"Проблема качества учебного процесса в условиях личностно-ориентированного подхода"
статья на тему

Цель: поиск путей совершенствования управления качеством образовательного процесса, определить наиболее эффективные пути достижения устойчивых знаний, умений  и навыков в образовательном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад для педсовета85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет:

«Проблема качества учебного процесса

в условиях

личностно-ориентированного

 подхода»

Цель: поиск путей совершенствования управления качеством образовательного процесса, определить наиболее эффективные пути достижения устойчивых знаний, умений  и навыков в образовательном учреждении.

Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ №8 с.Левокумка

Ребикова Татьяна Николаевна

2013-2014  учебный год

  Одним  из важнейших направлений деятельности школы является совершенствование управлением качества и образовательного процесса, установление соответствия уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

 Управление качеством образования предполагает систематическое  отслеживание уровня учебных достижений школьников. Ежегодно администрацией разрабатывается план внутришкольного контроля, включающий мониторинг учебно-познавательной деятельности обучающихся по всем предметам федерального, регионального и школьного компонентов учебного плана.

Проблема поиска параметров результативности учебно-воспитательного процесса в настоящее время одна из самых приоритетных, но одновременно одна из самых сложных. Даже для массовой школы, коллектив которой работает в условиях личностно-ориентированного подхода, оценка результатов обучения по таким параметрам, как качество знаний (процент «хорошистов» и «отличников»), количество медалистов и т.п., является формальной, не отражающей ни усилия учителей, ни динамику личностного роста учащихся.

 

Качество учебно-воспитательного процесса в условиях личностно-ориентированного подхода определяется тремя основными показателями, способствующими развитию личности, её самореализации. Это

1) качество преподавания

2) качество ЗУН

        3) качества личности  

        I  блок                                                                               I I I  блок

                                                   

                                                     I I  блок

  1. Выполнение государственных образовательных стандартов, учебных планов, учебных программ;
  2. эффективность уроков;
  3. применение новых технологий;
  4. профессионализм педагогов, повышение квалификации
  • Мониторинг качества и обученности учащихся (промежуточная и итоговая аттестация, ЕГЭ);
  • результаты внеурочной деятельности (олимпиады, марафоны, конкурсы);
  • научно-исследовательская работа учащихся
  1. Оценка здоровья учащихся;
  2. уровень развития личности;
  3. уровень воспитанности;
  4. уровень социализации личности;
  5. оценка «портфолио» учащихся

Современная школа – большой и сложный организм, качественная работа которого обеспечивается множеством служб и участием педагогических  работников. Современный подход к стратегии развития образовательных систем заключается в понимании того, что качество образования является самым эффективным средством удовлетворения образовательных потребностей общества, семьи, ребенка. Качество оценивается нравственной и рыночной категориями.

Что же такое качество образования?

   Качество – это нормативный уровень, которому должен соответствовать продукт просвещения. Принято считать, что в этой категории воплощается социальный заказ общества на учебно-воспитательную деятельность образовательного учреждения. С этим нельзя не соглашаться, однако в условиях модернизации образования и перехода на новую философию образования – личностно-ориентированную на передний план выдвигается эмоциональное и социальное развитие ребёнка, сформированность у него ценностно-ориентационной сферы.

 Поэтому перед школой возникает новая задача поиска системы оценки качества образования в условиях личностно-ориентированного подхода.

Качество образования – это качество не только конечных результатов, но и всего учебно-воспитательного процесса, влияющего на конечный результат.

Современное образование претерпевает значительные изменения, обусловленные обновлением его содержания, перестройкой в системе взаимодействия, перестройкой в системе взаимодействия «учитель-ученик», появлением различных типов и видов образования, внедрением инновационных технологий.

 Принято считать, что основными показателями качества  образования являются  показатели качества ЗУН, результаты итоговой аттестации, поступление выпускников в вузы, итоги предметных олимпиад. Но не только эти параметры определяют качество образования.

Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личностно-ориентированного обучения. В центр школьного образования поставлено развитие и воспитание человека культурного, способного влиять на собственную образовательную траекторию, адаптироваться в социуме.

Личностно-ориентированное обучение предполагает:

 1. Признание ребёнка субъектом развития, обучения и воспитания, реализующим свои устремления по отношению к внешнему миру в процессе образовательных воздействий.

2. Признание способности ребенка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию образования.

3. Смена позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика.

4. Приоритет продуктивного компонента содержания образования, на не репродуктивного: передача ученику технологий получения знаний, а не готовой информации.

Цель личностно-ориентированного подхода:

- увидеть индивидуальность в каждом ребёнке;

- раскрыть эту индивидуальность,

  • дать возможность проявить её в жизни

С чего нужно начать?

1. Знать меру здоровья каждого ребёнка.

2. Провести психолого-педагогическую диагностику.

3. Определить дифференцированный подход к каждому ребёнку

4. Выбрать программы и новые педагогические технологии.

Таким образом, основой механизма управления качеством образования выступает медицинский,   психолого-педагогический и социальный мониторинг, т.е. постоянное отслеживание хода образовательного процесса с целью выявления и оценивания его промежуточных результатов и факторов, влияющих на них, с целью коррекции учебно-воспитательного процесса.

Основной целью учебно-воспитательного процесса должно стать не вооружение учащихся определенной суммой ЗУН, а обеспечение возможности каждому ученику для развития своих склонностей и познавательных интересов. Для этого нужно использовать  инновационный подход к образовательному процессу.

На основании этого можно выделить ведущие конечные результаты, по которым можно судить о качестве учебно-воспитательного процесса:

Обученность, качество знаний, общие учебные умения, развитие познавательных интересов, памяти, речи, мышления, сформированность ценностно-ориентированной сферы. Это самый минимальный список показателей, по анализу которых можно судить об эффективности учебно-воспитательного процесса.

Рассмотрим эти показатели.

 Обученность – это определенный уровень учебных  достижений, уровень предметных ЗУН, приобретенных учеником в ходе обучения. Для ученика обученность – это оценка результатов его учебной деятельности, для учителя – оценка эффективности его работы. Традиционной мерой обученности для школы является положительная отметка по предмету. Несомненно, преимущества отметки как меры результативности учебного труда – это традиционность, доступность пониманию детей и родителей. Однако оценка результатов только по проценту обученности школьников имеет существенные недостатки, т.к. на неё влияет множество факторов: отставание по предмету в результате заболевания ребёнка, негативные отношения с учителем, несформированность общественных навыков, низкий уровень развития познавательных процессов и т.д.

Качество знания учащихся является одним из центральных в школьной практике. Традиционно оно измеряется процентом учащихся, имеющих по предмету отметки «5» и «4». Однако «качество знаний» - весьма сложное понятие. Знания – это результат духовной и практической деятельности людей, выражаемый в системе фактов, понятий, теорий, правил, законов.

Учащиеся в процессе обучения изучают систему знаний из разных научных областей. Но уровень освоения этих знаний бывает очень разным, что очень важно учитывать в условиях личностно-ориентированного подхода.

I уровень – запоминание и воспроизведении, понимание.

Ученик понимает основные положения курса, умеет объяснить правило, применить по образцу, ответить на репродуктивные вопросы.

II уровень – прикладной

Ученик применяет знания в измененной форме, понимая системность понятийного аппарата темы, курса (обобщает, систематизирует)

III уровень – творческий

Дети способны решать проблемы, выходящие за рамки курса, самостоятельно выходить за пределы изучаемой темы, самостоятельно применять знания из разных областей на практике.

  Контроль за качеством учащихся бывает  текущим (ежедневным, тематическим), промежуточным (четверть, полугодие), итоговым (год, итоговая аттестация, ЕГЭ).

Следующим показателем качества учебно-воспитательного процесса является сформированность общеучебных  умений и навыков. Чтобы получить качественное образование, ученик должен владеть рядом общеучебных умений и навыков:

  • мыслительных (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных сведений, логика, обобщение)

  • информационных (умение работать с таблицами, схемами, чертежами, формулами и т.д.)

  • коммуникативных (умение четко выражать свои мысли, работать в группах)

- организационных (умение самостоятельно работать по алгоритму, умение вести тетрадь, работать с учебником, навыки самопроверки и самооценки).

Без наличия этих умений и навыков невозможно говорить о качественном усвоении любого предмета. Уровень развития общественных навыков обычно определяется психологом и учителем методами наблюдения и специальными заданиями.

Формы контроля за качеством ЗУН учащихся могут быть самыми различными: контрольные, проверочные работы, разные виды и формы опроса (в том числе и с применением компьютерных технологий, тесты, зачетная система, общественный смотр знания и другие)

  Качество знаний выявляется не только на уроках, но и во внеурочной деятельности учащихся, куда входят результаты их участия в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах, конкурсах, исследовательская деятельность и социальная успешность выпускников школы.

Одним из главных блоков, позволяющих оценить качество учебно-воспитательного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения, является оценка качества личности.

 Она складывается из нескольких показателей оценки здоровья учащихся; уровня воспитанности (зависит от эффективности воспитательной работы); уровня развития личности (определяется психологом), уровня социализации личности (способности адаптироваться в разных социальных условиях

Одной из новых форм оценки и самооценки развития личности является «портфолио» учащихся,  отражающее его учебные достижения, а также результаты внеурочной деятельности. Хотя оценка достижений, отраженных в «портфолио» и субъективна, но она позволяет рассматривать учащегося как индивидуальность, является толчком для саморазвития, самореализации личности, что очень важно в условиях личностно-ориентированного обучения.

В ходе анализа проведенных внутри школы исследований были сделаны  следующие выводы:

Одним из важнейших направлений деятельности школы является совершенствование управления качеством образовательного процесса, установление соответствия уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных  стандартов.

В целях прогнозирования развития образовательной системы в школе разработана образовательная программа на 2010-2015гг, которая является организационно-педагогическим механизмом, конструирующим и обеспечивающим высокое качество образовательного процесса в школе.

Используемая форма управления качеством образования предполагает систематическое отслеживание уровня учебных достижений школьников.

Ежегодно разрабатываются план Внутришкольного контроля, график промежуточной аттестации, которыми дидактически обусловлено отслеживание результатов  учебно-познавательной деятельности обучающихся по всем предметам федерального, регионального и школьного компонентов учебного плана.

В школе продолжается работа по комплектованию банка измерителей уровня учебных достижений обучающихся, как на уровне учителя, так и на уровне администрации.

В течение последнего ряда лет используются методы статистического анализа.

Особое внимание в работе уделяется совершенствованию форм и методов организации урока. Применяются различные формы контроля для проверки уровня учебных достижений обучающихся. Выросла активность учителей, их стремление к творчеству, увеличилось число учителей, участвующих в инновационных процессах школы, 70% учителей используют различные технологии поэлементно. План повышения  квалификации учителей выполняется на 100%, 30% учителей вовлечены в творческую деятельность и участвуют в конкурсах различного уровня.

Разработана программа формирования здорового образа жизни, используются здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании.

Наряду с положительными результатами имеются и серьезные недостатки:

  1. Нет чёткости построения всей  работы по принципу «диагностика-анализ»
  2. МО мало уделяет внимания изучению новых технологий, формированию банка Передового педагогического опыта.
  3. Недостаточно налажена связь «учитель-ученик-родитель».
  4. Мало используются возможности дифференцированного обучения для организации на уроке работы с обучаемыми, трудно усваивающими учебный материал.
  5. Недостатком месячника открытых уроков явилась плохая организация взаимопосещения учителями уроков своих коллег, что снизило роль месячника в пропаганде передового педагогического опыта.

Рекомендации:

  1. Работу по организации учебно-воспитательного процесса строить на диагностической основе.
  2. Шире использовать передовой педагогический опыт, новыетехнологии обучения и воспитания.
  3. Обратить внимание на  следующие умения: технология подготовки и его самоанализ, самоконтроль своей  деятельности.
  4. Активизировать работу над темами самообразования.
  5. Изучать методики личностно-ориентированного обучения.
  6. Использовать здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании.
  7. Направить усилия педагогического коллектива на достижения оптимального уровня воспитанности школьников, уделяя особое внимание этическому образованию.
  8. Выпустить сборник по теме: «Проблема качества образовательного процесса».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка выпускников к единому государственному экзамену по обществознанию в условиях личностно-ориентированного подхода.

В данной работе предсталены методы, приемы, технологии, а также способы подготовки выпускников к Единому государственному экзамену, а также результаты подготовки, обобщенные за 3 года....

Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения слабоуспевающих учащихся

Опыт: "Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения слабоуспевающих учащихся"...

презентация "Активизация познавательной активности в условиях личностно-ориентированного подхода в обучении биологии".

Биологическая грамотность становится социально необходимой, поскольку основной объект биологии – жизнь. Поэтому интерес к предмету я поддерживаю использованием разнообразных методов и форм организации...

Обобщение опыта по теме: «Формы учебной деятельности в условиях личностно-ориентированной педагогической системы».

Главная функция учителя - управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. Чтобы овладеть педагогическим мастерством, надо много знать и уметь. Нужно в совершенстве владеть но...

Развитие творческого потенциала учащихся в условиях личностно-ориентированного подхода на внеурочных занятиях по английскому языку.

Внеурочные занятия по английскому языку являются одним из средств самореализации и развития творческого потенциала учащихся и создают условия для формирования у школьников коммуникативных и социальных...

Реализация дифференцированного подхода на уроках математики в условиях личностно ориентированного обучения.

Принимая учащихся в 5 класс от разных учителей начальных классов, иногда с низким темпом продвижения в обучении, испытывающих затруднения при усвоении нового материала, имеющих пробелы в знаниях, учит...