Обществознание. Урок 1. "Принадлежность двум мирам"
презентация к уроку по обществознанию (6 класс)
Обществознание, конспект урока на тему "Пренодлежность к двум мирам". 6 класс, ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
6 класс. Обществознание.1 урок. Тема: «Принадлежность двум мирам»
Учитель Погодаева Ю.Н.
Цели: дать представление о сущности природы человека, об отличиях человека от животных, о биологических признаках наследственности и факторах, влияющих на нее.
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся научатся применять понятийный аппарат обществоведческих понятий человек, социальное существо, инстинкты, эмоции для раскрытия сущности загадки человека; анализировать, сопоставлять и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества; характеризовать биологические и социальные черты человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
личностные УУД: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; воспитание ответственности за принятие решений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Организационный момент
Мотивационно-целевой этап
Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» — «Ищу человека», — отвечал философ.
Как вы поняли смысл этой легенды?
Чем человек отличается от других живых существ? При ответе на этот вопрос используйте знания, полученные в 5 классе
Могут ли животные мыслить, владеют ли они речью, занимаются ли творческой деятельностью?
(формулируют тему урока) Тема нашего урока: «Загадка человека».
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
План урока
- Чем человек отличается от животных.
- Зачем человек рождается.
Проблемные вопросы. Зачем рождается человек? Для чего проживает долгую жизнь?
Работа по теме урока.
Кто есть человек? В чем его особенности? Русский философ А.Ф. Лосев писал: «Человек — вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена».
Словом, человек есть вечная загадка.
Сообщение учителя: Йоганнесу Бехеру, немецкому прозаику и поэту, принадлежит фраза «Человек становится человеком только среди людей». Именно благодаря социальной среде у человека возникает особая связь между поколениями – преемственность традиций, науки, культуры, знаний. Это возможно лишь благодаря развитию абстрактного мышления, речи и трудовой деятельности.
Человека от животного отличают следующие признаки:
• человек изменяет себя и окружающий его мир;
• человек в своих поступках руководствуется не только потребностями, но и традициями, законом, нравственностью и т. д.;
• человеку присущи целеполагание и планирование.
Человек в своем развитии прошел очень длинный путь. Изменения, которые с ним происходили, коснулись не только внешнего облика, но и совершенствования мозга и форм общения.
Весь путь человека в его развитии условно можно разделить на два этапа:
1. Биологический;
2. Социальный.
На биологическом этапе с человеком происходили следующие изменения:
1. Прямохождение;
2. Развитие мозга;
3. Членораздельная речь;
4. Умение изготавливать орудия труда;
5. Формирование сознания.
Биологическое в человеке - это то, что дано ему от природы: пол, внешность, инстинкты, темперамент, наследственность. Но, в отличии от инстинктов у животных, инстинкты человека контролируются его сознанием. Как и любое биологическое существо, человек рождается, растёт, взрослеет, стареет и умирает.
Вообще, если расставить представителей рода человеческого в порядке эволюционного развития, то картина будет выглядеть следующим образом: Австралопитек – Человек умелый – Питекантроп – Неандерталец – Кроманьонец.
Появление именно «человека разумного», около 40 тыс. лет назад (о чём вы знаете из курса истории Древнего Мира 5 класса) принято считать началом социального этапа в развитии человека.
К этому времени человек научился говорить, добывать огонь, шить одежду, строить жилище. А также накапливать знания об окружающем мире и передавать их из поколения в поколение.
Теперь мы смело можем говорить, что человек – это биосоциальное существо, так как он включает в себя свойства данные природой и свойства, появившиеся в результате воздействия общества. Благодаря наличию у человека сознания формируются и социальные качества в человеке, т.е. то, что приобретается им в процессе жизни в обществе. Например: речь, культурные навыки, социальные роли, правила.
Чем человек отличается от животных
Предлагаю поработать в парах.
(Каждому ученику в паре выдается карточка с индивидуальным заданием. После его выполнения учащиеся обмениваются карточками и проводится взаимопроверка.)
Задание 1. Из приведенных свойств человека необходимо выбрать черты сходства его с животными и черты различия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт различия.
1) Способность к творчеству;
2) потребность в отдыхе;
3) наличие органов чувств;
4) сознательное выдвижение целей.
Черты сходства | Черты различия |
Задание 2. Ниже приведен список физических и психических свойств: одни из них присущи только животным, другие — только человеку, третьи — и человеку, и животным. Распределите порядковые номера свойств по графам таблицы.
Свойства, присущие только животным | Свойства, присущие только человеку | Свойства, присущие и человеку, и животным |
1) Словесная речь;
2) Сезонная линька;
3) способность строить жилище
4) обучение потомства;
5) потребность в пище;
6) зимняя спячка;
7) прямохождение;
8) потребность в общении;
9) умение фантазировать;
10) густая шерсть.
(Проверка выполнения заданий.)
ФИЗМИНУТКА
А теперь давайте обратимся к нашему учебнику и проверим правильность наших суждений.
Откроем книгу на странице 10 Рубрика «Обсудим вместе». По ходу обсуждения схема переписывается в тетрадь.
Зачем человек рождается
В этом прекрасном и непостижимом мире мы постоянно задаемся вопросами: кто я? Зачем я здесь? Эти и многие другие вопросы человек задает себе в течение всей жизни, и от ответа на них во многом зависят его судьба и развитие. Он только лишь тело, наполненное эмоциями, или что-то большее? Почему человек не всегда счастлив? Почему ему не всегда интересно? Зачем он рождается?
Действительно, у каждого человека свое представление о своем предназначении в жизни.
Давайте обратимся к статье учебника на странице 11, прочитаем ее.
Обсуждение статьи.
Итак, давайте подведем итоги.
- Человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, иметь красивый дом, получать блага только для себя;
- Человек — существо разумное. Он не должен совершать дурных поступков, а должен заботиться о благе других, делать все, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.
Записываем в тетради.
Термины:
Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.
Социальный – от лат. Socialis, общественный.
Общество – это совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.
Инстинкт – это сложные врожденные реакции организма, возникающие на внешние или внутренние раздражения.
Сознание – состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях.
Животное – традиционно выделяемая категория организмов, в настоящее время рассматривается в качестве биологического царства.
Родиться с набором биологических признаков, присущих человеческому организму (рост, вес, пол, темперамент, инстинкты, наследственность) – это ещё не означает стать человеком в полном смысле этого слова.
Рефлексия Как вы понимаете следующие выражения и высказывания?
- «Бесцельно прожитая жизнь»;
- «Человек — творец своего счастья».
Выставление оценок. Домашнее задание. Читать записи в тетради
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока обществознания по теме "Глобализация современного мира".
Данную разработку можно применять на уроках обществознания в 8-11 классах по теме "Глобализация современного мира"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/23/picture-440731-1398246400.jpg)
Урок по обществознанию в 11 классе Многовариантность мира
Разработка урока по обществознанию с применением методики составления ментальных карт по теме "Существуют ли многовариантность общественного развития?"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/13/picture-647972-1436781205.jpg)
Разработка урока обществознания на тему "Многообразие современного мира" (профильное изучение, 11 класс)
Данный урок продолжает формирование знаний учащихся по теме «Современный этап мирового развития». Позволяет подвести учащихся к выводу о том, что современный мир может быть справедливо устроен только ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/01/picture-1052848-1535802228.jpg)
Урок «Передача мяча двумя руками сверху и приём двумя руками снизу
Обучение передачи мяча двумя руками сверху и приёму двумя руками снизу...
Интегрированный урок по истории Древнего мира и обществознанию 5 классе:«Образование детей в Древней Греции и современное образование в нашей стране»
Урок адаптирован для учащихся, имеющих нарушения слуха...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/16/picture-1121584-1581827205.jpg)
Практический урок Обществознание "1. Между двумя мирами"
разработка для практической работы по обществознанию 6 класс. "Принадлежность двум мирам"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/21/picture-1339923-1626870631.jpg)
Обществознание 6 класс. Тема: "Принадлежность к двум мирам"
Презентация к уроку обществознания. Возможно использование в дистанционном формате....