"Глаза боятся, а руки делают" Из опыта организации работы с индивидуальными проектами учащихся
статья

Материал содержит обобщение опыта организации работы с индивидуальными проектами учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glaza_boyatsya_a_ruki_delayut.docx29.47 КБ
PDF icon glaza_boyatsya_a_ruki_delayut.pdf2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Шарабанова Е.А.

Заместитель директора МБОУ «СОШ № 12»

г. Новомосковск, Тульской области

ГЛАЗА БОЯТСЯ, А РУКИ ДЕЛАЮТ.

Разговор об индивидуальном проекте учащегося

В соответствии с ФГОС НОО и ООО включение учащихся в проектную деятельность является одним из путей формирования универсальных учебных действий (УУД). В разделе 2.1 «Программа развития УУУ…» ООП ООО записано «Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон: продукт как материальный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся».

Среди разных направлений проектной деятельности следует выделить выполнение учащимися индивидуальных проектов (ИП). Индивидуальный проект имеет особое значение для развития УУД в основной школе. В ходе такой работы обучающийся самостоятельно или с небольшой помощью учителя получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.

В 2018 – 2019 учебном году в МБОУ «СОШ № 12» по ФГОС ООО идёт обучение во всех параллелях основной школы. В текущем учебном году в работу над индивидуальными проектами включены все учащиеся с 5 по 9 классы.

Работу заместителя директора по УВР, курирующего организацию работы над индивидуальными проектами учащихся, можно разделить на три направления:

  1. организация и координирование
  2. методическая поддержка
  3. аналитика

Рассмотрим подробнее каждое направление.

Организация и координирование.

Процесс работы над индивидуальным ученическим проектом регламентируется школьным локальным актом «Положением об итоговом индивидуальным проектом (ИИП)». В нём ИП определяется как форма промежуточной аттестации. Согласно Положению ИП является обязательным для каждого ученика, осваивающего ООП ООО. Школьное положение было разработано с учетом рекомендаций, опубликованных в журнале «Справочник заместителя директора школы» (№ 5/2017).  По итогам прошедшего учебного года в Положение об итоговом индивидуальном проекте были внесены коррективы. Во втором варианте Положения появился раздел «Функциональные обязанности участников работы над ИП». Так как в отдельных случаях возникали вопросы о роли классного руководителя в процессе подготовки ИП, иногда руководитель проекта и классный руководитель дублировали друг друга, а отдельные вопросы оставались без контроля.

Положение об ИИП содержит подробное описание требований  к оформлению письменной части проектной работы. Анализ качества оформления рефератов в 2017 – 2018 учебном году показал, что необходимо точно и подробно описать требования к шрифту, размерам полей, оформлению заголовков разделов, расположению иллюстраций и приложений, оформлению содержания и списка литературы. Может показаться, что это слишком сухо и формально. Но это снимает ряд спорных вопросов при оценивании работ. Оценка за оформление письменной части проекта входит в общую сумму баллов, которую ученик получает на защите и высокая оценка по этому критерию повышает оценку за проект в целом. В текущем учебном году, представленные на защиту работы, оформлены в едином стиле в соответствии с перечисленными требованиями.

Положение об ИИП содержит приложения с рекомендациями по составлению пояснительной записки к проектной работе, с шаблоном рецензии руководителя, протоколом защиты, перечнем требований к защите работы и описанием критериев оценки уровня сформированности навыка проектной деятельности.

По отзывам коллег, которые были руководителями проектов учащихся в Положении об ИИП можно найти ответы практически на все вопросы, связанные с организацией работы над проектом, подготовкой и оформлением материалов и подготовкой к защите проекта.

Если всех учащихся, обучающихся на ступени основного общего образования в СОШ № 12, равномерно разделить между работающими с ними учителями, то каждому учителю надо будет подготовить к защите 14 учеников. Но такое идеальное деление практически невозможно. Кому-то из учителей достается 3 – 4 подопечных, кто-то остается без проектов, а к отдельным педагогам записывается более 20 учащихся.  В такой ситуации не целесообразно планировать защиту ИП на одно время. Руководителям проектов крайне сложно найти достаточно времени на консультирование всех учеников одновременно, на подготовку их к процедуре защиты.

Чтобы избежать проблем со временем, защиты проектов учащихся разных параллелей планируются равномерно в течение учебного года. В 2018 – 2019 учебном году защита ИП запланирована с декабря по март. В декабре защитились учащиеся 7-х классов, в январе - шестиклассники, в феврале – восьмиклассники. В марте должны пройти защиты ИП учащихся 5-х и 9-х классов.

При равномерном распределении во времени защит ИП удается решить вопрос с организацией комиссии по защите проектов.

В рамках работы с ИП в обязанности классного руководителя входит составление списка класса с указанием темы проекта и руководителя проекта для каждого ученика. Этот список представляется заместителю директора, который готовит приказ об утверждении тем ИП. Темы и руководители ИП закрепляются приказом по школе и в соответствии с ним учащиеся «выходят» на защиту.

Схему защиты ИП учащихся одной параллели готовит заместитель директора. В 2017 – 2018 и частично в текущем учебном году использовалась «вертикальную» схему защиты. Ученики защищали ИП я в течение одного дня группами по 5 человек со 2 по 7 уроки. Уроки в этот день не отменяются. При такой схеме  защита занимала 5 дней (4 класса и резервный день).

Так как членами комиссии на защите ИП является ограниченное число человек (директор школы и заместители директора), то при такой схеме защиты они вынуждены отвлекаться от работы.

Поэтому схема защиты ИП была заменена на «горизонтальную». Процедура защиты проходит на 6 – 7 уроках. Одновременно работают 4 комиссии, в состав которых входят постоянные члены и учителя, на чьих уроках проходит защита. Пришлось уделить внимание подготовке новых экспертов, зато мы получили выигрыш во времени. Есть и другой плюс. Работа в комиссии позволяет учителю побыть и в роли руководителя проекта, и в роли эксперта. Это помогает учителю лучше понять критерии, по которым оценивается работа и уровень сформированности навыка проектной деятельности.  

Во время защиты эксперты заполняют протокол, внося в него баллы в соответствии с установленными критериями. Протокол подписывается членами комиссии и хранится в ОО. В дневниках и личных делах учащихся делается запись о выполнении ИП и результате защиты. В ЭЖ запись не делается, так как ЭЖ системы «Сетевой город» такой возможности не предоставляет.

В течение 1 – 2 недель после защиты ИП проводится анкетирование всех участников процесса: детей, их законных представителей (родителей) и педагогов.

Методическая поддержка

Начинать работу в любом направлении педагогической деятельности надо с освоения теории по данному вопросу. Не исключение и проектная деятельность.

Методическая поддержка участников проектной деятельности осуществляется с участием заместителя директора по методической работе.. В 2017 - 2018 учебном году был проведён педагогический совет «Технология проектно-исследовательской деятельности школьников». Участники педагогического совета познакомились с теоретическими основами организации проектной деятельности и сами выступили в роли исполнителей проектов. Педагогам были  предложены темы проектов, в соответствии с которыми было необходимо сформулировать цели и задачи, наметить план работы по реализации целей и смоделировать возможный продукт проекта.

Этот педагогический совет предварял работу над индивидуальными проектами учащихся в 2017 – 2018 учебном году. Однако анализ представленных на защиту проектов  показал, что знакомства педагога с теоретическими основами проектной деятельности не всегда достаточно для успешной работы. Руководителю проекта, так же как и ученику, бывает непросто определить цели и задачи проекта, сформулировать проблему, которая должна быть разрешена в ходе работы. Не каждый педагог чётко видит продукт проекта. Учителю также как и детям нужна тренировка. Часто рассмотрение вариантов, общение и обсуждение с коллегами позволяет прийти к наиболее оптимальному и адекватному результату. Поэтому в текущем учебном году для руководителей ИП проводятся групповые консультации.

Для руководителей ИП учащихся 7-х классов была проведена консультация «Я в проекте». Коллегам было предложено проанализировать ход подготовки одного из проектов, которым они руководят. В ходе консультации педагоги определяли тип проекта, формулировали цели и задачи, подбирали возможные варианты продукта проекта, оценивали, на каком этапе работы над проектом находится ученик.  Одним из проблемных моментов при оформлении проектной работы является написание пояснительной записки. Хотя в Положении об ИИП содержится план пояснительной записки, в представленных работах пояснительные записки были самыми разными. От чрезвычайно лаконичных, в несколько строк, до пространных описаний на пару страниц. Поэтому внимание собравшихся было сконцентрировано на составлении пояснительной записки к проектной работе, а в опорный конспект  для консультации были включены графы для написания пояснительной записки.

Консультация для руководителей проектов учащихся 6-х классов называлась «Мы проектируем». На этот раз собравшиеся анализировали работу, которой руководит один их коллег. Каждый из присутствующих мог предложить свой вариант цели и задач в камках выбранной темы, способы и методы работы, продукт. А у педагога, чей проект обсуждался, благодаря помощи коллег, появилась возможность выбора наиболее подходящего варианта. На этой консультации руководители проектов поработали над рецензией. Написать рецензию к проектной работе удается не каждому руководителю. Она должна содержать точную и краткую характеристику работы ученика над проектом, оценку его действий, степени самостоятельности, личной заинтересованности и активности. Рецензия должна быть подспорьем экспертной комиссии на защите проекта.

Следующая консультация для руководителей проектов называлась «И снова о проекте». Для некоторых коллег это была уже 2 или 3 консультация. На этот раз учителям было предложено сформулировать цели, задачи, гипотезы и смоделировать продукт для некоторых проектов, темы которых были выбраны из утвержденного списка проектов восьмиклассников.

Изменение схемы защиты ИП и расширение состава комиссий потребовало проведение дополнительной консультации для педагогов, которые вошли в состав комиссий по защите ИП. С коллегами были рассмотрены критерии оценки уровня сформированности навыка проектной деятельности и алгоритм работы с протоколом защиты.

Организация проектной деятельности в школе и руководство ИП учащихся требуют расширения теоретических знаний и практических рекомендаций. Успешная реализация этих задач не возможна без обращения к литературе. Полезную информацию для администратора можно найти в журналах «Справочник заместителя директора школы», «Практика административной работы в школе», «Всё для администратора школы» (серия Комплексная поддержка учителя).

В серии «Комплексная поддержка учителя» выходят журналы «Все для учителя» в каждой предметной области. Каждый учитель может найти в журналах этой серии и теоретический материал, и примеры различных проектов, которые можно выполнить с учащимися.

Говоря об информационной поддержке проектной деятельности, я не могу не отметить работу библиотекаря школы.

Аналитическая работа

Аналитическая составляющая в работе заместителя директора в рамках организации выполнения учащимися индивидуальных проектов выключает:

  1. Подведение итогов защиты проектов в каждой параллели и общих итогов на образовательной ступени
  2. Выявление возникших затруднений и положительных моментов.
  3. Анализ результатов опросов участников процесса: учащихся, их законных представителей (родителей) и учителей (руководителей проектов и членов комиссий).
  4. Анализ состояния нормативной базы и локальных актов, регламентирующих процесс выполнения ИП. Внесение необходимых изменений в школьное Положение об ИИП.

В прошедшем учебном году было учтено число учащихся, выполнявших ИП по каждому предмету и курсу внеурочной деятельности. Было подсчитано, сколько учеников выполнили ИП у каждого учителя. В текущем учебном году ведётся не только статистика выбора предметов и учителей. Добавился учет повторов  и изменений в выборе предметной области и руководителя. Также фиксируется число проектов разных типов.

     Данная информация доступна для педагогов. Результаты анализа озвучиваются на производственных совещаниях, обсуждается на заседаниях предметных методических объединений, совещаниях при директоре. Результаты анализа являются основой для принятия административных решений, корректировки работы над ИП в текущем учебном году и планирования работы в следующем учебном году.

    После защиты ИП в каждой параллели проводится опрос учащихся и их законных представителей. Цель опроса – определить отношение детей и взрослых к выполнению ИП.

По итогам опроса учащихся в 2017 – 2018 учебном году было установлено:

Оценивая свои умения и навыки, учащиеся 8-х классов отмечают, что владели практически всеми упомянутыми в опросе навыками до начала работы над проектом или овладели ими во время работы. Учащиеся 5-х и 6-х классов, указывают, что овладели большей частью умений во время работы над проектом. Процент учащихся, которые считают, что им ещё надо овладеть различными умениями в 5-х и 6-х классах выше, чем в 8-х.

Сравнение оценки степени самостоятельности учащихся на разных этапах выполнения проекта позволяет заключить, что она  мало зависит от возраста учащихся. Максимальная степень самостоятельности у учащихся на этапе защиты проекта, минимальная  - на этапе формулирования гипотез и оформления работы. На этих этапах учащиеся в большей степени работали с учителем и обращались за помощью к родителям. Учащиеся 5 – х и 6-х  классов чаще обращались к учителям при подготовке презентаций и оформлении работ, чем учащиеся 8-х классов.

Сравнение оценки этапов выполнения проекта показывает, что учащиеся 5, 6 и 8-х классов по-разному относятся к выполнению проекта. Самым сложным пятиклассники назвали этап обобщения и систематизации знаний и защиту проекта, шестиклассники  -  этап формулирования гипотез и целей,  восьмиклассники – защиту проекта.  Самым важным по оценкам учащихся 5 и 6 - х  классов оказался этап защиты проекта, в то время как восьмиклассники считают самым важным этапом выбор темы проекта. Самым неинтересным для всех учащихся, выполнявших проект, оказался этап выбора источников информации. Самыми интересными все учащиеся назвали этап подготовки презентации.

Сравнение эмоционального состояния учащихся 5. 6 и 8 классов показало, что учащиеся 5-х классов испытывали больше положительных эмоций:  радость творчества и интерес  открытия новых знаний.  У учащихся 6-х классов преобладал интерес к открытию новых знаний, но в то же время присутствовала тревожность. У учащихся 8-х классов тревожность преобладает над другими эмоциями.

Оценивая значение проектной работы учащиеся всех классов, в первую очередь, указывают на возможность получить новые знания, проявить творчество, стать более активными и успешными. Это свидетельствует о понимании учащимися смысла и цели проектной работы.

Анкета для родителей позволяет определить, насколько они осведомлены о том, что их ребёнок выполняет ИП, узнать, помогают ли родители ребёнку в работе над проектом. ПО ответам на отдельные вопросы анкеты можно определить, насколько родители посвящены в жизнь своего ребёнка и близко общаются с ним.

Существенную помощь  в  проведение анкетирования учащихся и первичной обработке анкет оказывают классные руководители. Заместителю директора остаётся обобщить данные, полученные от коллег, проанализировать их и подготовить предложения для приятия административных решений. Информация, полученная классными руководителями при анализе анкет, используется для работы с учащимися и родителями.

Заключение

Глаза боятся, а руки делают.

Часто нововведение вызывает у нас опасение и сомнение. Вдруг, мы не справимся? Вдруг, не получится?

Так и с проектами учащихся. Хотя мы знакомы с проектной деятельностью достаточно давно. Но она не имела таких масштабов. Мы готовили с учениками проекты для представления на конкурсах и конференциях. Это была работа с отдельными особо мотивированными детьми. И брались за неё не все педагоги. А теперь работа с ИП приобретает глобальный характер. Как не захлебнуться в потоке проектов? Как не скатиться к формальному отношению к работе? Как не допустить копирования работ и избежать плагиата?

Но, не смотря на множество вопросов, отдельные недостатки и встречающиеся перегибы, практика показывает, что, мы, всё-таки, справляемся с поставленными задачами.

Я уверена, что ИП очень скоро, станет привычным и понятным инструментом оценки образовательных достижений учащихся.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по экологическому воспитанию учащихся (из опыта работы)

Приводится опыт работы по экологическому  воспитанию  учащихся на уроках химии...

Рекомендации по организации работы над индивидуальным проектом как формы промежуточной аттестации по итогам освоения основной образовательной программы ООО

Рекомендации по организации работы над индивидуальным проектом как формы промежуточной аттестации по итогам освоения основной образовательной программы ОООучитель кубановедения, истории и обществознан...

Социальный проект как форма организации работы по нравственному воспитанию учащихся

Я уже больше десяти лет заниаюсь социальным проектированием со школьниками. Мы уже не один раз участвовали в городских и районных конкурсах. Это замечательный опыт и для учащихся и для педагогов.Такая...

Доклад " Организация дифференцированного и индивидуального обучения учащихся при подготовке учащихся к ГИА"

Данный материал поможетучителям математики организовать дифференцированное и индивидуальное обучение учащихся при подготовке к ГИА...

Статья «Из опыта организации и реализации индивидуальной проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательной средней школе по предмету "Изобразительное искусство"

Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны мотивировать обучающегося к узнаванию нового, должны научить ученика планировать свои действия, сотрудничать со сверстника...

Организация деятельности учащихся при работе над индивидуальным проектом

Материал предназначен для учителей, преподающих индивидуальный проект....