Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему «роль государства в экономике»
методическая разработка по обществознанию (11 класс)

Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему

 «Роль государства в экономике»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания

ГБОУ средней школы № 296

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 Коваленко Т.Б.

Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему

 «Роль государства в экономике»

Цель урока:

-повторить знания, полученные по экономическим темам;

-рассмотреть причины регулирования экономики государством;

-изучить два взгляда на роль государства в экономике;

-рассмотреть основные механизмы государственного регулирования экономики;

развивать умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал;

Задачи:  

Планируемые результаты обучения:  

Предметные: - понять смысл понятия налоги;  

- овладеть опытом решения проблем;  

- овладеть опытом проектной деятельности;  

 Метапредметных: - умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;  

- выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.

 - умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).  

- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.  

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;  

- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

 - формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

 -  владение  умениями  совместной  деятельности:  согласование  и  ко-ординация  деятельности  с  другими  ее  участниками;  объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

 Личностных:  - Стимулировать способность иметь собственные мнения.

- Выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми и научиться ничего не принимать на веру.

 - Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.  

Тип урока: комбинированный  

Ход урока:

1.Организационный момент урока .Ознакомление с целями и задачами урока.

Ответим на несколько вопросов:

-Что такое экономика?

-Какие основные вопросы решает экономика?

-Какие типы экономических систем Вам известны?

2.Объяснение новой темы

Тема сегодняшнего урока роль государства в экономике. Как вы думаете ребята государство вмешивается в экономику.? При каком типе экономических систем государство полностью управляет экономикой? А при рыночной экономике государство должно вмешиваться в экономику или нет .Вот на эти проблемы мы сегодня попытаемся дать ответ.

  • Проблема: нужна ли рынку помощь государства? На основании текста учебника (с.73) и знаний о рыночной системе ответьте на поставленный вопрос используя метод SWOT – анализ.
  • SWOT – анализ
    Проведение SWOT – анализ представляет собой заполнение матрицы, состоящей из четырех блоков, в центре матрицы записываем факт, явление, проблему, требующую исследования, а по блокам матрицы
    S – сильные стороны изучаемого явления (англ. strengths – сильный)
    W – слабые стороны изучаемого явления (англ. weaknesses–  слабый)
    О – возможности применения (англ. opportunities – возможности)
    T – угрозы применения (англ. threats – угрозы)

Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования, потому что действуя стихийно законы рынка часто дают не только положительный эффект ,но и порождают негативные тенденции а экономике, такие как кризисмонополизм ,безработица. Сегодня государство все более активным участником рыночных отношений, проводя ту или иную экономическую политику .

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/06/03/metod.razrabotka_balashov_a.o.docx_image3.jpg

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/06/03/metod.razrabotka_balashov_a.o.docx_image2.jpg

Задание: прочитайте статью в журнале «Вопросы экономики»  В.Папава «Роль государства в современной экономической системе» охарактеризуйте ВЗГЛЯДЫ НА РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В  ЭКОНОМИКЕ (проанализируйте ситуацию изучив разные точки зрения).

Учитель: В спорах ученых-экономистов о способах и масштабах вмешательства государства в экономику можно выделить два взгляда: монетаризм и кейнсианство .Позиция монетаристов (Д.Юм.,М.Фридман) больше освободить экономику от опеки государства Кейнсианское направление (англ экономист Дж. Кейнс) считают необходимым большее вмешательство государства в рыночную экономику.

Учитель: Какую позицию выбрали бы вы?

Ответы учащихся.

Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей.

Работа с учебником:  стр. 67

Какие экономические цели у  государства в рыночной экономике?

Учащиеся перечисляют:

1.обеспечить экономический рост;

2.создать условия экономической свободы;

3. обеспечивать экономическую безопасность и экономическую эффективность

4.заботиться об обеспечении полной занятости;

5.оказывать помощь тем, кто не может себя полностью обеспечить, и др.

Записать в тетрадь таблицу: «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА»

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

защита прав собственности; поддержка конкуренции (антимонопольная политика); поддержка малого бизнеса, экологическая политика.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ

(товаров и услуг)

оборона, здравоохранение, образование, культура, СМИ, прочее.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

фундаментальная наука, энергетика, промышленность, строительство, сельское хозяйство. инфраструктура.

ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

пенсии, пособия по безработице, дотации малоимущим и многодетным семьям.

СТАБИЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

преодоление инфляции, обеспечение полной занятости, баланс экспорта и импорта, преодоление экономических кризисов.

Учитель: Какими методами осуществляется воздействие государства на рыночный механизм?

(прямого и косвенного регулирования.).

Составьте схему путей воздействия государства  на рыночный механизм

Работа с учебником стр. 69-70

Схема: пути  воздействия государства на рыночный механизм

  Прямое регулирование                                                              Косвенное регулирование

(использование преимущественно 

                                                                                                               ( использование

административных методов)                                                           экономических методов)

  законодательная                                                                                монетарная

  деятельность                                                                                      и фискальная политика

Задание: приведите примеры прямого и косвенного методов воздействия?

После обсуждения в схеме появляются дополнения

Примеры административных методов:

Выдача лицензий на деятельность; Контроль над ценами и качеством продукции; Гос финансирование секторов экономики, отраслей Дотации

Примеры косвенных форм:

Регулирование объемов денег в обращении Политика в области налогообложения Таможенные пошлины и др.

Учащиеся переносят схему в тетрадь.

Таким образом, какой вывод мы делаем ребята. Государство должно вмешиваться в современную экономику или нет ? Ответы обучающихся.

Отрасли экономики, которые должны контролироваться государством: оборона, внутренняя безопасность, дипломатия, производство вооружения, лекарств и наркотических средств и т. д.

Отрасли, которые можно отдать в частные руки, но не полностью: СМИ, образование, культура, здравоохранение, связь, дороги.

Важные отрасли, но не представляющие интереса для частного бизнеса: экология, фундаментальная наука.

Вывод учителя: Вмешательство государства в современную экономику является необходимым фактором ,а основные направления его экономической деятельности сводятся к следующим :

разработка, принятие и организация выполнения рыночного законодательства (правовой основы рынка);

обеспечение сохранности рыночного механизма и создание условий для его нормальной работы ,сглаживание структурных и региональных диспропорций в экономике, организация экологически безопасного производства ;

-гарантированное осуществление справедливого распределения доходов.

4.Рефлексия .«Плюс-минус-интересно» Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности как своей, так и всего класса.   Предлагается заполнить таблицу, состоящую из трех граф.

 Оценивание работы обучающихся на уроке.

5.Домашнее задание: 

1. Изучить параграф 7-8учебника

2. Выполнить тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....

Методическая разработка урока по обществознанию 9 класс. Тема:Религия (в рамках реализации ФГОС ООО)

Данный методический материал был разработан для проведения открытого мероприятия по ФГОС в раммках работы районного методического семинара....

Методическая разработка урока литературы в 8 классе на тему "Роль композиции в понимании идейного содержания рассказа Л.Толстого "После бала""

Данный материал представляет собой разработку урока ,который сопровождается презентацией , комментирующей основные этапы работы и содержащий иллюстрации к произведению.В качестве домашнего задания обу...

Методическая разработка урока по обществознанию 6 класс тема"Социальные различия в обществе"

"Благоразумен тот, кто не печалится о том,чего не имеет" Демокрит, древнегреческий философ...

Методическая разработка урока по обществознанию 10 класс (профильный уровень) по теме "Сущность человека как проблема философии"

Данная тема является ключевой в  курсе обществознания. Она замыкается на все без исключения разделы учебника, имеет выход на актуальные проблемы российского общества и глобальные проблемы совреме...

Методическая разработка урока по обществознанию 6 класс с использованием ЭФУ "На пути к жизненному успеху"

Методическая разработка урока по обществознанию 6 класс с использованием ЭФУ "На пути к жизненному успеху"...