Подготовка к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9, 10, 11 класс)

МАтериал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_i_ee_formy.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Культура и ее формы.

Понятие «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание) понимается по-разному.

Культура — это всё, что создано человеческим трудом: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и т. д.

В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей

В узком смысле под культурой понимают процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Культура

Материальная культура

Духовная культура

Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт.

Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда и т. д.

Основные функции культуры

  • Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры, все остальные связаны с ней в той или иной степени.
  • Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.
  • Оценочная — осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций.
  • Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).
  • Информативная — осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.
  • Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.
  • Социализация — усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

Основные формы культуры

В масштабе отдельного общества различают три формы культуры: элитарную, народную, массовую, а также и две её разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).

  1. Элитарная — создается привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Особенности:
  1.  включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллектуальную литературу;
  2. представляет определённые трудности для понимания неподготовленным человеком;
  3. потребителем этой культуры является высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.
  1. Народная — создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы и пр.).
  2. Массовая — понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации, китч и пр.). Особенности:
  1. имеет самую широкую аудиторию и является авторской;
  2. как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;
  3. носит коммерческий характер;
  4. в отличие от элитарной и народной культуры, удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.

Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества

Позитивное

Негативное

  1. утверждает представления о мире людей, о взаимоотношениях между ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире;
  2. произведения массовой культуры не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;
  3. отличается демократичностью, т. к. её потребителями являются представители самых разных социальных групп;
  4. отвечает потребностям многих людей, в том числе и потребностям в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.
  1. снижает общий уровень духовной культуры общества, т. к. удовлетворяет невзыскательные вкусы массового потребителя;
  2. ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мышления миллионов людей;
  3. рассчитана на пассивное потребление;
  4. насаждает мифы в сознании людей;
  5. формирует искусственные потребности, используя рекламу и СМИ;
  6. навязывая определённые представления, СМИ уводят многих людей от реальной жизни.

Разновидности культуры:

  • Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (половозрастные: женская, детская, молодёжная и др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические).
  • Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре ( хиппи ; левые радикалы; андеграунд и др.).

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приёмы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая её уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, даёт возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моды оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.

Культура и её формы

Культура возникла и развивалась вместе с человеком. Она представляет собой то, что отличает человека от всех других живых существ. Человек, культура и общество неразрывно связаны между собой. Ни человек, ни общество не могут существовать вне культуры.

Само слово «культура» появилось в Древнем Риме, где оно означало прежде всего возделывание, обработку, «культивирование» земли. Правда, уже знаменитый древнеримский оратор Цицерон отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души». И это второе значение в дальнейшем постепенно стало основным: под культурой стала пониматься прежде всего духовная культура людей.

Понятие культуры. Культура является предметом изучения многих наук — антропологии, истории, социологии, философии. Существует также комплексная область знания — культурология, которая разрабатывает общую теорию культуры и изучает типы культуры различных народов и различных эпох. Если учесть такое разнообразие подходов к культуре, то не покажется странным, что в современном гуманитарном знании существует очень много (один из культурологов насчитал более 200) определений культуры. Это связано также с многозначностью и богатством этого понятия.

В самом широком смысле можно сказать, что культура — это всё созданное человеком, всё, что не является природой. Культура при этом понимается как «вторая природа», сотворённая самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от нетронутой человеком природы.

Культуру также понимают:

  • как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передаётся биологическим путём;
  • как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;
  • как образ жизни определённого народа (например, культура Древнего Египта или Японии).

Функции культуры

Культура выполняет ряд очень важных функций в жизни человека и общества. Во-первых, культура является той средой, в которой происходят социализация и воспитание человека. Только через культуру человек овладевает накопленным социальным опытом и становится членом общества. Культура поэтому действительно выступает в качестве «социальной наследственности», которая не менее важна, чем биологическая наследственность.

Во-вторых, важна нормативная функция культуры. Культура регулирует отношения между людьми посредством системы норм взаимоотношений между людьми, принципов морали.

С этим связана и ценностная функция культуры. Осваивая культуру, человека приобретает ориентации, которые позволяет ему различать добро и зло, прекрасное и безобразное, высокое и пошлое и т. п. Критерием для этого служат прежде всего нравственные и эстетические ценности, накопленные культурой.

Важна также, особенно в современном обществе,  развлекательная или компенсаторная функция культуры. Во многих видах культуры, прежде всего в искусстве, есть элемент игры, общения, психологической разрядки, эстетического наслаждения.

Материальная и духовная культура

Когда историк или антрополог описывает культуру древней цивилизации или народа, то он, если стремится к полноте своего описания, обычно раскрывает культуру как состоящую из трёх взаимосвязанных сторон или частей:

  • технологическая часть: её ядро составляют орудия производства, которые использует человек в переделке природных вещей;
  • социальная часть: это устойчивые отношения между людьми — семейные, хозяйственные, политические, правовые;
  • духовная часть: она включает в себя мифы, верования, художественные и моральные ценности, знания и систему образования.

В обычном словоупотреблении мы говорим о культуре прежде всего как о духовной культуре. В России есть, например, Министерство культуры, которое управляет делами в сфере театра, кино, музыки, художественного искусства. Но этим духовная культура не исчерпывается. К духовной культуре относятся также такие важные формы и институты, как религия, мораль, образование и наука.

Материальная культура определяется уровнем развития техники, транспорта, средств связи, характером жилищ и т. п.

В принципе между уровнями материальной и духовной культуры нет прямой и однозначной связи. Например, древнегреческая духовная культура V−IV вв. до н. э. была явно выше духовной культуры более поздней Римской империи, хотя в отношении материальной культуры Афины уступали Риму. В некоторых видах искусства и культурной деятельности вообще нужно очень осторожно говорить о прогрессе. Например, вряд ли кто-то сможет превзойти Рафаэля в его изображении мадонн, современным и будущим иконописцам «Троица» Андрея Рублёва будет недосягаемым идеалом. Или же, несмотря на все достижения науки и техники, ныне никто не может воспроизвести скрипку Страдивари. Духовная культура во многом живёт по своим законам, у нее бывают периоды взлёта, которые потом уже не удается повторить. В культуре важны традиции, которые могут быть безвозвратно утрачены.

Но всё же не может быть высокой духовной культуры без достаточно развитой материальной культуры. И наоборот, технические достижения материальной культуры являются, особенно в современную эпоху, продуктом развития научного знания и творческой деятельности образованных людей.

Таким образом, материальная и духовная культура тесно взаимосвязаны, во многом эта взаимосвязь выражается в понятии «цивилизация», которое отражает уровень развития человека и основных сфер жизни общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...