Лаборатория нравственного иммунитета
методическая разработка по обществознанию (6 класс)

Серова Наталья Олеговна

Тематическое направление: духовное и нравственное воспитание

Тема воспитательного мероприятия: Лаборатория нравственного иммунитета

Актуальность: одной из важнейших задач образования является освоение детьми духовных ценностей. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Формирование таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Особенностью данной методической разработки является использование информационного контента  проекта «Киноуроки», который содержит фильмы о сверстниках, проходящих определенные проблемы взросления и стоящие перед выбором в совершении тех или иных поступков.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса): 5 класс (11-12 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primorskiy_serova_n.o.docx547.37 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный  дистанционный конкурс

среди классных руководителей

на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий 

Духовное и нравственное воспитание

Лаборатория нравственного иммунитета

Серова Наталья Олеговна, заместитель директора по УВР, классный руководитель 5 класса

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 66 Приморского района Санкт-Петербурга

2022 год

  1. Пояснительная записка
  1. Тематическое направление: духовное и нравственное воспитание
  2. Тема воспитательного мероприятия:

Лаборатория нравственного иммунитета

Актуальность: одной из важнейших задач образования является освоение детьми духовных ценностей. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Формирование таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Особенностью данной методической разработки является использование информационного контента  проекта «Киноуроки», который содержит фильмы о сверстниках, проходящих определенные проблемы взросления и стоящие перед выбором в совершении тех или иных поступков.

  1. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса): 5 класс (11-12 лет)
  2. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность): классный час является завершающим мероприятием цикла классных часов согласно плану воспитательной работы классного руководителя 5 класса  по духовно-нравственному воспитанию, основанных на просмотре фильмов проекта «Киноуроки», имеет взаимосвязи с предметом ОДНКНР.
  3. Цель: формирование у обучающихся нравственных жизненных ориентиров, положительного отношения к окружающим людям, ответственности за свои поступки, согласно ценностным ориентирам населения Российской Федерации.

Задачи:

- развивать любознательность, творческий интерес традиционным нравственным ценностям народов Российской Федерации;

- воспитывать уважение к духовному богатству и мудрости народа Российской Федерации, интереса к окружающему миру.

-  поддерживать атмосферу дружелюбия в классе.

Планируемые результаты воспитательного мероприятия:

Регулятивные УУД:

- умение самостоятельно ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности;

- умение оценивать результаты деятельности, собственные возможности ее решения;

Познавательные УУД:

- умение результативно мыслить и работать с информацией из рассказа учителя, из материала презентации, видеофрагмента, личного опыта общения со сверстниками;

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать высказывания всех собеседников;

-умение организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- умение оформлять свои мысли в устной речи.

  1. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: классный час.

Выбранная форма позволяет использовать разнообразные приемы взаимодействия: эвристические беседы, постановку и решение вопросов проблемного характера,  наблюдение,  фиксацию результатов, использование художественного слова, обучающих и творчески развивающих ситуации.

  1. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые
    для достижения планируемых результатов: личностно-ориентированная технология, технологии групповой деятельности, Cinema – технология.
  2. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.):

Кадровые - классный руководитель, учитель истории материально-технические - кабинеты, проектор, экран, магниты.

  1. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей:

Методическая разработка предназначена для классных руководителей

5 – 6 класса. Данное воспитательное мероприятие формирует у учащихся нравственные качества, формирует здоровое отношение к окружающим.

  1. Основная часть
  1. Описание подготовки воспитательного мероприятия

Подготовительный этап:

  • Серия проведенных классных часов по духовно-нравственному воспитанию;
  • Учащиеся делятся на группы (в зависимости от количества школьников);
  • Подготовка для каждой группы материал приложения 1 и приложения 2 (по количеству групп и школьников учитель может выдать весь комплект выражений каждой группе или по несколько цитат каждой).
  1. Описание проведения воспитательного мероприятия (конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)

Технологическая карта воспитательного мероприятия:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

УУД

1.Организационный момент

1 мин.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы подводим итоги работы нашей лаборатории нравственного иммунитета. В течение года мы с вами  смотрели и анализировали видеоролики проекта «Киноуроки», посвященные основным нравственным качествам, обсуждали поступки одноклассников, пытались найти объяснение этим поступкам вместе. Сегодня мы совершим мы совершим итоговое путешествие по духовно-нравственным ценностям, сложившимся в процессе культурного развития России.

Учащиеся приветствуют учителя стоя, друг друга, настраиваются на работу.

Регулятивные (самоконтроль)

2. Подведение к теме занятия. Беседа.

5 мин.

В лаборатории нравственного иммунитета представлены вакцины основных нравственных качеств народов России (слайд 2). Каждое из этих качеств мы с вами обсуждали в течение года. Перед вами карточка (приложение1), на которой представлены произведения художников. Внимательно рассмотрите карточку с иллюстрациями и определите, какое нравственное качество из списка наиболее полно выражает изображение.

Обсуждение ответов (слайд 3).

Слушают объяснение учителя

Взаимодействуют в группе для выполнения задания

Ответы учеников:

А-1

Б-4

В-6

Г-2

Д-7

Е-3

Ж-5

З-8

Школьники выбирают, с определением каких нравственных качеств у них возникали определенные проблемы.

Коммуникативные: умение слушать и взаимодействовать в группе.

Регулятивные: понимать поставленные цель и   задачи на занятии и стремиться их выполнить; умение ставить цели и добиваться их.

3.Выполнение заданий вместе.

28 мин.

Испытание вакцины.

Духовно-нравственные ценности складываются из реальных поступков, которые мы оцениваем или одобряем, иначе говоря, даём оценку добра или зла, делим поступки на хорошие и плохие. Основой нравственного поступка являются моральные чувства человека, его положительные качества, которые усваиваются в процессе жизни в обществе, а также идеалы и примеры, нормы и законы нравственного поведения.

Давайте с вами испытаем вакцину нравственных ценностей.

Внимание на экран. Мы с вами смотрим видеофрагмент и отвечаем на вопрос: какое нравственное качество формируется/показано в рассматриваемом фрагменте. Просмотр видеоролика с сайта «Киноуроки»: фильм «Ванька - адмирал» (слайд 4).

https://kinouroki.org/films/19

Какие поступки показаны в фильме. Есть ли среди ваших сверстников ребята, которые могли бы так поступить?

Слушают объяснение учителя, просматривают видеоролик.

Ответы учеников.

Познавательные: уметь выявлять закономерности, обобщать.

Регулятивные: уметь выполнять задания в соответствии с заданными правилами

Коммуникативные: умение выстраивать коммуникацию в группе

4.Творческая работа.

6 мин.

Применение вакцины.

Нравственные ценности — одобряемые или разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и тд. Есть ценности, важные во все времена и для всех народов. Их можно назвать общечеловеческими. Общечеловеческие ценности представляют собой набор самых общих требований к поведению человека, принадлежащего к любой культуре.

Перед вами конверт, в котором вы найдете размышления известных людей о жизни, пословицы, поговорки, которые являются кристаллами народной мудрости (приложение 2). Прочитайте и определите, к какой нравственной ценности больше подходят выданные цитаты.

Учитель просит представителя каждой группы прочитать цитату, поместить лист цитаты на слайд с помощью магнита (слайд 5), объяснит свой выбор.

Слушают объяснение учителя.

Взаимодействуют в группе для выполнения задания

Ответы учеников.

Познавательные: уметь выявлять закономерности, обобщать.

Регулятивные: уметь выполнять задания в соответствии с заданными правилами

Коммуникативные: умение выстраивать коммуникацию в группе

5.Подведение итогов

3 мин.

Почему важно сохранять и оберегать нравственные ценности?

Ребята, если люди нашей страны продолжат оберегать традиционные нравственные ценности, воспитывать их в подрастающем поколении, то люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности.  Ведь люди мечтают об одном: жить в согласии, дружбе и мире.

Ответы учеников

Познавательные УУД (осуществлять анализ, строить рассуждения)

Коммуникативные УУД

6. Рефлексия

2 мин.

Голосование:

Поднимите руки те, кому было всё понятно и комфортно сегодня на занятии.

Теперь поднимите те, у кого остались вопросы.

Поднимите руки те, кому было некомфортно и кто хотел бы обсудить это наедине с учителем.

 - Спасибо вам за мероприятие.

Поднимают руки.

Коммуникативные  (обосновывать свою точку зрения)                             Регулятивные (самоконтроль, рефлексия)

Приложение 1.

Карточка

  1. 1.

https://uposter.ru/uploads/images/lsgallery/2015/03/30/6ce70026ed.jpg

https://images11.domashnyochag.ru/upload/img_cache/edb/edba01f98b8c125e9f4a58baf82c58b6_ce_600x890x0x0_cropped_1200x1780.jpg 4.

6.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=5991ab443677f364f8673f605bacdd70-5451642-images-thumbs&ref=rim&n=33&w=225&h=150

  1. 2.

Изображение

Духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России

А) человеколюбие

Б) справедливость

В) честь

Г) совесть

Д) воля

Е) личное достоинство

Ж) вера в добро

З) стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством

7.

https://foma.in.ua/images/nagulko_kartina_4.jpg

  1. 13 поразительных картин о Великой Отечественной войне3.

https://s3.cdn.eg.ru/wp-content/uploads/2018/12/vodkin-5041314.jpg5.

8.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=e63e7daf9b0938e6adddcda51a2a0b43_l-5905899-images-thumbs&n=13

Приложение 2.

Дидактический материал  для творческой работы

человеколюбие

  1. Актриса Оксана Фандера: Они могут иногда мешать или раздражать, но ведь за каждым из них стоит... любовь. Каждого человека кто-то любит, понимаете? Мужчина, женщина, дети, родители. Надо только уметь разглядеть эту любовь за каждым человеком.
  2. Евгений Александрович Евтушенко:

Я люблю вас, люди-человеки,

и стремленье к счастью вам прощу.

Я теперь счастливым стал навеки,

потому что счастья не ищу.

справедливость

  1. Всяк про правду трубит, да не всяк ее любит
  2. Око за око, зуб за зуб.
  3. Каков работник, такова ему и плата.

честь

  1. Уильям Шекспир

Величайшая обида, какую можно причинить честному человеку, — это заподозрить его в нечестном.

  1. Иван IV Грозный

 Разве подобает царю, если его бьют по щеке, подставлять другую? Как же царь сможет управлять царством, если допустят над собой бесчестье?

совесть

  1. Застенчивый покраснеет, а бесстыдный побледнеет.
  2. Ни господа не опасается, ни людей не стесняется.

воля

Человек безусловно способен сделать то, чего захочет, однако неспособен определить, чего хочет.

личное достоинство

  1. Льюис Кэрролл. Алиса в Зазеркалье

Когда идешь, голову держи прямо, носки ставь врозь и всегда помни, кто ты такая.

  1. Михаил Юрьевич Лермонтов

Я не унижусь пред тобою;

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор.

вера в добро

  1. Доброжелательность ко всем существам — это истинная религия; лелейте в ваших сердцах безграничную доброжелательность ко всему сущему.
  2. Сияя любовью и добром,

мы все становимся немного волшебниками!

стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством

Александр Сергеевич Пушкин

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Литература:

  1. Сайт проекта «Киноуроки». Режим доступа: https://kinouroki.org/films
  2. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Традиционные и инновационные средства и формы воспитательного процесса»  
  3. Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века./ Д.В.Чернилевский – М.: РИО МГТА, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Иммунитет"

Презентация к уроку по теме: "Иммунитет. Органы иммуной системы человека" 8 класс.Изучение органов иммуной системы. Введение понятия "иммунитет"....

Урок по биологии в 8 классе по теме Иммунитет. Виды Иммунитета

Второй урок  темы "Кровь и кровообращение", анатомия человека 8 класс, материал содержит карточки для проверки опорных знаний по теме "Внутренняя среда организма", карточки на закрепление темы им...

Урок по биологии в 8 классе. Тема урока: «Иммунитет. Механизм и виды иммунитета. Органы иммунной системы »

Цели  урока:Образовательные:  дать представление о защитной системе организма – иммунитете, формировать новые анатомо-физиологические понятия – о строении иммунной системы, о механизма...

конспект урока СБО "Иммунитет. Виды иммунитета"

Цель:  познакомить учащихся  что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки....

Разработка урока в 8 классе на тему "Иммунитет. Виды иммунитета. Профилактика СПИДа."

Тема урока: «Иммунитет. Виды иммунитета. Профилактика СПИДа».Цель урока: овладение учащимися знаниями об иммунитете и его видах, о его значении для здоровья человека.Тип    урока:...

Статья "Цифровая лаборатория - новое поколение школьных естественнонаучных лабораторий"

Эксперимент является неотъемлемой частью познания природы, изучение ее законов. Такие науки как физика, химия, биология не могут изучаться только теоретически, им обязательно нужна практическая подопл...

Обобщение опыта работы школы-лаборатории по теме «Духовно – нравственное, патриотическое и гражданское воспитание обучающихся в ОУ»

Представлен опыт работы школы по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся...