Конспект урока по обществознанию (6 кл.) по теме "Когда возможности ограниченны" + самостоятельная работа + презентация
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Максим Андреевич Грозенков

Методическое обеспечение: 

Обществознание. 6 класс [Текст] : учебник для общеобразовательных организаций / [Н. Ф. Виноградова и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - 5-е изд. - Москва : Просвещение, 2015. - 111 с. : портр., цв. ил.; 26 см. - (ФГОС).; ISBN 978-5-09-035867-5

Тема 5. Когда возможности ограниченны.

План урока:

1. Разбор типовой практической работы по теме предыдущего занятия «Потребности и способности человека».

2. Рубрики «вспомним» и «обсудим вместе».

4. Что такое «возможности человека» и какими они бывают. Что влияет на возможности человека? Средства, условия, обстоятельства.

3. Определение темы и проблематики текущего занятия.

«Существуют люди с повышенными потребностями. Как вы это понимаете?»

5. Ограниченные возможности: какие они бывают и те, кто стараются их преодолеть.

6. Как расширить границы своих возможностей?

7. Домашнее задание. § 4. Рубрика "Проверим себя". Письменно в тетради ответить на вопросы № 2, 7, 8 со стр. 47. Подготовиться к устному ответу в классе.

2. Рубрики «вспомним» и «обсудим вместе».

РУБРИКА «ВСПОМНИМ»

Давайте обсудим вопрос: «Чем потребности отличаются от желаний? Все ли тебе удается получить то, что тебе нужно, и то, что тебе хочется?

Мнение аудитории.

Вспомним, что такое ПОТРЕБНОСТЬ – внутреннее состояние человека, нужда человека в чем-либо, ощущение нехватки чего-либо, требующие удовлетворения.

ЖЕЛАНИЕ (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии c: культурным уровнем и личностью человека, а также историческими, географическими и другими факторами страны.

3. Что такое возможности? Как человек в своей жизни понимает слово «возможность»?

В толковом словаре Ожегова, «ВОЗМОЖНОСТЬ» - это «средство, условие, обстоятельство, необходимое для осуществления чего-нибудь».

Разберем несколько примеров:

1) Для того, чтобы купить младшему брату подарок на день рождения – нужды деньги, или по-другому, нужны средства.

2) Чтобы рассмотреть звезды в небе необходимы специальные средства – их называют приборами. Инструменты для выполнения работы, например, вашего обучения, тоже называют средствами.

Средства человек может обеспечить: заработать деньги на покупки, создать подходящие инструменты для выполнения работы.

Условия люди тоже создают и обеспечивают сами: договариваются между собой, уславливаются действовать определенным образом.

А вот обстоятельства люди должны учитывать…

У разных людей разные средства, условия и обстоятельства жизни. Так ли это? Приведите пример!

Кто-то лучше бегает, кто-то лучше играет в шахматы, а кто-то не может себе этого позволить… как вы думаете по каким причинам? Некоторым людям нельзя бегать и прыгать, водить машину и многое другое – их называют людьми с ограниченными возможностями здоровья.

4. Определение темы и проблематики текущего занятия.

Существуют люди с повышенными потребностями. Как вы это понимаете? Каких людей называют людьми с повышенными потребностями? Приведите пример.

Означают ли «повышенные потребности» тоже самое что и «ограниченные возможности»?

5. Ограниченные возможности. Какими они бывают и как люди живут с этим.

ОПР: Это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.

Ограниченные возможности:

1) Временные – сломал руку, восстановился.

2) Постоянны, на всю жизнь. Такие люди заслуживают особого внимания, им каждый день приходится преодолевать трудности.

Особый секрет людей с ограниченными возможностями в том, что они максимально задействуют свои возможности для реализации своих потребностей, зачастую привлекая к этому и других людей, в том время как здоровые люди не используют свой потенциал полностью, хотя никаких осложнений обстоятельств у них нет.

6. Как расширить границы своих возможностей даже если они не ограничены.

Рассмотрим схему.

Открытие нового средства – возможный путь расширения возможностей.

Наряду с открытием или созданием средства, это еще и приобретение новых знаний, опыта, формирование умений, развитие собственных сил – как физических, так и духовных.

Основание для развития, расширения своих границ – это воля человека.

Воля позволяет управлять собой, ставить цели, концентрировать усилия на их достижении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_5.docx16.83 КБ
Файл prakticheskaya_rabota_po_obshchestvoznaniyu.docx84.4 КБ
Файл zanyatie_5.pptx67.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 5 (1/2). Когда возможности ограниченны.

План урока:

1. Разбор практической работы по теме предыдущего занятия «Потребности и способности человека».

2. Рубрики «вспомним» и «обсудим вместе».

4. Что такое «возможности человека» и какими они бывают. Что влияет на возможности человека? Средства, условия, обстоятельства.

3. Определение темы и проблематики текущего занятия.

Существуют люди с повышенными потребностями. Как вы это понимаете?

5. Ограниченные возможности: какие они бывают и те, кто стараются их преодолеть.

6. Как расширить границы своих возможностей?

7. Домашнее задание. § 4. Рубрика "Проверим себя". Письменно в тетради ответить на вопросы № 2, 7, 8 со стр. 47. Подготовиться к устному ответу в классе. + электронный журнал.

1. Разбор практической работы по теме предыдущего занятия «Потребности и способности человека».

7. Что выступает инструментом развития духовного мира человека? Правильный ответ – процесс познания окружающего его, т.е. человека, мира.

9. Не верно, т.к. эмоции – это то, что определяет настроение человека в определенный момент его жизни, а вот чувства всегда направлены на какой-то предмет, например, на другого человека или какое-либо социальное явление. Мы ощущаем несправедливость окружающего мира или любим какого-либо конкретного человека.

11*. Какие последствия могут наступить, если не удовлетворять социальные потребности человека? Ключевое – без должной социализации человек не может удовлетворять свои потребности в полном объеме. Счастливая жизнь вне общества невозможна, если человек родился и воспитывался в нем. Человек нуждается в социальном одобрении со стороны других людей.

2. Рубрики «вспомним» и «обсудим вместе».

РУБРИКА «ВСПОМНИМ»

Давайте обсудим вопрос: «Чем потребности отличаются от желаний? Все ли тебе удается получить то, что тебе нужно, и то, что тебе хочется?

Мнение аудитории.

Вспомним, что такое ПОТРЕБНОСТЬ – внутреннее состояние человека, нужда человека в чем-либо, ощущение нехватки чего-либо, требующие удовлетворения.

ЖЕЛАНИЕ (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии c: культурным уровнем и личностью человека, а также историческими, географическими и другими факторами страны.

3. Что такое возможности? Как человек в своей жизни понимает слово «возможность»?

В толковом словаре Ожегова, «ВОЗМОЖНОСТЬ» - это «средство, условие, обстоятельство, необходимое для осуществления чего-нибудь».

Разберем несколько примеров:

1) Для того, чтобы купить младшему брату подарок на день рождения – нужды деньги, или по-другому, нужны средства.

2) Чтобы рассмотреть звезды в небе необходимы специальные средства – их называют приборами. Инструменты для выполнения работы, например, вашего обучения, тоже называют средствами.

Средства человек может обеспечить: заработать деньги на покупки, создать подходящие инструменты для выполнения работы.

Условия люди тоже создают и обеспечивают сами: договариваются между собой, уславливаются действовать определенным образом.

А вот обстоятельства люди должны учитывать…

У разных людей разные средства, условия и обстоятельства жизни. Так ли это? Приведите пример!

Кто-то лучше бегает, кто-то лучше играет в шахматы, а кто-то не может себе этого позволить… как вы думаете по каким причинам? Некоторым людям нельзя бегать и прыгать, водить машину и многое другое – их называют людьми с ограниченными возможностями здоровья.

4. Определение темы и проблематики текущего занятия. 

Существуют люди с повышенными потребностями. Как вы это понимаете? Каких людей называют людьми с повышенными потребностями? Приведите пример.

Означают ли «повышенные потребности» тоже самое что и «ограниченные возможности»?

5. Ограниченные возможности. Какими они бывают и как люди живут с этим.

ОПР: Это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.

Ограниченные возможности:

1) Временные – сломал руку, восстановился.

2) Постоянны, на всю жизнь. Такие люди заслуживают особого внимания, им каждый день приходится преодолевать трудности.

Особый секрет людей с ограниченными возможностями в том, что они максимально задействуют свои возможности для реализации своих потребностей, зачастую привлекая к этому и других людей, в том время как здоровые люди не используют свой потенциал полностью, хотя никаких осложнений обстоятельств у них нет.

6. Как расширить границы своих возможностей даже если они не ограничены.

Рассмотрим схему.

Открытие нового средства – возможный путь расширения возможностей.

Наряду с открытием или созданием средства, это еще и приобретение новых знаний, опыта, формирование умений, развитие собственных сил – как физических, так и духовных.

Основание для развития, расширения своих границ – это воля человека.

Воля позволяет управлять собой, ставить цели, концентрировать усилия на их достижении.



Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
по теме «Когда возможности ограниченны»

Выполнил (-а) ученик (-ца) 6 класса « ___ » Фамилия, имя: ___________________________________

Задание 1. Зачеркните неправильное (-ые) высказывания.

1. Причиной инвалидности всегда становится наследственность.

2. Причиной инвалидности может послужить трагическая случайность.

Задание 2. Подчеркните верное (-ые) высказывания.

1. Одна из категорий ограничения возможностей здоровья – это нарушение двигательных функций.

2. Трагическая случайность не может стать причиной инвалидности.

3. Одна из категорий ограничения возможностей здоровья – это нарушение возможностей слуха.

Задание 3. Выберите и обведите верный вариант ответа.

Рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими и плохо видящим людям – это … А) Сурдоперевод, Б) Шрифт Шопенгауэра, В) Азбука Брайля

Задание 4. Выберите и обведите верный вариант ответа. Информационный знак, обозначающий доступную среду для инвалидов (людей с повышенными потребностями / ограниченными возможностями).

Задание 5. Установите соответствие между понятием и определением. Нарисуйте стрелочки.  

Понятие

Определение

Сурдопереводчик

Лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность

Пандус

Наклонная площадка для обеспечения перемещения колесных транспортных средств с одной плоскости на другую

Инвалид

Лицо, владеющее жестовым языком и осуществляющее перевод на жестовой язык с какого-либо национального языка или наоборот

Задание 6. Заполните пропуски в тексте, используя предложенные слова и фразы.

Не имея возможности передвигаться самостоятельно и общаться со______________, ребята
с ___________________ зачастую одиноки. _____________ сверстники не всегда охотно принимают  ______________ детей в свой коллектив. Человек не должен быть _____________ общества только из-за того, что он отличается от других. Такие ребята имеют право учиться вместе с вами. Мы должны уметь сосуществовать друг с другом и быть терпимы и уважительны к другому, иному, не такому, как ты сам.

Вставьте: особых, изгоем, ограниченными возможностями здоровья, здоровые, сверстниками.

Задание 7. Выберите и подчеркните верный вариант ответа. Ежемесячная денежная выплата, которая выплачивается гражданам в связи с присвоенной группой инвалидности, называется:

А) Льгота, Б) Пенсия, В) Премия, Г) Поощрение

Задание 8. Выберите и подчеркните верный вариант ответа. Состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями:

А) инвалид, Б) ДЦП, В) инвалидность, Г) болезнь, Д) инклюзивное заболевание

Задание 9. Выберите и обведите верный вариант ответа. Реабилитация – это …

А) это состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.

Б) комплекс медицинских мероприятий, направленных на максимально возможное восстановление или компенсацию нарушенных, или полностью утраченных, в результате болезни функций человеческого организма.

В) это международные спортивные соревнования для инвалидов.

Задание 10. Жан Ванье – канадский и французский основатель общин-поселений для умственно отсталых людей, называемых «Ковчег». В своей книге «Из глубины» он написал такую фразу: «Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить». Объясните, как вы понимаете это высказывание?

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рубрика «вспомним» «Чем потребности отличаются от желаний? Всегда ли тебе удается получить то, что тебе нужно, и то, что тебе хочется ?»

Слайд 2

ПОТРЕБНОСТЬ – внутреннее состояние человека, нужда человека в чем-либо, ощущение нехватки чего-либо, требующие удовлетворения. ЖЕЛАНИЕ (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии c: культурным уровнем и личностью человека, а также историческими, географическими и другими факторами страны.

Слайд 3

ВОЗМОЖНОСТЬ- … средство , условие , обстоятельство , необходимое для осуществления чего-нибудь .

Слайд 4

ВОЗМОЖНОСТЬ- … средство , КУПИЛ ВЕЩЬ ЗА ДЕНЬГИ условие , ДОГОВОРИЛСЯ С СОСЕДОМ обстоятельство , УЧЕЛ СИТУАЦИЮ необходимое для осуществления чего-нибудь .

Слайд 5

У ЛЮДЕЙ РАЗНЫЕ СРЕДСТВА, УСЛОВИЯ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЖИЗНИ. Так ли это? Существуют ли люди с ПОВЫШЕННЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ? ЕСЛИ СУЩЕСТВУЮТ, ТО ПОЧЕМУ?

Слайд 6

ПОВЫШЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ Это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.

Слайд 7

ПОВЫШЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ Временные (сломал руку, стукнулся головой) Постоянные , на ВСЮ жизнь

Слайд 8

Как расширить границы возможностей?

Слайд 9

Домашнее задание § 4. Рубрика "Проверим себя". Письменно в тетради ответить на вопросы № 2, 7, 8 со стр. 47. Подготовиться к устному ответу в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока по обществознанию в 9 классе

Данная презентация и конспект урока созданы для урока по обществознанию в 9 классе по теме "Семейные правоотношения". Учебник Л.Н. Боголюбов....

Презентация и конспект урока по обществознанию "Защита Отечества" 7 класс

Презентация и конспект урока по обществознанию класс "Защита Отечества."Урок идет строго по программе, в соответствии тематическим планированием.    В данной разработке  продемонст...

Конспект урока по теме: "Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия".

Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия....

Конспект занятия в подготовительном классе на тему"Звуковой анализ слов. Самостоятельная работа"

Конспект занятия предлагается учителям начальных классов, работающим  в подготовительном классе по программе "Предшкольная пора" под редакцией Н. Ф. Виноградовой . На занятии в игровой форме...

Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"

Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....

Презентация к конспекту урока по обществознанию по теме "Социальные нормы"

Урок изучения темы социальные нормы в 9 классе в форме групповой  работы с составлением опорного конспекта по теме...

Урок обществознания в 6 классе "Когда возможности ограниченны"

Презентация к уроку включает в себя проблемное задание, работу по изучению нового материала и его систематизацию, физкультминутку, рефлексию. К презентации прилагаю описание урока....