Проблемы общения детей с общим недоразвитием речи.
статья по теме

Коргунова Римма Авальевна

Целенаправленное формирование коммуникативных умений у дошкольников с ОНР часто остается за пределами внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы общения детей с общим недоразвитием речи.

Личность ребёнка формируется в процессе постоянного взаимодействия с другими людьми. С первых дней жизни приспособление ребёнка к среде достигается социальными средствами на основе общения, которое выполняет функции развития, воспитания, обучения.

Современное овладение правильной речью имеет особое значение для формирования полноценной личности ребёнка, его успешного обучения в школе, поэтому проблема обучения  конструктивному общению имеет социальную значимость и приобретает особую актуальность применительно к дошкольникам с речевыми дефектами.

Трудности общения детей с нарушениями речевого развития проявляются в несформированности основных форм коммуникации (В.К.Воробьёва, В.П.Глухов, Н.К.Усольцева и д.р.), снижении потребности в общении (Б.М.Гришпун, О.С.Павлова, Г.В.Чиркина и др.).  Недостаточность вербальных средств общения лишает детей возможности взаимодействия со взрослыми и сверстниками, становится препятствием в формировании игрового процесса (ЛГ.Соловьёва, Л.Н.Усачёва и др.). несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность препятствуют полноценному когнитивному развитию детей, поскольку не обеспечивают в должной мере процесс свободного общения. У большинства детей с общим недоразвитием речи слабо выражена эмоциональная чувствительность к окружающему, недостаточно развита способность к оценочным отношениям, которые формируются в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. Недостаточно сформированная потребность в общении и его невысокая вербальная продуктивность препятствуют пониманию мотивов поведения партнёра, установлению и поддержанию межличностных взаимодействий.

Поэтому в коррекционно-педагогический процесс необходимо включать специальную работу по развитию социальных эмоций у дошкольников с ОНР.

На первом этапе развития социальных эмоций дети с ОНР знакомятся с базовыми эмоциями, учатся произвольно воспроизводить определённые эмоциональные состояния мимикой, движением. На этом этапе необходимо, чтобы ребёнок пытался почувствовать, оценить своё эмоциональное состояние и вербализировать его. С этой целью используются упражнения, развивающие зрительное и ассоциативное восприятие, формирующие представления о собственных состояниях и переживаниях, акцентируемых речью.

Упражнение 1. Ребёнок изображает мимикой, движением то чувство, которое назовёт педагог, и выбирает картинку, на которой изображено это эмоциональное состояние.

Упражнение2. Ребёнок называет то чувство, которое испытывает в данный момент, и показывает его на картинке с изображением эмоций; объясняет, почему он его испытывает. (Это упражнение можно проводить в течение дня, чтобы ребёнок смог зафиксировать и проследить изменение собственного настроения не только на основе зрительного восприятия, но и вербального объяснения причины данного состояния.)

Упражнение 3. Ребёнок соотносит картинку, изображающую определённое чувство, с цветом, с музыкальным инструментом, со временем года, с игрушкой и объясняет, почему сделал такой выбор. (Или ребёнку предлагается указать на картинке то чувство, которое он испытывает, и соотнести его с игрушкой в группе, объяснив, в чём он находит сходство.)

Упражнение 4. Дети садятся полукругом. Один ребёнок выходит и изображает мимикой, движением любое чувство, а дети поднимают картинку с изображением того чувства, которое он демонстрирует. Затем педагог просит детей показать картинку с изображением чувства, которое, по их мнению, этот ребёнок испытывает чаще всего.

Упражнение5. Ребёнок показывает картинки с изображением тех чувств, которые он бы не хотел никогда испытывать, и объясняет, почему.

Упражнение 6. Перед ребёнком раскладываются картинки с изображением различных чувств и просят рассказать, в каких случаях он мог испытывать то или иное чувство.

Второй этап развития социальных эмоций включает формирование навыков социальной перцепции в процессе взаимодействия детей друг с другом. Дошкольники учатся распознавать эмоциональное состояние партнёра, его отношение к себе, усваивают нормы и правила поведения. На данном этапе моделируются различные проблемные ситуации, которые детям предлагается обыграть, затем объяснить и оценить поступки героев.

Целями и задачами второго этапа является взаимопонимание детьми друг друга, т.е. развитее взаимовосприятия и взаимопонимания, формирование оценочного отношения к происходящему, овладение нравственными представлениями в процессе моделирования нравственных ситуаций.

Упражнение1. «Наказание». Один участник играет роль взрослого, а другой – его ребёнка. Разыгрывая эту ситуацию, каждый из участников должен изобразить те чувства, которые соответствуют его роли, назвать их. Затем все дети зарисовывают данную ситуацию.

Упражнение 2. «Про меня забыли» (игнорирование). Детям предлагается обыграть ситуацию: взрослый (мама или  папа) играет с младшим ребёнком, а о существовании старшего ребёнка на время забывает.

Упражнение 3. «Ссора». Один участник отбирает у другого игрушку. Финал зависит от того, как обыграют ситуацию сами участники. Затем каждому герою предлагается вербально оценить собственный поступок и поступок другого, объяснить мотивы.

Упражнение 4. «Уборка игрушек». Дети изображают участников ситуации: взрослый просит убрать разбросанные игрушки тогда, когда ребёнок заинтересован в игре больше всего.

Упражнение 5. «Одиночество». Два участника играют вместе, а третьего в игру не принимают. «Изолированный» пытается сделать всё, чтобы его приняли. Выход из ситуации придумывают сами участники в процессе её разыгрывания. Каждому предлагается вербально оценить свои действия, действия других участников.

Упражнение 6. «Сочувствие». Один из участников жалеет «плачущего» ребёнка.

Третий этап направлен на формирование целостного представления о собственном «Я» и отработку коммуникативных навыков. Дети учатся переносить усвоенные навыки социальной перцепции в сферу общения со сверстниками и делать предположение о мотивах и последствиях поведения партнёров на основе определения их эмоциональных состояний.

Упражнение 1. Дети стоят в кругу. Каждому ребёнку поочерёдно предлагается представиться, назвав своё имя, фамилию, возраст, затем немного рассказать о своих качествах («Какой я?»). остальные дети внимательно слушают. Тот, кто не согласен с собственной характеристикой выступающего ребёнка, поднимает руку и объясняет, с чем он не согласен и почему.

Упражнение 2. «Я хочу рассказать». Один из детей по желанию рассказывает какой-либо случай из своей жизни, акцентируя внимание на чувствах, которые он испытал, и объясняет, почему он испытал именно эти чувства.

Упражнение 3.  Дети по очереди описывают любого ребёнка из группы так, чтобы остальные поняли, о ком идёт речь. Необходимо отметить, какие эмоции и чувства чаще всего испытывает тот, кому даётся характеристика.  Тот, кого описали, должен сказать, согласен он с характеристикой или нет, объяснив своё мнение.

Упражнение 4. Дети встают в круг. Один выходит в центр, а остальные участники должны сказать о нём что-нибудь хорошее и выразить своё отношение каким-либо действием (пожатием руки, объятием, поглаживанием..)

Упражнение 5. Детям предлагается обыграть сюжет любой сказки. После этого ребёнку предлагается рассказать,, что он чувствовал по отношению к партнёрам, и объяснить, почему.

Организация поэтапного развития социальных эмоций позволяет научить детей с ОНР взаимодействовать друг с другом, оценивать собственное поведение, поступки сверстников, понимать эмоциональные переживания друг друга и адекватно реагировать на них.

Работу целесообразно проводить с детьми старшего дошкольного возраста.             Проявления и изменения чувств старшего дошкольника напрямую зависят от понимания им ситуации. Именно в старшем дошкольном возрасте дети становятся наиболее восприимчивыми к оценкам, которые дают их поведению взрослые. Самооценка ребёнка начинает зависеть от выполнения или невыполнения этих норм и правил, и в связи с этим дети начинают всё чаще переживать такие чувства как стыд, радость, гордость, огорчение за своё поведение. Дети активно пользуются мимикой, движениями, взглядами, интонацией голоса для передачи своего эмоционального состояния. Всё это является одним из важнейших факторов социальной зрелости, столь необходимой для готовности ребёнка к школьному обучению.

Литература:

Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – М.: Книголюб, 2006.

Игнатьева С.А., Канунникова Е.О., Прахина Е.С. Оценка состояния коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. №2.

Миняжева Д.Р. Развитие социальных эмоций у дошкольников с общим недоразвитием речи.//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.   2004. №1.

Возрастные этапы формирования коммуникативно-речевой деятельности: методические рекомендации / Сост.  Кулькова Ж.Г.  Челябинск ,2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игрового пособия "Угадай -ка" для развития связной речи детей с общим недоразвитием речи

В данной статье даётся подробное описание игрового пособия "Угадай -ка" , направленного на развитие связной речи детей с ОНР. Это игровое пособие является адаптированным и усовершенствованным вар...

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Цикл логопедических занятий № 2 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»

Направлен на продолжение коррекционно-развивающей работы по преодолению общего нарушения речи третьего уровня у детей....

Развитие диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи

В разработке представлены этапы, направления и упражнения работы по развитию диалогической речи у учащихся с ОНР....

Особенности развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

В статье предтавлен материал по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....