Конспект урока по обществознанию: «Роли в семье».
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)

Курочкина Александра Алексеевна

Конспект урока , презентация и дополнительный материал можно использовать на уроках обществознания к УМК Перспектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx28.7 КБ
Файл rabochiy_list.docx56.49 КБ
Файл semya.pptx2.49 МБ
Файл Дополнительная информация12.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Роли в семье».

Цель урока: Формирование  понятия о семейных ролях

Задачи урока: Образовательные: раскрыть понятие «семейные роли», познакомить учеников с семейными обязанностями.
Развивающие: развивать у учащихся интерес к истории семьи, семейным ролям и обязанностям; формировать навык работы в группах, умение отстаивать своё мнение.
Воспитательные: продолжить формирование таких этических понятий, как любовь, забота, уважение к родителям и близким людям; подводить учеников к мысли о важности сохранения дружеских взаимоотношений в семье; продолжить работу по изучению семей классного коллектива; воспитывать чувство гордости за свою семью.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, мел, учебники, тетради, рабочие листы, карточки.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: научатся называть и характеризовать семейные роли; описывать обязанности членов семьи; овладеют принципом работы с учебником, текстом, участвовать в эвристической беседе, дискуссии; выполнять проблемные задания, анализировать, делать выводы.

ЛичностныеУУД: осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принятие обязанностей в семье, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи, принятие ценностей семейной жизни.

Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи,  соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности её решения;  

Коммуникативные УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, обосновывать свой ответ, сформулировать собственные выводы.

Познавательные УУД: выявлять  различия понятий, давать их определение; выполнять  задания развивающего характера, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, составлять схемы, таблицы.

Ход урока

Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

  1. Организационный момент

1 мин

Здравствуйте! На меня все посмотрели, улыбнулись, тихо сели. Я рада видеть вас.   Меня зовут Александра Алексеевна, и я проведу у вас урок обществознания. Верю, что  вы справитесь со всеми заданиями и узнаете много нового и интересного для себя.

Дети рассаживаются

  1. Актуализация знаний

 

Согласитесь ли вы со мной, что каждый человек хочет быть счастливым, и что у каждого человека представления о счастье  разные.

Слайд1Сейчас выполним следующее задание. Перед вами дом. Он символизирует счастье человека. Фундамент этого дома состоит из кирпичиков: семья, материальное благополучие, карьера, друзья, отдых и развлечения. Подумайте, какой из кирпичиков является самым важным для вас? Выберите то, без чего вы не сможете быть счастливым человеком. Давайте проверим, что у вас получилось. Поднимите руки те, кто выбрал кирпичик «друзья», «отдых», «семья» и т.д.  

Итак, получилось, что большинству из вас для счастья необходима семья. 

Давайте вспомним,  что вы уже знаете о семье.

-Что такое Семья? Кто такие Петр и Февронья. Слайд 2

- А когда отмечается этот праздник в нашей стране? С 2008 года этот праздник отмечается в нашей стране  с 8 июля.

Праздник семь, любви и верности 8 июля в России уже 10 лет

15 мая всемирный день семьи

Дети отвечают

Дети поднимают руки (голосуют)

Отвечают на вопросы

  1. Мотивационно-целевой этап

Слайд 3Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на цитату, которая помещена на экране. Она является своеобразным эпиграфом к нашей теме:

«Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры. У них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль…».  У.Шекспир.

Как вы думаете, почему я выбрала именно эту цитату, как она связана с семьей.

Учащиеся предлагают варианты. Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке. (если дети не смогут определить Итак, действительно, наш урок посвящен тому, какую же роль играет каждый член семьи. Давайте запишем тему урока.

Какую цель занятия мы поставим перед собой? Чего мы хотим достичь? Слайд 5. 2 щелчок

Ребята, на какие вопросы нам нужно ответить Слайд 5. 3 щелчок

Предлагают варианты

Определяют тему урока (Семейные отношения, семейные роли, семейные обязанности, распределение ролей в семье) Слайд 4

(узнать какую же роль играет каждый член семьи, т.е., что такое семейная роль и какие роли в семье бывают).

Ставят задачи: 1.что значит «роль»; 2 какую роль играет каждый член семьи; 3 как распределяются семейные обязанности.

  1. Изучение нового материала

Давайте подумаем, что такое «роль». Поработаем со словарями. А как ваш учебник определяет слово роль. Слайд 6

Можно ли сравнить семью с театром.

Вспомните, в какой детской игре распределены роли, как в семье.

Совершенно верно, игра в  дочки-матери. Как раз в этой игре дети примеряют на себя чужие роли.

Итак, какие же роли в семье бывают? Заполните схему в рабочих листах.

Давайте проверим, что у вас получилось.

Обратите внимание семейные роли обычно делят на пары. Нельзя играть роль брата при отсутствии сестры или брата

Зачитывают определения из словарей.

Можно

Дочки -  матери.

Дети работают в рабочих листах 

Учащиеся сравнивают с учебником свои работы.

 

Слайд 7

  1. Физминутка

«Это я, это я, это вся моя семья» (при несогласии – нужно помотать головой, при согласии прокивать и сказать - «Это я, это я, это вся моя семья») 1. Кто ватагою весёлой Каждый день шагает в школу? 2. Кто маме помогает и полы с ней убирает?  3. Кто умеет гвоздь забить? Туда куда не нужно бить? 4. Кто из вас не ходит хмурый, Любит спорт и физкультуру?

А вот на физминутке, что мы показывали. (мыли полы, гвозди забивали…)

Благополучие семьи зависит от распределения обязанностей её членов. Каждая роль в семье предполагает определенные обязанности.

Попробуйте на своем опыте и имеющихся знаний записать какие обязанности в семье у мамы, папы, детей. 1 группа записывает обязанности мамы; 2 гр – папы; 3 гр – детей. Чтобы вам было легче, я подготовила вам картинки, которые помогут с заданием.

Что вы заметили?

Когда вы распределяли семейные обязанности, то наверняка примером использовали свои семьи, то есть современные семьи.

 Посмотрите на схему в ваших рабочих листах. Что вы видите на схеме? Слайд 8

 

Действительно в современных семьях, их еще называют партнерские семьи,  обязанности членов семьи совпадают. В современных семьях члены семьи могут меняться ролями.

А давайте выясним как было раньше в традиционных (патриархальных) семьях. Записывают  как роли распределяются  по видам семей.

Вот и подошел к концу наш урок.

Оцените себя, свою работу на уроке. (Поставьте итоговую оценку.)

Обязанности.

Работают в группах.

Выступление групп.

Некоторые обязанности одинаковые.

Виды семей

Работают с дополнительным материалом. Сравнивают современную и традиционную семьи.

Дети оценивают себя в рабочих листах

  1. Домашнее задание

На уроке мы с вами рассмотрели не все семейные роли,  без внимания мы оставили бабушек и дедушек. Поэтому дома напишите сочинение или сделайте презентацию о роли бабушки и дедушки

Параграф 16; вопрос №3;№4 с.98.

Слайд 9

  1. Рефлексия

Вы становитесь год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью. - У каждого из вас наверняка есть желание жить в счастливой семье. А какая семья считается счастливой? Представьте свою позицию.

Слайд 10

Предлагаю вам задание «Закончить предложение» 
Семья будет счастливой если … 

(взаимная любовь, верность, искренность, терпимость, справедливость, умение прощать, совместное управление хозяйством, материальный достаток, уважение интересов другого наличие детей, доброта, нежность и т. д.). 

И вот на этой хорошей ноте я хотела бы закончить наш урок.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

- Благодарю за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться. 

-Желаю, чтобы ваши нынешние семьи и будущие семьи были самыми счастливыми!

Слайд 11



Предварительный просмотр:

Рабочий лист

ученика 5 класса _____________________________

Тема урока _________________________________________________

  1. Роль – это ________________________________

  1. Рефлексия. Закончите предложение

Семья будет счастливой если __________________________

____________________________________________________
____________________________________________________

http://kartinki-vernisazh.ru/_ph/445/2/599188106.jpg

https://us.v-cdn.net/6025126/uploads/FileUpload/93/d356ea6272246a9d64a17aac88caf3.png

https://st2.depositphotos.com/1967477/6346/v/950/depositphotos_63462971-stock-illustration-sad-smiley-emoticon-cartoon.jpg

https://st2.depositphotos.com/1967477/6346/v/950/depositphotos_63462971-stock-illustration-sad-smiley-emoticon-cartoon.jpghttp://kartinki-vernisazh.ru/_ph/445/2/599188106.jpg

        

https://us.v-cdn.net/6025126/uploads/FileUpload/93/d356ea6272246a9d64a17aac88caf3.png

https://us.v-cdn.net/6025126/uploads/FileUpload/93/d356ea6272246a9d64a17aac88caf3.pnghttp://kartinki-vernisazh.ru/_ph/445/2/599188106.jpghttps://st2.depositphotos.com/1967477/6346/v/950/depositphotos_63462971-stock-illustration-sad-smiley-emoticon-cartoon.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развлечения Карьера Отдых Семья Материальное благополучие Друзья Счастье человека

Слайд 2

Семья – это…

Слайд 3

«Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры. У них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль…». У.Шекспир.

Слайд 4

Роли в семье 2018 год

Слайд 5

Роли в семье Цель : узнать что такое семейная роль и какие роли в семье бывают Задачи : что значит «роль»; какую роль играет каждый член семьи; как распределяются семейные обязанности.

Слайд 6

Роль - это поведение человека, которое он должен воспроизводить, если занимает определенное положение в обществе

Слайд 7

СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ Детские Родительско-детские Супружеские Муж и жена Отец – дочь; Мать – дочь; Отец – сын; Мать – сын. Брат – сестра; Брат – брат ; Сестра - сестра

Слайд 8

Виды семей Традиционная (патриархальная) Партнерская (современная)

Слайд 9

Домашнее задание Всем: Параграф 16 На выбор Написать сочинение «Бабушка рядышком с дедушкой…» Подготовить презентацию «Роль бабушки и дедушки»

Слайд 10

Рефлексия Семья будет счастливой если…

Слайд 11

Молодцы! Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Становление общества как социальной среды, в которой могут жить и трудиться все его члены проходило несколько этапов развития, одним из которых была патриархальная семья. Термин патриархат уходит корнями в глубокое прошлое, во времена, когда от добытчика, хозяина, воина, мужа зависели не просто достаток, но и все существование семьи. Традиционная или патриархальная, семья предполагает главенство мужчины. Небольшие семьи в условиях постоянной нехватки ресурсов, войн и насилия, выжить просто не могли, потому было принято селиться одной большой семьей. Патриархальная семья объединяла несколько поколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство. Объединяет под одной крышей представителей, как минимум трех поколений. Сыновья не покидали родительского дома, а приводили в него своих жен, дочери в свою очередь уходили в чужую семью. Женщина при патриархальном укладе ценилась куда меньше, чем мужчина, в связи со своим полом и положением в обществе, она не могла охотиться, рыбачить, воевать, что делало ее менее полезной для семьи. Женщина экономически зависела от супруга, семейные роли четко регламентировались, распределялись: муж (отец) – добытчик и кормилец, жена (мать) – домохозяйка и воспитатель детей, она полностью занималась домом, бытом и детьми. Мужчина никогда не исполнял женских обязанностей, а женщина не вмешивалась в дела мужа.

Источник: http://histerl.ru/lectures/17_vek/patrearxalinaia_semia.htm

Становление общества как социальной среды, в которой могут жить и трудиться все его члены проходило несколько этапов развития, одним из которых была патриархальная семья. Термин патриархат уходит корнями в глубокое прошлое, во времена, когда от добытчика, хозяина, воина, мужа зависели не просто достаток, но и все существование семьи. Традиционная или патриархальная, семья предполагает главенство мужчины. Небольшие семьи в условиях постоянной нехватки ресурсов, войн и насилия, выжить просто не могли, потому было принято селиться одной большой семьей. Патриархальная семья объединяла несколько поколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство. Объединяет под одной крышей представителей, как минимум трех поколений. Сыновья не покидали родительского дома, а приводили в него своих жен, дочери в свою очередь уходили в чужую семью. Женщина при патриархальном укладе ценилась куда меньше, чем мужчина, в связи со своим полом и положением в обществе, она не могла охотиться, рыбачить, воевать, что делало ее менее полезной для семьи. Женщина экономически зависела от супруга, семейные роли четко регламентировались, распределялись: муж (отец) – добытчик и кормилец, жена (мать) – домохозяйка и воспитатель детей, она полностью занималась домом, бытом и детьми. Мужчина никогда не исполнял женских обязанностей, а женщина не вмешивалась в дела мужа.

Источник: http://histerl.ru/lectures/17_vek/patrearxalinaia_semia.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обществознанию в 10 классе по теме "Роль экономики в жизни общества"

Цели урока.·         знать: понятия экономики как науки, хозяйства и сферы общественной жизни, структуру экономики, ее основные институты;·...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...

Конспект урока по обществознанию 9 класс "Роль СМИ в политической жизни"

Конспект урока по обществознанию 9 класс "Роль СМИ в политической жизни"...

Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме "Социальные статусы и роли"

Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме "Социальные статусы и роли"...

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме: «Роль права в жизни человека, общества и государства».

laquo;Роль права в жизни человека, общества и государства»Тема урока: Что такое право и  роль права в жизни человека, общества и государства.Цели: дать характеристику ключевому понятию &la...

Конспект урока по обществознани " Социализация индивида. Социальная роль. Социальный конфликт."

Конспект урок можно использовать как полнотью, так и частично....