Права и обязанность налогоплательщика
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

«Права и обязанности налогоплательщика» по учебнику «Обществознание»: 11класс: базовый уровень; под общ. ред. О. А. Котова – М. : Просвещение, 2020.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_i_obyazannost_nalogoplatelshchika.docx234.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Брагунская средняя школа»

                   

Открытый урок обществознания в 11 классе

по теме

«Права и обязанности налогоплательщика»

По учебнику «Обществознание: 11 класс: базовый уровень;

под общ. ред. О. А. Котова – М. Просвещение, 2020.

https://school105.ru/media/08563adf-c219-43d5-a9c4-9223ba59e1eb/13MyvA/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%E2%84%964.jpg

Учитель истории и обществознания МБОУ «Брагунская СШ»:

Юсупов Рустам Романович

2020год

Открытый урок обществознания в 11 классе

Тема урока: «Права и обязанности налогоплательщика»

Цель: объяснить на конкретных примерах права и обязанности налогоплательщика

Планируемые результаты
Предметные

определять понятие налог, налоговая система, характеризовать права и обязанности налогообложения

Личностные
понимание необходимости уплаты налогов; определять свои права и обязанности граждан как налогоплательщиков
Познавательные
работать с нормативными документами, сравнивать различные виды налогообложения
Коммуникативные
устанавливать сотрудничество в процессе решения учебной задачи; вступать в диалог в процессе взаимодействия с обучающимися и учителей
Регулятивные
определять учебную задачу; определять уровень знаний по теме

Вид урока: комбинированный

Тип урока - Урок усвоения новых знаний.

Форма организации обучения: фронтальная и индивидуальная, групповая

Методы: Интерактивные: учитель = ученик = ученик.

Средства обучения:

ЦОР РЕШ(видеоурок)доска, текст документа (Налоговый Кодекс), карточки-надписи, маркеры. учебник «Обществознание» (О. А. Котова), Налоговый Кодекс Р.Ф., Конституция Р.Ф.

Межпредметная интеграция: Право, Экономика

Оформление доски: налоги, виды налогов, физические и юридические лица.

План изучения нового материала:

1. Понятия: налог, налогоплательщик, право, обязанность.

2. Права налогоплательщиков.

3. Обязанности налогоплательщиков.

4. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.

Время- 45 минут

      Структура урока

Ход урока

Вступительная часть.

Организационный этап занятия.

(1 мин.)

Актуализация знаний

(3 мин.)

Мотивация

(5 мин.) Проблемная ситуация

План урока:

 Усвоение новых знаний.

Вводное слово учителя.

(5 мин.)

Проверка понимания 

Групповая работа  

(10 мин.)

Исследовательская работа «Права и обязанности налогоплательщиков».

Первичное закрепление 

Разбор заданий ЕГЭ

(5 мин.)

Закрепление 8 минут

Рефлексия 4 мин.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 2 мин.

Подведение итогов 2 мин.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Вступительная часть.

Организационный этап занятия.

(1 мин.)

-приветствие; (слайд 2)

-выявление отсутствующих на уроке. Организация внимания и готовности к уроку (устранение отвлекающих факторов).

Отвечают на приветствие. Дежурный докладывает о явке на занятие.

Готовятся к восприятию темы урока.

2.Актуализация знаний

(3 мин.)

3. Мотивация

(5 мин.) Проблемная ситуация

План урока:

1.Объявление темы повторения.

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС

а) Что такое воинская обязанность?

б) Кто имеет право на отсрочку от армии?

в) Что такое АГС?

г) В какой статье Конституции РФ говорится о Защите Отечества?

2.задача:

Молодой человек должен быть призван на военную

Службу осенью. Он решил воспользоваться правом на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и подал заявление в военкомат за несколько дней до начала призыва. Как вы думаете, будет ли удовлетворена его просьба. Ответ пояснить.

(сл. 4)

Проблемная ситуация

Жители и гости города Волгограда, решившие покинуть его пределы

воздушным путем, неожиданно столкнулись с неприятной необходимостью уплатить по 66 тысяч с каждого в дополнение к и без того не

малой стоимости авиабилета. Объяснялось все довольно просто: волгоградской администрации понадобились деньги на ремонт аэропорта.

На стене аэропорта появился плакат, объясняющий, что деньги взимаются в соответствии с законом Волгоградской области. Обираемые граждане ворчали, но платили исправно (хотя введенное правило противоречило федеральному законодательству).

(сл. 5)

Почему граждане ворчали, но не отказывались платить налог?            

Что нам нужно узнать, чтобы не попасть в такую же ситуацию?

Как вы думаете, какова тема нашего урока? Выскажите свои версии?

 (сл. 6)                                                                                                                 

Давайте остановимся на названии «Права и обязанности налогоплательщиков»

Согласны?

Скажите, какова цель урока?

(Предполагаемый результат)                                                                                                                                                                                                                                                                              

                     

(сл. 7)                                                                                               

Цель урока: получить знания о правах и обязанностях налогоплательщиков и

разумно следовать им, выполнять в жизни.

(сл. 8)

Какие вопросы нам надо

рассмотреть, чтобы достичь

поставленной цели?

План урока:

1. Понятия: налог, налогоплательщик, право, обязанность.

2. Права налогоплательщиков.

3. Обязанности налогоплательщиков.

4. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.

1.Рассказ ученика.

2.Ученик у доски выполняет письменно

3.Ученики работают по тексту

Конституции РФ

и находят статью

( ст.59)

1.Ученики разобрались в ситуации и объяснили, что нет. Надо подавать заявление за полгода до призыва. Места ограничены, могут и не удовлетворить просьбу.

Версии:

познакомится

с правами и

обязанностями

налогоплательщиков.

Версии: кто

такие

налогоплательщики?

их права?

обязанности?

3. Усвоение новых знаний.

Вводное слово учителя.

(5 мин.)

1.Объявление темы урока и цели занятия. (сл. 9)

2.Объяснение нового материала:

1.Значение налогов для государства.

Одним из непременных требований к человеку и

гражданину, который живёт в обществе и пользуется его благами, является обязательная уплата законно установленных налогов и сборов.

 С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества, обеспечивает социальную защиту своих граждан.

Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. (Учитель зачитывает высказывания, записанные на доске).

Данный принцип заложен в Российском законодательстве (СТАТЬЯ 57 Конституции).

Далее учитель задаёт вопросы о налогах:

а) что такое налоги? (сл. 10) РЕШ(видеоурок) 0:34-0:48

б) кто такие физические и юридические лица? (сл. 11)

в) какие виды налогов вы знаете? (сл. 12-13) 

РЕШ(видеоурок) 04:28 – 05:53

г) Как бы вы объяснили понятие «налогоплательщик»?

РЕШ(видеоурок) 1:32 – 1:42

(сл. 14) НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК – это субъект, участник отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.                                                                                                                                                                                                                                              

д) Как вы объясните понятие «право»?   (сл. 15)

ПРАВО – это узаконенная возможность что-то делать,

осуществлять.

е) Как вы объясните понятие «обязанность»? (сл. 16)                                                                                                                                                                                                                              

ОБЯЗАННОСТЬ – это действие, возложенное на кого-либо и безусловное для выполнения.

Итак, мы разобрались с понятиями, необходимыми для изучения темы.

Вывод: Налоги являются главным источником доходов государства. Порядок и условия налогообложения в России определяются Налоговым Кодексом РФ и другими законодательными актами государства.

1.Ученики читают высказывания, записанные на доске и дают свою оценку.

2.Ученики работают с текстом Конституции РФ и находят ст. 57.

3.Ученики отвечают на вопросы.

4.Ученики записывают

4. Проверка понимания 

Групповая работа

(10 мин.) 

Исследовательская работа «Права и обязанности налогоплательщиков».

2. Права и обязанности налогоплательщиков. (сл. 17)

Переходим ко 2 вопросу

Предлагаю поработать в группах, по инструкции.

У нас будет 2 группы.

1 группа – эксперты по правам,

2 группа – эксперты по обязанностям налогоплательщиков.

 Каждая группа получает конверт с карточками, на которых записаны права и обязанности.

Эти определённые права налогоплательщиков сочетаются только с обязанностями своевременно и в полном объёме уплачивать налоги и сборы, установленными в законе.

Ученики

самостоятельно работают с учебником (стр.52-53) и

дополнительным материалом.

5.Первичное закрепление 

Разбор заданий ЕГЭ

(5 мин.)

Решение задач, которые могут встречаться в заданиях ЕГЭ:

1.Верны ли следующие суждения о налогах? (сл. 18)

А) Прямые налоги представляют собой обязательные

платежи в казну с доходов и имущества граждан и

предприятий;

Б) Косвенные налоги взимаются в казну только в

случае превышения доходов граждан и фирм над расходами.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

2.Гражданин РФ Илья Сергеев является собственником небольшого предприятия, оказывающего бытовые услуги населению. Он регулярно уплачивает налоги. Что из перечисленного относится к обязанностям налогоплательщика? Запишите цифры, под которыми они указаны. (сл. 19)

1) уплачивать законно установленные налоги

2) требовать от налоговых органов соблюдения налоговой тайны

3) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки деятельности его предприятия

4) вести в установленном порядке учёт своих доходов (расходов), если это предусмотрено законом

5) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений

6) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законом.

3. Петр Сергеевич решил организовать фирму по пошиву свадебных платьев. Он обратился за консультацией в налоговые органы по месту своего учёта, чтобы узнать, какие налоги и в каком размере он должен будет уплачивать. (сл. 20)

Обязаны ли налоговые органы предоставлять ему

такую информацию?

 Свой ответ обоснуйте.

4.Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.

Откройте учебник и внимательно прочитайте текст.

В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признаётся виновно совершённое противоправное ( в нарушение законодательства о налогах и сборах )деяние (действие или бездействие ) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

 Вопрос о конкретных видах и размерах ответственности участников налоговых органов решается следующими нормативными актами:

а) Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в РФ»;

б) Закон РФ от 21 мая 1992 г. «О Государственной налоговой службе РФ»;

в) Кодекс об административных правонарушениях;

г) Уголовный Кодекс;

д) Таможенный Кодекс;

е) Закон РФ от 24 июня 1993 г. «О налоговой полиции».

Каковы особенности юридической ответственности за них?

Учитель обращается к ученикам и делает вывод: Нам всем полезно познакомиться с содержанием федеральных законов, регулярно следить за внесением в них изменений, для того, чтобы знать свои права и обязанности как налогоплательщика. 

Ученики слушают внимательно. У них на столах имеются распечатки заданий

Ученики отвечают: верно только А.

Ученики отвечают:

145.

Ученики отвечают:

Да. Обязаны.

Закрепление

8 минут

Давайте, сейчас мы закрепим тему. (сл. 21)

Поработаем с приложением Kahoot.

Рефлексия

4 мин.

Давайте составим синквейн.   (сл. 22)

1 группа – работаем со словом ПРАВО. (сл. 23)

2 группа – работаем со словом НАЛОГ. (сл. 24)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

2 мин.

Параграф 13, стр.52-53.  (сл. 25)

Написать эссе на тему: «В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то, что он может давать всегда»                           (Ш.Л.Монтескье).

Записывают д/з.

Подведение итогов

2 мин.

Оценивание знаний учащихся с комментированием


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав"

Цели: Познакомить детей с представлением о правах и обязанностях, научить применять их в жизни. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.Представляю сцен...

Внеклассное мероприятие по праву. "Имею право, но обязан"

В каждом обществе есть свои права и обязанности,  которые все должны знать и помнить. Мероприятие "Имею право, но обязан" поможет ребенку запомнить основные права и не забывать про обязанно...

открытый урок права "Права и обязанности членов семьи"

Данный урок является первым в разделе "Права и обяаннности и ответственность членов семьи" в соответствии с программой курса «Право» для профильного уровня обучения учащихся 11 класса общеобразовател...

Классный час на тему: "Мои права и обязанности в ОУ. Правила поведения на улице с незнакомыми людьми"

Методическая разработка содержит информацию о правах и обязанностях учащихся. Позволяет обсудить практические ситуации. Содержит краткую информацию о безопасном поведении на улице и с незнакомыми людь...

Тест "Права и обязанности налогоплательщика"

Тест в офрмате ЕГЭ по теме "Права и обязанности налогоплательщика" к УМК Боголюбова. Может быть использован в качестве тренировочного материала учащимися и педагогами при подготовке к ЕГЭ по предмету ...

Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»

Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»...