Мотивы и потребности
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9, 10, 11 класс)

На олимпиадах по обществознанию требуется более обширный материал для подготовки. Данная презентация предназначена для учащихся, которые хотят более глубоко освоить темы обществознания, связанные с психологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10._potrebnosti_i_motivy.pptx1.34 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Потребности и мотивы в деятельности человека. Специфика потребностей человека. Виды и функции мотивов в деятельности. Интенсивность мотивации и эффективность деятельности (закон Йеркса-Додсона ).

Слайд 2

Потребности и мотивы в деятельности человека. Специфика потребностей человека.

Слайд 3

Потребность — это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то.

Слайд 4

Потребности Потребность – это исходная форма активности живых организмов. В живом организме периодически возникают определенные состояния напряженности, связанные с объективной нехваткой веществ (предмета), которые необходимы для продолжения нормальной жизнедеятельности организма. Именно эти состояния объективной нужды организма в чем-то лежащем вне его составляют необходимое условие его нормального функционирования и называются потребностями. Таковы потребности в пище, воде, кислороде и т. п. Когда речь заходит о потребностях, с которыми человек рождается (и не только человек, но и высшие животные), то к этому списку элементарных биологических потребностей нужно добавить по крайней мере еще две: социальную потребность (потребность в контактах) с себе подобными, и в первую очередь со взрослыми индивидами, и потребность во внешних впечатлениях ( познавательную потребность ).

Слайд 5

Потребности характеризуются следующими признаками: - любая потребность имеет свой предмет , т. е. она все­гда есть осознание нужды в чем-то. - всякая потребность приобретает конкретное содер­жание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется . - потребность обладает способностью воспроизво­диться . - потребность, прошедшая через систему побудительных фак­торов и осознанная человеком, становится мотивом поведения .

Слайд 6

Свойства потребностей Потребность служит источником всякой активности. Она присутствует за каждой деятельностью: матери­альной и психической, хотя и не является реальным побудителем. К свойствам потребностей следует отнести их прижизненную динамику , изменение, развитие .

Слайд 7

Основные особенности потребностей: Базисная особенность заключается в том, что человеческие потребности имеют в значительной мере общественный, истори­ческий характер . · Вторая особенность потребностей человека, являющаяся также производной от его социальности, заключается в том, что человек сам производит предметы , удовлетворяющие его потребностям. · Характерной особенностью потребностей человека является возможность их осознанности , отчего они становятся относительно стабильными. Это приводит к относительному постоянству поведения, к освобождению личности от обязательного исполнения требований насущных потребностей .

Слайд 8

Классификация потребностей: Потребности челове­ка связываются, образуя системное со­подчинение, или иерархию . Это не расположение рядом, по «ранжи­ру», а взаимное действование , согласованное соучастие в структуре совместно реализуемой направленности личности. Самой известной и широко распространенной моделью иерар­хии человеческих потребностей является конструкция 1950-х гг., разработанная одним из создателей современной гуманистической психологии, крупным американским психологом А. Маслоу (1908— 1970). Он исходил из иных трактовок понятий потребности, лично­сти, психики .

Слайд 9

Пирамида Маслоу Знаменитая «пирамида» иерархии потребностей некоторого «среднего» человека построена (в сокращенном вари­анте) из пяти слоев, связанных между собой уровней, расположен­ных автором по условной вертикали. Чем ниже расположена по­требность, тем она настоятельнее, необходимее для жизни, раньше формируется. В этом смысле «низшая» не значит второстепенная, ущербная по отношению к «высшим» потребностям. Движение че­ловека «вверх» по вертикали удовлетворяемых потребностей оз­начает большее биологическое, физическое благополучие, больший индивидуализм, эгоизм, защищенность и независимость.

Слайд 10

Пирамида Маслоу Нижний слой составляют физиологические потребности , к кото­рым относятся потребности в пище, жилище, сне, одежде, сексе и др. На втором уровне располагаются потребности в безопасности , т.е. в сохранении уже достигнутого благополучия. Отсутствие удов­летворения этих потребностей связано с такими негативными пе­реживаниями, как боль, гнев, страх, неустроенность.

Слайд 11

Пирамида Маслоу Третий слой пирамиды занимает потребность в общении с дру­гими людьми. На четвертом месте находится потребность в уважении и самоуважении . На высшем, пятом уровне функционирует потребность в самоактуализации , которую можно считать неким символом всей схемы А. Маслоу . Это потребность человека в развитии всех своих спо­собностей, потребность в самореализации, в стремлении «вверх», к совершенству, личностному и социальному благополучию.

Слайд 12

Индивидуально-личностные градации потребностей Представленная схема иерархии характеризует так называемо­го среднего человека. Но возможны индивидуально-личностные градации . Например, смещение вниз, в сторону увеличения настоя­тельности потребности в уважении отличает людей «властных». Для «творческих» личностей большее значение, чем, положим, ува­жение окружающих, приобретает потребность в самоактуализации . Длительное неудовлетворение потребности может привести к сни­жению ее общего уровня и соответственно «перестроить» всю «пи­рамиду». Иерархия переменчива , и личность может стремиться к реализации «высших» потребностей, долгое время не имея удовлет­ворения «низших». Для реализации индивидуального подхода к человеку важно установить тот актуальный уровень потребностей, ниже которого они уже удовлетворены, а потому не действенны .

Слайд 13

Другие харасктеристики Помимо иерархии, потребностную сферу личности характеризу­ют широта, интенсивность, устойчивость, действенность, осознанность и другие качественные и количественные параметры, каждый из которых может в определенных условиях стать для человека реша­ющим. С . Л . Рубинштейн отмечал, что в потребностях как бы за­ключен уже весь человек. Поэтому понять человека — это, прежде всего, понять его потребности.

Слайд 14

Мотив Мотив — это мысли, стремления, чувства человека, связанные с осознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности. Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив» и используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека. Мотивация — процесс внутреннего управления поведением человека, включающий совокупность мотивов, поддерживающих, направляющих и определяющих поведение.

Слайд 15

Полимотивированность деятельности Один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий. Однако одно и то же действие может побуждаться разными мотивами. Действия конкретного субъекта обычно побуждаются сразу несколькими мотивами. Полимотивированность человеческих действий – типичное явление. Например , человек может хорошо работать ради высокого качества результата, но попутно удовлетворяет и другие свои мотивы – социального признания, материального вознаграждения и др. По своей роли, или функции, не все мотивы, «сходящиеся» на одну деятельность, равнозначны. Как правило, один из них главный, другие – второстепенные. Главный мотив называется ведущим , второстепенные – мотивами-стимулами : они не столько «запускают», сколько дополнительно стимулируют данную деятельность .

Слайд 16

Виды и функции мотивов в деятельности.

Слайд 17

Виды мотивов I. по содержанию: 1.биологические; 2.социальные; 3.духовные .

Слайд 18

Виды мотивов II. по степени осознаваемости : 1.осознаваемые; 2.неосознаваемые. Леонтьев говорил, что мотивы часто не осознаются. Он выделял понятие `мотивировка` для обозначения сознательного оправдания, которое дает человек, говоря о том, ради чего он что-то делает.

Слайд 19

Виды мотивов III. по степени истинности: 1.реальнодействующие (истинные ); 2. мнимые (ложные ).

Слайд 20

Виды мотивов IV. по степени важности: 1.ведущие (наиболее важные, первостепенные); 2.второстепенные, мотивы-стимулы (которые дополнительно стимулируют данную деятельность )

Слайд 21

Виды мотивов V. мотивы могут быть актуальными и потенциальными. Актуальным мотив делает развитие обстоятельств, под которыми понимается совокупность объективных и субъективных условий. Мотивы могут быть осознаны. Божович , используя критерии нравственности и направленности и установок личности, выделяла мотивы: личностно-общественные, эгоистические, общественно-значимые.

Слайд 22

Функции мотивов 1. побудительная (к деятельности) – мотив порождает определенную активность человека; 2. направляющая (мотив направляет на себя деятельность), т.е. мотив ориентирует деятельность и поведение человека относительно цели; 3. целепорождающая (мотив порождает действие, направленное на удовлетворение потребности. Цели составляют основу действий); 4. смыслообразующая (мотив придает действиям значительность, важность). То, что мы делаем, приобретает для нас личностный смысл, т.е. переживание повышенной субъективной значимости предмета или события, связанных с мотивом .

Слайд 23

Функции мотивов 5. стимулирующая , т.е. отражая напряжение потребности мотива активизирует протекание поведение деятельности человека; 6. регулятивная , т.е. мотив определяет процесс планирования действий и организует соответствующий контроль за достижением результата; 7. объяснительная , это сознательно формулируемая личностью причина его поведения, т.е. мотив выступает обоснованием действий или поступков человека .

Слайд 24

Интенсивность мотивации и эффективность деятельности (закон Йеркса-Додсона ).

Слайд 25

Эксперимент Додсона и Йеркса В начале прошлого века британские психологи Додсон и Йеркс исследовали особенности передвижения крыс по лабиринту при воздействии на них разрядов электротока. Сначала при увеличении его силы животные начинали пробегать по нему быстрее. Но очередное повышение силы импульсов привело к неожиданному результату – время прохождения лабиринта не уменьшилось, а увеличилось. Эти данные привлекли особое внимание ученых. После детального изучения ситуации выяснилось, что причиной происходящего стал избыточный стресс. Он повлек за собой паническое поведение у крыс и их хаотичное передвижение по лабиринту. Поэтому время выхода из него существенно увеличилось .

Слайд 26

Закон Йеркса-Додсона Закон Йеркса-Додсона гласит: для достижения результата достаточно мотивации среднего уровня. Зависимость между заинтересованностью человека и эффективностью осуществляемой им деятельности далеко не всегда прямо пропорциональна. К ярким примерам его проявления можно отнести следующие ситуации: Провалы ответственных учеников-отличников на важных вступительных экзаменах. Неудачи в похудении среди людей, которые всерьез берутся за дело. Отказы в приеме на работу людям, которые продолжительное время основательно готовились к собеседованию.

Слайд 27

Закон Йеркса-Додсона Дело в том, что возрастающая мотивация способна вызвать нежелательные эмоциональные состояния . Сначала она стимулирует увеличение напряжения в подкорке головного мозга. Чрезмерно сильные импульсы начинают атаковать кору и провоцируют ее разлитое возбуждение. Вследствие этого возникают ощущения тревоги, страха или беспокойства , которые способны разрушить и превратить в пыль любой план действий. Согласно закону Йеркса-Додсона важную роль играет также оптимальный уровень тревоги, а не только мотивации . Он должен позволять человеку принимать обдуманные решения и не становиться причиной паники и утечки энергии .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т Е С Т – О П Р О С Н И К для измерения потребности в достижении

Представленный тест проводить в старших классах...

Потребности семьи

Потребности семьи. Информация о товаре...

Одна из потребносте человека-потребность в безопасности

Для успешной реализации мер по сохранению жизни людей, проживающих в условиях техносферы, по обеспечению личной и коллективной безопасности значительную роль, если не сказать – определяющую, играют ур...

Мотивы и потребности в профессиональном самоопределении.

Предлагаемая презентация предназначена для проведения занятия по профориентации  в старших классах ....

Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е.Геллера «Сказки Андерсена» (по мотивам сказок Г.Х. Анд

Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е....

Презентация "Мотивы и потребности"

Презентация к уроку "Мотивы и потребности"....

3.2. Результативность деятельности методиста по выявлению образовательных потребностей обучающихся/педагогических потребностей педагогов

Проведение опроса по организации образовательных практик.Проведение мониторинга состояния туристско-краеведческой деятельности в Сахалинской области. Результаты участия педагогов ОО в конкурсах,...