Конспект урока по обществознанию 8 класс. Развитие общества.
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Конспект урока по обществознанию 8 класс. Развитие общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_obshchestva.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Развитие общества. Глобальные проблемы человечества»

Цель урока: выяснить способы развития общества, сущность понятия и содержание глобальных проблем современности, а также пути и возможности решения глобальных проблем.

Задачи:

учебные: познакомиться с понятиями «реформа», «революция», «прогресс», «регресс», усвоить сведения о глобализации,  актуализировать знания учащихся по глобальным проблемам.

развивающие: дальнейшее развитие у обучающихся навыков научного мышления: умения анализировать, обобщать, аргументировать свою точку зрения;  развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; развитие умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

воспитательные: развитие навыков культуры общения, умений работать в группе, воспитание гуманизма, толерантности, экологической культуры, расширение социального кругозора, расширение социального опыта обучающихся.

  Тип урока: изучение нового материала. 

Ход урока:

Вспомните

- Что такое общество?

- Какие типы общества выделяют ученые?

- На какие 4 сферы делится общество?

- Человек существо биологическое или социальное?

Общество с течением времени претерпевает изменения. При этом меняется не только формы общественного устройства, но и образ жизни людей, совершенствуются технологии. То есть общество всегда развивается.

- А что обозначает понятие «развитие»?

Дети предлагают разные варианты, важно подвести их к мысли, что развитие – есть изменение состояния.

Учитель: - В каких направлениях может идти развитие? (здесь важно показать, что процесс развития может идти как в сторону улучшения, так и в противоположную сторону). Пример улучшения состояния общества дети, как правило, приводят сами, а вот с пример с ухудшением состояния часто бывает необходимо подсказывать (например, война как может изменить состояние общества, или вспомнить гибель Римской империи, так же Византийской империи).

Существуют два направления развития общества: прогресс и регресс. Записать.

Прогресс - Поступательное движение вперёд, улучшение в процессе развития.

  • Какие прогрессивные изменения в вашей жизни произошли за последние 2-3 года?
  • Какие последствия для вас имели эти изменения?

Регресс - Упадок в развитии чего-либо, движение назад.

Читают 1 пункт, ответить на вопрос «Назовите 2 пути развития общества» Выписать их.

Изменения в жизни общества могут происходить не только разными темпами: медленнее или быстрее. Они могут быть постепенными, затрагивающими одну или несколько сфер социальной жизни или коренными, скачкообразными.

В первом случае мы говорим об эволюционном развитии.

Записать. Термин эволюция означает процесс развития, состоящий из постепенных качественных изменений, без резких скачков.

Записать. Формы преобразования общества: реформы и революция.

Примером сознательного эволюционного преобразования общества являются реформы. Принято считать, что реформы – частичные усовершенствования какой-либо сферы жизни, не затрагивающие основ существующего общественного строя. Записать.

Однако истории известны реформы, существенно менявшие устои общества, или, по крайней мере, пытавшие их изменить. Наверняка знаете, какую роль для развития России сыграли реформы Петра I.

Записать. Революция же означает радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, открытый разрыв с предыдущим состоянием.

Революции бывают кратковременными и долговременными. Самая длительная революция в истории человечества – неолитическая (переход от присваивающего хозяйства к производящему, от собирательства к земледелию) – продолжалась около 3 тысяч лет.

- Как вы думаете, Какой способ развития – реформы или революция – предпочтительнее для общества? Реформы, как правило, проходят более спокойно, бескровно, безболезненно для социума. Однако бывает, что неразрешенных проблем накапливается так много, что разрубить этот узел может только революция.

И реформы, и революции имеют своей целью совершенствование общественной жизни, переход на более высокую стадию развития. В то случае, если цель достигается, мы говорим о социальном прогрессе.

Но общество может и деградировать, откатиться назад в своем развитии, возвратиться к более примитивным формам своей организации. Тогда мы говорим о регрессе. Например, около 50 тыс. лет тому назад люди добрались до Австралии по морю, но потомки этих древних эмигрантов утратили навыки мореплавания. Откат к более примитивным формам организации хозяйства произошел после завоевания Римской империи варварами.

Но в целом, человечество развивается прогрессивно, хотя его движение вперед может на время и задерживаться.

Развитие человечества в XXI в.

- Что такое Глобализация?

Ещё одна важнейшая черта современного общества – его глобализация.

Записать. Глобализация – это исторический процесс сближения наций и народов на основе экономического, политического и культурного взаимодействия.

Глобализация ведет к формированию единого экономического и информационного пространства, открывает возможности беспрепятственного перемещения людей, товаров, капиталов, информации; облегчает взаимопонимание между жителями планеты. «Мир без границ» - об этом можно только мечтать! Но, к сожалению, у каждой медали есть своя оборотная сторона. От глобализации выигрывают экономически развитые страны и международные корпорации. Именно они владеют новейшими производственными и информационными технологиями. Проигрывают менее развитые страны, не готовые к успешному участию в «мировой экономической гонке».

Проблема «Севера» и «Юга».

- Что вам о ней известно?

В результате развитые страны Запада с менее чем 15 % населения Земли реально обладают 70 % мировых ресурсов, производства и потребления.

В 1970-е гг. в мире насчитывалась 31 страна, в которых потребление в расчете на душу населения не росло или снижалось, в 1990-е гг. таких стран уже было 48. То есть бедные не догоняют богатых, а еще больше отстают от них. Эту ситуацию принято называть проблемой разрыва в уровне развития «Севера» и «Юга».

Разрыв в условиях жизни населения породил массовую миграцию. Отношения с мигрантами часто складываются напряженно и даже враждебно, что приводит к многочисленным социальным конфликтам.

К негативным (отрицательным) последствиям глобализации можно отнести и угрозу для сохранения самобытности национальных культур. Профессор Нижегородского государственного университета Владимир Александрович Кутырев так писал об этом: «Везде то же самое надевают, едят, пьют, поют, везде Диснейленд и Макдональдс. Своеобразие народов уходит в прошлое, в традицию, становится фольклором … Если бы в городах не было старых кварталов и музеев, то путешествовать было бы совершенно бессмысленно: человек неизбежно попадает в окружение … одинаковых автомобилей, … зданий, его преследуют вездесущие рекламы транснациональных корпораций». Реакцией на противоречивый характер глобализации стало движение антиглобалистов, которые требуют более справедливого распределения доходов между странами и регионами, соблюдения норм международного права и защиты окружающей среды, сокращения внешнего долга развивающихся стран.

Глобальные проблемы человечества.

- Какие глобальные проблемы вам известны?

Прочитать пункт Глобальные проблемы современности в Р/т п. 4 № 6,7. (Учебник «Проверим себя» № 7,8)

Понятие «общемировые глобальные проблемы» появилось в середине прошлого столетия и было связано с противостоянием блоков НАТО и ОВД.

Основные глобальные проблемы современности: экологические проблемы; проблемы исчерпания природных ресурсов; проблемы предотвращения ядерной войны; проблем народонаселения (демографических); проблемы увеличения разрыва между наиболее развитыми и экономически отсталыми странами; проблемы мирового терроризма и т. п.

Принципы устойчивого развития: необходимо удовлетворять элементарные потребности всех людей; необходимо согласовывать образ жизни тех, кто имеет большие финансовые возможности с экологическими возможностями планеты; размеры и темпы роста населения должны быть согласованы с возможностями экосистемы.

Д/з п.4 Р\т. № 2, 4, 8.

В учебнике п. 4. «Проверим себя» № 3,4,6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обществознанию: "Семья- ячейка общества" (6 класс).

Урок разработан на основе учебника Боголюбова Л.Н. для 6 класса. Урок составлен с использованием технологии развития критического мышления....

Конспект урока по обществознанию "Человек и общество". 11 класс.

Данная разработка поможет учителю систематизировать полученные учениками знания.Подготовиться к сдаче зачета, ЕГЭ....

Конспект урока по обществознанию Голосование, выборы, референдум в демократическом обществе 9 класс

Конспект урока по обществознанию Голосование, выборы, референдум в демократическом обществе 9 класс...

конспект урока в 3 классе развитию речи на тему: "Зимующие птицы.Снегирь."

Цель: расширить представления детей о снегирях, их внешнем виде, характере, условиях обитания;Задачи:-развитие  и коррекция умения согласовывать словосочетания;-формирование умения составлять пов...

Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество

Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»-       Сформировать  з...

Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»

Конспект урока.  Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности  гражданина РФ.»Тип урока: комби...

Конспект урока по обществознанию "Сферы жизни общества"

Тема: «Сферы жизни общества».Форма урока: введение новых знаний на основе деятельностного подхода...