Опор. листы к ЕГЭ Раздел Познание
методическая разработка по обществознанию (11 класс)

Стебенёв Александр Васильевич

Опор. листы к ЕГЭ Раздел Познание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opor._listy_k_ege_razdel_poznanie.docx32.35 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Раздел  3.  Познание.

Познание – это  процесс  постижения  истины,  движение  от  незнания  к  знанию,   процесс  отражения  действительности  мозгом (разумом)  человека,  отражение  объективной  реальности (материи, бытия)  в  сознании  человека (сознание – продукт  деятельности  мозга  человека).

                                              2  ступени (типа, вида) познания  

                      Чувственное познание                                     Рациональное познание     

 ощущения     восприятие     представление                понятие       суждение       умозаключение

Чувственное познание (при  помощи  органов  чувств) свойственно  и  животным,  и  человеку; включает:    ощущения (отражение  отдельных  свойств  предметов  органами  чувств);       восприятие (целостный  образ  предмета  при  его  воздействии  на  чувства  человека);     представление (образ  предмета  без  непосредственного  воздействия  его  на  человека).                                              

Рациональное познание (абстрактное  мышление) (при  помощи  разума,  мышления)  включает :     понятие (абстрактное  обобщение  группы  предметов  на  основе  общих  признаков,  мысль  о  предмете  в  общем);       суждение (взаимосвязь  понятий,  связь  понятий);    умозаключение (вывод  на  основе  суждений,  связь  суждений).

Структура процесса  познания :       Цель         мотив         средства         действия          результат

                                                                                         субъект               объект

Виды  знания( познания).                                                                                                                                     Философское – основано  на  философских  теориях  с  жёсткой  логикой, охватывает  самые  общие  вопросы  жизни;  основа  мировоззрения.                                                                                                                                                                                      

Обыденное,  житейское – на  жизненном  опыте, житейской  мудрости, наблюдениях  и  здравом  смысле,  не  требует  доказательности,  происходит  стихийно.                                                                                                                          

Религиозное , мифологическое– на  религиозных  догматах  или  мифах,  на  вере,  не  требует  доказательств.                                                                                                                                                            Паранаучное (вненаучное) – на  основе  особых вненаучных учений, с  особой  терминологией,  примеры (а  не  факты)  из  непознанного /астрология, хиромантия, о  НЛО/.                                                                        

Художественное – средствами  искусства, с  художественным  вымыслом - образом, очень  индивидуально и субъективно, эстетическое  осмысление  действительности.                                                                                                          

Научное  – основано  на  фактах  и  логике, на  исследованиях, целенаправленное  знание.                    2  уровня  научного  познания :                                                                                                                    1) эмпирический :  наблюдения, эксперименты, сбор и  описание, фактов,  накопление  информации, измерение;                                                                                                                                                       2) теоретический : обобщения, аналогия, моделирование, анализ  и  синтез, выводы, гипотезы, законы, теории  /все  науки/.                                                                                                                        Принципы  науки :  объективность, проверяемость, обоснованность, системность.

Рационалисты - учёные, отдающие  предпочтение  в  познании разуму. Мышлению, то есть  2-ому  уровню  познания.                                                                                                                                                  Эмпирики и  сенсуалисты - учёные, отдающие  предпочтение  в  познании  наблюдениям  и  экспериментам,  чувствам, то есть  1-ому  уровню  научного  познания.                                                                   Агностицизм – направление  в  философии, отрицающее  объективное  познание.

Социальное (гуманитарное)  знание (познание) – об  обществе  и  человеке;  имеет  свои  особенности : совпадение  субъекта  и  объекта  познания; сложность  и  изменчивость  объекта;  ограниченность  в  применении  наблюдений  и  экспериментов; трудности  с  объективностью (связь  с  политикой  и  взглядами  субъекта).          

Самопознание – знание  о  себе,  познание  самого  себя,  внешнего  образа  «Я»  и  своего  внутреннего  мира. Начинается  в  раннем  детстве  с  различения  себя,  самоузнавания. Продолжается  всю  жизнь. Может  быть  спонтанным, произвольным  и  целенаправленным.                                  Самооценка   личности = достижения и успехи / притязания и цели. Чтобы  повысить  самооценку,  надо  повышать  успехи  или  снизить  притязания. Самопознание  и  самооценка  очень  важны  для  сознательной  личности.

Истина –цель  познания; знание, отражающее объективные  свойства  предмета;  это  знание,  соответствующее  реальности, предмету  познания ; объективное  знание, то  есть  не зависящее  от  субъекта.                                                                                                                                                                        

Абсолютная  истина -полное  совпадение  с  объектом, неопровержимое  знание; Абсолютная  истина  недостижима, так  как  изменяется  сама  реальность , она  бесконечна, а  возможности  познания  ограничены.                                                                                                                                                        

Относительная  истина - неполное, малое  или  большое, неточное  знание;   текущий  уровень  знаний.  Все  знания  людей  и  научные  достижения – относительно  истинны.        Результат  познания, воплощённый  в  конкретный  предмет – это  продукт, сделанный  после  познания или  в  результате  его (статья, книга, изделие…).                                                                                                      

Критерий  истинности (то,  чем  проверяется  истинность) – практика в  широком  понимании ( опыт, эксперимент, жизнь).  Она  же – основа  познания (то  есть  практика  ставит  вопросы  для  познания)  и  цель  познания (то  есть  на  практике  реализуются  итоги  познания).

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

типовые вопросы раздела "Познание" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

типовые вопросы раздела "Познание" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...

Цифровой ресурс «Тематическое тестирования по обществознанию. 11 класс» (раздел "Познание")

Учащимся производится выполнение заданий за определенный промежуток времени. Программа автоматически считает количество правильных/неправильных ответов, после чего показывается подробный отчет с указа...

Развернутый план-ответ по разделу ПОЗНАНИЕ. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

Истина и ее критерии. 1) Понятие об истине./ Истина – идеальная цель познавательной деятельности. 2) Виды истины: а) абсолютная истина (полное, исчерпывающее достоверное знание о мире); б) непол...

Зачет по обществознанию по разделу "Познание" для 11 класса

Зачет по обществознанию по разделу "Познание" для 11 класса (подготовка к ЕГЭ)...

Опор. листы к ЕГЭ Раздел Общество

Опор. листы к ЕГЭ Раздел Общество...

Опор. листы к ЕГЭ Раздел Человек

Опор. листы к ЕГЭ Раздел Человек...

Опор. листы к ЕГЭ Раздел Соц. сфера

Опор. листы к ЕГЭ Раздел Соц. сфера...