Конспект урока "Деньги и их функции"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Оглоблина Ольга Анатольевна

Урок обществознания. 7 класс. "Деньги и их функции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_dengi_i_ih_funktsii_1.docx91.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема:  «Деньги, их функции»

Школа

МБОУ СОШ №2 г. Слюдянки

Учитель

Оглоблина О.А.

Предмет

Обществознание

Тема урока

Деньги и их функции.

Дата урока

25.02.2021г

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Класс обучения

7

Цель

выяснить закономерности появления денег, виды денег, научиться определять функции денег.

Образовательные

ресурсы (включая ИКТ средства)

Обществознание. 7 класс: под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой М.: Просвещение, 2015

Оборудование

Мультимедийная установка

Планируемые образовательные результаты

предметные

метапредметные

личностные

Знать и определять понятия

«деньги», «цена», «бартер», «эквивалент»; представлять  механизм возникновения денег; характеризовать виды и формы денег,

умение раскрывать на примерах функции денег.

Умение сознательно

организовывать свою познавательную деятельность, ставить цель, получать и оценивать результат, Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в соответствии с социальными ролями, свойственными подросткам, поиск и извлечение нужной информации в источниках различного типа, подкрепление изученных положений конкретными примерами, определение

собственного отношения к явлениям современной жизни.

Готовность и способность к

саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, посильному и созидательному участию в жизни общества.

Личностно значимая

проблема

Как правильно распоряжаться деньгами, как

приумножить доходы.

Методы и формы

обучения

Эвристическая беседа, работа с разными источниками информации, индивидуальная, парная, фронтальная форма.

Основные термины: бартер, эквивалент, деньги, функции и виды денег, номинал, аверс, реверс,  легенда, гурт.  (на доске)                                                                                                                                                                                    

Тип урока: изучение нового материала.                                                                                                                  

   Форма урока: урок – исследование.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Приветствие.

2. Актуализация знаний (беседа по вопросам, проверка домашнего задания)

3. Подведение к теме урока

 

Давай разгадаем ребус.

 https://shareslide.ru/img/thumbs/9eb9b2b908564fbce03657ce04553efe-800x.jpg

Подсказка:

И что за слово вышло тут?

Что получают в день зарплаты?

Что прячут в сундуках пираты?

За что конфеты продают?

Что у нас получилось? Слово «деньги»

-  Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о деньгах. Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества. Между тем  большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Хотя, некоторое представление о законах денежного мира необходимо знать  каждому.

- Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? Как вы думаете, какие будут цели нашего урока? (ответы детей).

-  Конечно же, на сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с историей их возникновения, видами и функциями.

- Запишите тему урока: «Деньги, их функции» (Слайд 4).

Подскажите мне, по какому плану мы сегодня будем работать:

1. Как деньги стали деньгами

2. Функции денег.

3. Деньги меняют обличие.(слайд 5)

4. Изучение нового материала.

Учитель: - Деньги… (слайд 6) Одни утверждают, что деньги – зло, потому что из-за них в жизни происходит немало бед и несчастий, другие говорят, что деньги – это всё! Тот, у кого они есть, может все на свете. А как вы думаете, что такое деньги? (ответы детей).

А какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово “деньги”? Напишите их на доске. (Приём “Корзина чувств”: на доске пишется слово “Деньги”, а учащиеся подходят и дописывают к нему свои ассоциации (Деньги – магазин, копилка, банк, машина, компьютер, телефон).

Учитель: Деньги – одно из величайших достижений человечества. (Слайд 7) Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют  большое значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы.

Работа в парах:

 Прочитайте материал: «Что было деньгами» и составьте кластер. (ученики работают парами).

Текст: «Что было деньгами». (слайд 8)

     Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы”.  У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна, зерна какао.

На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 4 м. Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца. (слайд 9)

http://festival.1september.ru/articles/594435/img1.gif

проверьте кластер (слайд 10)

Учитель: – Ребята, мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Ярмарка». Вы будите выполнять разные роли и задания. (Карточки делаются таким образом, чтобы ученики смогли обменять свой предмет на нужную вещь только через двойной обмен. У купцов: ткани, пряности; им надо: зерно, мех; у ремесленников: горшки и кувшины, наконечники для стрел, ножи, топоры; им надо: зерно, ткани, продукты, соль; у охотников: меха, шерсть и кожи; им надо: соль, оружие, зерно ,растительное масло; у крестьян: зерно, растительное масло, молоко, яйца; им надо: соль, серп, плуг, ткани и т.д.)

Вы пришли на ярмарку. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый .Время на выполнение задания – 3 минуты. (раздать карточки)

Учитель:

– Понравилось ли вам на ярмарке?

– Как называется такой обмен? (бартер, т.е. обмен товара на товар)

 Какие сложности возникли при обмене? (бартер обладает недостатками, не всегда участники сделки заинтересованы в товарах друг друга)

– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно? Да

Учитель: Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?

Просмотр видеоролика. https://youtu.be/pMWmwDorrxE  Из истории денег.

 (слайд 12)

 Люди нашли решение,   товар сначала меняли на товар – посредник.  Потом  уже этот товар,  на нужную вещь. Этот товар- посредник выступал в роли эквивалента.

Запишем: (слайд 13) Эквивалент - нечто равноценное, равнозначное, равносильное другому, полностью заменяющее его.

 Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту.(слайд №14). Металлы, отличались такими свойствами, как относительно высокая собственная стоимость. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений. И  металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах.

Вывод:  люди стали использовать металлы в качестве товара-посредника благодаря их долговечности и возможности делить на равные части.

 Учитель:- Так что же означает термин «деньги»? (ответы учащихся) , обобщение учителя:

(Слайд 15) (Деньги – это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров... Запишите в тетрадях определение термина “Деньги”.

Физминутка – 2 минуты (слайд 16)

 Учитель:

- А знаете ли вы как произошли названия денег?

 Слово «монета» происходит от имени богини Юноны Монеты, при храме которой чеканились металлические деньги в Древнем Риме.

На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце X в. Затем во времена ордынского ига имели хождение тенге, чеканившиеся в Орде. На Руси эти монеты называли «таньгой», откуда и произошел сам термин «деньги»

Слово «рубль» по одной из версий возникло в Новгороде в XII в. от слова «отрубать».

Копейкой стали называть государственную русскую монету, введенную  в обращение с 1554 года. Она составляла 1/100 рубля. Название связывают с изображением всадника с копьем.

Учитель: Однако, меняя свое обличье, деньги сохраняли важнейшие функции.

- Какие же функции выполняют деньги, вы узнаете, прочитав внимательно информацию в учебнике на стр106 – 109 и рассмотрев схему на стр 107

Задание –  составить кластер: «Функции денег». (слайд 20)

Учитель: - А для того, чтобы узнать, как вы усвоили новый материал, определите, какую функцию играют деньги в каждом случае.  (Слайд 21)

Задание

Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял на свою куртку (1). (Мера стоимости).

Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей  какому-то мальчишке.(2)  (средство платежа).

Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление. (3) . (Средство обращения).

Оставалось еще целое богатство – четыре гроша.  Один грош завалился за подкладку.

 «Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево (4). (Средство накопления)

Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль (5).(мировые деньги)

Учитель: - Теперь давайте определим, в каком виде бывают деньги? (ответы детей: монеты, купюры, карточки, чеки – наличные и безналичные; (слайд 22)обобщение ответов детей)

Учитель:  Кто-то накапливает сбережения в банке, кто-то у себя дома, а у некоторых людей монета – объект изучения. Изучает монеты наука  нумизматика (от лат. «nomisma» - монета).(слайд 23) Запись – нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам.

А сейчас практическая работа

А) Работа с наличными деньгами  

Учитель:

– У вас на столе лежат монеты.  Рассмотрите их. У монет есть специальный язык – язык монеты. Прочитайте текст и определите, что на них изображено и написано, как называются части монеты.

Язык монеты.

Аверс - лицевая сторона монеты, на которой указывают номинал

Реверс – оборотная сторона монеты, на которой помещают герб государства

Легенда – надпись на монете.

Номинал – нарицательная стоимость монеты

Гурт - боковая поверхность монеты. – (слайд 24)

Б) Работа с пластиковыми карточками 

- А теперь рассмотрите пластиковую карточку и определите, какую информацию о владельце она содержит. Каковы преимущества карточек перед наличными деньгами?  

В) Работа с бумажными купюрами – все вместе (слайд 25)

5. Закрепление изученного на уроке: 

составление синквейна.

Учитель: - Ребята, давайте составим синквейн по теме нашего урока – «деньги».

            Деньги                                                                                              Деньги

Бумажные, металлические,                                                   Древние, современные,          
Обменивают, покупают, торгуют                                     Накапливают, платят, стоят
Всеобщим эквивалентом обмена считается           Средством товарного обмена является
Товар                                                                                      Торговля

Учитель: Деньги - универсальный посредник при обмене. Они могут служить средством измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние, осуществлять платежи внутри страны и между странами. Мир денег – удивительный и необычный. Человечество уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни.

 Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”.  Именно так и надо относиться к деньгам

6.   Рефлексия                                                                                

Учитель: - Ребята, я предлагаю вам, ответьте на вопросы:

  •  Своей работой на уроке я доволен (не доволен), потому что…

Сегодня на уроке

  • Меня удивило…
  • больше всего на уроке мне понравилось…
  • Я узнал……
  • Я выполнял задания…
  • Самая ценная информация для меня…
  • Хотелось бы еще узнать…
  • Было трудно…

Учитель: Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Я  предлагаю вам воспользоваться заготовками и нарисовать смайлик, который будет говорить о вашем отношении к сегодняшнему уроку.

7. Оценивание

А теперь оцените себя (самооценка) и своих одноклассников.

8. Домашнее задание 

Изучить параграф 13, выучить термины

На выбор:

1. Подобрать пословицы и поговорки  о деньгах.

2. Подготовить презентацию «Интересные факты  про деньги».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Функции и расчеты в электронных таблицах"

Конспект урока по информатике по теме "Функции и расчеты в электронных таблицах"...

План-конспект урока "Строение и функции органоидов клетки" в 10 классе

Данный урок был проведен в своей школе  в 10 классе в рамках повышения квалификации для учителей биологии....

План-конспект урока "Строение и функции головного мозга"

Урок в 8 классе. Изучаются строение и функции основных отделов головного мозга....

Конспект обобщающего урока "Логарифмическая функция. Методы решения логарифмических уравнений", алгебра 11 класс.

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием индивидуальной, фронтальной, коллективной форм работы. Используются разноуровневые задания.Урок позволяет создать условия для развития творчески...

план конспект урока №19 "Тригонометрические функции числового аргумента" Алгебра 10 класс УМК Мордкович А.Г.

План конспект урока №19 "Тригонометрические функции числового аргумента" Алгебра 10 класс УМК Мордкович А.Г., добавлено домашнее задание для индивидуальной работы...

план конспект урока №20 "Тригонометрические функции числового аргумента" Алгебра 10 класс УМК Мордкович А.Г.

план конспект урока №20 "Тригонометрические функции числового аргумента" Алгебра 10 класс УМК Мордкович А.Г....

Конспект урока с презентацией «Функции. Графики функции и их свойства» 10 класс

Конспект урока по теме  «Функции. Графики функции и их свойства» в 10 классе. Тип урока: Обобщение и систематизация знаний. К учебнику Алимова и др.Основная работа на уроке идет по презентации, т...