Опор. листы к ЕГЭ Раздел Общество
методическая разработка по обществознанию (11 класс)

Стебенёв Александр Васильевич

Опор. листы к ЕГЭ Раздел Общество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opor._listy_k_ege_razdel_obshchestvo.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Раздел 1. Общество

Понятие  общества (социум). В  широком  смысле – это часть  мира, обособившаяся  от  природы, но  взаимосвязанная  с  ней;  это все  способы взаимодействия  людей  и  формы  их  объединения,  совокупность  людей  с  системой  многообразных  отношений. Примеры : «человеческое  общество»,  «российское  общество», «феодальное  общество».   /  В узком  смысле – группа  людей  для  совместной  деятельности , с общими  интересами : общества  книголюбов, шахматистов… /                                          

Общество – динамичная(то есть -развивающаяся, изменяющаяся, саморазвивающаяся)  система (взаимодействие  взаимосвязанных   подсистем  и   элементов , самоорганизация– сфер, способов,  институтов, форм…). . Прогресс –развитие  по  восходящей  линии, вперёд, от  низшего – к высшему. (Регресс -наоборот). Эволюция – медленный, постепенный прогресс, в многообразны (по  том числе –реформы.  Революция – быстрый  скачкообразный  качественный  переход. Прогресс  может  быть  неодинаков  в  разных  сферах  и  противоречив. Критерии (определители)  прогресса  многообразны –по   сферам : уровень  экономики, производительность, уровень  жизни,  качество  образования, уровень  демократии, законность, моральность и т.д.

Общество  и  природа.  Общие  черты : динамичные  системы, развиваются  по  своим  законам,  части  материального  мира.           Различия : общество  создаёт  культуру ( природа  просто  воспроизводит  себя), имеет  свои  законы, состоит  из  активных  личностей.     Влияние  природы – на общество : первые  цивилизации -в долинах  крупных рек ,ирригация в Китае,  гибель Помпеи, специализация  сельского  хозяйства;          влияние  общества –на  природу : вся  хозяйственная  деятельность –это  преобразование  природы, исчезновение  видов, изменения природы  людьми.

4 сферы  общества :                                                                                                                                                экономическая – хозяйство, материальное  производство, обмен  и  распределение;                                  социальная – деление  общества  на  классы, группы, их  положение и  отношения, уровень  жизни;   политическая – действия  государства, власть  в  обществе, борьба  за  власть;                                           духовная – связана  с  моралью, религией, наукой, искусством. Все  сферы  одинаково  важны , взаимосвязаны   и  влияют  друг  на  друга…

Общественные  институты (установления) – это устойчмвые  формы  организации  людей ( организации, устройства  и  учреждения  в  обществе) : политические (государство, партии, парламент);  экономические (рынок, деньги, банки);   социальные (семья, образование, нации);    духовные (наука, религия, мораль, образование).

Общество  в  истории. 2 подхода  к  истории. Формационный (вертикальный  и цивилизационный (горизонтальный)

 Формационный

Цивилизационный

история  всех  народов  проходит  последовательно  5 ступеней (формаций) : первобытнообщинный  строй,  рабовладение, феодализм,  капитализм,  социализм ; в  каждой  формации  свои  базис (экономика)  и  надстройка (политика, общество, культура);  вся  история – это  переход  от  низшей  формации  к  высшей  через  борьбу  противоположных  классов  и   революции.      

все  народы  развиваются  своими  путями  и  создают  цивилизации – развитые  сообщества  со  своими  особыми  ценностями  и  качествами (культура, язык, государство, общество, экономика). Цивилизации  проходят  этапы  рождения, расцвета, упадка и гибели. В  истории  было  и  есть  множество  цивилизаций  /число  называется  разное, точно  не  определено, как  и  названия/.   //Другое  значение  понятия  «цивилизация» - ступень  в  истории  после  дикости  и  варварства, то  есть  цивилизованность,  культурность.//

Соотнесение  эпох, общественных  формаций  и  типов  общества.                                                                              

Эпохи

Формация (строй)

Тип  общества

Первобытность (от 2-х млн. -       до 4 тыс.до н.э.)

Древность (4 тыс.до н.э. – 5в.)

Средневековье (5 – кон.15 вв.)

Первобытнообщинная (равенство, общая  собственность

Рабовладельческая (частная  собственность, классы  рабов  и  рабовладельцев, рабство

Феодальная (частная  собственность  феодалов  на  землю, зависимость  и  повинности  крестьян)

Традиционное

Новое  время (15 -19 вв.)

Новейшее  время (от  нач. 20 в.)

Капитализм  (частная  собственность, личная  свобода, наёмный  труд)

Социализм (общественная  собственность, равенство  классов  и  групп, отсутствие  эксплуатации в экономике)

Индустриальное

+ Капитализм  современности

Постиндустриальное

3 типа  общества  в  истории.                                                                                                                          Традиционное (аграрное,  доиндустриальное) -   преобладание  сельского  хозяйства, экстенсивный  рост,   патриархальные  порядки, коллективизм, общинность, сословность, внеэкономичесое  принуждение, слабое  разделение  труда,  религиозность, господство  церкв.,                                         Индустриальное (от  начала  капитализма в16-17вв. в Голландии  и  Англии) -   преобладание  промышленности.  фабрики, промышленный  переворот,  замена    ручного труда  машинным, урбанизация, механизация  и  автоматизация, конвейер, интенсивный  рост,  индивидуализм, партнёрская   семья, рост  пауки  и  образования, светский  характер  культуры, массовая  культура.                                 Постиндустриальное  (со  2 пол. 20в. в самых  развитых  странах)– преобладание сферы  услуг,  информатизация  и  компьютеризация, развитая  инфраструктура, цифровые  средства  коммуникации, научно –техническая  революция,  большая  роль  науки, глобализация  экономики, инновации, // + сохраняются  признаки  индустриального  общества (кроме  первых  2-х)//.

Современный  мир  многообразен,  взаимосвязан, един  и  противоречив. Интернационализация (часто  её  называют  глобализацией) –это  объективный  процесс  взаимосвязанности, сотрудничества  стран, народов, фирм, людей.  Её  последствия : положительные - углубление  мирового  сотрудничества, международного   разделения труда, развития  техники,  интернет-сети,  расширение  возможностей;  отрицательные - ослабление  национальных  культур, ослабление  экономики  и  уровня  жизни  в  одних  странах  за  счёт  других. Глобализация  может  означать  господство  ведущих  стран  и  компаний (ТНК –транснациональных  корпораций)  над  остальными,  что  ведёт  к  монополизму  и  несправедливости.  Интеграция («включение») – углубление  сотрудничества  вплоть  до  объединения  в  организации : ЕС, Евразэс, НАФТА, БРИКС и другие.

Глобальные  проблемы – общемировые  проблемы,  угрожающие  всему  миру;  их  решение  возможно  только  всем  миром.  Экономические : истощение  ресурсов, кризисы, долги  бедных  стран.   Политические :угроза  ядерной  войны, терроризм,  войны,  фашизм. Социальные : бедность, голод, болезни  в  неразвитых  странах, «старение» населения  развитых  стран .      Экологические :влияние  человека  на  природу, загрязнение, потепление.  Духовные : аморальность, бескультурье,  религиозная  нетерпимость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации к урокам обществознания по темам раздела "Общество как сложная система"

Презентации к теме "Общество как сложная система" представляют материал о системном строении общества. основных сферах жизни общества и их взаимосвязи, противоречивости воздействия людей на природную ...

типовые вопросы раздела "общество" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

типовые вопросы раздела "общество" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...

Методическая разработка раздела "Общество и человек", 6 класс

Методическая разработка раздела "Общество и человек", 6 класс. Включает в себя Пояснительную записку, психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в...

Опор. листы к ЕГЭ Раздел Человек

Опор. листы к ЕГЭ Раздел Человек...

Опор. листы к ЕГЭ Раздел Познание

Опор. листы к ЕГЭ Раздел Познание...

Опор. листы к ЕГЭ Раздел Соц. сфера

Опор. листы к ЕГЭ Раздел Соц. сфера...