Организация деятельности учащихся при работе над индивидуальным проектом
статья по обществознанию (10 класс)

Материал предназначен для учителей, преподающих индивидуальный проект. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Организация деятельности учащихся при работе над индивидуальным проектом

Проектная деятельность – обязательная часть учебной деятельности обучающихся по федеральному государственному стандарту основного общего образования. В результате работы над проектом у учащихся формируются навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления. Развивается способность к инновационной, аналитической, творческой деятельности.

Проект – это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата надлежащего качества, в ограниченные сроки с использованием ограниченных ресурсов. В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода к решению задач.

Исследователи по-разному объясняют значение словосочетания «метод проектов».

Так, Дж. Дьюн трактует метод проектов «как способ обучения через делание», когда мы

· самым непосредственным образом включены в активный познавательный процесс,

· самостоятельно формулируем проблему,

· осуществляем сбор необходимой информации,

· планируем варианты решения проблемы,

· делаем выводы,

· анализируем свою деятельность,

· приобретаем новый учебный и жизненный опыт.

С проектной деятельностью мы сталкиваемся в своей жизни постоянно. К ней можно отнести многое из того, что мы делаем. От небольших проектов, занимающих дни или недели (например, организации дня рождения или встречи друзей) до крупных проектов, продолжающихся месяцы (например, подготовка выпускной работы или книги) или даже годы (например, строительство стадиона).

Применение проектной деятельности в учебном процессе способствует развитию творческих способностей, исследовательских умений, логического мышления и объединению знаний, полученных в ходе учебного процесса.

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Выполняется самостоятельно под руководством научного руководителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких учебных предметов, курсов в любой избранной деятельности.

Индивидуальный проект – самостоятельное дело, которое требует:

  • Оригинального замысла, который послужит основанием для выбора темы и формулировки темы проекта
  • Самостоятельной работы под руководством консультанта
  • Получения конечного продукта либо в виде продукта, либо в виде нового знания
  • Презентации полученного результата и его публичную защиту

Первый вопрос, который встает перед учащимися в начале работы над индивидуальным проектом – какую тему выбрать. Для того, чтобы это было легче сделать, можно предложить учащимся ответить на вопросы: Что Вам интересно? Чем вы любите заниматься в свободное время? В чём вы сомневаетесь? Что часто обсуждаете с друзьями, с семьей? Какая наука нравится вам больше всего? Также можно обратить внимание на житейские случаи, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы, обратиться к потребностям людей в разных сферах, понаблюдать жизнь людей с разными профессиями, проанализировать фильмы или книги, подумать, чем ваш проект может помочь другим людям, сделать их жизнь удобнее (интереснее, понятнее, радостнее и т.п.).

Тема проекта – краткое описание того, на что будут направлены главные усилия при работе над проектом. Для того, чтобы выяснить, является ли проект актуальным, надо попробовать объяснить самому себе необходимость его осуществления. Таким образом, актуальность индивидуального проекта – обоснование целесообразности и значимости проекта. Проблема – это знание о незнании, т.е. знание о том, что на сегодняшний день неизвестно, но это недостающее знание необходимо для того, кто выполняет проект, либо для развития практики, либо и того и другого вместе. Другими словами, проблема, которой будет посвящен индивидуальный проект, - понимание того, что мы не знаем, но можем / должны узнать в ходе реализации проекта. Цель проекта – это краткое описание желаемого результата работы или обобщенное описание того, что будет сделано. Другими словами, цель проекта – это тот результат, который мы стремимся достичь, то, что должно будет получиться. Соответственно, задачи – это способы достижения цели. Задачи предполагают действия, поэтому постановка задачи начинается с глагола: изучить, раскрыть, разработать, определить, апробировать и т.д.

При работе над индивидуальным проектом необходимо выработать четкую последовательность действий. Это поможет учащимся правильно распределить время, а учителю – контролировать работу над проектом и своевременно вносить коррективы.

Этапы проекта (по принципу 5П):

  1. Проблема – вопрос, актуальный для целевой группы, на разрешение которого будут направлены мероприятия проекта. Проект всегда направлен на разрешение какой-либо конкретной проблемы.
  2. Планирование – определение целей, задач, временных рамок для каждой задачи, проверка логических связок, правильности последовательности и необходимости всех мероприятий
  3. Поиск ресурсов – понимание и обеспечение всеми материалами, необходимыми для осуществления проекта (информация, команда, оснащения, время, финансы)
  4. Продукт – конкретный результат, на который нацелен проект. После того, как поставлены цели, создан план действий, обеспечены необходимые ресурсы можно приступать к целенаправленной деятельности для получения этого самого результата – продукта.
  5. Презентация – создание пострелизов, предоставление информации о результатах проекта, пользы, полученной благополучателями для дальнейшего развития проекта, распространения информации для привлечения внимания к проблеме.

Для того, чтобы подготовить и защитить индивидуальный проект, учащимся необходимо соблюдать определенную последовательность действий. Во-первых, надо проконсультироваться с учителем (научным руководителем), который поможет структурировать проектные работы и ознакомит с требованиями к оформлению текста работы. Далее учащийся начинает подготовку текста работы (перед печатью надо отправить его на проверку научному руководителю). Необходимо обратить внимание на оформление работы. Текст должен быть набран 12 кеглем, через 1,5 интервала, гарнитура Times New Roman. Иллюстрации, графики вставляют в окна с обтеканием вокруг рамки. Объем основной части работы – не более 10–12 страниц. Основная часть работы должна иметь структуру и подзаголовки в соответствии с требованиями к структуре работы. Уточни требования к оформлению у руководителя. Перед защитой следует просмотреть готовую работу, чтобы исключить возможность ошибок. Распространенные ошибки: сильно превысил установленный объем; забыл определить цели и задачи, методы, выводы – структура работы отсутствует; сформулировал слишком широкую тему и поэтому не сумел ее раскрыть; не определил практическую ценность работы (реферативный характер); необоснованно или некорректно использовал социологические опросы.

При планировании работы можно использовать календарь подготовки проекта

Календарь подготовки проекта (пример)

Сентябрь

Выбрать направленность проекта, его тему и научного руководителя

Октябрь

Определить вместе с научным руководителем цели и задачи проекта. Определить продукт (результат) проекта Выбрать методы исследования

Ноябрь

Подготовить паспорт проекта Поработать с источниками информации (библиотеки, архивы, интернет, опросы и т.д.)

Декабрь

Написать введение Описать теоретическую часть проекта

Январь

Провести практическую часть проекта. Сформировать общий текст работы и учесть требования к структуре проекта

Февраль

Сформулировать выводы по проекту Скорректировать текст работы с учетом замечаний руководителя

Апрель

Окончательно оформить работу. Подготовить презентацию к проекту и тезисы для выступления

Май

Отрепетировать своё выступление на защите Защитить проект

Результаты проектной и исследовательской деятельности делятся на внутренний результат и внешний результат (продукт). Внутренний результат – это успешный опыт решения проблемы, это знания и способы действия, которые приобрел учащийся, это новые ценности, новая точка зрения. Внешний результат (продукт) – это средство разрешить проблему, которая была причиной реализовать проект. Если проблем было много, то и продуктов может быть много. Результаты, полученные в результате работы над проектом, должны быть полезными, готовыми к использованию на уроке, в школе, в повседневной жизни. Если решалась теоретическая проблему, то должно быть предложено конкретное решение, например, информационный продукт. Если проблема была практической, должен быть разработан конкретный продукт, готовый к потреблению.

План выступления на защите проекта

  1. Представление (приветствие, представить себя - класс, Ф.И., представить руководителя).
  2. Тема проекта, сроки работы над проектом.
  3. Актуальность темы (если для подтверждения актуальности темы проводилось исследование, то представить результаты). На данном этапе выступления нужно ответить на вопрос: «Почему эта тема актуальна для Вас и для окружающих?».
  4. Озвучить цели, задачи проектной работы, гипотезу (при наличии).
  5. Описать ход работы над проектом, т.е. рассказать не содержание работы, а то, как Вы работу выполняли. Отвечаем на вопрос: «Что я делал(а)?»
  6. Представить результат работы, т.е. представить продукт деятельности. В чем новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов - продукта деятельности (кто, как и где его может использовать)? Продукт надо показать.
  7. Сделать вывод, отвечая на вопросы: «Достигнута ли цель работы?», «Выполнены ли задачи проекта?». «Подтверждена или опровергнута гипотеза?».
  8. Сформулировать задачи 2-го года работы над проектом (если работа рассчитана на 2 года)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация деятельности учащихся в рамках гимназического проекта «Старшие для младших»

Проект "Старшие для младших" предпологает привлечение учащихся старшего и среднего звена для проведения мероприятий с учениками младшего возраста....

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Организация деятельности учащихся, обеспечивающая формирование умения структурирования знания в процессе решения задач по теме «Площади фигур» в 8 классе.

Данный проект содержит систему трех задач по геометрии: олимпиадная, практико-ориентированная, исследовательская. Для каждой задачи составлена технологическая карта работы над задачей....

: «Модель организации внеурочной деятельности учащихся в рамках экспериментальной площадки проекта «Мир профессий нефтегазохимического комплекса»

Методическая разработка содержит модель организации внеурочной работы по биологии в рамках экспериментальной площадки КНИТУ. В работе раскрывается система общешкольной работы, формы и виды проектных р...

Методы активизации мыслительной деятельности интеллектуально пассивных обучающихся при работе над индивидуальным проектом

Познавательная деятельность обучающихся при работе над проектом может быть более или менее активной в зависимости от используемых преподавателем методов. Методика руководства проектной деятельностью о...

Рекомендации по организации работы над индивидуальным проектом как формы промежуточной аттестации по итогам освоения основной образовательной программы ООО

Рекомендации по организации работы над индивидуальным проектом как формы промежуточной аттестации по итогам освоения основной образовательной программы ОООучитель кубановедения, истории и обществознан...

"Глаза боятся, а руки делают" Из опыта организации работы с индивидуальными проектами учащихся

Материал содержит обобщение опыта организации работы с индивидуальными проектами учащихся....