"Проблемы общения подростков" - проект ко Дню науки
материал по обществознанию (6 класс)

Меняются поколения, дети взрослеют, а проблемы общения подростков остаются. Как помочь им, родителям себе...Вечная тема...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект ко Дню науки50.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Богородицкая средняя школа

Смоленского района Смоленской области

Проект

на тему: «Проблемы общения подростков»

       Подготовили ученики

 6 Б класса: Цыбаненко Алёна,

 Аверченков Дмитрий,

Моисеев Артём.    

                                                         

 

                                                                      Учитель истории: Голенкова Елена

                                                                       Николаевна

д. Богородицкое

2019г.

План

  1. Введение
  2. Подростковый возраст, его особенности
  3. Главные личностные черты подростка
  4. Группы трудностей общения
  5. Общение со сверстниками - важнейшая проблема подросткового возраста
  6. Заключение
  7. Литература

«Главное - победа не над другими, а над самим собой - вчерашним»

  1. Введение. 

Мы обучаемся в одном классе шестой год. Нас не всегда устраивает то, как мы общаемся друг с другом. Как наши одноклассники иногда относятся к учителям, родителям. Эти вопросы мы неоднократно поднимали на классных часах, урока обществознания, индивидуальных беседах с классным руководителем, просто в общении друг с другом. Каждый из нас написал несколько мини-сочинений, в которых имели возможность высказать своё отношение на тему самовоспитания, отношения к маме, отношениях к своим одноклассникам и т.д..  Неоднократно участвовали в анкетированиях. Каждый из нас имеет возможность высказать своё мнение по назревшим вопросам. Не все ученики активны в этом вопросе, многие  отмалчиваются. Нас заинтересовал вопрос общения в подростковом возрасте, и мы решили узнать о нём как можно больше. Выступить на  Дне проектов и использовать свои знания на практике. Оказывать помощь в проблемах, возникающих у наших одноклассников во время общения друг с другом.

Как никогда остро назрел вопрос о проблемах общения в нашем классе. Говорить о проблемах подросткового возраста  бессмысленно, если не говорить об общении. К большому сожалению, мы обучаемся в таком классе, где эта проблема очень злободневна.

Представленное исследование является нашей попыткой понять суть того возраста, в котором, мы сами находимся.

Тема исследования актуальна потому, что мы испытывает сложности в общении. Каждый день радуемся и страдаем, а также получаем от прожитого дня не тот результат, которого ожидали. А ведь мы сами можем помочь себе

если разберёмся в сложном вопросе  общения

Наша гипотеза:  Если подросток задумается над проблемами общения, заинтересуется этим вопросом, а взрослые будут уделять достаточно внимания своему беспокойному подростку, понимая и принимая проблемы возраста, помогая справиться с ними, то взросление  ребенка подарит всем самые светлые воспоминания.

 Объект данного исследования – Группы трудностей общения, их составляющие.
  Цель работы: выявление степени актуальности  особенностей общения подростков. 

Мы ставили перед собой следующие задачи:  

  1. выявить степень актуальности проблемы  общения в подростковом возрасте и отражение этой проблемы в литературе;
  2. показать   негативные результаты несерьёзного отношения подростков и взрослых к общению в период взросления;
  3. определить роль общения в подростковом возрасте на формирование человека.

При работе над названной темой нами были изучены книги: 

Беличева Светлана Афанасьевна. Сложный мир подростка –

Мелибруда Е. Я –Ты – Мы: Психологические возможности улучшения общения

Проведено анкетирование среди учащихся класса.

Мы считаем, что анализ книг, знакомство с теорией, анкет -   позволило нам  понять, что  тема общения в подростковом возрасте очень важна для последующего взросления.

 Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростничество - это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни . Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. Актуальность данной темы заключается в том, что оно направлено на выявление причин, вызывающих трудности в общении, что в свою очередь является важным фактором успешного перехода от подросткового возраста к юношескому.

2. Подростковый возраст, его особенности.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста:

10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д. Обращаясь к отечественной истории, можно заметить, что возрастная терминология, касающаяся подростков также не была однозначной.

В толковом словаре В.И. Даля подросток определяете как “дитя на подросте” – 14-15 лет.

В академическом четырехтомном словаре русского языка1983 г. разъясняется, что подросток - это "мальчик или девочка в переходном от детства к юношеству возрасте от 12 до 16 лет ".

На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме.

В результате возникает кризис подросткового возраста.

Суть подросткового кризиса  составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увеличения (хобби).

Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.

Реакция группирования со сверстниками.  Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.

Реакция увлечения. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.

Они делятся на следующие виды:

  1. Интеллектуально-эстетические увлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т.д.).
  2. Накопительные увлечения (коллекционирование марок, пластинок, открыток).
  3. Эксцентрические (желание подростка быть в центре внимания ведет к увлечению экстравагантной одеждой).

Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми.

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выгодский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.

Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое “Я”, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростков, по мнению учёных является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.

Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, а значит предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования личности подростка.

3.Главные личностные черты подростка

В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.

Сухомлинский В.А. обобщает главные личностные черты, по его мнению, этими главными личностными чертами подростка являются следующие :

1. Непримиримость ко злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни – с другой.

2. Подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу, но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают.

3. Подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. При наличии потребностей к действию и желания самоутвердиться подросток еще не знает, как этого можно добиться.

4. У подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность.

5. В подростке очень сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой и хроническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Такие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью.

Прилив физических сил побуждает к деятельности. Не у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать.

4.Группы трудностей общения

Учёные  выделяют шесть групп трудностей общения

1 группа – трудности, связанные с неумением вести себя, незнанием что и как сказать;

2 группа – трудности, связанные с непониманием и неприятием партнера общения;

  1. группа – трудности, вызванные непониманием партнера общения,

 4  группа - трудности, связанные с переживанием неудовольствия, даже раздражения по отношению к партнеру;

  5 группа – трудности, вызванные общей неудовлетворенностью человека общением.

Таким образом, анализируя причины, вызывающие затруднения в общении, можно сделать вывод, что частыми причинами затруднений общения могут, по мнению исследователей выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления человека.

5.Общение со сверстниками - важнейшая проблема подросткового возраста

Проблема общения относится к числу важнейших для подростка и старшеклассника сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения в формировании личности подростковом и юношеском возрасте. Эти периоды весьма существенны для формирования основных структурных компонентов личности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому изучение проблем общения становится весьма актуальным. Ее актуальность резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.

С какими же реальными проблемами сталкивается подросток?
       Важнейшей для подростков
сферой жизнедеятельности является общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. В подростковом возрасте привлекательность тех или иных занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками. Общение становится для подростка способом самоутверждения. В общении со сверстниками у подростков соседствуют желание “быть как все” и одновременно - выделиться, отличиться, получить признание сверстников и заслужить их уважение. Для подростка важно не только быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление выражается в желании занять в группе позицию лидера, для других - быть признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом для поведения детей в средних классах. Как правило, именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений подростков.
       Взрослые часто недооценивают важность общения со сверстниками для подростков. Так многие учителя считают, что более всего подростки переживают по поводу общения с учителями, а родители полагают, что подростка более всего волнует общение с родителями, хотя, как показывают исследования, наиболее значимыми для подростков оказываются именно переживания по поводу общения со сверстниками.
       Мотивы общения подростков со сверстниками значительно изменяются по мере взросления. Сначала проявляется простое желание быть в среде сверстников, затем - занять определенное место в коллективе сверстников. Позже проявляется стремление подростка к автономии в коллективе сверстников и поиск признания ценности собственной личности в их глазах. Подростков начинают интересовать их личностные особенности, они начинают видеть причины своих конфликтов, затруднений или, напротив, успешности в общении со сверстниками в особенностях собственной личности, а не в недостатках тех людей, с которыми они общаются. Так формируется сознательное отношение подростков к самим себе. Для подростков важной становится
самооценка, которая в этом возрасте крайне противоречива. Так как самооценка во многом регулирует поведение, то в подростковом возрасте часто совершаются немотивированные поступки. У подростков может возникать повышенная критичность по отношению к собственным недостаткам, которые могут сказываться в общении с другими людьми. А поэтому возникают бурные реакции и острое переживание чужого внимания к этим качествам, поэтому “в штыки” воспринимаются многие, часто справедливые, замечания взрослых по поводу недостатков подростка.
        Повышенная критичность проявляется и в оценке других людей, поэтому, несмотря на желание иметь верного, надежного друга, у подростка так часто меняются приятели: он активно ищет достойных людей. Столь же сурово подростки начинают оценивать и взрослых. Поэтому для подростков характерна оценка личностных качеств взрослого, разрешение проблемы “справедливости” учителя, родителей. Важность для подростка его общения со сверстниками нередко скрывает проблемы его взаимоотношений со взрослыми, прежде всего с родителями и педагогами. И главный источник этих проблем - непонимание взрослыми внутреннего мира подростка или ложные представления о его переживаниях, мотивах поступков, стремлениях, ценностях. Подростничество - это быстрый, интенсивный процесс взросления, однако взрослые чаще всего стараются сохранить всеми силами “детские” формы общения. Старшие подростки испытывают огромную
потребность в общении со взрослыми “на равных”, но редко имеют возможности для этого. В результате подросток начинает противопоставлять себя взрослым, стремится к автономии. Он как бы изо всех сил кричит нам, взрослым: “Не хочу считаться ребенком!” А потому у подростка может активно проявляться “внешняя взрослость”: соответствующая внешность, преувеличение интересов к некоторым сферам жизни (например, противоположному полу, вредным привычкам), а также ориентирование на “нормы” группы. Однако одновременно действительно наблюдается рост самостоятельности, появляются разнообразные устойчивые интересы, которые иногда определяют дальнейшую жизнь подростка. Формируется разнообразное и содержательное отношение к другим людям. Для этого возраста характерен удивительный интерес к психологическим переживаниям. Подростков начинают интересовать вопросы морали, эстетики, этики, религии, формируется мировоззрение. Изменяется в этом возрасте и отношение к оценке любой деятельности. Для подростка важно, чтобы был оценен не только конкретный результат, но и вклад, вложенные усилия в зависимости от степени трудности, проблемности поставленной задачи, самостоятельности и творчества.
       Бывает, родителей пугают кризисом 12 - 14 лет, когда с ребенком “просто нет сладу”. В это время может проявиться грубость, нарочитость поведения, стремление поступать наперекор желаниям и требованиям взрослых, игнорирование замечаний. Возможно ли бескризисное протекание процесса взросления?

Заключение.

Проанализировав документальную, художественную и критическую литературу по заявленной теме, мы пришли к выводу, что исходя из выше описанного, индивидуальное развитие человека осуществляется в процессе установления многообразных прямых и косвенных непосредственных отношений с окружающей социальной средой, в процессе общения, реализующего и формирующего эти отношения.

Рассмотрев отражение этой проблемы в изученной литературе , мы  пришли к следующим выводам:

  • Вне общения немыслимо человеческое общество, так как общение выступает в нем как способ объединения людей и как способ их развития.
  • В подростковом возрасте происходит перестройка общения подростка с людьми.
  •  Только одна учебная деятельность по-новому определяет отношение подростка со взрослыми и сверстниками.
  • Проблема общения подростков описана в трудах многих педагогов и психологов, но в современной действительности она приобретает новый контекст - становится объектом изучения социальной педагогики, так как гармоничное общение подростка с миром обуславливает его благоприятное отношение к самому себе и к миру, придает веру в себя, в общественные ценности, в собственное совершенство.
  • Общение подростков является сложной социально-психологической системой, состоящей из двух основных подсистем: общение подростка со взрослыми, главным образом с родителями и педагогом, и общение со сверстниками.

И закончить свое выступление мы хотели  бы словами Негативные проявления, протестующее поведение проявляются в том случае, когда подросток не находит понимания, когда нарушено его общение с кем-то из значимых людей. Поэтому, если взрослые будут уделять достаточно внимания своему беспокойному подростку, понимая и принимая проблемы возраста, помогая справиться с ними, то взросление вашего ребенка подарит вам самые светлые воспоминания.

Приложение

 

Приложение №1

С каким настроением ты идёшь в школу?

2 ученика-с радостью;

 3- с мыслью «скорей бы всё закончилось»;

2- с предчувствием неприятностей;

5 - равнодушно

Бывают ли у тебя в школе неприятности?

1-часто;

7– редко;

1- никогда

Если бывают неприятности, то от кого они исходят?

3- от учителей предметников;

3-от классного руководителя;

5- от одноклассников;

2- другое

Бывают ли конфликты с классным руководителем?

1-часто;

7– никогда;

1-редко

Какую роль исполняет в классе твой классный руководитель?

4-контроль за успеваемостью и дисциплиной;

4-вторая мама;

3-организация досуга;

2-старший товарищ

Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?

3-хвалить;

4-подбадривать;

1-делать замечания;

4-другом

Ты считаешь свой класс-

1-сплочённым и дружным;

2-разбитым на группы;

7- каждый живёт сам по себе

Кого из одноклассников ты бы взял с собой в путешествие?(не более 3 человек)

6- Соловьёва В.;

3-Новикова Д.

3- Аверченкова Д.

Интерес к учёбе выражен слабо, хотя атмосфера в школе большинство ребят устраивает. Большинство неприятностей исходит от учеников, а это значит, что ребята не дружные, эгоистичные. Ребята считают свой класс не дружным, не сплочённым., хотя 8 обучающихся не против обучения в 6Б классе. Отношение к классному руководителю ровное, дружелюбное. Самым авторитетным, а следовательно интересным учеником класса ребята считают Соловьёва Владимира.

Результаты блиц - опроса

               Было опрошено 35 учащихся 9 и 11 классов. Опрос показал, что в целом ребята верно определили понятие «совесть». Результаты опроса представлены в таблице.

"...Совесть — это умение осознать, что ты поступил плохо"... 

8

"...Если ты совершишь дурной поступок, тебе тут же скажут: как тебе только совесть позволила?"...

6

"...Совесть диктует человеку поступки, искупающие его вину"...

3

"Говорят: заговорила совесть. Значит, совесть — это что-то живое, действующее."

9

"... Это умение не идти на компромисс с самим собой в выборе между добрым и злым"...

4

По мнению ребят, совесть — это высший личный судья человека, знающий,  как должен поступить человек, чтобы избежать компромисса с самим собой в выборе между добром и злом; это внутренний контролер, помогающий человеку осознать степень собственной вины и понять необходимость искупления ее, если выбор был сделан неправильно.

Приложение №2

Что же мы знаем о своём классе?

Ответы

Сколько у нас мальчиков и сколько девочек?

7учеников- 8 мальчиков и 4 девочки ;

  1. мальчиков и 4 девочки ;
  1. мальчиков и 5 девочек ;

1-нет ответа .

Назовите самое короткое имя мальчика? Девочки?

А самое длинное?

  Аля , Илья -3 ученика

Вероника, Владимир – 5

У кого день рождения раньше всех в году?

У Курцова Н.- 6 учеников

В каком месяце у нас больше всего именинников?

2 ученика

Не все ученики класса интересуются своими одноклассниками. Об этом говорят ответы на казалось бы простые вопросы.

 

 

Приложение № 3

Виды увлечений подростков

Интеллектуально-эстетические

( музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т.д.)

Накопительные

(коллекционирование марок, пластинок, открыток и т.д.)

Эксцентрические (желание быть в центре внимания, экстравагантная одежда и т.д.)

Все – 12 обучающихся 6 Б класса

Барботкин И. – спорт;

Гаврюченкова А. – рисование, поделки;

Цыбаненко А. – современная музыка;

Новиков Д. – спорт;

Аверченков Д. – пение, музыка;

Сергеева Н. – театральный «Маска»,  «Махаон»;

Моисеев А. – театральный, пение;

Соловьёв В. – боевые китайские искусства;

Талагаева В. – танцы;

Курцов Н. – химия, электрика;

Жарковский К.- компьютер, шашки, шахматы;

Сапрыкин И. – хоккей.

  1. учеников:

Барботкин И. – машинки;

Гаврюченкова А. – картинки;

Цыбаненко А. – наклейки;

Новиков Д. – камни;

Аверченков Д. – сувениры.

12 учеников

Все 12 ребят обучающиеся в 6 Б классе считают, что почти все перечисленные хобби характерны и для них. Если бы родители и школа создали условия для занятий, то и результаты были бы лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы общения детей с общим недоразвитием речи.

Целенаправленное формирование коммуникативных умений у дошкольников с ОНР часто остается за пределами внимания....

Программа "Воспитание культуры общения подростков"

Программа является продолжением программы, начатой в 2004 г, посвященной воспитанию общения у младших школьников....

Проблемы общения с "трудными детьми".

Одним из негативных последствий социально-эконо­мических и политических изменений, начавшихся в Рос­сийской Федерации в 90-х годах XX века, стало увеличе­ние количества неблагополучных семей.В настоящ...

Проект-исследование. Тема: " Проблема взаимоотношения подростков и их родителей "

Работа, которая заслуживает должного внимания ,была представлена на конкурсе проектно- исследовательских работ в нашей школе № 41 им.Г.А.Тарана ЗАО г, Москвы в апреле 2016 года. Автор:  - Лу...

План-конспект занятия с подростками по теме "Правила безопасного общения подростков в сети"

Материалы содержат  алгоритм занятия с подростками по формированию навыков безопасного общения в сети....

Педагогический проект «Формирование культуры общения подростков в условиях колледжа- интерната»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение культуры общения подростков в процессе воспитания и обучения.  Формирование разностороннее развитой ли...