Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс
рабочая программа по обществознанию (6, 7, 8, 9 класс)

Гурьянова Виктория Владимировна

Рабочая программа предназначена для изучения курса «Обществознание» в основной школе (6 - 9 классы), составлена в соответствии с положениями  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по обществознанию для 6 - 9 классов, авторской программы по обществознанию к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова и  обеспечивает конкретизацию содержания, объема, порядка изучения данной учебной дисциплины в рамках освоения основной образовательной программы (основного общего образования) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса в МБОУ- лицее №22 имени А.П. Иванова города Орла.                                                

        Необходимым условием успешности изучения данного предмета выступает наличие современных учебно-методических комплексов. Издательство «Просвещение» подготовило завершенную линию учебников по обществознанию для 6 - 9 классов. Коллектив авторов учебников возглавляет академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Л.Н.Боголюбов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_6-9_kl_po_obshchestvoznaniyu.docx68.78 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Департамент образования Орловской области


Управление образования, спорта и физической культуры администрации города Орла


МБОУ-лицей № 22 имени А.П. Иванова города Орла

Рабочая программа

учебного предмета

«Обществознание»

для 6-9 классов основного общего образования

на 2022-2023 учебный год

Составитель: Гурьянова Виктория Владимировна

учитель истории и обществознания

Орел 2022

1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


                                                          6 КЛАСС (34 часа)

Введение (1 ч.)

Загадка человека (12 ч.)

Биологическое и социальное в человеке. Наследственность — биологическая сущность человека. Черты сходства и различия человека и животного. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она? Основные возрастные периоды жизни человека. Особенности подросткового возраста. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Хобби. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Способности и потребности человека.

Человек и его деятельность (9 ч.)

Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Каким бывает труд. Что создаётся трудом. Как оценивается труд. Богатство обязывает. Ступени школьного образования. Значение образования для общества. Умение учиться. Образование и самообразование. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка.

Человек среди людей (11 ч.)

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Личные и деловые отношения. Общение как форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения подростков. Социальные группы (большие и малые). Группы формальные и неформальные. Групповые нормы и санкции. Человек в малой группе. Лидерство. Отношения подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями в ближайшем окружении. Межличностные конфликты. Причины их возникновения. Стадии возникновения и развития конфликта. Конструктивные способы их разрешения. Семья и семейные отношения. Семейные ценности и традиции. Досуг семьи.

Итоговый урок (1 ч.)

                                                         7 КЛАСС (34 часа)

Введение (1 ч.)           

             Мы живём в обществе (22 ч.)

Как устроена общественная жизнь. Общество как форма жизнедеятельности людей. Общественные отношения. Что значит «жить по правилам». Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Экономика и её основные участники. Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производственная деятельность человека. Производство — основа экономики.  Натуральное и товарное хозяйство. Материальные (экономические) блага.  Затраты производства. Обмен, торговля, реклама. Обмен. Торговля и её формы. Реклама — двигатель торговли. Домашнее хозяйство. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Бедность и богатство. Богатство материальное и духовное. Прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Человек в обществе: труд и социальная лестница. Значение интересов в продвижении человека по социальной лестнице. Положение человека в обществе в зависимости от группы, в которую он входит. Профессиональный успех и положение в обществе. Зачем людям государство. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Почему важны законы. Закон устанавливает порядок в обществе. Закон стремится установить справедливость. Закон устанавливает границы свободы поведения. Культура и её достижения. Культура вокруг нас. Культурный человек.

Наша Родина — Россия (10 ч.)

Наша страна на карте мира. Наше государство — Российская Федерация. Русский язык как государственный. Патриотизм. Государственные символы России. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. История государственных символов России. Конституция Российской Федерации. Конституция как основной закон страны. Конституция РФ как юридический документ. Гражданин России. Гражданственность. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Мы — многонациональный народ. Россия — многонациональное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. Защита Отечества. Долг и обязанность. Зачем нужна регулярная армия. Военная служба. Готовить себя к исполнению воинского долга.

             Итоговый урок (1 ч.)

 

                                                              8 КЛАСС (68 часов)

Вводный урок (1 ч.)

Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома.

Личность и общество (10 ч.)

Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учёба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей среды. Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI в., тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Сфера духовной культуры (17 ч.)

Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия морали. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль. Значимость образования в условиях информационного общества. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Социальная сфера (15 ч.)

Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в постиндустриальное общество. Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Экономика (24 ч.)

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Какие профессии востребованы на рынке труда. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Итоговый урок (1 ч.)

9 КЛАСС (34 ч.)

Введение (1 ч.)

Государственная итоговая аттестация по предмету «Обществознание»: характеристика нормативных документов (кодификатор, спецификация, демоверсия и т.д.).

Политическая сфера жизни общества (10 ч.)

Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика. Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.

Наше государство - Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.

Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.

Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.

Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.

Межгосударственные отношения. Международные политические организации. Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.

Правовая сфера жизни общества (21 ч.)

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права.

Понятие прав, свобод и обязанностей.

Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.

Конституция Российской Федерации - Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Личные (гражданские) права, социально- экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.

Как защищаются права человека в России. Конституционные обязанности российского гражданина.

Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества- долг и обязанность.

Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.

Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Административные правоотношения. Административное правонарушение.

Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.

Правоохранительные органы. Судебная система.

Итоговое повторение (2 ч.)

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания обществознания в основной школе.

Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом Примерной программы воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права. Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из возможных.

Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает изучение курса в основной школе.

2.1 ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:

2.1.1 Гражданско-патриотическое воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней); осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

2.1.2 Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

2.1.3 Эстетического воспитания:

понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества.

2.1.4 Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

2.1.5 Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.    

2.1.6 Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. 

2.1.7 Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. 

2.2 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении обществознания:

2.2.1. Познавательные универсальные учебные действия:

2.2.1.1 Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

2.2.1.2 Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

2.2.1.3 Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию.

2.2.2 Коммуникативные универсальные учебные действия:

2.2.2.1 Общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

2.2.3. Регулятивные универсальные учебные действия:

2.2.3.1 Самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение.

2.2.3.2 Самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.

2.2.4 Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

2.3 ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

6 КЛАСС:

  • осваивать и применять знания о социальных свойствах человека, формировании личности, деятельности человека и её видах, образовании, правах и обязанностях учащихся, общении и его правилах, особенностях взаимодействия человека с другими людьми;
  • характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах семьи, семейных традиций; характеризовать основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер; особенности личностного становления и социальной позиции людей с ограниченными возможностями здоровья; деятельность человека; образование и его значение для человека и общества;
  • приводить примеры деятельности людей, её различных мотивов и особенностей в современных условиях; малых групп, положения человека в группе; конфликтных ситуаций в малой группе и конструктивных разрешений конфликтов; проявлений лидерства, соперничества и сотрудничества людей в группах;
  • классифицировать по разным признакам виды деятельности человека, потребности людей;
  • сравнивать понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; свойства человека и животных; виды деятельности (игра, труд, учение);
  • устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах; целей, способов и результатов деятельности, целей и средств общения;
  • использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности общения как социального явления, познания человеком мира и самого себя как вида деятельности, роли непрерывного образования, значения личного социального опыта при осуществлении образовательной деятельности и общения в школе, семье, группе сверстников;
  • определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, к различным способам выражения личной индивидуальности, к различным формам неформального общения подростков;
  • решать познавательные и практические задачи, касающиеся прав и обязанностей учащегося; отражающие особенности отношений в семье, со сверстниками, старшими и младшими;
  • овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе извлечений из Закона «Об образовании в Российской Федерации»; составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
  • искать и извлекать информацию о связи поколений в нашем обществе, об особенностях подросткового возраста, о правах и обязанностях учащегося из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
  • анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию о человеке и его социальном окружении из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ;
  • оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе общения, в ситуациях взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья; оценивать своё отношение к учёбе как важному виду деятельности;
  • приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для выстраивания отношений с представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по возрасту, активного участия в жизни школы и класса;
  • приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур;
  • осваивать и применять знания об обществе и природе, положении человека в обществе; процессах и явлениях в экономической жизни общества; явлениях в политической жизни общества, о народах России, о государственной власти в Российской Федерации; культуре и духовной жизни; типах общества, глобальных проблемах;
  • характеризовать устройство общества, российское государство, высшие органы государственной власти в Российской Федерации, традиционные российские духовно-нравственные ценности, особенности информационного общества;
  • приводить примеры разного положения людей в обществе, видов экономической деятельности, глобальных проблем;
  • классифицировать социальные общности и группы;
  • сравнивать социальные общности и группы, положение в обществе различных людей; различные формы хозяйствования;
  • устанавливать взаимодействия общества и природы, человека и общества, деятельности основных участников экономики;
  • использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) влияния природы на общество и общества на природу сущности и взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности;
  • определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к проблемам взаимодействия человека и природы, сохранению духовных ценностей российского народа;
  • решать познавательные и практические задачи (в том числе задачи, отражающие возможности юного гражданина внести свой вклад в решение экологической проблемы);
  • овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся отношений человека и природы, устройства общественной жизни, основных сфер жизни общества;
  • извлекать информацию из разных источников о человеке и обществе, включая информацию о народах России;

7 КЛАСС:

  • осваивать и применять знания о социальных ценностях; о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения;
  • характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, гуманизм, милосердие); моральные нормы и их роль в жизни общества;
  • приводить примеры гражданственности и патриотизма; ситуаций морального выбора; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;
  • классифицировать социальные нормы, их существенные признаки и элементы;
  • сравнивать отдельные виды социальных норм;
  • устанавливать и объяснять влияние социальных норм на общество и человека;
  • использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности социальных норм;
  • определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к явлениям социальной действительности с точки зрения социальных ценностей; к социальным нормам как регуляторам общественной жизни и поведения человека в обществе;
  • решать познавательные и практические задачи, отражающие действие социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
  • овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся гуманизма, гражданственности, патриотизма;
  • извлекать информацию из разных источников о принципах и нормах морали, проблеме морального выбора;
  • анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ, соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека;
  • оценивать собственные поступки, поведение людей с точки зрения их соответствия нормам морали;
  • использовать полученные знания о социальных нормах в повседневной жизни;
  • самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ (заявление);
  • осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
  •  осваивать и применять знания о сущности права, о правоотношении как социальном и юридическом явлении; правовых нормах, регулирующих типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения; правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); правонарушениях и их опасности для личности и общества;
  • характеризовать право как регулятор общественных отношений, конституционные права и обязанности гражданина Российской Федерации, права ребёнка в Российской Федерации;
  • приводить примеры и моделировать ситуации, в которых возникают правоотношения, и ситуации, связанные с правонарушениями и наступлением юридической ответственности; способы защиты прав ребёнка в Российской Федерации; примеры, поясняющие опасность правонарушений для личности и общества;
  • классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) нормы права, выделяя существенные признаки;
  • сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) проступок и преступление, дееспособность малолетних в возрасте от 6 до 14 лет и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
  • устанавливать и объяснять взаимосвязи, включая взаимодействия гражданина и государства, между правовым поведением и культурой личности; между особенностями дееспособности несовершеннолетнего и его юридической ответственностью;
  • использовать полученные знания для объяснения сущности права, роли права в обществе, необходимости правомерного поведения, включая налоговое поведение и противодействие коррупции, различий между правомерным и противоправным поведением, проступком и преступлением; для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетних социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической общественной организации);
  • определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к роли правовых норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
  • решать познавательные и практические задачи, отражающие действие правовых норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека, анализировать жизненные ситуации и принимать решения, связанные с исполнением типичных для несовершеннолетних социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической общественной организации);
  • овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию из фрагментов Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актов, из предложенных учителем источников о правах и обязанностях граждан, гарантиях и защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, о правах ребёнка и способах их защиты и составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
  • искать и извлекать информацию о сущности права и значении правовых норм, о правовой культуре, о гарантиях и защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
  • анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями о правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
  • оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия правовым нормам: выражать свою точку зрения, участвовать в дискуссии;
  • использовать полученные знания о праве и правовых нормах в практической деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей (для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя, выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере с учётом приобретённых представлений о профессиях в сфере права, включая деятельность правоохранительных органов); публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность), в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
  • осваивать и применять знания о Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актах, содержании и значении правовых норм, об отраслях права, о правовых нормах, регулирующих типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в гражданском, трудовом и семейном, административном, уголовном праве); о защите прав несовершеннолетних; о юридической ответственности (гражданско-правовой, дисциплинарной, административной, уголовной); о правоохранительных органах; об обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
  • характеризовать роль Конституции Российской Федерации в системе российского права; правоохранительных органов в защите правопорядка, обеспечении социальной стабильности и справедливости; гражданско-правовые отношения, сущность семейных правоотношений; способы защиты интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей; содержание трудового договора, виды правонарушений и виды наказаний;
  • приводить примеры законов и подзаконных актов и моделировать ситуации, регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права, в том числе связанные с применением санкций за совершённые правонарушения;
  • классифицировать по разным признакам виды нормативных правовых актов, виды правонарушений и юридической ответственности по отраслям права (в том числе устанавливать существенный признак классификации);
  • сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) сферы регулирования различных отраслей права (гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного), права и обязанности работника и работодателя, имущественные и личные неимущественные отношения;
  • устанавливать и объяснять взаимосвязи прав и обязанностей работника и работодателя, прав и обязанностей членов семьи; традиционных российских ценностей и личных неимущественных отношений в семье;
  • использовать полученные знания об отраслях права в решении учебных задач: для объяснения взаимосвязи гражданской правоспособности и дееспособности; значения семьи в жизни человека, общества и государства; социальной опасности и неприемлемости уголовных и административных правонарушений, экстремизма, терроризма, коррупции и необходимости противостоять им;
  • определять и аргументировать своё отношение к защите прав участников трудовых отношений с опорой на знания в области трудового права, к правонарушениям, формулировать аргументированные выводы о недопустимости нарушения правовых норм;
  • решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия, регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права;
  • овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию из фрагментов нормативных правовых актов (Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации), из предложенных учителем источников о правовых нормах, правоотношениях и специфике их регулирования, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
  • искать и извлекать информацию по правовой тематике в сфере гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права: выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
  • анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями об отраслях права (гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного) и личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами, о применении санкций за совершённые правонарушения, о юридической ответственности несовершеннолетних;
  • оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия нормам гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права;
  • использовать полученные знания о нормах гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права в практической деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения обязанностей, правомерного поведения, реализации и защиты своих прав; публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность), в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;

8 КЛАСС:

  • осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её основных проявлениях, экономических системах, собственности, механизме рыночного регулирования экономики, финансовых отношениях, роли государства в экономике, видах налогов, основах государственной бюджетной и денежно-кредитной политики, о влиянии государственной политики на развитие конкуренции;
  • характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах; объекты спроса и предложения на рынке труда и финансовом рынке; функции денег;
  • приводить примеры способов повышения эффективности производства; деятельности и проявления основных функций различных финансовых посредников; использования способов повышения эффективности производства;
  • классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак классификации) механизмы государственного регулирования экономики;
  • сравнивать различные способы хозяйствования;
  • устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
  • использовать полученные знания для объяснения причин достижения (недостижения) результатов экономической деятельности; для объяснения основных механизмов государственного регулирования экономики, государственной политики по развитию конкуренции, социально-экономической роли и функций предпринимательства, причин и последствий безработицы, необходимости правомерного налогового поведения;
  • определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к предпринимательству и развитию собственного бизнеса;
  • решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических действий, на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; с использованием различных способов повышения эффективности производства; отражающие типичные ситуации и социальные взаимодействия в сфере экономической деятельности; отражающие процессы;
  • овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую информацию в модели (таблица, схема, график и пр.), в том числе о свободных и экономических благах, о видах и формах предпринимательской деятельности, экономических и социальных последствиях безработицы;
  • извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о тенденциях развития экономики в нашей стране, о борьбе с различными формами финансового мошенничества;
  • анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
  • оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их экономической рациональности (сложившиеся модели поведения производителей и потребителей; граждан, защищающих свои экономические интересы; практики осуществления экономических действий на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; использования различных способов повышения эффективности производства, распределения семейных ресурсов, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);
  • приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребления домашнего хозяйства, структуры семейного бюджета; составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; выбора форм сбережений; для реализации и защиты прав потребителя (в том числе финансовых услуг), осознанного выполнения гражданских обязанностей, выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере;
  • приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый план, заявление, резюме);
  • осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
  • осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о науке и образовании, системе образования в Российской Федерации, о религии, мировых религиях, об искусстве и его видах; об информации как важном ресурсе современного общества;
  •  характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость) нашего общества, искусство как сферу деятельности, информационную культуру и информационную безопасность;
  • приводить примеры политики российского государства в сфере культуры и образования; влияния образования на социализацию личности; правил информационной безопасности;
  • классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;
  • сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки, виды искусств;
  • устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования личности, взаимовлияние науки и образования;
  • использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования;
  • определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к информационной культуре и информационной безопасности, правилам безопасного поведения в Интернете;
  • решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и многообразия духовной культуры;
  • овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры, составлять план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
  • осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных, о религиозных объединениях в Российской Федерации, о роли искусства в жизни человека и общества, о видах мошенничества в Интернете в разных источниках информации;
  • анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать социальную информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры, науки и образования;
  • оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества;
  • использовать полученные знания для публичного представления результатов своей деятельности в сфере духовной культуры в соответствии с особенностями аудитории и регламентом;
  • приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении особенностей разных культур, национальных и религиозных ценностей.

9 КЛАСС:

  • осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме, внутренней и внешней политике, о демократии и демократических ценностях, о конституционном статусе гражданина Российской Федерации, о формах участия граждан в политике, выборах и референдуме, о политических партиях;
  • характеризовать государство как социальный институт; принципы и признаки демократии, демократические ценности; роль государства в обществе на основе его функций; правовое государство;
  • приводить примеры государств с различными формами правления, государственно-территориального устройства и политическим режимом; реализации функций государства на примере внутренней и внешней политики России; политических партий и иных общественных объединений граждан; законного участия граждан в политике; связи политических потрясений и социально-экономического кризиса в государстве;
  • классифицировать современные государства по разным признакам; элементы формы государства; типы политических партий; типы общественно-политических организаций;
  • сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) политическую власть с другими видами власти в обществе; демократические и недемократические политические режимы, унитарное и федеративное территориально- государственное устройство, монархию и республику, политическую партию и общественно-политическое движение, выборы и референдум;
  • устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между человеком, обществом и государством; между правами человека и гражданина и обязанностями граждан, связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
  • использовать полученные знания для объяснения сущности политики, политической власти, значения политической деятельности в обществе; для объяснения взаимосвязи правового государства и гражданского общества; для осмысления личного социального опыта при исполнении социальной роли гражданина; о роли информации и информационных технологий в современном мире для аргументированного объяснения роли СМИ в современном обществе и государстве;
  • определять и аргументировать неприемлемость всех форм антиобщественного поведения в политике с точки зрения социальных ценностей и правовых норм;
  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия между субъектами политики; выполнение социальных ролей избирателя, члена политической партии, участника общественно-политического движения;
  • овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов, учебных и иных текстов обществоведческой тематики, связанных с деятельностью субъектов политики, преобразовывать текстовую информацию в таблицу или схему о функциях государства, политических партий, формах участия граждан в политике;
  • искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его роли в обществе: по заданию учителя выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
  • анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах участия граждан нашей страны в политической жизни, о выборах и референдуме;
  • оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с точки зрения учёта в ней интересов развития общества, её соответствия гуманистическим и демократическим ценностям: выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;
  • использовать полученные знания в практической учебной деятельности (включая выполнение проектов индивидуально и в группе), в повседневной жизни для реализации прав гражданина в политической сфере; а также в публичном представлении результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
  • осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах, исследовательские проекты.
  • осваивать и применять знания об основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, государственно-территориальном устройстве Российской Федерации, деятельности высших органов власти и управления в Российской Федерации; об основных направлениях внутренней политики Российской Федерации;
  • характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, как социальное государство, как светское государство; статус и полномочия Президента Российской Федерации, особенности формирования и функции Государственной Думы и Совета Федерации, Правительства Российской Федерации;
  • приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере жизни общества, связанные с осуществлением правомочий высших органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации; деятельности политических партий; политики в сфере культуры и образования, бюджетной и денежно-кредитной политики, политики в сфере противодействии коррупции, обеспечения безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
  • классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) полномочия высших органов государственной власти Российской Федерации;
  • сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации полномочия центральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации;
  • устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов политики в Российской Федерации, федерального центра и субъектов Российской Федерации, между правами человека и гражданина и обязанностями граждан;
  • использовать полученные знания для характеристики роли Российской Федерации в современном мире; для объяснения сущности проведения в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для объяснения необходимости противодействия коррупции;
  • с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения ценностей гражданственности и патриотизма своё отношение к внутренней и внешней политике Российской Федерации, к проводимой по отношению к нашей стране политике «сдерживания»;
  • решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы, явления и события в политической жизни Российской Федерации, в международных отношениях;
  • систематизировать и конкретизировать информацию о политической жизни в стране в целом, в субъектах Российской Федерации, о деятельности высших органов государственной власти, об основных направлениях внутренней и внешней политики, об усилиях нашего государства в борьбе с экстремизмом и международным терроризмом;
  • овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию об основах конституционного строя Российской Федерации, гражданстве Российской Федерации, конституционном статусе человека и гражданина, о полномочиях высших органов государственной власти, местном самоуправлении и его функциях из фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов и из предложенных учителем источников и учебных материалов, составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
  • искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и внешней политики Российской Федерации, высших органов государственной власти, о статусе субъекта Федерации, в котором проживают обучающиеся: выявлять соответствующие факты из публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
  • анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию о важнейших изменениях в российском законодательстве, о ключевых решениях высших органов государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, соотносить её с собственными знаниями о политике, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
  • оценивать собственные поступки и поведение других людей в гражданско-правовой сфере с позиций национальных ценностей нашего общества, уважения норм российского права, выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;
  • использовать полученные знания о государстве Российская Федерация в практической учебной деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей; публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность) в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
  • самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ при использовании портала государственных услуг;
  • осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
  • осваивать и применять знания о социальной структуре общества, социальных общностях и группах; социальных статусах, ролях, социализации личности; важности семьи как базового социального института; об этносе и нациях, этническом многообразии современного человечества, диалоге культур, отклоняющемся поведении и здоровом образе жизни;
  • характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной политики Российского государства;
  • приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей, социальной политики Российского государства;
  • классифицировать социальные общности и группы;
  • сравнивать виды социальной мобильности;
  • устанавливать и объяснять причины существования разных социальных групп; социальных различий и конфликтов;
  • использовать полученные знания для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетних социальных ролей; аргументированного объяснения социальной и личной значимости здорового образа жизни, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества;
  • определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к разным этносам;
  • решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные взаимодействия; направленные на распознавание отклоняющегося поведения и его видов;
  • осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе учебных текстов план (в том числе отражающий изученный материал о социализации личности);
  • извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о межнациональных отношениях, об историческом единстве народов России; преобразовывать информацию из текста в модели (таблицу, диаграмму, схему) и из предложенных моделей в текст;
  • анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и статистическую социальную информацию из адаптированных источников, учебных материалов и публикаций СМИ об отклоняющемся поведении, его причинах и негативных последствиях; о выполнении членами семьи своих социальных ролей; о социальных конфликтах; критически оценивать современную социальную информацию;
  • оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее отношение к людям других национальностей; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения;
  • использовать полученные знания в практической деятельности для выстраивания собственного поведения с позиции здорового образа жизни;
  • осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной и религиозной принадлежности на основе вертерпимости и взаимопонимания между людьми разных культур.
  • осваивать и применять знания об информационном обществе, глобализации, глобальных проблемах;
  • характеризовать сущность информационного общества; здоровый образ жизни; глобализацию как важный общемировой интеграционный процесс;
  • приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их решения; участия молодёжи в общественной жизни; влияния образования на возможности профессионального выбора и карьерного роста;
  • сравнивать требования к современным профессиям;
  • устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации;
  • использовать полученные знания о современном обществе для решения познавательных задач и анализа ситуаций, включающих объяснение (устное и письменное) важности здорового образа жизни, связи здоровья и спорта в жизни человека;
  • определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к современным формам коммуникации; к здоровому образу жизни;
  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, связанные с волонтёрским движением; отражающие особенности коммуникации в виртуальном пространстве;
  • осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных, публицистических и др.) по проблемам современного общества, глобализации; непрерывного образования; выбора профессии;
  • осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) из различных источников о глобализации и её последствиях; о роли непрерывного образования в современном обществе.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование по обществознанию, 6 класс (34 часа)

№ п/п

Кол-во часов

Тема урока

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Введение (1 ч.)

1

1

Введение. Как работать с учебником

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7111/start/255594/

Загадка человека (12 ч.)

2

2

Принадлежность двум мирам

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/6-klass/chelovek-kak-biosotcialnoe-sushchestvo-6835064/biologicheskaia-priroda-cheloveka-6894212

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7112/start/296138/

3

2

Человек – личность

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/6-klass/chelovek-kak-biosotcialnoe-sushchestvo-6835064/chelovek-sushchestvo-sotcialnoe-6896588

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7113/start/297843/

4

2

Отрочество – особая пора

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/6-klass/chelovek-kak-biosotcialnoe-sushchestvo-6835064/osobennosti-podrostkovogo-vozrasta-6928919

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7114/start/255532/

5

2

Потребности и способности человека

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/6-klass/chelovek-kak-biosotcialnoe-sushchestvo-6835064/stroenie-lichnosti-6934485

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7115/start/255873/

6

2

Когда возможности ограничены

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7116/start/255842/

7

1

Мир увлечений

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7117/start/255811/

8

1

Контрольная работа по теме: «Загадка человека»

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1736

Человек и его деятельность (9 ч.)

9

2

Деятельность человека

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7119/start/255780/

10

2

Труд – основа жизни

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7118/start/255501/

11

2

Учение – деятельность школьника

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7120/start/255749/

12

2

Познание человеком мира и себя

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7121/start/255439/

13

1

Контрольная работа по теме: «Человек и его деятельность»

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1736

Человек среди людей (11 ч.)

14

2

Отношения с окружающими

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/6-klass/chelovek-v-sotciume-6835066/otnosheniia-mezhdu-liudmi-6850190

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7123/start/255470/

15

2

Общение

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/6-klass/chelovek-v-sotciume-6835066/protcess-obshcheniia-6853830

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7124/start/255718/

16

2

Человек в группе

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/6-klass/chelovek-v-sotciume-6835066/sotcialnaia-gruppa-iacheika-obshchestva-6853498

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7125/start/255687/

17

1

Отношения со сверстниками

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7126/start/255563/

18

2

Конфликты в межличностных отношениях

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/6-klass/chelovek-v-sotciume-6835066/protivorechiia-v-otnosheniiakh-6856312

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7127/start/255656/

19

2

Семья и семейные отношения

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/6-klass/chelovek-v-sotciume-6835066/semia-kak-blizhaishee-okruzhenie-cheloveka-6861807

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7122/start/255625/

20

1

Контрольная работа по теме: «Человек среди людей»

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1736

Итоговый урок (1 ч.)

21

1

Итоговый урок

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1736

Тематическое планирование по обществознанию, 7 класс (34 часа)

№ п/п

Кол-во часов

Тема урока

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Введение (1 ч.)

1

1

Вводный урок. Что изучает обществознание

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2922/start/

Мы живем в обществе (22 ч.)

2

1

Как устроена общественная жизнь

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2922/start/

3

2

Что значит жить по правилам

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/7-klass/pravila-obshchezhitiia-6564905/pravovye-normy-6568428

4

2

Экономика и её основные участники

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2929/start/

5

2

Производственная деятельность человека

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2928/start/

6

2

Обмен, торговля, реклама

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3175/start/

7

2

Домашнее хозяйство

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2927/start/

8

1

Практикум по теме: «Мы живем в обществе»

https://edu.skysmart.ru/homework/new/861

9

2

Бедность и богатство

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2927/start/

10

2

Человек в обществе: труд и социальная лестница

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2926/start/

11

2

Зачем людям государство

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2925/start/?ysclid=l7dxomhaec232745982

12

2

Почему важны законы

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/7-klass/pravila-obshchezhitiia-6564905/vazhnost-zakonov-dlia-obshchestva-6571612

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/7-klass/pravila-obshchezhitiia-6564905/otvetstvennost-pered-zakonom-6582834

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/7-klass/pravila-obshchezhitiia-6564905/khraniteli-pravoporiadka-6582985

13

1

Культура и её достижения

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2923/start/

14

1

Контрольная работа по теме «Мы живём в обществе»

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1735

Наша Родина – Россия (10 ч.)

15

1

Наша страна на карте мира

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2921/start/

16

2

Государственные символы России

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2921/start/

17

2

Конституция Российской Федерации

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2562/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2685/start/

18

1

Гражданин России

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2686/start/

19

1

Мы — многонациональный народ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2920/start/

20

2

Защита Отечества

https://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/7-klass/chelovek-i-zakon/zaschita-otechestva?ysclid=l7dxr9s66j496698504

21

1

Контрольная работа по теме «Наша Родина – Россия»

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1735

Итоговый урок (1 ч.)

22

1

Итоговый урок

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2918/main/

Тематическое планирование по обществознанию, 8 класс (68 часов)

№ п/п

Кол-во часов

Тема урока

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Введение (1 ч.)

1

1

Вводный урок. Что изучает обществознание

https://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/8-klass/lichnost-i-obschestvo/obschestvo-kak-forma-zhiznedeyatelnosti-lyudey

Личность и общество (10 ч.)

2

2

Что делает человека человеком?

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2952/start/

3

2

Человек, общество, природа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2952/start/

4

2

Общество как форма жизнедеятельности людей

https://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/8-klass/lichnost-i-obschestvo/obschestvo-kak-forma-zhiznedeyatelnosti-lyudey?ysclid=l7dxt8oo9s949729077

5

2

Развитие общества

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2951/start/

6

1

Повторительно-обобщающий урок «Личность и общество»

https://edu.skysmart.ru/homework/new/868

7

1

Контрольная работа по теме: «Личность и общество»

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1737

Сфера духовной культуры (17 ч.)

8

2

Сфера духовной жизни

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/8-klass/dukhovnaia-sfera-obshchestva-5968582/sostavliaiushchie-dukhovnoi-sfery-5854091

9

2

Мораль

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2949/start/

10

2

Моральный выбор – это ответственность

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2949/start/

11

1

Практикум: «Учимся поступать морально»

https://edu.skysmart.ru/homework/new/868

12

2

Образование

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/8-klass/dukhovnaia-sfera-obshchestva-5968582/obrazovanie-v-sovremennom-mire-5978482

13

2

Наука в современном обществе

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/8-klass/dukhovnaia-sfera-obshchestva-5968582/nauka-5984947

14

2

Религия как одна из форм культуры

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/8-klass/dukhovnaia-sfera-obshchestva-5968582/religiia-6002746

15

2

Влияние искусства на развитие личности и общества

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/8-klass/dukhovnaia-sfera-obshchestva-5968582/iskusstvo-6048262

16

1

Повторительно-обобщающий урок «Сфера духовной культуры»

https://edu.skysmart.ru/homework/new/868

17

1

Контрольная работа по теме: «Сфера духовной культуры»

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1737

Социальная сфера (15 ч.)

18

2

Социальная структура общества

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2946/start/

19

2

Социальные статусы и роли

https://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/8-klass/sotsialnaya-sfera/sotsialnye-roli-i-statusy?ysclid=l7dxu6cys1900372624

20

2

Семья как малая группа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2560/start/

21

2

Нации и межнациональные отношения

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2931/start/

22

1

Практикум: «Учимся жить в многонациональном обществе»

https://edu.skysmart.ru/homework/new/868

23

2

Социализация общества и отклоняющееся поведение

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2945/start/

24

2

Социальная политика государства

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2946/start/

25

1

Повторительно-обобщающий урок «Социальная сфера»

https://edu.skysmart.ru/homework/new/868

26

1

Контрольная работа по теме: «Социальная сфера»

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1737

Экономика (24 ч.)

27

2

Экономика и ее роль в жизни общества

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/8-klass/ekonomicheskaia-sfera-zhizni-obshchestva-494709/rol-ekonomiki-v-zhizni-obshchestva-5965215

28

2

Главные вопросы экономики

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/8-klass/ekonomicheskaia-sfera-zhizni-obshchestva-494709/ekonomicheskie-sistemy-rynochnyi-mekhanizm-5965874

29

2

Рыночная экономика

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/8-klass/ekonomicheskaia-sfera-zhizni-obshchestva-494709/ekonomicheskie-sistemy-rynochnyi-mekhanizm-5965874

30

2

Производство – основа экономики

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/8-klass/ekonomicheskaia-sfera-zhizni-obshchestva-494709/proizvodstvo-5965875

31

2

Предпринимательская деятельность

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/8-klass/ekonomicheskaia-sfera-zhizni-obshchestva-494709/predprinimatelstvo-5965876

32

2

Роль государства в экономике

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/8-klass/ekonomicheskaia-sfera-zhizni-obshchestva-494709/gosudarstvo-v-ekonomike-6113976

33

2

Инфляция и семейная экономика

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/8-klass/ekonomicheskaia-sfera-zhizni-obshchestva-494709/semeinaia-ekonomika-6913080

34

2

Банковские услуги

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/8-klass/ekonomicheskaia-sfera-zhizni-obshchestva-494709/bankovskie-uslugi-6914696

35

2

Страховые услуги

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/8-klass/ekonomicheskaia-sfera-zhizni-obshchestva-494709/bankovskie-uslugi-6914696/re-4adb3462-3cf2-4173-b150-ff2450848d6c

36

2

Рынок труда и безработица

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/8-klass/ekonomicheskaia-sfera-zhizni-obshchestva-494709/trud-v-ekonomike-6820706

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/8-klass/ekonomicheskaia-sfera-zhizni-obshchestva-494709/poniatiia-zaniatosti-i-bezrabotitcy-472105

37

2

Современный работник

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/8-klass/ekonomicheskaia-sfera-zhizni-obshchestva-494709/trud-v-ekonomike-6820706

38

1

Повторительно-обобщающий урок «Экономика»

https://edu.skysmart.ru/homework/new/868

39

1

Контрольная работа по теме: «Экономика»

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1737

Итоговый урок (1 ч.)

40

1

Итоговый урок

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1737

Тематическое планирование по обществознанию, 9 класс (34 часа)

№ п/п

Кол-во часов

Тема урока

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Введение (1 ч.)

1

1

Введение

Глава 1. Политическая сфера жизни общества (10 ч.)

2

1

Политика и власть

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2961/start/

3

1

Государство

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2960/start/

4

1

Политические режимы

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2959/start/

5

1

Правовое государство

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2958/start/

6

1

Гражданское общество

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2958/start/

7

1

Участие граждан в политической жизни

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2957/start/

8

1

Практическая работа «Школа молодого избирателя»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2957/start/

9

1

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2953/start/

10

1

Средства массовой информации. Практическая работа «Роль СМИ в предвыборной борьбе»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2953/start/

11

1

Контрольная работа в формате ОГЭ по блоку «Политика»

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1860

Глава 2. Правовая сфера жизни общества (22 ч.)

12

1

Роль права в жизни человека, общества и государства

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1918/start/

13

1

Правоотношения и субъекты права

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2955/start/

14

1

Правонарушения и юридическая ответственность

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2955/start/

15

1

Правоохранительные органы

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1919/start/

16

1

Конституция Российской Федерации

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2956/start/

17

1

Основы конституционного строя РФ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1920/start/

18

1

Практическая работа по теме: «Конституция РФ»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2956/start/

19

1

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2956/start/

20

1

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Права ребёнка.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2956/start/

21

1

Практическая  работа по теме: «Права и свободы граждан»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2956/start/

22

1

Гражданские правоотношения

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2954/start/

23

1

Право на труд. Трудовые правоотношения.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2954/start/

24

1

Практическая работа по теме: «Учимся устраиваться на работу»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2954/start/

25

1

Семейные правоотношения

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1917/start/

26

1

Административные правоотношения

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1916/start/

27

1

Уголовно- правовые отношения

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1915/start/

28

1

Социальные права

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/9-klass/chelovek-v-sisteme-sotcialnykh-otnoshenii-5950181/sotcialnaia-politika-gosudarstva-6046243

29

1

Практическая работа по теме: «Учимся читать юридический документ и применять его положения»

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/9-klass/chelovek-v-sisteme-sotcialnykh-otnoshenii-5950181/sotcialnaia-politika-gosudarstva-6046243

30

1

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/9-klass/chelovek-v-sisteme-sotcialnykh-otnoshenii-5950181/mezhnatcionalnye-otnosheniia-5982110

31

1

Правовое регулирование отношений в сфере образования

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2934/start/

32

1

Контрольная работа в формате ОГЭ по блоку «Право»

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1860

33

2

Итоговое обобщение по курсу

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1860


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса по программе Л.Н. Боголюбова

Рабочая программа является методической разработкой учителя истории и обществознания ГБОУ гимназии № 498 Павловича Романа Сергеевича. Состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планиро...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...