Индивидуальный проект
элективный курс по обществознанию (10 класс)

Михайлова Гузель Робертовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Индивидуальный проект» в 10 классе (2 часа в неделю)

уровень образования: среднее общее образование, программа: общеобразовательная

Составитель: Михайлова Гузель Робертовна, учитель 1 квалификационной категории

1.Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект» создана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 с изменениями и дополнениями), требований к результатам освоения основной образовательной программы, с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования

   - Образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Малошильнинская СОШ»

Цель:

  • формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
  • формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социальнозначимой проблемы.

Задачи:

  • сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • выработать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • продолжить формирование навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
  • мониторинг личностного роста участников проектно-исследовательской деятельности;

Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютера) в течение учебного времени, отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

На уровне среднего общего образования роль учителя (тьютера) сводится к минимуму. Старшеклассники сами определяют личностно-значимую проблему, формулируют тему, ставят цели и задачи своего проектирования, выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства и предлагают варианты практического использования проектного и исследовательского продукта.

Возможными направлениями проектной и учебно-исследовательской деятельности являются:

  • исследовательское;
  • инженерное;
  • прикладное;
  • бизнес-проектирование;
  • информационное;
  • социальное;
  • игровое;
  • творческое.
  • На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями являются:
  • социальное;
  • бизнес-проектирование;
  • исследовательское;
  • инженерное;
  • информационное.

 

Результаты проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся

Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:

  • макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
  • постеры, презентации;
  • альбомы, буклеты, брошюры, книги;
  • реконструкции событий;
  • эссе, рассказы, стихи, рисунки;
  • результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
  • документальные фильмы, мультфильмы;
  • выставки, игры, тематические вечера, концерты;
  • сценарии мероприятий;
  • веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.

Результаты учебно-исследовательской деятельности могут быть представлены в виде:

  • рефератов;
  • статей, обзоров;
  • отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным предметным областям;
  • моделей, образцов;

Защита индивидуального проекта может проходить в форме:

  • конференций,
  • семинаров
  • круглых столов и т.д.

Функциональные обязанности участников образовательных отношений

 Роль учителя.

Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивая деятельность школьника:

  • Консультирует (учитель   провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п.)
  • Мотивирует (раскрывает перед обучающимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.)
  • Провоцирует (предлагает вопросы, требующие размышления, самостоятельной оценки деятельности, моделирует различные ситуации.)
  • Наблюдает (получение информации, которая позволит продуктивно работать во время консультации и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности учащихся). Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности.
  • Координирует работу обучающихся.

 

Роль ученика

  • Выступает активным участником, т.е. становится субъектом деятельности.
  • Имеет определенную свободу в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
  • Имеет возможность самостоятельно приращивать знания и навыки по выбранной проблеме (теме).
  • Повышается ответственность за выполнение работы и ее результаты.
  • Самостоятельное планирование деятельности и презентация её результатов.
  • Возможность совместной интеллектуальной деятельности малых групп, консультации учителя.

Формы организации занятий:

  • Индивидуальная;
  • Парная;
  • Групповая;
  • Коллективная;
  • Самостоятельная работа

Формы контроля освоения программы.

Оценка проектной/ исследовательской деятельности обучающихся проводится по результатам представления продукта/учебного исследования.

Публично должны быть представлены два элемента проектной-исследовательской работы:

  • защита темы проекта/исследования (идеи);
  • защита реализованного проекта/исследования.

Оценивание производится на основе критериальной модели:

  • Оценка за выполнение и содержание проекта/исследования (Приложение 1);
  • Оценка за защиту проекта/исследования (Приложение 2);
  • Итоговая оценка выставляется по пятибалльной системе, как среднее арифметическое двух вышеуказанных оценок (Приложение 3).

Место индивидуального проекта в учебном плане

Индивидуальный проект обязателен для выполнения обучающимися по выбранному предмету/ направлению. В соответствии с учебным планом МБОУ «Малошильнинская СОШ» Тукаевского муниципального района РТ на выполнение индивидуального проекта обучающимися 10 класса отводится 2 часа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_individualnyy_proekt.docx87.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Малошильнинская средняя общеобразовательная школа»

Тукаевского муниципального района Республики Татарстан

«Принято»

Педагогическим советом

Протокол от «___» ___20___г. №_

Введено приказом

от «___» ____20___г.№ ___

Директор

МБОУ «Малошильнинская СОШ»

___________ Р.И. Сафин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Индивидуальный проект» в 10 классе (2 часа в неделю)

уровень образования: среднее общее образование, программа: общеобразовательная

Составитель: Михайлова Гузель Робертовна, учитель 1 квалификационной категории

«Согласовано»

Заместитель директора___________ Г. Р. Михайлова от _________20____г.

«Рассмотрено»

На заседании МО, протокол от  ______ __20____ г. № ___

Руководитель МО                 __ _______________

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект» создана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 с изменениями и дополнениями), требований к результатам освоения основной образовательной программы, с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования

   - Образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Малошильнинская СОШ»

Цель:

  • формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
  • формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социальнозначимой проблемы.

Задачи:

  • сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • выработать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • продолжить формирование навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
  • мониторинг личностного роста участников проектно-исследовательской деятельности;

Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютера) в течение учебного времени, отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

На уровне среднего общего образования роль учителя (тьютера) сводится к минимуму. Старшеклассники сами определяют личностно-значимую проблему, формулируют тему, ставят цели и задачи своего проектирования, выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства и предлагают варианты практического использования проектного и исследовательского продукта.

Возможными направлениями проектной и учебно-исследовательской деятельности являются:

  • исследовательское;
  • инженерное;
  • прикладное;
  • бизнес-проектирование;
  • информационное;
  • социальное;
  • игровое;
  • творческое.
  • На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями являются:
  • социальное;
  • бизнес-проектирование;
  • исследовательское;
  • инженерное;
  • информационное.

Результаты проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся

Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:

  • макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
  • постеры, презентации;
  • альбомы, буклеты, брошюры, книги;
  • реконструкции событий;
  • эссе, рассказы, стихи, рисунки;
  • результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
  • документальные фильмы, мультфильмы;
  • выставки, игры, тематические вечера, концерты;
  • сценарии мероприятий;
  • веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.

Результаты учебно-исследовательской деятельности могут быть представлены в виде:

  • рефератов;
  • статей, обзоров;
  • отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным предметным областям;
  • моделей, образцов;

Защита индивидуального проекта может проходить в форме:

  • конференций,
  • семинаров
  • круглых столов и т.д.

Функциональные обязанности участников образовательных отношений

 Роль учителя.

Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивая деятельность школьника:

  • Консультирует (учитель        провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п.)
  • Мотивирует (раскрывает перед обучающимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.)
  • Провоцирует (предлагает вопросы, требующие размышления, самостоятельной оценки деятельности, моделирует различные ситуации.)
  • Наблюдает (получение информации, которая позволит продуктивно работать во время консультации и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности учащихся). Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности.
  • Координирует работу обучающихся.

 

Роль ученика

  • Выступает активным участником, т.е. становится субъектом деятельности.
  • Имеет определенную свободу в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
  • Имеет возможность самостоятельно приращивать знания и навыки по выбранной проблеме (теме).
  • Повышается ответственность за выполнение работы и ее результаты.
  • Самостоятельное планирование деятельности и презентация её результатов.
  • Возможность совместной интеллектуальной деятельности малых групп, консультации учителя.

Формы организации занятий:

  • Индивидуальная;
  • Парная;
  • Групповая;
  • Коллективная;
  • Самостоятельная работа

Формы контроля освоения программы.

Оценка проектной/ исследовательской деятельности обучающихся проводится по результатам представления продукта/учебного исследования.

Публично должны быть представлены два элемента проектной-исследовательской работы:

  • защита темы проекта/исследования (идеи);
  • защита реализованного проекта/исследования.

Оценивание производится на основе критериальной модели:

  • Оценка за выполнение и содержание проекта/исследования (Приложение 1);
  • Оценка за защиту проекта/исследования (Приложение 2);
  • Итоговая оценка выставляется по пятибалльной системе, как среднее арифметическое двух вышеуказанных оценок (Приложение 3).

Место индивидуального проекта в учебном плане

Индивидуальный проект обязателен для выполнения обучающимися по выбранному предмету/ направлению. В соответствии с учебным планом МБОУ «Малошильнинская СОШ» Тукаевского муниципального района РТ на выполнение индивидуального проекта обучающимися 10 класса отводится 2 часа.

  1. Планируемые результаты

 Личностные результаты:

  • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;
  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
  • готовность и способность к самоорганизации и самореализации;
  • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и приятия;
  • умение конструктивно разрешать конфликты;
  • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
  • умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
  • готовность к выбору профильного образования.

Ученик получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;
  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 Метапредметные результаты:

 ученик научится:

  • определять область своих познавательных интересов;
  • искать необходимую информацию в открытом информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов, работать с каталогами библиотек;
  • находить практическое применение имеющимся предметным знаниям в ходе выполнения учебного исследования или проекта;
  • планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя методы, оборудование и технологии адекватные проблеме:
  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, формулировать выводы на основании полученных результатов;
  • использовать научные методы: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, доказательство, анализ, обобщение, статистика, эксперимент, наблюдение, рассуждение, опровержение, установление причинно-следственных связей, построение и выполнение алгоритма и т.д.;
  • ясно и логично излагать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях, обсуждать проблему, находить компромиссные решения и т.д.;
  • видеть и комментировать разные точки зрения, морально-этические аспекты проблемы;
  • предполагать возможное практическое применение результатов учебного исследования и продукта учебного проекта

 Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование;
  • целенаправленно и осознанно развивать свои познавательные, регулятивные, коммуникативные способности;
  • осознавать свою ответственность за достоверность полученной информации, полученных знаний, качество выполнения проекта, исследования.

 В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление:

  • о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
  • о понятиях: концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
  • об отличительных особенностях исследования в гуманитарных областях и исследования в естественных науках;
  • об истории науки;
  • о новейших разработках в области науки и технологий;
  • о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);

 Обучающиеся смогут:

  • решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
  • использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
  • использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
  • использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
  • использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.

 Обучающиеся научатся:

  • формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
  • восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
  • оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
  • находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
  • адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
  • адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.

 Обучающиеся получат возможность научиться:

  • отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
  • вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
  • самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
  • адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков.

  1. Содержание и тематическое планирование курса

Наименование разделов и тем

Содержание

Количество часов

Форма

организации занятий

1

2

3

4

Раздел 1.

Основные понятия проектной и исследовательской деятельности (4 ч.)

Введение. Особенности проектной и исследовательской деятельности. Основные

требования        к        исследованию.        Виды        индивидуальных        проектов.        Основные технологические подходы. Особенности монопроекта и межпредметного проекта.

3

Групповая

Подбор        противоречивых        фактов,        интересной        информации,        продумывание проблемных ситуаций

1

Самостоятель ная работа

Раздел 2. Этапы работы над проектом, учебным исследованием

(6ч.)

Определение темы проекта/исследования. Этапы работы над проектом/исследованием. Методы исследования. Технология составления плана работы. Определение цели, задач проекта, методов. Выбор темы индивидуального проекта. Определение целей, задач исследования, выдвижение гипотез, определение предмета и объекта изучения и методов.

3

Групповая

Практическая работа № 1. Формулирование темы, определение актуальности темы, проблемы.

Практическая работа № 2. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта.

Практическая работа № 3. Составление плана работы

3

Самостоятель ная работа

Раздел 3. Алгоритм работы с литературой и с ресурсами Интернета (7ч.)

Алгоритм работы с литературой. Алгоритм работы с ресурсами Интернета. Работа с электронным каталогом библиотеки. Что такое плагиат и как его избегать в своей работе. Занятие с системами «антиплагиат».

4

Групповая

Практическая работа № 4. Работа с каталогами и поисковыми системами

Практическая работа № 5. Работа в библиотеке: работа в тематическом каталоге

Практическая работа № 6. Подбор материалов по теме проекта/исследования

3

Самостоятель ная работа

Раздел 4.

Индивидуальное проектирование (7ч.)

Помощь и коррекция в определении темы, целей, задач, гипотезы, предмета и объекта исследования. Коррекция плана работы и списка информационных источников

5

Индивидуальная

Формулировка темы, целей, задач. Формулировка гипотезы, предмета и объекта исследования. Выбор методов, составление плана работы. Определение источников информации.

2

Самостоятель ная работа

Раздел 5.

Сбор и систематизация полученной информации (11ч.)

Оказание помощи в фиксации результатов теоретического или экспериментального исследования.

2

Индивидуальна я

Практическая работа № 7Планирование и проведение эксперимента, сбор материала в виде тезисов, конспектов, схем, таблиц, рисунков.

Практическая работа № 8 Определение актуальности темы и целевой аудитории Практическая работа № 9 Определение положительных эффектов от реализации проекта/исследования

Практическая        работа        №        10        Определение        рисков        при        реализации проекта/исследования

9

Самостоятель ная работа

Раздел 6.

Обработка полученного материала

(11ч.)

Оказание помощи в обработке полученного материала

2

Индивидуальная

Практическая работа № 11 Обработка полученного материала в соответствии с целями и задачами. Статистическая обработка материала и представление результатов в виде таблиц, диаграмм, схем и т.п.

Практическая        работа        №        12        Систематизация        и        обобщение        результатов работы. Формулирование выводов (цель-результат)

9

Самостоятель ная работа

Раздел 7.

Оформление проектной/исследовате льской работы

(12 ч.)

Редактирование текста и оформления работы, проектного продукта. Обсуждение

способов        оформления        конечных        результатов        индивидуального        проекта        / исследования. Технология презентации

3

Индивидуальная

Практическое овладение научным стилем. Написание текста исследовательской/проектной работы в соответствии с целями и задачами исследования, планом работы.

9

Самостоятель ная работа

Раздел 8.

Защита проекта

/исследовательской работы

(9ч.)

Помощь в подготовке к защите и презентации проекта/исследования.

Подготовка к защите. Навыки монологической речи. Аргументированная речь.

3

3

Индивидуальная

Групповая

Защита реализации проекта/исследования по плану (примерному):

  1. Тема и краткое описание сути проекта/исследования.
  2. Актуальность.
  3. Положительные эффекты от реализации, которые получат как сам автор, так и другие люди.
  4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
  5. Ход реализации.
  6. Риски        реализации        проекта        и        сложности,        которые        обучающемуся        удалось преодолеть в ходе его реализации.

3

Самостоятель ная работа 

К.Р

Раздел 9.

Подведение итогов (1ч.)

Организация рефлексии. Подведение итогов, анализ результатов, удовлетворенности работой, возможных перспектив.

1

Групповая

ИТОГО

  • аудиторные часы:

-самостоятельная работа:

  • общее количество часов:

28

40

68

Учебно-тематическое планирование

Раздел

Объем часов

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

1. Основные понятия проектной и исследовательской деятельности

4

3

1

2. Этапы работы над проектом, учебным исследованием

6

3

3

3. Алгоритм работы с литературой и ресурсами Интернета

7

4

3

4. Индивидуальное проектирование

7

5

2

5. Сбор и систематизация полученной информации

11

2

9

6. Обработка полученного материала

11

2

9

7. Оформление проектной/исследовательской работы

12

3

9

8. Защита проекта /исследовательской работы

9

6

3

9. Подведение итогов

1

1

-

ИТОГО

68

28

40

Планирование по Индивидуальному проектированию  для уровня среднего общего образования составлена в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, на основе Примерной основной образовательной программы по учебному курсу «Индивидуальное проектирование», с учетом авторской программы под редакцией Михайловой Г.Р., 2020г.

Календарно-тематическое планирование курса

Наименование

разделов

Тема урока

Количество часов

Дата

Форма организации занятий

По

плану

По

факту

1

2

3

4

5

6

Раздел 1. Основные по-нятия  проект-ной и исследова-тельскойдеятельности

Введение. Особенности проектной и исследовательской деятельности. Основные требования к исследованию.

1

02.09

Групповая

Виды индивидуальных проектов. Основные технологические подходы. Особенности монопроекта и межпредметного проекта. Структура проекта

1

04.09

Групповая

Системное мышление. Виды проблемных ситуаций и подходы к их

решению

1

09.09

Групповая

Подбор противоречивых фактов, интересной информации, продумывание проблемных ситуаций

1

11.09

Самостоятельная работа

Раздел 2.

Этапы работы над проектом, учебным исследованием

Определение темы проекта/исследования. Этапы работы над проектом/исследованием.  Методы исследования.

1

16.09

Групповая

Технология составления плана работы. Определение цели, задач проекта, методов. 

1

18.09

Групповая

Выбор темы индивидуального проекта. Определение целей, задач исследования, выдвижение гипотез, определение предмета и объекта изучения и методов. Обзор основных материалов по теме

1

23.09

Групповая

Практическая работа № 1. Формулирование темы, определение актуальности темы, проблемы.

1

25.09

Самостоятельная работа

Практическая работа № 2. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта.

1

30.09

Самостоятельная работа

Практическая работа № 3. Составление плана работы

1

02.10

Самостоятельная работа

Раздел 3. Алгоритм работы с литературой и с ресурсами Интернета

Алгоритм работы с литературой. Алгоритм работы с ресурсами Интернета. Работа с электронным каталогом библиотеки.

1

07.10

Групповая

Критерии оценки проектной и исследовательской работы. Расчет календарного графика проектной деятельности

1

09.10

Групповая

Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг.

1

14.10

Групповая

Присвоение. Что такое плагиат и как его избегать в своей работе. Занятие с системами «антиплагиат».

1

16.10

Групповая

Практическая работа № 4. Работа с каталогами и поисковыми системами

1

21.10

Самостоятельная работа

Практическая работа № 5. Работа в библиотеке: работа в тематическом каталоге. Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях,

библиотеках

1

23.10

Самостоятельная работа

Практическая работа № 6. Подбор материалов по теме проекта/исследования. 

1

28.10

Самостоятельная работа

Раздел 4. Индивидуальное проектирование

Помощь и коррекция в определении темы, целей, задач, гипотезы, предмета и объекта исследования.

1

30.10

Групповая

Помощь и коррекция в определении темы, целей, задач, гипотезы, предмета и объекта исследования.

1

11.11

Индивидуальная

Коррекция плана работы и списка информационных источников

1

13.11

Групповая

Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности

1

18.11

Групповая

Формулировка темы, целей, задач. Гипотезы исследования. Рабочая гипотеза Формулировка гипотезы, предмета и объекта исследования.

1

20.11

Самостоятельная работа

Методы проверки гипотезы. Методы исследования

1

25.11

Групповая

Выбор методов, составление плана работы. Определение источников информации.

1

27.11

Самостоятельная работа

Раздел 5.

Сбор и систематизация полученной информации

Фиксация результатов теоретического или экспериментального исследования.

1

02.12

Групповая

Фиксация результатов теоретического или экспериментального исследования.

1

04.12

Индивидуальная

Практическая работа № 7 Планирование и проведение эксперимента, сбор материала в виде тезисов, конспектов, схем, таблиц, рисунков.

1

09.12

Самостоятельная работа

Практическая работа № 7 Планирование и проведение эксперимента, сбор материала в виде тезисов, конспектов, схем, таблиц, рисунков.

1

11.12

Самостоятельная работа

Практическая работа № 7 Планирование и проведение эксперимента, сбор материала в виде тезисов, конспектов, схем, таблиц, рисунков.

1

16.12

Самостоятельная работа

Практическая работа № 8 Определение актуальности темы и целевой аудитории

1

18.12

Самостоятельная работа

Практическая работа № 8 Определение актуальности темы и целевой аудитории

1

22.12

Самостоятельная работа

Практическая работа № 9 Определение положительных эффектов от реализации проекта/исследования

1

25.12

Самостоятельная работа

Практическая работа № 9 Определение положительных эффектов от реализации проекта/исследования

1

13.01

Самостоятельная работа

Практическая работа № 10 Определение рисков при реализации проекта/исследования

1

15.01

Самостоятельная работа

Практическая работа № 10 Определение рисков при реализации проекта/исследования

1

20.01

Самостоятельная работа

Раздел 6.

Обработка полученного материала

Обработка полученного материала

1

22.01

Индивидуальная

Обработка полученного материала

1

27.01

Индивидуальная

Практическая работа № 11 Обработка полученного материала в соответствии с целями и задачами. Статистическая обработка материала и представление результатов в виде таблиц, диаграмм, схем и т.п.

1

29.01

Самостоятельная работа

Практическая работа № 11 Обработка полученного материала в соответствии с целями и задачами. Статистическая обработка материала и представление результатов в виде таблиц, диаграмм, схем и т.п.

1

03.02

Самостоятельная работа

Практическая работа № 11 Обработка полученного материала в соответствии с целями и задачами. Статистическая обработка материала и представление результатов в виде таблиц, диаграмм, схем и т.п.

1

05.02

Самостоятельная работа

Практическая работа № 11 Обработка полученного материала в соответствии с целями и задачами. Статистическая обработка материала и представление результатов в виде таблиц, диаграмм, схем и т.п.

1

10.02

Самостоятельная работа

Практическая работа № 11 Обработка полученного материала в соответствии с целями и задачами. Статистическая обработка материала и представление результатов в виде таблиц, диаграмм, схем и т.п.

1

12.02

Самостоятельная работа

Практическая работа № 12 Систематизация и обобщение результатов работы. Формулирование выводов (цель-результат)

1

17.02

Самостоятельная работа

Практическая работа № 12 Систематизация и обобщение результатов работы. Формулирование выводов (цель-результат)

1

19.02

Самостоятельная работа

Практическая работа № 12 Систематизация и обобщение результатов работы. Формулирование выводов (цель-результат)

1

24.02

Самостоятельная работа

Практическая работа № 12 Систематизация и обобщение результатов работы. Формулирование выводов (цель-результат)

1

26.02

Самостоятельная работа

Раздел 7.

Оформление проектной/исследовательской работы

Редактирование текста и оформления работы, проектного продукта. Обсуждение способов оформления конечных результатов индивидуального проекта / исследования. Оформление ссылок, сносок, списка литературы.

1

03.03

Групповая

Редактирование текста и оформления работы, проектного продукта. Оформление ссылок, сносок, списка литературы

1

05.03

Индивидуальная

Технология презентации

1

10.03

Групповая

Технология презентации

1

12.03

Самостоятельная работа

Практическое овладение научным стилем.

1

17.03

Самостоятельная работа

Практическое овладение научным стилем.

1

19.03

Самостоятельная работа

Сбор и систематизация материалов. Оформление проектных работ. Формулирование выводов

1

02.04

Самостоятельная работа

Сбор и систематизация материалов. Оформление проектных работ. Формулирование выводов.

1

07.04

Самостоятельная работа

Написание текста исследовательской/проектной работы в соответствии с целями и задачами исследования, планом работы. Формулирование выводов

1

09.04

Самостоятельная работа

Написание текста исследовательской/проектной работы в соответствии с целями и задачами исследования, планом работы. Формулирование выводов

1

14.04

Самостоятельная работа

Написание текста исследовательской/проектной работы в соответствии с целями и задачами исследования, планом работы. Формулирование выводов

1

16.04

Самостоятельная работа

Написание текста исследовательской/проектной работы в соответствии с целями и задачами исследования, планом работы. Формулирование выводов

1

21.04

Самостоятельная работа

Раздел 8.

Защита проекта

/исследовательской работы

Помощь в подготовке к защите и презентации проекта/исследования.

1

23.04

Групповая

Помощь в подготовке к защите и презентации проекта/исследования. Использование наглядных средств

1

28.04

Индивидуальная

Подготовка к защите. Навыки монологической речи.

1

30.04

Групповая

Составление конспекта выступления на защите. 

1

05.05

Индивидуальная

Аргументированная речь. Отработка техник диалога. Дебаты

1

07.05

Групповая

Аргументированная речь. Отработка техник диалога. Дебаты

1

14.05

Индивидуальная

Защита реализации проекта/исследования  по плану (примерному):

1. Тема и краткое описание сути проекта/исследования.

2. Актуальность.

3. Положительные эффекты от реализации, которые получат как сам автор, так и другие люди.

4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.

5. Ход реализации.

6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации.

3

19.05

21.05

26.05

Самостоятельная работа

Подведение итогов

Рефлексия проектной деятельности. Подведение итогов проектной /исследовательской деятельности.

1

28.05

Групповая

Информационное обеспечение для учащихся и учителей-тьютеров:

1. sh9jarcevo.edusite.ru (Раздел «Образование», подраздел «Индивидуальный проект»)

Информационное обеспечение для учителя-тьютера:

1. Формирование универсальных учебных действий в основной и средней школе: от действия к мысли.// Система заданий// Под ред.А.Г. Асмолова. – М.: Прсвещение, 2011, с.159

Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
  2. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. — М.: ИОСО РАО, 2003. - 26 с.
  3. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся: методические рекомендации. – Самара: Изд-во «Учебная литература», 2003. - 176 с.
  4. Демин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности// Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.,2001.
  5. Леонтович А.В. Подборка статей о практике организации исследовательской деятельности учащихся// Завуч. -2001. -№1. - С.93-119.
  6. Полякова Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения. -М.: Русское слово, 2011. - 112 с.
  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».
  8. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.
  9. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? - М.: Первое сентября, 2010. – 44 с.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. - М., 2012.
  11. Харитонов Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ//Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М., 2001.

Приложение 1.

Ш К А Л А

О Ц Е Н К И  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО        П Р О Е К Т А

Показатели

Градация

Баллы

Оценка

1. Обоснованность актуальности темы – целесообразность аргументов, подтверждающих актуальность

Обоснована; аргументы целесообразны

2

Обоснована; целесообразна часть аргументов

1

Не обоснована, аргументы отсутствуют

0

2. Конкретность формулировки цели, задач, а также их соответствие теме

Конкретны, соответствуют

2

Неконкретны или не соответствуют

1

Целей и задач нет или не соответствуют теме

0

3. Обоснованность выбора методики работы – обеспечивает или нет достижение цели

целесообразна, обеспечивает

2

сомнительна

1

явно нецелесообразна

0

4. Фундаментальность обзора – использование современных основополагающих работ по проблеме

Использованы достаточное количество источников информации

2

Использовано недостаточное количество информации

1

Необоснованный подбор информации

0

5. Всесторонность и логичность обзора – освещение значимых для достижения цели аспектов проблемы

Освещена значительная часть проблемы

2

Проблема освещена фрагментарно

1

Проблема не освещена

2

6. Доступность методик для самостоятельного выполнения автором работы

Доступны для самостоятельного выполнения

2

Выполнимы под наблюдением специалиста

1

Выполнимы только специалистом

0

7. Логичность и обоснованность эксперимента (наблюдения), обусловленность логикой изучения объекта

Эксперимент логичен и обоснован

2

Эксперимент частично логичен и обоснован

1

Эксперимент не логичен и не обоснован

0

8. Наглядность представления результатов (графики, гистограммы, схемы, фото и т.д.)

Использованы все необходимые способы

2

Использована часть способов

1

Использован только один способ

0

9. Дискуссионность (полемичность) обсуждения полученных результатов с разных точек зрения, позиций

Приводятся и обсуждаются разные позиции

2

Разные позиции приводятся без обсуждения

1

приводится и обсуждается одна позиция

0

10. Наличие собственной позиции (точки зрения) автора к изученной проблеме и полученным результатам

Автор имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать

2

Автор имеет собственную точку зрения, но не может ее аргументировать

1

Автор не имеет собственной точки зрения (придерживается чужой точки зрения)

0

10. Соответствие содержания выводов содержанию цели и задач, гипотезе

Соответствуют, гипотеза оценивается автором

2

Соответствуют частично

1

Не соответствуют, нет оценки гипотезы

0

14. Конкретность выводов и уровень обобщения

Выводы конкретны, построены на обобщении результатов

2

Выводы неполные

1

Выводов нет, неконкретны

0

Максимальный балл

28

Оценка проекта

Оценка

«5»

«4»

«3»

Баллы

28 - 25

24 – 21

20 – 17

Приложение 2.

Ш К А Л А

О Ц Е Н К И  ВЫСТУПЛЕНИЯ

ПРИ  ЗАЩИТЕ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО        П Р О Е К Т А

Показатели

Градация

Баллы

Оценка

1. Соответствие сообщения заявленной теме, цели и задачам проекта

Соответствует полностью

2

Соответствует не в полном объеме

1

Не соответствуют

0

2.Структурированность(организация) сообщения, которая обеспечивает понимание его содержания

Структурировано, обеспечивает

2

Частично

1

Не структурировано, не обеспечивает

0

3. Культура выступления

Рассказ, обращённый к аудитории рассказ без обращения к тексту

2

Рассказ с частым обращением тексту

1

Чтение с листа

0

4. Доступность сообщения о содержании проекта, его

Доступно без уточняющих вопросов

2

целях, задачах, методах и результатах

Доступно с уточняющими вопросами

1

Недоступно с уточняющими вопросами

0

5. Целесообразность наглядности и уровень её использования

Целесообразна

2

Частично

1

Нецелесообразна

0

6. Соблюдение временного регламента сообщения (не более 7 минут)

Соответствует

2

Превышен ( не более 2 минут)

1

Превышен (более 2 минут)

0

7. Чёткость и полнота ответов на дополнительные вопросы по существу сообщения

Все ответы чёткие, полные

2

Не на все вопросы есть четкие ответы

1

Все ответы неполные

0

8. Владение специальной терминологией по теме проекта, использованной в сообщении

Владеет свободно

2

Частично

1

Не владеет

0

9. Культура дискуссии – умение понять собеседника и аргументиро-вано ответить на его вопросы

Умеет вести дискуссию

2

Частично

1

Не может аргументированно ответить оппоненту

0

Максимальный балл

18

Оценка защиты исследовательского проекта

Оценка

«5»

«4»

«3»

Баллы

18 - 16

15 – 13

12 – 9

Приложение 3.

Общий балл за индивидуальный проект

(среднее арифметическое выполнения и защиты проект)

Баллы

Оценка

Выполнение проекта

Защита проекта

Средний балл

28 – 25

18 – 16

23 – 21

«5»

24 – 21

15 – 13

20 – 17

«4»

20 – 17

12 – 9

16 – 13

«3»

Критерии оценки содержания проекта


Приложение 4

Критерий 1. Постановка цели проекта

Цель не сформулирована

0

Цель сформулирована, но не обоснована

1

Цель ясно сформулирована и обоснована в общих чертах

2

Цель определена, ясно сформулирована и четко обоснована

3

Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта

План достижения цели отсутствует

0

План имеется, но не обеспечивает достижения поставленной цели

1

Краткий план состоит из основных этапов проекта

2

Развернутый план, включает основные и промежуточные этапы

3

Критерий 3. Глубина раскрытия темы проекта, знание предмета

Тема проекта не раскрыта

0

Тема проекта раскрыта фрагментарно

1

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы

2

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

3

Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования

Использована неподходящая информация

0

Большая часть представленной информации не относится к теме работы

1

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

3

Критерий 5. Соответствие выбранных способов работы целям и содержанию проекта

Заявленные в проекте цели не достигнуты

0

Значительная часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта

1

Используемые способы работы соответствует теме и цели проекта, но являются недостаточными

2

Способы работы достаточны и используются уместно и эффективно, цели проекта достигнуты

Критерий 6. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора

0

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему

2

проекта, применены элементы творчества

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

3

Критерий 7. Анализ хода работы, выводы и перспективы

Не предприняты попытки проанализировать ход и результаты работы

0

Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы

1

Представлен обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте

2

Представлен анализ ситуации, складывающийся в ходе работы, сделаны выводы, намечены перспективы

3

Критерий 8. Соответствие требованиям оформления письменной части

Письменная часть проекта отсутствует

0

В письменной части работы отсутствует установленные правилами порядок и четкая структура, допущены серьезные ошибки в оформлении

1

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру, допущены

некоторые нарушения

2

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными требованиями

3

Максимальный балл: 24

Приложение 5

Критерии оценки защиты проекта

Критерий 1. Качество проведенной презентации

Презентация не проведена

0

Автор читает с листа, не уложился в регламент

1

Автор часто обращается к записям, уложился в регламент

2

Автор свободно излагает сообщение, обращается к записям изредка, уложился в регламент

3

Критерий 2. Речь выступающего

Изложение непоследовательно и нелогичность

0

Последовательность и логичность нарушаются

1

Изложение последовательно и логично, но воспринимается сложно

2

Изложение последовательно и логично, доступно для широкой аудитории

3

Критерий 3. Ответы на вопросы

Ответы на поставленные вопросы отсутствуют или не соответствуют содержанию вопроса

0

Ответы на вопросы неразвернутые, неаргументированные

1

Ответы на вопросы развернутые, аргументированные, входят за рамки регламента

2

Ответы на вопросы развернутые, аргументированные, в рамках регламента

3

Критерий 4. Качество компьютерной презентации

Презентация отсутствует

0

Презентация повторяет текст выступления, перегружена информацией, затрудняет восприятие

1

Презентация дополняет текст выступления, но перегружена информацией, затрудняет восприятие

2

Презентация дополняет текст выступления, не перегружена информацией, оптимальна для восприятия

3

Критерий 5. Качество презентации

Проектный продукт отсутствует

0

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

1

Проектный продукт не полностью соответствует требованиям качества

2

Проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

3

Максимальный балл:

15

Приложение 6

Таблица перевода суммы баллов оценки в пятибалльную оценку

Процент

Общий балл

Отметка

Уровень освоения МПР

0 – 40

0 – 16

2

Пониженный

41 – 74

17 – 29

3

Базовый

75 – 90

30 – 35

4

Повышенный

91 – 100

36 – 39

5

Высокий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный проект. Тема проекта: Легенды российского спорта.

Индивидуальный информационн-познавательный проект. По направлению: << Физическая культура >>. Тема проекта: << Легенды российского спорта >>....

Проектная деятельность. Паспорт проекта, цели, задачи. Презентация (общая). Индивидуальные проекты учащихся.

Проектная работа "Путешествие по городу Дружбы представляет собой большое исследование  по темам: книги о дружбе, история слова "дружба", песни,  поговорки, стихотворения, афо...

Группа МЖКХ 3 Индивидуальные проекты 21 - 22.10. 20. Тема .1 Выбор темы проекта.

Тема 1 "Выбор темы проекта"Задание1. Выберите тему проекта. См. файл.2. Обьясните приоритет выбора данной темы.3. Найдите несколько источников по данной теме....

"ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ И ПОЧЕМУ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА – ЭТО СЛОЖНО, НО ИНТЕРЕСНО". 10 класс. Индивидуальный проект.

Данная методическая разработка (технологическая карта урока) поможет учителю в проведении вводного занятия курса "Индивидуальный проект". Основная идея состоит в знакомстве обучающихся с про...