Урок по обществознанию в 11 классе Многовариантность мира
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Базарова Лхамажап Содбоевна

Разработка урока по обществознанию с применением методики составления ментальных карт по теме "Существуют ли многовариантность общественного развития?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по обществознанию в 11 классе.

Тема урока: Существуют ли многовариантность общественного развития.

Цель урока: создание условий для осмысления многовариантности общественного развития.

Задачи урока:

Обучающая: сформировать понятия о разных теориях на общественное развитие и многовариантности общественного развития.

Развивающая: умение применять полученные знания на практике, умение критически осмысливать и делать выводы.

Воспитывающая: воспитание толерантности, чувства патриотизма.

По стандарту содержания: многовариантность общественного развития, цивилизация, формация.

Основные понятия урока: цивилизация, общественно-экономическая формация, ценности, стадиальный подход к истории, цивилизационный подход к истории.

Вводно-мотвационный этап урока.

        На экране выводятся слайды. Показывают картины жизни народов Африки, Китая, Америки, Европы и России.

Слово учителя: Посмотрите, как многообразен мир и люди, населяющие её. У всех своя история – прошлое, исчисляемое сотнями тысяч лет. Например, вот представитель древней цивилизации – знаменитый китайский философ Конфуций, живший в 5 веке до нашей эры или бедуины – аборигены Африки. Как мы видим и знаем у всех народов свой особенный путь развития. У нашей страны – России тоже, недаром поэт и дипломат, проживший за границей долгие годы жизни, написал про Россию:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать –

В Россию надо только верить.

Учёные, философы тоже пытаются изучить и понять это и предлагают свои теории, объясняющие разные пути общественного развития.

2. Операционно-содержательный этап

2.1. Мы тоже попробуем это понять, в чём же разность наших путей, например, России и Европы. Для этого обратимся  к высказыванию немецкого философа Освальда Шпенглера, взятого из его книги «Закат Европы». Послушайте, пожалуйста.

        Учитель читает высказывание: «Я до сих пор умалчивал о России; намеренно, так как здесь есть различие не двух народов, но двух миров. Русские вообще не представляют собой народа, как немецкий или английский. В них заложены возможности многих народов будущего, как в германцах времён Каролингов. Русский дух знаменует собой обещание грядущей культуры, между тем как вечерние тени на западе становятся всё длиннее и длиннее. Разницу между русским и западным духом необходимо подчёркивать самым решительным образом. Как бы глубоко ни было душевное, и, следовательно, религиозное, политическое и хозяйственное противоречие между англичанами, немцами, американцами и французами, но перед русским началом они немедленно смыкаются в один замкнутый мир. Нас обманывает впечатление от некоторых, принявших западную окраску, жителей русских городов. Настоящий русский нам внутренне столь же чужд, как римлянин эпохи царей и китаец времён задолго до Конфуция, если бы они внезапно появились седи нас. Он сам это всегда сознавал, проводя разграничительную черту между «матушкой Россией» и «»Европой».

2.2 Задание классу каждый индивидуально, попробуйте, пожалуйста, на на основе высказывания составить свои ментальные карты России и Европы. Ментальная карта – это ваше пространственное представление карты мира и своего Отечества, в частности. Но вы должны понимать, что ваши ментальные карты схематичны и весьма далёки от атласов по истории.

2.3. Теперь по группам обсудите свои ментальные карты и составив групповой проект карты подготовьтесь защитить его.

2.4 Группы защищают свои проекты.

2.5 Выводы по работе. Значит, у России свой особый путь развития, которое сулит лучшее будущее «обещание грядущей культуры», тогда как «вечерние тени на западе всё длиннее и длиннее». Духовность – ценность в России в отличии от прагматичного Запада.

2.6 Продолжим работу над высказыванием Шпенглера. Прав ли он, видя мир таким. Существует ли общее между Россией и Европой. Узнаем это выполнив следующее задание, используя учебник.

Групповая работа.

Учитель раздаёт задания по группам. Защита своих заданий и дополнения остальных.

3. Рефлексивно-оценочный этап

3.1 Рефлексия.Итоговые вопросы к классу.

А) Выскажите своё отношение к этим теориям и приведите свои примеры.

Б) Помогают ли они познанию многовариантности общественного развития.

Почему мы все же говорим об особенностях каждого подхода, о достоинствах и недостатках этих теорий. Потому что каждая даёт свою социальную картину мира. Например, развитие нашего российского общества можно рассмотреть и с точки зрения цивилизационного подхода и общественно-экономических формаций, что и объединяет с развитием той же Европы. Но вместе с тем, сегодня в обществознании широко используется стадиально-цивилизационный подход, хотя есть недостатки. Всё же непреходящими ценностями для всех нас и всего человечества духовные ценности, которым большое значение придаёт, именно, это теория.

3.2 Самооценка. Взаимооценка. Оценка учителя.

3.3 Комментированное домашнее задание.  Задание №1 – заполнение таблицы – всем, 2,3 – на выбор.



Предварительный просмотр:

Ментальная карта

  1. Школьники рисуют на чистых листах бумаги ментальную карту заданного региона, опираясь на собственные знания, представления и воображения.
  2. Затем они объединяются в рабочие группы, сравнивают свои карты.
  3. Обсуждают по плану:

- насколько точны эти карты;

- почемы высчитаете, что ваши карты точны и правильны (благодаря ранее полученным знаниям, книгам, сообщениям СМИ, встречам с людьми из этого региона, вашим путешествиям туда или вашим происхождением из этой местности);

- какие аспекты регионального социокультурного пространства вы показали лучше других;

- что вы считаете наиболее характерной чертой региона, выявленной при составлении и сравнении  ментальных карт;

  1. Только после обсуждения картографических проектов с одноклассниками школьники сравнивают свои работы с реальной картой региона.
  2. Оценивают их по следующим объективнымпараметрам: локализация, размеры, форма, географический рельеф и политическая карта региона.
  3. Выявляют   какому виду карт относится их пространственное представление.

Виды карт.

 

  1. Центрические, где своя страна выступает в качестве центра мировой системы;
  2. Знакомый мир, с которым учащиеся отождествляеют себя с точки зрения культурных традаций и который, соответственно, четче других изображаются на ментальных картах;
  3. Эгоцентрический мир, в котором фактически существует одна страна котинент, связанный с тетрриторией своего обитания, а остальной мир полностью игнорируется;
  4. Мир как открытые подсистемы, где на схематических рисунках школьников ясно проступают признаки асимметрии, поляризациии, иерархичесности, господства одних над другими взаимозависимость, конфликты,неравномерное размещение людских и природных ресурсов и т. д.
  5. Разобщенный мир, не являющийся образцом гармонии, открытости, дружеского расположения и пространственного единства.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока информиатики в 5 классе "В мире компьютерной графики"

Открытый урок информатики с использованием технологии личностно-ориентированного обучения по теме "Компьютерная графика"...

презентация к уроку информатики в 5 классе "В мире компьютерной графики"

Презентация к уроку в 5 классе " В мире компьютерной графики" с использованием технологии личностно-ориентированного обучения....

План-конспект урока информатики в 5 классе "В мире кодов"

Конспект подходит для проведения открытых уроков....

Урок литературы в 11 классе "Модель мира В. Маяковского"

Данный урок литературы проводится в системе уроков по творчеству В. Маяковского как заключительный урок. Групповая работа даёт возможность каждому учащемуся проявить себя. На уроке используется интера...

Самоанализ открытого урока по обществознанию "Наука в современном мире"

Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями научного знания, со сложившейся в современном обществе квалификацией наук и основными элементами системы организации науки....