Подготовка выпускников к единому государственному экзамену по обществознанию в условиях личностно-ориентированного подхода.
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) по теме

Суковатова Надежда Сергеевна

В данной работе предсталены методы, приемы, технологии, а также способы подготовки выпускников к Единому государственному экзамену, а также результаты подготовки, обобщенные за 3 года. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_ege_dlya_internet-konkursa.doc694.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка  выпускников к единому государственному экзамену по обществознанию в условиях личностно-ориентированного подхода.

В наше время вновь актуальна проблема развивающего  и личностно – ориентированного обучения школьников. Говорится вновь, потому что идея развития школьника была основной для русской народной школы второй половины XIX в.- начала XX в. Все методические поиски по совершенствованию народной школы имели своей целью усиление развивающей роли учебно-воспитательного процесса.

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает и сегодня не только теоретический, но и практический смысл. А как в современных условиях сформировать эту творческую личность? Прежде всего, весь образовательный процесс должен быть построен на условиях личностно-ориентированного образования.

Личностно-ориентированный тип образования можно рассматривать, с одной стороны, как дальнейшее движение идей и опыта развивающего обучения, с другой -  как становление качественно новой образовательной системы. Задачей личностно-ориентированного образования является насыщение личностными смыслами педагогический процесс как среду развития личности.

Проектируя личностно-ориентированный образовательный процесс, особое внимание уделяется развитию индивидуальных способностей ученика, признанию его основной ценностью всего образовательного процесса. Личностно-ориентированное обучение предстает в концепции как технология, которая способствует выявлению и структурированию субъектного опыта ученика и путям его согласования с социально-значимым опытом. Большое значение придается созданию разнообразной по форме и содержанию образовательной среды, необходимым условием которой она считает разработку и использование индивидуальных программ обучения и моделирования исследовательского мышления учащихся.

Основной ценностью личностно-ориентированного образования является потребность ребенка быть личностью. Реализации этой потребности способствует создание условий для проявления личностных функций учащихся: избирательности, мотивации, рефлексии, самореализации, смыслотворчества и других универсальных личностных способностей. Личностно утверждающую ситуацию выделяют в качестве единицы личностно-ориентированного педагогического процесса.

Она обеспечивает становление индивидуально-неповторимого опыта, выработку своего личностного знания, собственного мнения, собственного стиля поведения, собственной структуры деятельности (Приложение №1).

Таким образом, исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что на примере личностно-ориентированного подхода в образовании видно, как складывается и формируется личность в процессе образования.

Далее необходимо рассмотреть,  как личностно-ориентированный подход в образовании оказывается действенным или бездейственным методом  подготовки учащихся выпускных классов к сдаче единого государственного экзамена, как относительно новой формы итоговой аттестации. Отличительная особенность состоит в совмещении выпускного школьного и вступительного экзамена в ВУЗ. Поэтому необходимо указать, что для многих школьников этот экзамен может быть и последним. Второго шанса сдать экзамен в данном учебном году уже не будет.

Сегодня многие из нас задаются вопросом: как же успешно подготовить учащихся к сдаче единого государственного экзамена? Какие условия следует учитывать, а в ряде случаев – целенаправленно изменять? Согласно проведённым исследованиям, главным внутренним ресурсом школы при подготовке к ЕГЭ является изменение педагогической позиции учителя. Один из устойчивых профессиональных стереотипов педагогов – это стремление подготовить абсолютно всех школьников к достижению высоких результатов. По мнению исследователей, более целесообразно перенаправить учительские усилия на достижение конкретным школьником нужных именно ему результатов. А главное – учащиеся постепенно учатся соизмерять свои притязания и возможности и ответственно выбирать соответствующую образовательную траекторию.

На сегодняшний день экзамен по обществознанию (и ЕГЭ, и ГИА)  среди учащихся самый востребованный и массовый из тех, что сдаются по выбору. Это объясняется широтой спектра специальностей в различных вузах и ссузах, принимающих результаты ЕГЭ по обществознанию, а также престижностью и востребованностью этих специальностей.

От каких факторов зависит подготовка выпускников?

  1. диагностика уровня подготовки учащихся должна начинаться не позднее 9-го класса;
  2. в основе диагностики должны лежать единые оценочные эталоны;
  3. необходимость создания условий для освоения выпускниками навыков адекватной самооценки;

Для решения этих задач наиболее эффективным является использование предметных тестов, как тематических, так и итоговых.

 Актуальность гуманитарного образования.

Мнение руководителя одного из американских колледжей: “Как это ни странно прозвучит в век расцвета технологий, всё важнее становятся гуманитарные науки – философия, история, литература (обществознание). Они учат вас интерпретировать полученную информацию и аргументировано защищать свою точку зрения…Нельзя научить людей “думать иначе” без гуманитарного образования. Оно может помочь рождению действительно оригинальных идей”.

Подготовка к экзамену по обществознанию:

  1. к основным целям обществоведческой подготовки нужно отнести не только усвоение знаний и овладение умениями, развитие мышления, но и воспитание учащихся, формирование у них системы ценностей;
  2. одна из особенностей обществоведческого курса заключается в том, что он базируется не на одной науке, как ряд других предметов, а интегрирует знания из целого комплекса социальных и гуманитарных наук;
  3. названные науки являются основой восьми содержательных линий: человек, общество, познание, право, экономическая сфера общества, духовная жизнь общества, политика, социальные отношения;
  4. одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются сегодняшние выпускники при сдаче ЕГЭ – это не столько незнание содержания материала, сколько неумение работать с тестовым материалом разной типологии и разного уровня сложности.
  5. в связи с этим – необходимость организации системной работы на уроках по подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету.

Так, целью моей работы является:

  1. Обобщить собственный опыт подготовки учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ по обществознанию;
  2. Выстроить модель системы подготовки  учащихся к проведению единого государственного экзамена.

Для достижения поставленных целей, нужно решить следующие задачи:

  1. Проанализировать систему работы по подготовке учащихся к сдаче ГИА;
  2. Выстроить эффективные модели подготовки учащихся классов к сдаче ЕГЭ;
  3. Определить точки риска в подготовке учащихся к экзаменам и пути их преодоления;
  4. Выработать методические рекомендации по подготовке учащихся старшего звена к сдаче ЕГЭ.

Для этого в настоящее время остро стоит вопрос о создании системы подготовки учащихся к проведению  единого государственного экзамена по обществознанию.

Как известно, система - это целое, состоящее из взаимосвязанных частей. В нашей школе такими взаимосвязанными частями являются ступени обучения учащихся. С VI по XI кл. осуществляется преподавание курса «Обществознание» по учебно-методическому комплекту под редакцией А.И. Кравченко. Преимущества этого сквозного курса заключаются в том, что на всех этапах преподавания изучаются единые темы с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. В учебных и методических пособиях понятийный аппарат, различные виды заданий даются авторами именно в формате ЕГЭ.

В VI-VIII кл. учащиеся обучаются технологии работы с тестами (Приложение № 2), проблемными и творческими заданиями. Один из способов развития творческого мышления учащихся на уроках истории и обществознания – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера. К задачам творческого характера относят проблемные задачи, проблемные вопросы, ситуации и задания дивергентного типа, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в творческой деятельности, в научном поиске, при создании произведений искусства, в руководящей работе, работе с детьми – здесь разрабатываемые проблемы имеют не один, а множество способов решения и множество правильных ответов. Творческие задачи требуют от учащихся большой самостоятельности мышления.

А какие положительные моменты можно изъять из  проблемного обучения, в отличии от традиционного метода?

Объяснительно-иллюстративное обучение 

Определение   темы   и   основных вопросов изложения.

Сообщение      знаний      учителем объяснительно-иллюстративным методом.   Учащиеся   воспринимают объяснение,   участвуют   в   анализе фактов, следят за мыслью учителя.

Воспроизведение        изложенного, тренировочные упражнения.

Рецептивное усвоение знаний.

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи

Активный мыслительно-познавательный поиск учащегося под руководством учителя, самостоятельный подход к выводам

Тренировочные упражнения, применение знаний в новых условиях с целью возбуждения мышления.

Творческое самостоятельное овладение знаниями, а также способами активной познавательной деятельности, интенсивное умственное развитие

Как можно использовать  технологию проблемного обучения на уроках  обществознания?

Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета. Как создать такую ситуацию?

Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью. К примеру разработка урока обществознания в 8 классе "Базовые компоненты общения. Виды и формы общения"  с использованием проблемного обучения (приложение № 3).

Для учащихся разработаны памятки, определяющие последовательность действий при выполнении различного рода заданий.

В VШ-IХ кл. происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы. Ученики знакомятся с типологией заданий всех трех частей, изучают алгоритмы их выполнения. Тематический и итоговый контроль знаний осуществляется в соответствии с требованиями к ЕГЭ. Но особое внимание необходимо уделять заданиям части С.

Каждое из шести заданий части 3 проверяет определенное умение на различном содержании обществоведческого курса.  Наиболее трудные для выполнения задания  (С1, С4, С6) следует рассмотреть более подробно.

Важно научить школьников внимательно читать условие задания и четко уяснить сущность требования, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. При этом важно обратить внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.): признаки (черты, аргументы,  примеры и т.п.),  но и определить,  какое количество данных элементов надо привести (один, два, три и т.д.). Это требуется для того, чтобы получить максимальный балл, не выполняя при этом лишней работы (когда вместо трех элементов выпускник приводит, например, пять-шесть).

Существует четкая зависимость баллов, полученных за задание, от полноты правильного ответа. Ответ может быть правильным, но неполным. В таком случае получить максимальный балл будет невозможно.

Специальной работы при обучении обществознанию в основной школе требует развитие умения составлять план фрагмента текста (С1). Формировать это умение следует с опорой на межпредметные связи с предметами гуманитарного цикла. Важно, чтобы школьники усвоили, что составление плана требует внимательного прочтения текста, уяснения его содержания, выявления основных идей текста. Формулировки пунктов плана должны наиболее полно раскрывать мысль автора, соответствовать логике содержания, отражать тему (основную мысль текста).

При этом количество выделенных фрагментов может быть различным,  система оценивания не задает конкретного числа пунктов плана. План может быть простым, т.е. содержащим название значительных частей текста, или сложным, содержащим наряду с названием значительных частей текста и названия их смысловых компонентов. Однако следует учитывать, что в дроблении текста на смысловые фрагменты должна присутствовать определенная логика. Отметим, что задание данного типа не требует составления развернутого плана, поэтому отсутствие конкретизации ряда пунктов не является основанием для снижения оценки.

Следует уделить внимание развитию умения привлекать контекстные знания обществоведческого курса, факты общественной жизни или личный социальный опыт для конкретизации положений текста (задание С4). «Содержательное пространство», из которого могут черпаться примеры, отличается разнообразием. Так, примерами могут быть факты прошлого и современности;  сведения,  почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность; реальные события и смоделированные ситуации. В ответах допускается различная степень конкретизации, потому вполне допустимо, что одни экзаменуемые могут идти по пути все большего уточнения самого исходного положения,  выделяя его стороны, аспекты, формы проявления и т.д.; другие могут отдавать предпочтение отдельным фактам, которые воплощают черты (характеристики) общего.

Кроме того,  как и в прошлые годы,  надо уделять больше внимания методике формирования умения формулировать и аргументировать собственное суждение по актуальному проблемному вопросу общественной жизни.  Задание,  проверяющее это умение  (С6), непосредственно связано с содержанием текста, но оно предполагает рассмотрение текста в ином ракурсе.  Отмечу,  что одна из разновидностей задания этого типа    не предполагает единственно верного ответа: выпускник может согласиться или не согласиться с приведенной в задании точкой зрения. Объектом оценивания является не мнение (позиция) учащегося, а приведенные им аргументы: их ясность, логичность, опора на обществоведческие знания и содержание текста.  

На каждом этапе для отработки материала должны быть использованы задания различной формы и различных уровней сложности.  Важную роль в процессе отработки и обобщения материала может сыграть обсуждение на уроках алгоритмов выполнения заданий, аналогичных тем, которые используются в рамках итоговой аттестации.

Практика показывает, что девятиклассники вполне справляются с заданиями ЕГЭ базового уровня.

В Х-ХI кл. осуществляется постоянная и целенаправленная подготовка к ЕГЭ. В нашей школе на третьей ступени обучения активно используется лекционно – семинарско - зачетная система. Преимущества этой системы очевидны - именно она дает возможность систематически, на различных уровнях познания готовить выпускников к сдаче ЕГЭ.  Помимо двух уроков обществознания в неделю в старшей школе проводятся элективные курсы. Для 10 класса «Основы избирательного права Российской Федерации», что позволяет на углубленном уровне изучать избирательное право, и проводить теоретические параллели с тестами ЕГЭ. В 11 классе «Познавательные и логические задания-задачи по обществознанию». Этот курс рассчитан на серьезную проработку вопросов, тестовых вариантов, проводится анализ типичных ошибок прошлых лет, что позволяет сформировать у учащихся целостное представление об экзамене, его форма и методах, а также снять эмоциональное напряжение с выпускника путем знания структуры и основных тем.

В ходе подготовки можно выделить следующие формы организации учебного процесса.

  1. Учебные лекции. Во время лекции происходит коллективное восприятие, осмысление, усвоение новых знаний. Именно на лекции осуществляется работа над содержанием учебного материала. На учебных лекциях уделяется особое внимание характеристике основных научных подходов к изучению рассматриваемых проблем, а также понятийному аппарату.
  2. Практикумы. На практикуме происходит осмысление материала и применение знаний на практике. Как правило, практикумы проходят с использованием раздаточного дидактического материала, включающего задания ЕГЭ частей В и С. На практикумы выносятся задания повышенного и высокого уровней сложности.

 В заданиях части Б2 обычно предлагается найти слово, "выпадающее" из ряда однородных понятий.

     ПРИМЕР:

     Среди перечисленных терминов найдите один, не являющийся чертой, характеризующей социальную динамику: реформа, революция, прогресс, спад, подъем, организация, тенденция.

     ЧТО ДЕЛАТЬ? Следует обращать внимание на ключевое слово. В этом примере таковым является "динамика", то есть движение, изменение. Слово "орагнизация" не связано с движением. Оно-то и "выпадает" из общего ряда.

Задания Б3.

     Задания Б3 предлагают «разнести» ряд понятия по двум – трем группам.

     ПРИМЕР:

     Установите соответствие между видом статуса и отдельным социальным статусом: к каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ

ВИДЫ СТАТУСОВ

1)      казах

2)      председатель колхоза

3)      17-летний человек

4)      студент

5)      старушка

     6)  бабушка

       А) приобретённый

      

       Б) предписанный

    Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов

 

Задание Б5  чаще всего предлагает разграничить высказывания оценочного и фактического характера.

      ПРИМЕР:

 

     Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

     Прочитайте   приведенный   ниже   текст,   каждое   положение   которого пронумеровано,

1) Каждый человек в своей жизни исполняет различные социальные роли. 2) Содержание социальной роли состоит в ожидаемом окружающими поведении человека в определенных условиях. З) Даже в быту человек одновременно выступает в ряде ролей, к примеру, пассажира, покупателя, сына. 4) Несомненно, иногда социальная роль вытесняет самоидентификацию у многих людей.

 

     Определите, какие положения текста носят

     А) фактический характер

     Б) характер оценочных суждений

 

   Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

 

     ЧТО ДЕЛАТЬ? Следует помнить, что факты носят описательный характер, а оценочные высказывания выражают личное мнение автора. Это просматривается при использовании в оценочных высказываниях таких оборотов речи, как "вероятно", "может быть", "очевидно" и пр.

Задания С4-С7 - это задания для работы с текстом. Обычно С4-С5 исключительно связаны с текстом, С6 требует привлечения знаний по курсу, С7 связано с текстом также частично или только тематически.

     ПРИМЕР:

  

Текст 

     Эмпирическое и теоретическое различаются по характеру представленных в знании предложений. Те из них, которые содержат термины непосредственного наблюдения, трактуются как эмпирические. Теоретическими же считают такие, которые выражают закон... эмпирическое и теоретическое различают в зависимости от объектов исследования. Под теоретическими объектами понимаются объекты идеализации и абстракции (идеализированные и абстрактные объекты)... Эмпирические же объекты имеют непосредственно существующий прообраз.

    Иными словами, к эмпирическому уровню относятся наблюдение и эксперимент, описание опытных фактов, формулировка эмпирических закономерностей, Этот уровень был и остается исходным пунктом, фундаментом всего научного знания. Этот уровень был и остается исходным пунктом, фундаментом всего научного знания. Но зато существенно изменился характер самого опыта, усилилось взаимопроникновение эмпирического и теоретического способов исследования. Уже в самом элементарном наблюдении и фиксации показаний приборов пользуются теоретическими понятиями достаточно высокой степени абстракции...

    Самое общее различение эмпирического и теоретического осуществляется по глубине отражения объективной реальности, а также по степени обобщения явлений... Но если познание, не ограничиваясь набором частных случаев, углубляется в их анализ, связанный с абстракцией, и переходит к основанному на них обобщению, оно на известном уровне анализа переходит с внутренней необходимостью в познание теоретическое...

      Это определяет особенности познавательных функций каждого из уровней познания - описания, объяснения и предвидения.

(А.М.Коршунов)

     

     С4. Чем, по мнению автора, различается эмпирическое и теоретическое? Назовите три из указанных в тексте линий сравнения.

      С5. Какие три познавательных функции упомянуты в тексте? К какому уровню познания относится каждая из них?

      Сб. Какие методы эмпирического познания упоминает автор? Назовите все методы, указанные в тексте, и дайте характеристику двух из них.

      С7. Опираясь на текст и знание курса, приведите три аргумента, подтверждающие слова автора о взаимопроникновении эмпирического и теоретического способов исследования в современной науке.

 

      РЕКОМЕНДАЦИИ:

     

      Прежде чем приступать к ответам на вопросы и выполнению заданий, следует прочесть текст и задаться вопросом о том, чему в целом он посвящен. Это позволит "освоиться с текстом". Затем лучше прочесть первое задание и найти в тексте ответ. Третье чтение последует за вторым заданием и т.д. Это не пустая трата времени. Лучше выполнить работу основательно и аккуратно, чем тратить очки на случайных промахах.

 

Анализ выполнения заданий ЕГЭ показывает, что наибольшее затруднение у учащихся вызывают следующие виды заданий:

  1. анализ двух суждений;
  1. классификация понятий, явлений, социальных объектов;
  1. выбор позиций из предложенных;

  -   дифференциация оценочных факторов и суждений;

  -    решение проблемных задач.

В связи с этим на практикумах происходит постоянная и целенаправленная работа по приобретению навыков работы с подобными видами заданий.

Большие проблемы возникают у учащихся по выполнению заданий к тексту. При работе с текстом затруднение вызывают задания на интерпретацию текста, установление связи материала текста с обществоведческими знаниями, формулировку оценочных суждений. Выпускники недостаточно владеют умениями осуществлять поиск социальной информации по определенной теме из фрагментов предложенного текста. На практикумах осуществляется постоянная работа с текстами.

Значительные проблемы возникают у учащихся при написании эссе. Частым недостатком эссе является неумение раскрыть проблему на теоретическом уровне, грамотно аргументировать собственную позицию. Умения и навыки написания эссе закладываются в основной школе в VШ-IХ кл., когда происходит обучение развернутому ответу с элементами аргументации, введение понятий «тезис» и «аргумент». В Х-ХI кл. учащиеся знакомятся со структурой эссе, требованиями к его написанию, отрабатывают навык написания эссе (Приложение № 3).

Таким образом, работа на практикумах направлена на устранение, типичных ошибок и недостатков, развитие навыков деятельности с заданиями повышенного и высокого уровней сложности.

  1. Семинары.

Цель семинара: более углубленное самостоятельное изучение вопроса, темы, проблемы учебного предмета, овладение научно-теоретической и конструктивной методологией. В условиях школы семинар – один из основных видов практических занятий, состоящих в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных по результатам самостоятельного исследования, опыта, доказательства.

На семинарах происходит закрепление, совершенствование и творческое применение знаний, умений и навыков. На семинары выносятся проблемные вопросы, в ходе самостоятельной подготовки к семинару учащиеся приобретают навыки работы с научной литературой. Принимая участие в обсуждении вопросов в ходе самого семинара, учащиеся совершенствуют навыки решения проблемных заданий, коммуникативные навыки.

  1. Консультации.

Во время проведения консультаций осуществляется применение знаний, умений и навыков и их коррекция. На консультации учитель разъясняет наиболее трудные вопросы темы. Под руководством учителя производится освоение алгоритмов выполнения заданий, вызывающих существенные затруднения.

Консультации проводятся регулярно, что и дает существенный результат.

  1. Тематические зачеты.

Зачет выполняет не только контролирующую функцию, но и основное его назначение – систематизировать и обобщать материал по теме или разделу, уточнить знания по основным вопросам.

Для зачета используются итоговые уроки, уроки обобщающего повторения или уроки контроля и проверки знаний, умений и навыков. В календарно-тематическом плане заранее предусмотреть темы, по которым будет зачет (3-4 в год, а где и чаще, после каждого раздела).

На зачетах происходит обобщение и систематизация знаний по теме. Все задания тематического зачета даются в формате ЕГЭ.

Таким образом, в рамках лекционно-семинарско-зачетной системы учебный материал многократно отрабатывается, что ведет к его наиболее полному усвоению.

Так, на примере сравнительной таблицы результатов участия выпускников 11 класса в ЕГЭ 2010 года по обществознанию в МБОУ «Меркуловская СОШ» (рис.1) видно,    

(Рис. 1 и 1.1)

Рис. 1

 Рис. 1.1

что  учащиеся 2009 -2010 учебного года выше порогового балла набрали 100 % сдающих выпускников, что говорит о неплохом уровне подготовки учащихся. (Рис. 1.1)

Далее надо рассмотреть результаты сравнительной таблицы в 2010- 2011 учебном году (рис.2), что говорит о более высоком уровне подготовки выпускников, по сравнению с 2009-2010 учебным годом, (Рис. 2.1)

Рис.2

 Рис. 2.1

все учащиеся набрали выше порогового балла, т.е. 100 %.  Результаты ЕГЭ 2010-2011 учебного года выше средних результатов по Шолоховскому району и Ростовской области.

Далее надо рассмотреть исследования сравнительной таблицы результатов ЕГЭ в 2011-2012 учебном году.  (Рис. 3 и 3.1)

(Рис.3)

 Рис. 3.1

В завершении исследования сравнительной таблицы результатов ЕГЭ в 2011-2012 учебном году,   надо обратить внимание на тот факт, что средний балл выпускников Меркуловской СОШ составляет 64,67 балла, что в данном случае превышает средний балл по Шолоховскому району (55,3), по Ростовской области (53,94) и результаты в целом по Российской Федерации (55,84), что говорит о высоком уровне педагогической подготовки учащихся 11 классов.   

Рассмотрим сравнительные диаграммы по обществознанию за 3 учебных года (рис. 4).

Рис.4

Таким образом, рассмотрев сравнительные диаграммы по обществознанию за 3 учебных года (рис. 4) важно подвести итог мониторингу. Так, данные сравнительной статистики показали, что подготовка выпускников по предмету обществознания ведется систематически. Из года в год наблюдается положительная динамика в сдече ЕГЭ; увеличивается колличесво сдающих учащихся, что поднимает рейтинг предмета; увеличивается колличество учеников, набравших от 70 до 100 баллов..

Для достижения результатов также на уроках применяются различные формы, методы, технологии и приемы организации урока. Так большое внимание  на уроках обществознания уделяется информационно-коммуникативной технологии, что подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе. Технология личностно-ориентированного обучения подразделяется на технологию коллективного взаимообучения,  в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логических мышления и понимания;  в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний; Участвуют все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная, вербальная; каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;  повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.

Системность в работе по подготовке к ЕГЭ предполагает соблюдение следующих принципов:

  1. работа на высоком уровне сложности;
  2. работа над пониманием формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос;
  3. работа в соответствии с разработанными алгоритмами выполнения заданий;
  4. анализ заданий, вызывающих наибольшие затруднения;
  5. постоянный тренинг в решении заданий;
  6. тренинг в заполнении бланков ЕГЭ.

Постоянная и целенаправленная работа учителя и следование вышеуказанным принципам позволит выпускникам успешно сдать Единый государственный экзамен по обществознанию.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Политическая жизнь современного общества: женщины во власти

Цели урока : 

  1. Показать метод урока – дебатов в рамках личностно-ориентированного обучения как средство формирования активной гражданской позиции.
  2. Изучить проблему готовности выпускника к реальной жизни в современном мире, опираясь на сравнение противоположных суждений.
  3. Способствовать развитию логического и критического мышления участников дебатов.
  4. систематизация и осмысление знаний учащихся о роли женщины в политической жизни России.
  5.  Подвести учащихся к пониманию актуальности и значимости выдвинутой проблемы.
  6.  Раскрыть перед учащимися сложность реализации в условиях современной политической жизни в Российской Федерации подлинного равноправия мужчин и женщин.

Задачи :

  1. Способствовать развитию мышления, формировать у учащихся умения и навыки исследования (видеть и формулировать проблему, планировать её исследование, анализировать и делать выводы.
  2. Воспитывать толерантность и уважение к иной точке зрения
  3.  Разрушать стереотипы по отношению к роли, личности и значению женщин в семье, обществе и политике.
  4. формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся посредством организации работы с различными источниками информации;
  5.  формирование и совершенствование у учащихся навыков рефлексивной культуры.
  6.  развивать интерес к актуальным проблемам современности, формирование ответственного отношения к своим поступкам. 

    Ожидаемые результаты:

    В результате изучения темы «Политическая система современной России: женщины во власти» учащиеся смогут:
  1. Осознать, какое содержание вкладывается в понятие политическая система.
  2. Понимать, что политическая система России нашла свое закрепление в действующей Конституции РФ.

  3. давать определения основным понятим урока: политика, политический статус личности, политический лидер, политические права, гендер, гендерное неравенство, гендерная ассиметрия, гендерные стереотипы, политика гендерного равенства.
  4. осуществлять поиск социальной информации;
  5. формировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы о сущности женского влияния на политику;
  6. оценивать действие субъектов политической жизни с точки зрения моральных, правовых норм.
  7. Анализировать проблемные вопросы – такие, в которых четко просматривается противоречие между чем-то известным и новым или иным взглядом на общеизвестное.
  8. Приобрести опыт участия в дебатах, умение аргументировать   свою точку зрения, оппонировать и отвечать на критику оппонентов.

Оборудование и материалы:

  1. Кравченко, А. И. Обществознание : учебник для 11 класса общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко, Е. А. Певцова. - М. : ООО «ТИД «Русское слово - PC», 2010.
  2. 2.  Хромова, И. С. Обществознание. 11 класс : рабочая тетрадь к учебнику А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание» / И. С. Хромова. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - PC», 2010.
  3. 3. Кравченко, А. И. Обществознание : программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. - М. : ООО «ТИД «Русское слово - PC», 2011.
  4. учебник «Основы права и государства» А.Ф. Никитин, Москва, 2006 год, «Дрофа»; учебник «Права. Основы правовой культуры»,Е.А. Певцов, Москва, 2006 год, «Русское слово».
  5. «Теория права и государства в схемах и определениях», В.К. Бабаев, Москва, 2000 год, «Юрист».
  6. Мультимедийная презентация.

Документы по проблеме. 

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон “О политических партиях”.
  3. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. М., 1980.
  4. Постановление Правительства РФ “Об утверждении национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г.”

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: работа в группах.

Используемые технологии: 

  1. Исследовательская деятельность учащихся.
  2. Дебаты – формализованная дискуссия по выдвинутым положениям.

Место урока в школьном курсе:

     Занятие может быть проведено в рамках изучения темы «Политическая система общества» курса «Обществознание» в 9-11 классах.

Ход урока и этапы проведения занятия

Мотивационный блок

1.Содержательная часть 

Прочитайте слова известного феодосийского сатирика        С.М. Пивоварова         «Если  женщина пошла в политику,
                значит, она угасла для семьи».                                                       

Когда угасну для любви,
                                 пойду к политикам.
И будет жить в моей крови
                                 тоска по митингам, 
И, может, буду я ходить 
                                  под транспарантами,
Но, наделил меня Господь
                                  семьи талантами!
И потому сейчас шучу
                                  совсем напрасно я,
Ведь, «Жизнь – любовь, семья»* и потому – 
Нет! Не угасну я! 

Почему в быту сложилось такое мнение о женщинах? (Учащиеся высказывают свои версии)

2.Организационная часть

Актуальность темы. Традиционно считается, что политика является той сферой общественной деятельности, где доминирует мужчина. В российском обществе сохраняются гендерные стереотипы относительно роли женщины в обществе: предназначение женщины быть только матерью и хозяйкой.

Целями сегодняшнего урока являются:

  1. систематизация и осмысление знаний учащихся о роли женщины в политической жизни России.
  2.  Подвести учащихся к пониманию актуальности и значимости выдвинутой проблемы.
  3.  Раскрыть перед учащимися сложность реализации в условиях современной политической жизни в Российской Федерации подлинного равноправия мужчин и женщин.

3. Проблемная часть

У нас мало женщин – политиков, женщин – лидеров, женщин – руководителей. Например, среди государственных служащих женщины составляют 56 %, руководителей из них – только 9 %, А высшие руководящие должности в России занимают лишь 1,3 % женщин. В стране есть только одна женщина – губернатор – В.И. Матвиенко.

Чем вызвана такая ситуация? Может ли женщина быть успешной в политической сфере? И может ли быть эффективной политика, проводимая женщиной – руководителем? Нужны ли вообще женщины во власти? В последние годы эти и другие вопросы приобретают особое значение. Чтобы лучше разобраться в этих вопросах, нужно обратиться к истории. Совершим путешествие под названием «Роль женщины в истории».

Сообщение учащегося:
Впервые женские чары в политике опробовала Клеопатра. Это была история Древнего мира. В Средние века государством управляли только мужчины. Может, поэтому эту эпоху называют темной и мрачной. Потом в России появилась Екатерина II. Немка убила русского мужа Петра III, захватила престол, но ее в России все равно уважают и называют Матерью Отечества. А потом случился XX век. Женщина стала премьер-министром, госсекретарем и канцлером. На Востоке власть ей досталась по наследству, а на Западе она добилась ее сама. Ближе к концу XX века женщина стала еще и президентом: Аргентина (1974–1976), Исландия (1980–1992), Латвия (с 1999), Финляндия (с 2000), Филлипины (с 2001), Либерия (с 2005).

 «Женщины в истории»  СЛАЙД

По одежке встречают… СЛАЙД

Сообщение учащегося:


Известная русская пословица гласит «по одежке встречают, по уму провожают». Женщина-политик не исключение и поэтому ее одежка должна сочетать индивидуальные особенности с требованиями, предъявляемыми занимаемой должностью.

Этикет предписывает женщине, работающей в органах государственной власти, придерживаться классического, элегантного стиля одежды. Во многих властных структурах и организациях при приеме на работу четко оговаривают требования к внешнему виду служащего. Коэффициент консервативности одежды предлагает десятизначную шкалу. Представители власти высокого ранга находятся на самой высокой отметке этой шкалы и должны выглядеть строго и элегантно. Это значит, что рабочий женский гардероб должны составлять строгие деловые костюмы, костюмы в стиле Шанель, элегантные блузы, классические брюки, юбки средней длины, сшито все это из качественных тканей. Классика исключает кричащие расцветки и требует сдержанности, скромности, особенно в деталях. Цвета базовые, нейтральные. Рисунок ткани не может быть броским и ярким, никаких прозрачных блузочек, глубоких декольте. Деловой стиль не терпит украшательств, туфли на каблуке. На женщине не должно быть больше четырех-пяти украшений. Предельно сдержанный и аккуратный макияж и маникюр, в макияже акцент на губы. Все это позволяет создать образ человека дела, умного, эрудированного, дисциплинированного и, главное, надежного. Серьезная дама настроит окружающих на рабочий лад. 

Проектно-исследовательский блок

Отношение к проблеме равноправия мужчин и женщин. Команда информируют о результатах проведенных исследований. 
Анкетирование провели двое учащихся.

Анкета

1. Считаете ли вы, что женщин-политиков в нашей стране:

а) много;
б) мало;
в) не знаю.

О количестве женщин-политиков в нашей стране сложилось такое мнение:

ответы

всего

мальчики

девочки

много

мало

не знаю

5,6 %

82 %

12 %

5,6 %

26 %

9%

0 %

44 %

3 %

Вывод. Полное единодушие: на российской политической арене женщин-политиков мало.

2. Знаете ли вы кого-нибудь из них? Назовите их.

Наиболее известные имена женщин-политиков: И.Хакамада, В. Новодворская, Г. Старовойтова (помнит 1 человек), В. Матвиенко.

Таким образом, политиков-женщин учащиеся знают мало, в основном тех, кого часто видят на телеэкране.

3. Реально ли, на ваш взгляд, избрание на пост Президента РФ женщины?

а) да;
б) нет;
в) не думал(а) об этом.

Реальным избранием на пост Президента Российской Федерации женщины считают:

ответы

всего

мальчики

девочки

да

нет

не думал (а)

45 %

42 %

12 %

9 %

23 %

5 %

36 %

19 %

7 %

Ответы показали, что большинство опрошенных рассматривает ситуацию, когда президентом нашей страны станет женщина, как нереальную. Это характерно для общества, где преобладает традиционное сознание.

4. Каковы, на ваш взгляд, характерные черты политиков-мужчин и политиков-женщин? Перечислите их.

Характерными чертами политиков-мужчин опрошенные считают:

решительность, любовь к политике как к занятию, ум, предприимчивость, жесткость, нетерпимость, способность заниматься политикой от природы.

Так ответили 66,7 % мальчиков и 11 % девочек.

Характерными чертами политиков-женщин анкетируемые называют: долготерпение, целеустремленность, гибкость, развита интуиция, выдержанность, ответственность. Так думают 22 % мальчиков и 62 % девочек. Не думали над этим вопросом 37 % мальчиков и 22 % девочек.

Эти данные показывают, что почти все мальчики считают, что способность к управлению у мужчин “в крови”, они умнее, что “так заведено с давних времен”, а место женщины заниматься семьей.

5. Кого вы выберете, если выбирать из двух кандидатов – мужчину или женщину?

ответы

всего

мальчики

девочки

мужчину

женщину

все равно

43 %

33 %

27 %

19 %

8 %

7 %

24 %

22 %

20 %

Показательно, что сами девочки предпочитают кандидатов – мужчин.

а) мужчину;
б) женщину;
в) все равно.

6. Кто, по вашему мнению, более способен на управленческую деятельность?

а) мужчина;
б) женщина;
в) это не зависит от пола.

Способность к управленческой деятельности опрошенные оценивают следующим образом:

ответы

всего

мальчики

девочки

мужчины

женщины

не зависит от пола

35 %

24 %

49 %

21 %

3 %

5 %

14 %

20 %

34 %

Анализ полученных данных показал, что мальчики традиционно рассматривают политику, управление как “неженское дело”. Конструктивно настроены девочки, они оценивают участие женщин в управлении достаточно высоко. Обнадеживается процент отметивших, что “способности от пола не зависят” - 49 %.

Необходимо к результаты анкетирования добавить документальные данные. Сейчас учащиеся поработают по группам с документами и сделают выводы.

2. Работа в группах.

1 группа. Изучение документов о равноправии женщин в современном обществе.

Группа изучила документы по заявленной проблеме.

Конституция РФ говорит: “Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации”.

В Федеральном законе “О политических партиях” записано: “Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные должности в органах власти и органах местного самоуправления”. (Ст.8, п.4).

“Членство в политической партии не может быть ограниченно по признакам профессиональной, социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, а также в зависимости от пола, происхождения, имущественного положения, места жительства. Ограничение права на вступление в политическую партию либо обязанность приостановления членства в политической партии может устанавливаться для определенных категорий граждан Российской Федерации конституционными законами и федеральными законами”. (Ст. 23, п.10).

Постановление Правительства РФ от 29 августа 1996 года № 1032 “Об утверждении национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года”.

Вывод: содержание представленных документов доказывает полное равенство мужчин и женщин в РФ.

2 группа. Гендер и гендерный аспект темы. Работа над основными понятиями темы по домашнему заданию.

В результате изучения специальной литературы эта группа разработала словарь темы: гендер – социальный пол;

  1. гендерное неравенство – дискриминация по признаку пола;
  2. гендерная асимметрия – неравнозначность положения в обществе мужчин и женщин;
  3. гендерное равенство – равное социальное положение мужчин и женщин, независимость, ответственность обоих полов во всех сферах общественной и частной жизни;
  4. гендерные стереотипы – исторически сложившиеся представления о поведении мужчин и женщин;
  5. политика гендерного равенства – создание условий для самореализации личности во всех сферах с учетом их различий.

Вывод: знакомство со специальной терминологией по теме “Женщины во власти” позволяет расширить круг рассматриваемых понятий, закрепить и применять их.

3 группа. Сбор и анализ статистического материала, отражающего реальную занятость российских женщин в политике федерального, регионального, муниципального, школьного уровня.

На Федеральном уровне государственных служащих женщин – 56%, руководителей из них – только 9 %, А высшие руководящие должности в России занимают лишь 1,3 % женщин. На региональном уровне: в Законодательном собрании Красноярского края 35 депутатов, работающих на освобождённой основе. Из них -3 женщины, что составляет

11 %. В городской думе Ростова –на-Дону всего лишь 3 женщины.

Выводы. Проанализировав эти данные, можно сделать выводы, что в нашей стране женщин-руководителей гораздо меньше, чем мужчин. Хотя на городском уровне отмечаем рост количества женщин во власти. А в нашей школе - вся власть в руках представительниц женского пола

ВЫВОДЫ:

1.В условиях современной политической жизни в РФ реального равноправия мужчин и женщин не существует.

2. Примеры политической жизни в нашей стране, в нашем городе говорят о том, что женщины могут быть успешными руководителями, проводить эффективную политику.

3. Ситуация, когда женщин во власти мало, объясняется тем, что в нашем обществе преобладает традиционное сознание или гендерные стереотипы. Современные юноши 15 – 17 лет в большинстве своём уверены, что “политика – не женское дело”. Немало девочек руководителями видят представителей мужского пола.

4. Проведённое исследование показало необходимость гендерного просвещения и развития гендерного образования, т.к. общество, в котором предстоит жить современной молодёжи, - это общество основано на принципах равноправия, уважения и приоритета личности.

1. Проведение дебатов по выдвинутым положениям: “Политика - не женское дело”, “Женщина президент в нашей стране – это утопия?”, “Вы хотели бы, чтобы ваша мама выбрала путь политика?”

Учащиеся делятся на две команды: сторонники женщин – политиков и противники женщин – политиков. Каждая команда приводит свои контраргументы по дискуссионным вопросам.

Противники женщин – политиков:

Считается, что...

·  Женщины слишком мягки, нежны и заботливы, чтобы быть хорошими начальниками.

·  Прежде чем стать начальником, женщина становится "стервой".

·  Женщина не может одновременно заботиться о семье и руководить коллективом.

·  Став матерью, женщина готова уйти с работы.

·  Женщины больше, чем мужчины, пользуются больничными и отпусками.

·  Женщины работают ради "кое-каких" денег - настоящие деньги зарабатывают мужья.

·  Женщины на самом деле не хотят становиться начальниками - они боятся ответственности.

·  Женщины не могут быть хорошими игроками в команде, и потому мужчины не принимают их в свои игры.

·  Женщины не лояльны.

Сторонники женщин – политиков:

 «О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации», от 26 августа 1996 г. Концепция улучшения положения женщин в РФ определила общую стратегию и приоритетные направления государственной политики в отношении женщин. Она нацелена на реализацию принципа равных прав и свобод и создания равных возможностей для женщин и мужчин в соответствии с Конституцией РФ и международными обязательствами России.

Концепция основывается на том, что права женщины являются неотъемлемой частью общих прав человека. Полное и равноправное участие женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни на федеральном, региональном и международном уровнях должно стать главной целью государственной политики в области улучшения положения женщин в Российской Федерации.

Правда же состоит в том, что...

·  Женщины-руководители имеют более высокий рейтинг по 19 из 25 категорий по сравнению с женщинами-исполнителями. Эти данные приводятся на основании исследования более 19000 сотрудников 100 больших и малых предприятий (опрос ERIQ). Мужчины-рабочие уважают женщин-начальников даже больше и ставят их выше начальников-мужчин по 23 из 25 категорий.

·  Женщины хорошо выполняют свою работу. Исследование "Менеджер в группе и в организации" показало, что женщины-руководители повсеместно проявляют себя личностями яркими, сильными, гибкими, устойчивыми, прямыми и способными работать много часов подряд. Кроме того, они самодостаточны и уверены в себе, им не требуется внешний контроль.

·  Женщины могут играть в команде. Женщины-руководители примерно на 5% более чем руководители-мужчины, склонны выслушивать мнение подчиненных - согласно опросу ERIQ, проведенному в 1998 году. Что касается лояльности по отношению к подчиненным, то результаты исследований показали, что 29% женщин и 22% мужчин считают, что женщины-начальники более лояльны к своим подчиненным. (60% женщин и 59% мужчин считают, что руководители обоих полов в этом равны).

·  Женщины способны управиться и с семьей, и с работой. Подавляющее большинство - 94%  работающих матерей, у которых дети находились дома, считают, что они хорошо справляются с обеими работами. Как это им удается? 39% считают, что они являются очень организованными людьми, 21% считают, что им в этом помогают мужья. Психологи согласны с тем, что хотя женщины и получают меньшую плату за равный с мужчинами труд, работа для них важна сама по себе, просто для самоуважения. На самом деле, работающая женщина с детьми менее подвержена риску депрессии, чем неработающая.

Необходимы решительные действия по преодолению дискриминации женщин, достижения сбалансированного представительства мужчин и женщин во всех сферах общества, включая политическую жизнь.

По мнению губернатора Ростовской области Василия Голубева:

«Дело в том, что женщина по-иному воспринимает ситуацию. Она более внимательна и скрупулёзна. Обладает умением более точно ориентироваться в ситуации, особенно, когда это связанно с воспитанием наших детей, милосердием, социальной поддержкой людей. Но самое главное, женщины очень трезво оценивают ситуацию», - пояснил губернатор.

Уже сейчас, заверил Василий Голубев, женщины занимают неплохие должности как в правительстве области, так и в муниципалитетах. Но их помощь нужна не только во власти, но и в общественных организациях.

«Я должен увидеть активных женщин, творческих, результативных и пригласить их во власть», - добавил Василий Голубев.

Таким образом, необходимо сделать вывод, что каковы бы не были общественные мнения, а роль современной женщины в политике и во властных структурах сегодня очень велика.

2. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Вопросы учащимся.

- Какие трудности вы испытывали в ходе проведения исследования?

- Какие этапы работы вызвали у вас чувство удовлетворения, особенно запомнились?

Учащимся предлагается выбрать ключевые слова темы, используя одно из них составить синквей. Методика синквея предложена Институтом “Открытое общество” и позволяет, действуя по определённому алгоритму сформировать чёткое представление о той или иной позиции.

1. Политика

1. Политика.

2. Жёсткая, мужская.

2. Созидательная, разумная.

3.Выбирает, выбивает, ломает.

3. Мирит, уравновешивает, договаривается.

4.Мужикам в политику дорога!

4.Женщины России, избирайтесь.

5. Борьба!

5. Согласие!

Приложение № 2

Памятка по работе с текстом. Обществознание. 

Внимательно прочитайте текст первый раз, затем прочитайте вопросы 1 и 2, выделите в тексте фрагменты, в которых содержится информация для ответа на эти вопросы.
 

Общие рекомендации по работе с текстом:
 

Первое задание направлено на точность воспроизведения содержащейся в тексте информации.
 

1. Выполняя первое задание, внимательно прочитайте текст, выберите те предложения, где содержатся ответы на вопрос, и точно перепишите ответы.
 

Второе задание направлено на интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний (определение основной идеи текста, сходных или различных положений двух представленных фрагментов).
 

2. Выполняя второе задание, своими словами объясните, как вы поняли слова автора, дополните свой вывод цитатами из текста.
 

Третье задание требует привлечения дополнительного материала, оно нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений в связи с изученным курсом, на интерпретацию содержания текста с опорой на собственные знания.
 

3. Выполняя третье задание, своими словами сформулируйте примеры или доказательства авторской позиции. Помните, что примеры (доказательства) необходимо формулировать, применяя термины из курса обществознания.
 

Четвертое задание направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации, собственную аргументацию и формулировку оценочных суждений относительно позиций, заявленных в тексте (или сформулированных в вопросе к нему).
 

4. Выполняя четвертое задание, начните с формулировки личной позиции («на мой взгляд», «я считаю, что»). Постарайтесь, чтобы аргументы, которые вы будете приводить, содержали определения понятий или характеристику признаков, изученных вами в курсе обществознания.

Приложение № 3.

Урок обществознания в 8-м классе

 "Базовые компоненты общения. Виды и формы общения"

Цели:

  1. ознакомить учащихся с понятием «общение» и ее основных компонентов: виды и формы общения; обратить внимание учащихся на правила общения;
  2. формировать умение работать с текстом, развивать навык общения как проявление активности учащихся;
  3. на примере изучения общения развивать такие качества как внимательность, толерантность, тем самым способствовать воспитанию общей культуры поведения.

Задачи:

  1. способствовать формированию правильного общения учащихся;
  2. обратить внимание на культуру поведения в разных местах;
  3. оказать содействие в новых культурного общения со взрослыми.

Интеграция: программа «Здоровье».

Технология  урока: личностно-ориентированное, проблемное обучение, перспективно-опережающее обучение,.

Формы и методы: изучение нового материала, интегрированный, беседа с элементами лекции, работа в группах,

Оборудование урока: карточка с заданиями «Почему слушание важно»; учебник, листы формата А4 с информацией.

Литература:

  1. Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 8 класса. М.: Русское слово, 2009. С. 58-62.
  2. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» в 2-х частях. Под ред. Л.Н.Боголюбова. часть 1. – М.: Просвещение, 2001. С. 41.

План урока:

  1. Что такое общение.
  2. Виды общение.
  3. Формы общения.
  4. Компоненты общения.
  5. Роль общения.

Эпиграф урока:

«На крыльях слова летит мысль от собеседника к собеседнику». 
Гомер «Илиада»

Мотивация.

Подготовка к изучению нового материала и целеполагание. Общение – важная составляющая в жизни человека, так как он является биосоциальным существом. Тем более что его социальная составляющая влияет на многие процессы: воспитание человека, социализация человека и т.д. Поэтому на уроке мы должны выяснить:

  1. Что такое общение;
  2. Из чего состоит общение;
  3. Какие виды и формы общения существуют.

Подготовка к изучению в начале урока дает возможность учащимся понять, о чем пойдет речь на уроке, и какие ставятся перед ними задачи.

Проблемный вопрос: Может ли человек прожить без общения?

 Проблемный вопрос ставится в начале урока для дальнейшей работы над ним, после чего в конце урока будет подведен итог и вывод к проблеме.

Изучение нового материала.

1. Учащиеся зачитывают высказывания об общении, для того чтобы самим вывести определение термина «общение». (Высказывания выдающихся людей об общении является опережающим заданием). В процессе оглашения своих примеров учащиеся выделяют главный аспект высказывания, что должно им помочь вывести определение понятия «общение». После этого проводится сверка с определением учебника:

Общение – это социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей.1

Учащиеся с учителем фиксируют вывод в своих тетрадях:

  1. Общение – это деятельность.
  2. В процессе общения происходит взаимодействие двух и более субъектов общения.
  3. В процессе общения осуществляется передача информации.

Этот этап урока важен для поддержания  творческой активности учащихся,  нацелен на успех как главное условие развития учащихся в обучении, предупреждение ошибок, а не работа над уже совершенными ошибками, дифференциация, то есть доступность знаний для каждого, опосредованное обучение.

Далее учитель доводит до сведения учащихся, что общение ведущий вид деятельности в жизни школьника. По мнению психологов, общение особое значимо для юношеского возраста. Для подтверждения данного постулата предлагается рассмотреть ситуации. Учитель просит честных ответов на предложенные варианты ситуаций:

А) мама на вас обиделась и отказывается с вами говорить;
Б) лучшая подруга (друг) без объяснений перестал с вами общаться и ведет беседы с другими одноклассниками (цами);
В) вы поехали в летний лагерь. Как много времени вы существовали сами по себе.

Итоги дискуссии должны подтвердить постулат психологов, что подростки не могут долгое время обходиться без общения.

2. Виды общения – беседа по вопросам с элементами лекции, выполнение практического упражнения. Основные моменты фиксируются с помощью схемы. Схема складывается из листов формата А 4 с записями по данному вопросу.

Групповая (коллективная) деятельность весьма актуальна, т.к. позволяет использовать дифференцированное обучение с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения, побуждает к рефлексивной деятельности.

- Назовите средства передачи информации? Как правило, учащиеся называют речь. Вид общения определяется средством общения. Так выделяются два вида общения – речевое (вербальное) и неречевое (невербальное).

Выполнение практического упражнения: - показать жестами и мимикой

  1. большую радость;
  2. мне грустно;
  3. я голоден;
  4. пошли со мной;
  5. тихо;
  6. 2 + 2 = 4.

3. Формы общения. Учитель сообщает, что формы общения определяются по характеру и содержанию сообщаемой информации. Так выделяются следующие формы общения:

  1. служебное (деловое);
  2. повседневное (бытовое);
  3. убеждающее;
  4. ритуальное;
  5. межкультурное (межэтническое).

Далее учитель предлагает работу в парах по формам общения. Для этого учитель распределяет учащихся по наименованиям форм общения и знакомит с целью работы: ознакомиться с содержанием учебника на С. 60-62 и вывести отличительные черты каждой формы общения. Представление каждой формы общения будет являться первичным закреплением данного вопроса.

4. Компоненты общения – краткая лекция с практическими упражнениями.

Общение – это передача информации, диалог, монолог. Даже обучение учащихся происходит через общение на уровне учитель – учение, учение – ученик. Но процесс общения – это не только передача информации. Данный процесс предполагает и процесс слушания. Без этого компонента нельзя понять содержание той информации, которую до нас пытается донести наш собеседник.

Далее учащиеся выполняют упражнение «Почему слушание важно». Содержание карточки дано в приложении. 2.

5. Роль общения.

В ходе дискуссии на доске вырисовывается схема, ниже указанная.

Рефлексия:

беседа по вопросам:

  1. Что такое общение?
  2. Какие виды общения вам известны?
  3. Какую роль играет общение в жизни человека?
  4. Как бы вы ответили на наш проблемный урок?

Ответы учащиеся указывают на то, что человек без общения жить не может. Общение – социальная потребность человека.

Домашнее задание:

Ответить письменно на вопрос: Что такое активное слушание и как вы понимаете это понятие?

Приложение № 4.

Краткие рекомендации по написанию эссе

 

      Эссе по обществознанию – это сочинение-рассуждение на заданную тему. Темой эссе является одна из выбранных экзаменуемым цитат. Цитаты принадлежат известным людям и расположены в соответствии с тем, с какой наукой они связаны: философия, социальная психология, экономика, социология, политология. Что следует знать при написании эссе?

       1. Прежде всего следует внимательно прочесть инструкцию к разделу С8.

      2. Выбор темы. При выборе темы следует исходить из того, материал какой темы вам наиболее знаком, насколько вы владеете терминологией данной науки, насколько убедительны вы можете быть в аргументации своих утверждений.

      3. Объем работы. К объему эссе по обществознанию не предъявляется строгих требований. Но общепринятой практикой является выполнение заданий С1-С7 на одной стороне бланка №2, а С8 – на другой, при полном использовании его площади. Поэтому при подготовке к экзамену следует привыкать к работе на стандартном листе формата А4.

       4. Начните работу с написания цитаты, имени цитируемого, науки и номера задания (С8.3 – экономика. «Деньги рождают деньги» (Т.Фуллер)). Это позволит во время работы не обращаться постоянно к бланку заданий, да и проверяющему будет легче анализировать.

      5. Интерпретация цитаты. Прежде всего следует объяснить, как понимаете высказанную в цитате мысль. Одна и та же цитата может пониматься разными людьми по-разному или толковаться с различными нюансами. Это позволит проверяющему, четко представлять, в каком ключе последует дальнейшее рассуждение. Интерпретация цитаты займет два-три предложения. Упомяните, кем являлся цитируемый, если это вам известно.

      6. Далее следует выразить свое отношение к высказанной и интерпретируемой вами мысли. Вы можете с нею согласиться или не согласиться либо согласиться частично. От вашей оценки будет зависеть, доказывать, опровергать или частично доказывать и частично опровергать вы будете цитируемого. Разумеется, следует пояснить выбранную вами позицию. Эта часть работы также займет несколько предложений.

       7. Основная часть работы – ваше рассуждение с использованием знаний по курсу. При этом рекомендуется использовать 5-6 терминов строго по выбранной тематике, в нашем примере – экономических. Термины и понятия следует употреблять к месту, а не как попало, механически, пару из них можно расшифровать, демонстрируя свой словарный запас. Напомним еще раз: рассуждение и терминология должны соответствовать выбранной тематике.

      8. Аргументация. Рассуждение должно подкрепляться аргументами. В качестве аргументов могут применяться истинные, логически правильные умозаключения, примеры, ссылки на авторитетное мнение. Чаще всего в эссе школьников используются примеры. Лучше, если это будут факты из научной практики, публицистики, художественной литературы. Менее предпочтительны бытовые примеры. Лучше всего привести 2-3 примера из области науки, новостного характера или художественной литературы, один из бытовой практики. Если ваши примеры-аргументы описаны подробно, достаточно и двух. Аргументация может органично вплетаться в текст вашего рассуждения по теме, а может стать и самостоятельной частью работы, занимая отдельный абзац.

       9. Работа заканчивается подведением итогов, выводом, в котором автор подтверждает свое понимание высказанной мысли. После этого работу можно считать законченной.

      10. Проверьте свою работу на предмет поиска ошибок, соответствия теме, наличию уместных понятий и терминов, аргументов. Разумеется, текст должен быть понятным, грамотным, почерк разборчивым. Желательно хотя бы предварительные наметки эссе сделать в черновике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Апробация учебно-методического комплекса Е.Н.Салыгина Ю.Г.Салыгиной в условиях подготовки к Единому Государственному экзамену»

«Апробация  учебно-методического комплекса Е.Н.Салыгина Ю.Г.Салыгиной в условиях    подготовки к Единому Государственному экзамену»...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения слабоуспевающих учащихся

Опыт: "Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения слабоуспевающих учащихся"...

"Проблема качества учебного процесса в условиях личностно-ориентированного подхода"

Цель: поиск путей совершенствования управления качеством образовательного процесса, определить наиболее эффективные пути достижения устойчивых знаний, умений  и навыков в образовательном учрежден...

Методические рекомендации для учителей к Единому Государственному Экзамену по обществознанию

Методические рекомендации предназначены для учителей обществознания при подготовке учащихся к ЕГЭ...