантов экзаменационных работ ЕГЭ 2014 по обществознанию. Котова О.А., Лискова Т.Е.
  7. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ.  2018 Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В.
  8. Формирующее оценивание: оценивание для обучения Практическое руководство для учителей. Пинская М.А., 2009 
  9. 3. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Модульный триактив-курс.
    Обществознание, 11 класс. М., Изд-во «Национальное образование», 2019
  10.  Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года по обществознанию, М., ФИПИ, 2021


[1] https://coko38.ru/documents/gia11/stats/overall/overall_stats_2020_gia11.pdf

[2] http://imoc.sheledu.ru/index.php/ege1/174-statistika-2

[3] Формирующее оценивание: оценивание для обучения Практическое руководство для учителей. Пинская М.А., 2009, с.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Подготовка выпускников к единому государственному экзамену по обществознанию в условиях личностно-ориентированного подхода.

В данной работе предсталены методы, приемы, технологии, а также способы подготовки выпускников к Единому государственному экзамену, а также результаты подготовки, обобщенные за 3 года....

Методические рекомендации по проблеме единого государственного экзамена по русскому языку и литературе

Сегодня наш с Вами разговор будет не о результатах ЕГЭ (об этом сказано довольно на всех уровнях), а о тех дальнейших совместных шагах, которые необходимо предпринять, чтобы в Год Учителя не стоять на...

Психологические рекомендации для учителей, готовящих детей к государственной итоговой аттестации и единому государственному экзамену.

Психологические рекомендации  для учителей, готовящих детей к государственной итоговой аттестации и единому государственному экзамену....

4.Рекомендации педагогам По психологической подготовке к единому государственному экзамену выпускников и их родителей

ЕГЭ (единый государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. Такая новая форма экзамена требует хороших знаний по предметам, предварительной психологической подготовки всех участников образов...

Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по математике по теме «Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике»

Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образо...