Авторская программа по внеурочной деятельности: «Гражданин-общество-мир»
методическая разработка по обществознанию

Гаджиева Эльнара Кабустановна

      Элективный курс «Гражданин – общество – мир» предназначен для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы и построен на основе государственного образовательной стандарта по обществознанию. Курс является интегративным, включает знания различных общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения, этики) в адаптированной для учеников 10 класса педагогически целесообразной форме.

      Данная учебная программа рассматривает темы, охватывающие общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, а также изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем.

Содержание курса, прежде всего, практико-ориентированно, а также направлено на подробное изучение тем и вопросов, которые недостаточно могут быть изучены в ходе уроков обществознания.

     Работа курса построена на интеграции теоретического учебного материала и активной практической деятельности учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_grazhdanin-obshchestvo-mir.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя школа №9

   СОГЛАСОВАНО                                                                                   «Утверждаю»

   Протокол заседания                                                                        Директор МБОУ СШ №9

педагогического совета                                                               Приказ от _________ № ____

        МБОУ СШ №9                                                                       _________/____________/

     от ___________ №___

Авторская программа внеурочной деятельности:

«Гражданин - общество - мир».

Разработала:

 учитель истории и обществознания

Гаджиева Эльнара Кабустановна

Учебная программа элективного курса по обществознанию для учащихся 10 класса «Гражданин-общество-мир».

Автор - составитель: Гаджиева Эльнара Кабустановна учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ СШ №9 г. Гуково, Ростовской области.

Аннотация

      Элективный курс «Гражданин – общество – мир» предназначен для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы и построен на основе государственного образовательной стандарта по обществознанию. Курс является интегративным, включает знания различных общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения, этики) в адаптированной для учеников 10 класса педагогически целесообразной форме.

      Данная учебная программа рассматривает темы, охватывающие общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, а также изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем.

Содержание курса, прежде всего, практико-ориентированно, а также направлено на подробное изучение тем и вопросов, которые недостаточно могут быть изучены в ходе уроков обществознания.

     Работа курса построена на интеграции теоретического учебного материала и активной практической деятельности учащихся.

  1. Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Гражданин-общество-мир» ориентирована на 10-ые классы из расчёта 1 час в неделю - 34 часа в учебный год, срок реализации программы – 1 год.  Данный курс создан не дублировать содержания уроков обществознания, а вовлекать учащихся в активное социокультурное пространство своего города, региона, государства, мира в целом на основе полученных знаний.  Курс направлен на формирование умений практического применения полученных знаний в дальнейшей жизни и деятельности.

 Программа элективного курса «Гражданин. Общество. Мир» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089  «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования».
  3. Приказ Минобрнауки России от 09.03.2014 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».  
  4. Приказ Минобрнауки России от 17.12.10 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  5. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

Актуальность программы определяется основными тенденциями современного образования гуманизацией и гуманитаризацией, а также приоритетным направлением патриотического воспитания школьников.  Импульсом к возрождению и созданию педагогической модели гуманитаризации является стремление преодолеть формальный, абстрактный характер обучения, вводя образование в широкое культурное пространство, где культура выполняет корректирующую функцию в развитии науки.

Курс позволяет успешно организовывать самостоятельную работу учащегося и различные методами и формами работы (написание кратких эссе, участие в проектах по предложенным темам, проведение волонтерских мероприятий и многое другое).

Основная функция учителя состоит в тьюторской поддержке учащегося.

Немаловажным является и то, что курс в целом выстраивается как система

актуализированного диалога, что обеспечивается активным использованием

современных методов обучения и современных коммуникативных

технологий.

     Цель данной программы создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи курса: 

  • Формирование у детей социально-патриотических взглядов и убеждений, любви к Родине и ее истории.
  • Обеспечение полноценной социализации подрастающего поколения, активное вовлечение детей в посильное решение социальных, экономических, культурных, экологических и т.д. проблем.
  • Воспитание уважительного отношения к нормам, законам и Конституции страны.
  • Создание условий для формирование правовой культуры личности, развития положительного отношения к конституционным правам и свободам граждан, соблюдения законов.
  • Формирование уважительного отношения к религии своего народа и иным религиозным конфессиям, находящимся на территории страны.

     Используемые технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология: как при проведении очного формата работы так и   дистанционное подключение (платформs  Zoom, Sferum), компьютер, мультимедийный проектор, Интернет: формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы; развиваются познавательные способности обучающихся.
  • Кейс-технология: умение анализировать и отбирать информацию для решения заданной задачи; выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их; выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.
  • Проектная технология: система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.
  • Здоровьесберегающие технологии: совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов, система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение и укрепление здоровья школьника на всех этапах его обучения и развития. 
  • Педагогика сотрудничества: совместное обучение, в процессе которого учащиеся работают вместе, коллективно добывая новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде. Данная технология позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс. Каждый отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по команде.

    Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами: – частично-поисковый, исследовательский, проектный, лекционный, индивидуальная и групповая работа.

Комбинируются различные виды контроля знаний: текущий контроль, тематический, обобщающий.

  1. Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества;
  • сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;
  • сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
  • осознанный выбор будущей профессии на основе понимания еѐ ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;  владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты:

  • сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
  • сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
  • сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
  • владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

  1. Содержание элективного курса «Человек. Общество. Мир»

10 класс  (34 часа)

Введение (1 часГражданин. Общество. Мир. Взаимосвязь всех структурных элементов социума.

Раздел 1. Гражданин (12часов) 

Теоретическая часть занятий: Понятие термина – гражданин, отличие человека от гражданина. Способы приобретения гражданства ФР. Естественные права человека. Конституционные права человека. Права человека в документах международного права. Основные права и обязанности гражданина РФ (личные, политические, экономические, культурные, социальные). Положительные аспекты гражданства РФ.  Ценностные ориентиры личности. Понятие патриотизм и гражданственность, основные качества которыми должен обладать патриот.

Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Качества выдающиеся личности. Единство свободы и ответственности личности.

Практическая часть занятий: написание эссе по любой из тем: Я – гражданин! А это значит…», «Нравственные качества личности, которые я ценю…», «Что значит быть патриотом?». Работа с НПА, умение применять статьи различных законов и подзаконных актов при решении паровых задач. Участие в волонтерских акциях: Благоустройство памятных мет; Слава в веках.

Раздел 2. Общество (8часов)

Теоретическая часть занятий: Основные элементы системы общества их взаимосвязь, зависимость, функции. Взаимодействие общества и природы. Общество как сложная динамичная система. Противоречивость общественного развития. Неразрывность общества и культуры. Социальная структура религиозные, экономические, юридические способы стратификации общества, их изменения в истории. Социальные отношения и взаимодействия, влияние их на формирование отдельной личности. Виды социальных взаимодействий.

Практическая часть занятий: подготовка докладов о развитии и становлении различных социальных наук.  Круглый стол: «Современное общество: проблемы, противоречия, перспективы». Круглый стол: «Общество и природа»

Раздел 3. Мир (12часов)

Теоретическая часть занятий: Типология обществ их связь с мировой системой. Процессы глобализация и становление единого человечества.   Последствия процесса глобализации: позитивные и негативные. Глобальные проблемы человечества политические, экономические, экологические, социальные. Причины возникновения глобальных проблем. Основные направления решения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества. Особенности современного мира. Что нас разделяет, многообразие форм культуры. Культура и духовная жизнь. Восток и Запад диалог культур. Средства массовой информации. Религия и язык как явление культуры. Мировые и локальные религии в современном мире. Культурные различия и современные конфликты.

Практическая часть занятий: Круглый стол на тему: «Феномен мирового лидерства. Россия в глобальной конкуренции», «СМИ – четвертая власть». Написание эссе на тему: «Глобальная безопасность в современном мире». Доклады на тему: «Восток и Запад диалог культур»

Итоговое занятие (1 час) подведение итогов года по курсу (анализ деятельности, значение).

Список источников для реализации программы курса:

Учащимся:

  1. Обществознание: Полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А. Баранова. Изд. перераб. и доп. – Москва, АСТ: Астрель, 2018.
  2. Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. -  Москва, 2019.

Учителю:

  1. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm -Образовательные ресурсы Интернета  обществознание.
  2. http://www.hpo.org  – Права человека в России.
  3. http://www.chelt.ru  – журнал «Человек и труд».
  4. http://www.ant-m.ucoz.ru/  -"Виртуальный кабинет истории и обществознания".
  5. http://www.mon.gov.ru  – Министерство просвещения.
  6. http://www.probaege.edu.ru  – Федеральный портал «Российское образование».
  7. http://pedsovet.org / -Всероссийский Интернет – педсовет.
  8. http://www.uchportal.ru/  -Учительский портал.
  9. https://www.consultant.ru/ - Консультант плюс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Английский язык и традиции. Театр на английском языке".

Данная программа может быть использована учителями английского языка, ведущими внеурочную деятельность по предмету. Срок реализации программы 3 года. Возраст детей 5 - 7 классы. Программа рассчитана н...

Авторская программа студии внеурочной деятельности "В мире слова, в мире книг"

Материал содержит пояснительную записку, тематический план, методическое обеспечение. Программа разработана для 4 класса....

Авторская программа кружка внеурочной деятельности "Умелые ручки" для 5-8 классов

Основная цель занятий кружка «Умелые ручки» - формирование знаний и умений, навыков в области вязания крючком, воспитание уважения к личности, заботы в первую очередь о родных и близки...

Авторская программа для внеурочной деятельности, разработанная для военно-патриотического воспитания.

Программа разработанна для внеурочной деятельности, и кружковой работы, военно-патриотических объединений и клубов.                         ...

Авторская программа по внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности «Этическая грамматика» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5-7 классов, воспитание личности подростков посредством ...