Опор. листы к ЕГЭ Раздел Человек
методическая разработка по обществознанию (11 класс)

Стебенёв Александр Васильевич

Опор. листы к ЕГЭ Раздел Человек

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opor._listy_k_ege_razdel_chelovek.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Раздел  2.   Человек.                                                                                    

Человек – высокоразвитое   биосоциальное  существо.  3 составляющих  в  человеке : биологическая (возраст, пол, раса…),  социальная (интеллект, личностные  качества, ценности, идеалы),  психологическая /выделяют  из  первых 2-х/ (темперамент, воля, характер).  Общее  с  животными (биологические  качества) : инстинкты, условные  рефлексы, биологические  потребности, эмоции, психика,  интересы.  Отличия  человека (социальные  качества)  :  способность  к  труду, сознание (разум, мышление),  речь, способность  к  творчеству, преобразование  мира, создание  культуры.

                                 ЧЕЛОВЕК  может  рассматриваться  как…

Индивид – человек  как  носитель  биологических качеств, свойственных  всем   людям (биологический  организм)

Индивидуальность – человек  как  носитель  неповторимых  своих  биологических  и  социальных  качеств

Личность – человек  как  носитель  социальных  качеств (мышление, речь, труд, социальные  потребности   и духовные  ценности, совместная  деятельность, самореализация,  знания  и  умения, мировоззрение, мораль , профессионализм… психические  качества (сила  воли,  целеустремлённость…             Качества  личности  формируются  в  обществе,  во  взаимодействии  с  другими  людьми.

Творец – человек  как  создатель  нового, своеобразного, необычного

                                                                                                                                                                                     Поведение – активность  живых  существ (и  животных, и  человека);  побуждается  инстинктами  и  рефлексами, направлена  на использование  природы, поиск  средств, удовлетворение  потребностей.                                                                                                                                                                  

Деятельность – активность  человека (психическая  и  физическая), регулируемая  сознанием. Это  сознательная, целеполагающая, созидательная  активность.   Отличия от поведения  животных : создание образа  ожидаемого  результата (выдвижение  целей), осознанный  выбор,  самоконтроль,  самосознание, ценностные  ориентиры, направлена  на  преобразование  среды.

Структура  деятельности :  цель (идеальный  образ  результата) – мотивы(побудители) –средства (с  помощью  чего  происходит) – действия (конкретные  шаги, поступки)  - результат (реализованная  цель).  Субъект   деятельности -тот, кто действует.   Объект – то, на что  направлена  деятельность.      

 Виды  деятельности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

По  сферам  : политическая (государственная, военная, партийная), экономическая (производственная, торговая, потребительская), социальная (гражданская, патриотическая, национальная), духовная (культурная - научная, образовательная, религиозная).                                                                                

По  целям и сферам :  материально-производственная ,  социально-преобразовательная ,   ценностно-ориентированная,  духовно- познавательная,   -прогностическая,  - изобретательская.                            

По  результату : практическая (реальный, ощутимый  результат)    и   теоретическая (результат  -в  уме,  на  бумаге,  в  замысле).

По  числу  людей : индивидуальная, групповая,  массовая.

По  степени  новизны и  монотонности (однообразная, шаблонная, новая, инновационная.

                                                                                                                                   

По  характеру  взаимодействия :                                                                                                                      -  Общение   (наличие партнёра., обмен  информацией, взаимные контакты)                                                                  -  Труд    (создание благ, специальная   подготовка, полезный  результат,  применение  знаний)                                                             -  Познание,  учение  (приобретение  знаний  и  умений,  освоение  способов )                                                                                                                                                                      -  Игра (воображаемая  обстановка, исполнение  ролей, особые  правила)                                              -  Управление,  служба (властные  полномочия,  субординация,  определённые  роли)                         -  Творчество  (результат – новое,  необычное,  своеобразное).                                                                      

Потребности -  это  необходимости,  нужды  человека. Могут  быть нормальными, полезными  и  вредными. Играют  роль  мотивов  поведения  и  деятельности  наряду  с интересами,  убеждениями  и  идеалами.

Виды  потребностей  :                                                                                                                                        естественные (другие названия: биологические , физиологические, природные ,врождённые,  органические)/все они также - первичные/ :в питании, в продолжении  рода, в самосохранении, в движении, в  дыхании…        социальные /считаются также вторичными/ :   в труде, в общении, в  социальной  активности,  в уважении, в совместной  деятельности; из  социальных  выделяют   престижные (в  признании  обществом,  в  возвышении  в  обществе, в  карьерном  росте),                                                                                                                                               идеальные (духовные) : в  культурных  ценностях,   в  познании, в  смысле  жизни,  в  самовыражении…       Из  идеальных иногда  выделяют   особо   экзистенциальные  ( в самосознании, в самовыражении),               эстетические (в  стремлении  и  понимании  красоты).  

Интересы («иметь  значение») – индивидуальные  и  групповые  конкретные  потребности  человека,  обусловленные  его  положением  и  мировоззрением. Убеждения – устойчивые  взгляды  человека  на  мир,  его  принципы  жизни. Идеалы – совершенства, высшие  устремления  человека, его  цели.  Ценности – качества и показатели,   ценимые  в  обществе  и  человеком  (гражданственность,  патриотизм,  порядочность,  совесть, богатство, приспособленчество).

Мировоззрение – система  взглядов  на  мир,  общество,  жизнь,   своё  место  в  жизни. 3 основных  типа  мировоззрения : обыденное (житейское)- стихийное, упрощенное;    религиозное – на  основе  веры, религии;   научное – на  основе  науки.

Способности – возможности, особенности,  ведущие  к  успеху  в  какой-либо  деятельности,  развивающиеся  у  человека  из  природных  задатков  под  влиянием  общества и самим  человеком.  Талант – высшая  степень  развития  способностей,  дающая  высокие  результаты.                                                                                  Гениальность – высшая  степень  таланта,  когда  создаются  высокие  образцы  культуры.

Социальное  поведение –это  нормальное  поведение  человека, в  соответствии  с  социальными  нормами (обычаи, традиции, мораль, право),  регулирующими  отношения  в  обществе. Асоциальное – ненормальное, против  социальных  норм  и  против  общества. Девиантное поведение  личности – необычное,  необщепринятое;  может  быть  позитивным (положительным),  нейтральным  и  негативным (вредным)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита раздела образовательной программы "ОбраЗ". Раздел "Человек, как субъект общения"

В данном материале представлен текст защиты одного из разделов социально-педагогической программы "ОбраЗ", занятие к данному разделу....

Рабочий лист "Образование в жизни человека"

Рабочий лист к уроку обществознания "Образование в жизни человека" в 5 классе...

Маршрутный лист по разделу "Человек в зеркале искусства"

Маршрутный лист для изучения раздела курса Искусство 8 класс в технологии SKRAM. Схема поурочного оценивания...

Конспект открытого урока для детей с ОВЗ ( ТМНР) Раздел "Человек" Тема "Части тела и лица человека"

Использованипе дидактичесских игр, стихов с движениями, видео , игрушек для формирования  понятий части тели и лица человека с детьми , имеющие диагноз ТМНР, отсутствие общеупотребительной речи...

Опор. листы к ЕГЭ Раздел Общество

Опор. листы к ЕГЭ Раздел Общество...

Опор. листы к ЕГЭ Раздел Познание

Опор. листы к ЕГЭ Раздел Познание...

Опор. листы к ЕГЭ Раздел Соц. сфера

Опор. листы к ЕГЭ Раздел Соц. сфера...