Особенности подготовки обучающихся к выполнению заданий 21 – 22 ОГЭ по обществознанию
учебно-методический материал по обществознанию (9 класс)

Смирнова Ольга Николаевна

О подготовке обучающихся к выполнению заданий по тексту КИМов ОГЭ по обществознанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности подготовки обучающихся к выполнению заданий 21 – 22  ОГЭ по обществознанию

учитель истории и обществознания

МАОУ «Образовательный центр им. М.М.Расковой»,

ЭМР Саратовской области

Смирнова О.Н.

C:\Users\SeM\Desktop\огэ-2018-1024x286.jpg

Реальность современной жизни требует от человека умения ориентироваться в большом потоке информации, умение её интерпретировать и использовать в жизни.  Именно это актуализирует ФГОС 2021.

В КИМе по обществознанию 9 класса традиционно присутствуют задания по тексту. На первый взгляд, это не сложные задания. Тем не менее, задания № 21-24 составлены так, что выпускник должен продемонстрировать сформированность разнообразных умений: выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) ее отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса обществознания; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение. Кроме этих требований, ученику необходимо соблюсти корректность формулировок и уложиться во время, отведенное на выполнение заданий с развёрнутым ответом.

Для выполнения заданий №21 (составление плана) и №22 (извлечение информации из текста) необходимо глубокое осмысление текста не возможное без правильной читательской деятельности, умения самостоятельно понимать текст. 

У учащихся должны быть сформированы коммуникативные универсальные учебные действия, умения истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора); познавательные универсальные учебные действия, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

Для этого нужна активная позиция ученика к содержанию прочитанного, деятельностный подход. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий.

Задания №№21-24 проверяют эксперты, чётко опираясь на критерии. Поэтому на консультации начинаю с ознакомления с критериями, чтобы  учащиеся поняли, как должен выглядеть идеальный ответ.

Я начинаю систематическую и последовательную работу над выработкой умения составлять план текста с 5 класса, ещё с уроков истории. Дети учатся: обобщать и формулировать в виде небольшой фразы  основное содержание  фрагмента, проводить отбор материала, необходимого для раскрытия  темы или её части, определять логику, последовательность изложения материала. Если эти умения  не отработаны по отдельности, то сразу требовать  выполнения задания  по составлению плана  нельзя. Отмечу, что  при составлении плана   необходимо не только обладать умениями, но и знать теорию.

Для формирования умения раскрывать тему в виде плана (задание №21) и извлечения информации из текста (задание №22) я использую следующие приёмы.

Приём «Оценка текста». Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание нового параграфа. 

Для этого в течение некоторого времени они изучают текст и отвечают  на следующие вопросы:

  1. Какие разделы встречаются в тексте?
  2. Какие слова выделены курсивом?
  3. Почему они так выделены?
  4. Какие имена чаще всего встречаются в данном параграфе? Какие из них вам уже известны?
  5. Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?

Таким образом, текст как инструмент познания становится более эффективным, когда мы создаём условия  его критичного осмысления.

Приём «Задай вопрос». А. Гин предлагает следующий алгоритм: перед изучением учебного текста  учащимся ставится задача – составить  к нему  список вопросов.

Необходимо обязательное ранжирование вопросов:

  1. Вопросы, требующие точного воспроизведения информации, начинаются со слов: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Сколько?»…
  2. Вопросы, направленные на репродукцию процесса: «Как?», «Каким образом?»
  3.  Вопросы на выяснение причинно-следственных связей: «Почему?», «В чём причины?»…
  4. Вопросы, требующие анализа новых знаний: «Что общего?», «В чём особенности?», «Сравните», «Докажите»…

Запоминание меняется на понимание, ведь спросить – значит понять

Или Приём «Толстых» и «тонких» вопросов». Формирует умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию в нём, способствует овладению приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана.

Необходимо обязательное ранжирование вопросов, «тонкие»:

  1. Вопросы, требующие точного воспроизведения информации, начинаются со слов: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Сколько?»…
  2. Вопросы, направленные на репродукцию процесса: «Как?», «Каким образом?»

«толстые»:

  1.  Вопросы на выяснение причинно-следственных связей: «Почему?» , «В чём причины?»…
  2. Вопросы, требующие анализа новых знаний: «Что общего?», «В чём особенности?» ,«Сравните», «Докажите»…

Запоминание меняется на понимание, ведь спросить – значит понять

Приём «Кубик Блума». Американский педагог и психолог Бенджамин Блум является автором нескольких оригинальных приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».

На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».

Ученик или учитель бросает кубик. Дети самостоятельно формулируют вопрос к учебному материалу по той грани, на которую он выпадет.

Приём «Составь задание». Приём помогает сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования.  На уроке ребятам предлагается научиться, не только выполнять, но и составлять тесты: альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности и т.д. Также можно составить ребусы, кроссворды, головоломки. 

Приём «Аналитик». Приём техники активно-продуктивного чтения. Можно использовать не только для работы с учебником, но  и с другими текстовыми дополнительными материалами (СМИ, научная статья и т.п.). Задание должно быть продумано так, чтобы оно выполнялось учениками не механически, а творчески: «Проанализируйте имеющиеся данные. Напишите небольшой очерк и сами  дайте ему название»

Приём «Пометки на полях». Этот  эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления.

В процессе чтения учащимся предлагается, внимательно изучая текст, карандашом оставлять пометки на полях. К примеру: «v» - «знал», «+» – «узнал новое».

После изучения текста  ученики составляют таблицу со следующими колонками: «Знал. Узнал. Хочу узнать.»

При этом происходит  многократное оперативное повторение изученного материала

Приём «Восстанови текст». Формирует умение целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в нём информацию.

Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить  в правильном порядке. Затем все участники общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

Цель использования данных приёмов – максимально точное и полное понимание содержания текста, выделение всех деталей и практическое осмысление полученной информации, т.е. осуществление познавательной деятельности.

Что необходимо для выполнения заданий № 21 – 24 ОГЭ по обществознанию.

Таким образом, при подготовке к ОГЭ по обществознанию, я использую системно - деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к ГИА, начиная с 6 класса:

1 этап – работа с понятиями на уроках;

2 этап – работа с текстами: развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана простого и сложного;

3 этап – работа с рабочими тетрадями, тетрадями-тренажёрами при закреплении и самопроверке своих знаний обучающимися.

4 этап – работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ОГЭ.

5 этап – внеклассная работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний.

Использованные источники:

http://didaktor.ru/priyom-pedagogicheskoj-texniki-pometki-na-polyax/

https://pedsovet.su/metodika/priemy/6001_kubik_bluma_na_uroke


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Подготовка обучающихся к выполнению заданий КИМ ЕГЭ по истории"

В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность, направленная н...

Методическая разработка "Подготовка обучающихся к выполнению заданий КИМ ЕГЭ по химии при изучении темы "Гидролиз"

В представленной работе представлен не только теоретический материал по теме "Гидролиз", но и практические задания для отработки изученного материала...

Система работы по подготовке обучающихся к выполнению задания №17.(Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными конструкциями).

Материал для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку .Предложен материал к заданию №17.Представлена система работы с вводными конструкциями,теоритические сведения,иллюстрация примерами,проверочные...

Система подготовки обучающихся к выполнению задания ЕГЭ №32

Система подготовки обучающихся к выполнению задания ЕГЭ №32...

Использование подкастов ВВС для подготовки обучающихся к выполнению заданий раздела «Аудирование». Из опыта работы

В своей практике я активно использую интернет технологий в процессе обучения. Чаще всего я использую Сервисы Веб 2.0. Это второе поколение сетевых сервисов Интернета, которые позволяют пользователям с...

Подготовка обучающихся к выполнению заданий в форме ОГЭ и ЕГЭ по биологии

Подготовка обучающихся к выполнению заданий в форме ОГЭ и ЕГЭ по биологии...

Методическая разработка "Подготовка обучающихся к выполнению заданий КИМ ЕГЭ Задание 21"

В 2022 году изменён формат предъявления условий задания 21 (в 2021 г. – задание 23), проверяющего умение определять среду водных растворов: в текущем году потребуется не только определить среду ...