Семейное право
методическая разработка по обществознанию (10 класс)

Класс: 10

Предмет: Обществознание

Уроки 49-50.  Семейное право (§ 26)

Цели занятия:

Учебная: знать о законах, которые регулируют семейно – брачные отношения;

представлять порядок и условия вступления в брак; иметь представления о личных и имущественных правах и обязанностях супругов; различать законный и договорный режим имущества супругов; знать содержание прав и обязанностей                                 родителей и детей.

Воспитательная: чувствовать личную ответственность за взаимоотношения в семье.                            

Психологическая: понимать единство и гармоничность интересов                                                          родителей и детей.

Раздаточный материал: тестовые задания, ситуационные задачи, шаблон брачного договора

Литература:

Основная: Нормативные правовые акты: СК РФ; Конституция РФ; 

Декларация прав    ребёнка; Конвенция о правах ребёнка.

Абашин Э. А.  Семейное право: учеб.  пособие.  —  М.,  2002 .

Основы права: Учеб.пособие для вузов/ под ред. Д.П.Котова, 2000; Основы государства и права: Учеб.пособие, 2000; Н.Н.Тарусина. Семейное право.Учеб.пособие, 2001.

Дополнительная: Методическое пособие по курсу Основы правовых знаний, 2000; Психология современной семьи, 1988.

Гришина И. И., Гришин И. П.  Семейное право: учеб.   пособие.  —  М.,  2004 .

Бровкин А. В., Еремичев И. А., Страунинг Э. Л.  Семья и закон в вопросах и ответах: учеб.  пособие.  —  М.,  2002 .

Полякова С. В.  Урок по теме «Личные и имущественные права и обязанности супругов» // Преподавание истории и обществознания в школе.  —  2009 .  —  № 2.

Шевчук Л. А. Тема «Семейное право» (анализ ситуаций) //Преподавание истории и обществознания в школе.  —  2009 .  —  № 8 .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zaremba_e.v._nizhneudinsk.docx52.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Нижнеудинск»

Заремба Елена Васильевна,

учитель истории и обществознания

Тема: Семейное право 


Класс: 10

Предмет: Обществознание

Уроки 49-50.  Семейное право (§ 26)

Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов

личностных:

осознание значимости правового регулирования семейных отношений;

понимание важности юридического оформления брака;

метапредметных (УУД):

умение устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях семейных правоотношений, имеющих определённы е юридические последствия;

способность давать обоснованы е оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права и приводить нормы соответствующей отрасли права (например, административного, уголовного), регулирующей проявляющиеся в этом поведении семейно-брачные отношения;

умение строить рассуждения, раскрывающие смысл высказываний о юридической стороне брака;

умение выполнять познавательные проблемные задания на правовом материале;

предметных:

знание базовых понятий «семейные правоотношения», «семейное   законодательство», владение   понятиями «семья», «брак», «усыновление», «опека», «попечительство»;

знание правовых основ семейно-брачных отношений;

целостное представление об основных нормах семейного права;

умение применять знания основных норм семейного права в ситуациях повседневной жизни.

Задачи занятия:

систематизировать знания школьников о семейном праве;

конкретизировать теоретические представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака, личных   имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов, родителей и детей в семье;

познакомить с формами воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;

юридического понимания семьи и значимость правового регулирования семейных отношений.

Цели занятия:

Учебная: знать о законах, которые регулируют семейно – брачные отношения;

представлять порядок и условия вступления в брак; иметь представления о личных и имущественных правах и обязанностях супругов; различать законный и договорный режим имущества супругов; знать содержание прав и обязанностей                                 родителей и детей.

Воспитательная: чувствовать личную ответственность за взаимоотношения в семье.                          

Психологическая: понимать единство и гармоничность интересов                                                          родителей и детей.

Раздаточный материал: тестовые задания, ситуационные задачи, шаблон брачного договора

Литература:

Основная: Нормативные правовые акты: СК РФ; Конституция РФ;  

Декларация прав    ребёнка; Конвенция о правах ребёнка.

Абашин Э. А.  Семейное право: учеб.  пособие.  —  М.,  2002 .

Основы права: Учеб.пособие для вузов/ под ред. Д.П.Котова, 2000; Основы государства и права: Учеб.пособие, 2000; Н.Н.Тарусина. Семейное право.Учеб.пособие, 2001.

Дополнительная: Методическое пособие по курсу Основы правовых знаний, 2000; Психология современной семьи, 1988.

Гришина И. И., Гришин И. П.  Семейное право: учеб.   пособие.  —  М.,  2004 .

Бровкин А. В., Еремичев И. А., Страунинг Э. Л.  Семья и закон в вопросах и ответах: учеб.  пособие.  —  М.,  2002 .

Полякова С. В.  Урок по теме «Личные и имущественные права и обязанности супругов» // Преподавание истории и обществознания в школе.  —  2009 .  —  № 2.

Шевчук Л. А. Тема «Семейное право» (анализ ситуаций) //Преподавание истории и обществознания в школе.  —  2009 .  —  № 8 .


Ход занятия №49:

Основные этапы занятия

Время

Методические указания

1

Организационная часть

3 минуты

Отметка отсутствующих. Проверка подготовленности к занятию.

2

Мотивация учебной деятельности

3 минут

Сообщение темы, целей данного занятия. Учитель мотивирует обучающихся для изучения темы. Говорит о личностной и социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования семейных отношений. Далее фиксируют план занятия.

3

Изучение нового материала. При изложении нового материала используются словесные методы в сочетании с использованием классной доски, где зафиксированы основные понятия темы и на которые учитель время от времени акцентирует внимание обучающихся.

25 минут

Учитель излагает новый материал руководствуясь планом:

1.Семейное право – суверенная отрасль российской правовой системы.

2.Брак как семейно – правовое явление.

3.Родительство и детство как семейно – правовые явления.

При изложении материала акцентируется внимание на порядок и условия заключения брака, препятствия к заключению брака, имущественные права и обязанности супругов, основания и порядок расторжения брака, признания брака недействительным, основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей, ответственность родителей за воспитание детей, лишение родительских прав, алиментные обязательства членов семьи. Весь материал излагается по заданному плану, обучающиеся конспектируют основные моменты, по каждому вопросу плана делается совместный вывод. Обеспечивая вовлеченность учеников в обсуждение темы, учитель по ходу изложения задает вопросы, которые проверяют усвоение материала.

4

Закрепление материала. Контроль итогового уровня знаний.

5 минут

Закрепление материала проводится в устной форме.

5

Подведение итогов.

 Домашнее задание

4 минуты

Учащиеся в лекционном материале подчеркивают наиболее значимые тезисы.

При подготовке к следующему занятию (семинарское) необходимо изучить лекционный материал занятия; использовать материал СК РФ, материал учебника §26  


Ход занятия №50:

Основные этапы занятия

Время

Методические указания

1

Организационная часть

3 минуты

Отметка отсутствующих. Проверка подготовленности к занятию.

2

Мотивация учебной деятельности

3 минуты

Сообщение темы, целей данного занятия. Учитель мотивирует обучающихся для изучения темы. Объявляется план работы

1.Дискуссия по подготовленным учителем вопросам по теме занятия.

2.Решение ситуационных задач с применением СК РФ.

3. Выполнение проверочной работы контрольные вопросы по теме «Семейное право» (2 варианта).

Дополнительно:

4.Составление нормативных документов по семейному праву: брачный договор.

3

Основная часть семинара 

25 минут

Последовательное обсуждение ответов. Выработка мнений и суждений, формирование в результате дискуссии правильных суждений и др. Совместная формулировка основных тезисов по теме семинара.

Решение ситуационных задач с использованием СК РФ.

Выполнение проверочной работы.

4

Подведение итогов.

 Домашнее задание

9 минут

Домашнее задание: учитель выдает образец Брачного договора – задание: составить письменно по шаблону Брачный договор, используя материал СК РФ, материал учебника §26  


Приложение к уроку №49

Конспект лекционного материала

по теме «Основы семейного права».

План изложения:

  1. Семейное право – суверенная отрасль российской правовой системы.
  1. Понятие, принципы семейного права.
  2. СК РФ – источник семейного права.
  1. Брак как семейно – правовое явление.
  1. Правоотношения между супругами.
  2. Понятие, порядок и условия заключения брака.
  3. Основания и порядок расторжения брака.
  4. Личные и имущественные права супругов. Брачный договор.
  1. Родительство и детство как семейно – правовые явления.
  1.  Признание материнства и отцовства.
  2. Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей.
  3. Имущественные права и обязанности родителей и детей.
  4. Содержание и воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

  1. Семейное право – суверенная отрасль российской правовой системы.

1.1.  Понятие, принципы семейного права.

         Понятие, источники и основные принципы семейного права.

Одним из важнейших социальных институтов является семья. Жизнь каждого человека от момента рождения до смерти приходит в семье. В семье человек получает воспитание, формируется как личность, входит в сложный круг общественных отношений, становится гражданином. Семья становится основной материальной и психологической поддержки человека, нормального развития детей. Семья обеспечивает преемственность культурного наследия, в ее недрах закладываются и практически реализуются подлинные   общественные ценности, нормы поведения. Здоровье, процветание семьи – гарант спокойствия общества, стабильности и развития государства.

        Государство признаёт ценность семьи, её роль в общественном развитии и формировании личности и всеми доступными средствами способствует её укреплению.  

Основой регулирования семейных отношений являются нормы морали, но наряду с ними используется и закон. Закон дает возможность принудить к исполнению семейного долга тех, кто забывает о нем, пренебрегает своими обязанностями, утратил чувство ответственности за своих близких.

В юридическом смысле семья – это круг лиц, взаимные права и обязанности которых возникают в связи с кровным родством, вступлением в брак, усыновлением (удочерением) или иной формы принятия на воспитание.

Семейные правоотношения – это личные и имущественные отношения между членами семьи и другими лицами, урегулированными нормами права. Возникновение и существование семейных правоотношений обусловлено юридическими фактами: кровным родством, вступлением в брак, усыновлением (удочерением) и иными формами создания семьи, а также установлением опеки или попечительства. Субъектами семейных правоотношений являются граждане (физические лица). Объектами семейных правоотношений являются действия (поведение) субъекта правоотношений, а также вещи (имущество) или иные материальные блага.

Семейное право – это отрасль частного права, совокупность норм, регулирующих личные (неимущественные) и связанные с ним имущественные отношения, возникающие из родства, брака, усыновления (удочерения) и иных форм принятия детей в семью на воспитание, а также установления опеки (попечительства).

Семейное право в нашей стране опирается на следующие принципы:

  • равноправие мужчины и женщины в сфере семейных отношений;
  • свобода поведения участников семейных отношений, обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав;
  • недопустимость постороннего вмешательства в дела семьи;
  • приоритет интересов ребенка и нетрудоспособных членов семьи;
  • приоритет семейного воспитания;
  • недопустимость какой – либо дискриминации в отношении членов семьи;
  • недопустимость произвольного ограничения семейных прав;
  • право на семейную защиту;
  • возложение на государство обязанности по защите семьи, материнства, отцовства и детства.

  

  1. СК РФ – источник семейного права.

Источниками семейного права в РФ являются вся совокупность нормативно – правовых актов, которые базируются на Конституции РФ. Основные нормы, регулирующие семейно – правовые отношения, кодифицированы в Семейном Кодексе РФ, который был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года и введен в действие с 1 марта 1996 года. Наряду с СК РФ семейно – правовые отношения регулируются другими нормативно – правовыми актами – это ФЗ РФ, ГК РФ (вопросы опеки и попечительства, неприкосновенность семейной тайны и др.), Жилищный Кодекс РФ (вопросы о предоставлении жилой площади), УК РФ (преступления против семьи и несовершеннолетних и др.), законы субъектов РФ, которые принимаются в соответствии с СК РФ.

СК РФ включает следующие разделы:

  1. Общие положения (основные начала семейного законодательства; отношения, регулируемые семейным законодательством; осуществление и защита семейных прав).
  2. Заключение и прекращение брака (условия и порядок заключения брака; прекращение брака; недействительность брака).
  3. Права и обязанности супругов (личные права и обязанности супругов; законный режим имущества супругов; договорный режим имущества супругов; ответственность супругов по обязательствам).
  4. Права и обязанности родителей и детей (установление происхождения детей; права несовершеннолетних детей; права и обязанности родителей).
  5. Алиментные обязательства членов семьи (алиментные обязательства родителей и детей; алиментные обязательства супругов и бывших супругов; алиментные обязательства других членов семьи; соглашение об уплате алиментов; порядок уплаты и взыскания алиментов).
  6. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей; усыновление, удочерение детей; опека и попечительство над детьми; приемная семья).
  7. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
  8. Заключительные положения (применение норм СК РФ).

 

Т.о. регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с признанием добровольности брачного союза между мужчиной и женщиной, равноправия супругов в решении всех вопросов семейной жизни, в т.ч. и в отношении воспитания детей, всемерной охраны интересов матери и ребенка, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

  1. Брак как семейно – правовое явление.

  1. Правоотношения между супругами.
  1. Понятие, порядок и условия заключения брака.

Одним из оснований возникновения семейных отношений является брак.

Брак – добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением определенных правил с целью создания семьи. Для вступления в брак необходимо выполнение ряда условий:

  • взаимное добровольное согласие лиц, вступающих в брак;
  • достижение ими брачного возраста.

Брачный возраст устанавливается в 18 лет. При наличии уважительной причины органы местного самоуправления по месту государственной регистрации брака вправе по просьбе лиц, вступающих в брак, снизить брачный возраст до 16 лет. Предельный брачный возраст СК РФ не установлен. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Брачный возраст может быть снижен до 16 лет в следующих случаях: фактическое создание семьи, беременность, рождение ребенка, неизлечимая болезнь одного из супругов, призыв на военную службу. Лица, вступившие в брак до 18 лет, приобретают полную гражданскую дееспособность.

 Порядок заключения брака:

заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи заявления в органы ЗАГСа (при наличии уважительных причин брак может быть заключен в день подачи заявления).

Обстоятельства, препятствующие заключению брака:

Не допускается заключение брака между:

  • лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
  • близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами). Браки между двоюродными, троюродными братьями и сестрами по боковой линии родства разрешаются. Этот запрет имеет биологическое происхождение, т.к. узкородственные браки нередко приводят к наибольшей вероятности наследственных заболеваний;
  • усыновителями и усыновленными; в основу данного запрета положены нравственные критерии;
  • лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

  1. Основания и порядок расторжения брака.

Расторжение брака производится в органах ЗАГСА, в судебном порядке. Основанием для расторжения брака является смерть одного из супругов, заявление одного или обоих супругов. Ограничения по расторжению брака: муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течении года после рождения ребенка.

Расторжение брака в органах ЗАГСА:

  • при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;

Расторжение брака в органах ЗАГСА не зависимо от наличия несовершеннолетних детей:

  • если один из супругов признан судом безвестно отсутствующим;
  • признан судом недееспособным;
  • осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше 3 - х лет.

Расторжение брака в органах ЗАГСА производится по истечении месяца со дня подачи заявления.

Расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, в случае, если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органах ЗАГСА.

Недействительность брака производится судом.

Недействительность брака может быть признана судом по следующим обстоятельствам:

  • заключение фиктивного брака, т.е. если супруги или один из них зарегистрировал брак без намерения создать семью и по иным мотивам;
  • брак заключен без добровольного согласия одного из супругов;
  • брак заключен супругами, или одним из супругов, не достигшим брачного возраста;
  • брак заключен с лицом, который состоит в другом зарегистрированном браке;
  • брак заключен между близкими родственниками, усыновителями и усыновленными;
  • брак заключен с лицом, которое признано в судебном порядке недееспособным;
  • сокрытие одним из супругов наличия у него ВИЧ – инфекции, венерического заболевания.

  1.  Личные и имущественные права супругов. Брачный договор.

С момента государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния возникают права и обязанности супругов, а государство берёт на себя защиту новой семьи.

        Как отмечалось ранее, семейное право различает личные (неимущественные) и имущественные права и обязанности супругов. При этом семейное законодательство исходит из принципов свободы и равенства супругов.

        Личные права и обязанности супругов.

        Вступая в брак, супруги могут по своему желанию избрать фамилию одного из супругов в качестве общей фамилии, сохранить добрачную фамилии, присоединить к своей фамилии фамилию другого (двойная фамилия). Каждый из супругов свободен в выборе занятий, профессии, мест пребывания и жительства. Каждый супруг без согласия другого вправе выезжать с постоянного места жительства в отпуск, в командировку, в длительное путешествие, либо вообще сменить место постоянного жительства по своему отношению.

        Охраняемая законодательством независимость супругов не противоречит тому, что все вопросы, связанные с материнством, воспитанием и образованием детей они должны решать совместно.

        Имущественные правовые отношения между супругами состоят из двух частей:

        отношения собственности; алиментные отношения, то есть отношения по взаимному содержанию супругов.

        Законный режим имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не предусмотрено иное. Семейная собственность – имущество, нажитое супругами во время брака (даже если один из супругов работал, а другой вел домашнее хозяйство). К общему имуществу супругов относятся движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, вклады в коммерческие банки и т.п. Супруги сообща владеют и пользуются этим имуществом, а распоряжение им осуществляется по взаимному соглашению. Каждый из супругов вправе иметь личное имущество. Раздельная (личная) собственность супругов – имущество, принадлежащее каждому из супругов до вступления в брак, имущество, полученное в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам. Вещи индивидуального пользования за исключением драгоценностей и других предметов роскоши признаются собственностью того супруга, который ими пользовался. Т.о. данное имущество исключается  из общей совместной собственности и супруг вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению. Но если в личное имущество за счет другого супруга были произведены вложения, значительно увеличивающие его стоимость, оно может быть признано общей собственностью. К объектам раздельной собственности относятся поощрительные награды, выигрыши в лотерею, личные премии.  

Брачный договор             

Брачный договор – соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и в случае его расторжения. Брачный договор вступает в силу со дня государственной регистрации брака. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Если одно лицо не достигло брачного возраста, то оно не может заключить брачный договор без согласия родителей или попечителей до момента регистрации. В брачном договоре супруги вправе изменить законный режим совместной собственности, установить совместную, долевую или раздельную собственность на все имущество и на отдельные предметы. Совместная собственность – бездолевая, поэтому каждый из супругов вправе ею владеть, пользоваться, распоряжаться. Долевой режим имущества супругов – в брачном договоре четко определяются супружеские доли имущества, которые могут быть как равными, так и неравными. Раздельный режим имущества – добрачное имущество супругов, а также полученное ими во время брака (наследство, дар), и все доходы от этого имущества считаются раздельной собственностью и управляются каждым из супругов автономно. По своим личным долгам и обязательствам каждый из супругов отвечает самостоятельно из своего имущества. Брачный договор является максимальным гарантом прочности супружеского союза. Брачный договор может быть расторгнут или изменен в любое время по соглашению супругов. Односторонний отказ от исполнения брачного договора не допускается.

Прекращение брака            

В соответствии с Семейным кодексом РФ основанием для прекращения брака являются следующие обстоятельства:

  1. смерть одного из супругов;
  2. признание в установленном законом порядке одного из супругов умершем;
  3. расторжение его по заявлению одного или обоих супругов (развод).

В случаи развода брак считается прекращенным: а) при расторжении в органах ЗАГСа с момента государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния; б) путём расторжения брака в суде – с момента вступления в законную силу решения суда (10 дней с момента вынесения решения, если ни один из супругов не подаст кассационную жалобу ). Закон содержит также и такое положение: бывшие супруги не вправе вступать в новый брак до получения в организмах ЗАГСа свидетельства о расторжении предыдущего. Это свидетельство выдаёт ЗАГС после государственной регистрации судебного решения о разводе.  

                                                                                                                         

3.Родительство и детство как семейно – правовые явления.

3.1. Признание материнства и отцовства.

        При совершении записи в регистрационной книге ЗАГСа и выданном родителям свидетельстве о рождении указывается, кто является отцом и матерью ребёнка. Мать записывается по справке медицинского учреждения, в котором родился ребёнок, или же по заявлению других лиц. В случае законно зарегистрированного брака отцом ребёнка записывается муж матери. Признание юридической связи по отцовской линии с детьми, рожденными вне брака, осуществляется двумя путями.

  1. возможно добровольное признание отцовства, когда отец и мать ребёнка подают совместное заявление в органы ЗАГСа;
  2. установление отцовства в судебном порядке. В этом случаи мать (другое содержащее ребёнка лицо), опекун или сам ребёнок, достигший совершеннолетия, подают в суд заявление. Суд может признать факт отцовства при наличии таких фактических обстоятельств, как совместное проживание матери и ответчика по делу об установлении отцовства, ведению ими общества хозяйства до рождения ребёнка, воспитание или содержание ребёнка ответчиком, доказанное фактическое признание ответчиков отцовства (в письмах, телеграммах и т.д.). если ребёнок родился в течении 300 дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребёнка, отцом ребёнка признаётся супруг или бывший супруг матери.

У родителей и детей с момента рождения и установления материнства и отцовства возникают различные права и связанные с ними обязанности. Эти права и обязанности носят как личный (неимущественный), так и имущественный характер. Личные права и обязанности родителей и детей лишены экономического содержания. К личным правам и обязанностям родителей относится выбор имени ребёнка. Определённые права и обязанности возникают при определении фамилии ребёнка. Если родители носят общую фамилию, то ребёнку присваивается эта фамилия. При разных фамилиях отца и матери родители вправе присвоить ребёнку любую из этих фамилий, а если они не могут прийти к соглашению, то фамилия одного из них присваивается по указанию органа опеки и попечительства. Родители также имеют право и несут обязанность по защите прав и интересов своих несовершеннолетних детей. Семейный кодекс устанавливает их статус в качестве законных представителей несовершеннолетних детей.

Следует также отметить, что родители имеют равные права и обязанности в                                                     отношении детей и должны решать все вопросы по взаимному согласию (при наличии спора он разрешается органами опеки и попечительства). Обеспечение интересов детей носит приоритетный характер, поэтому родители при осуществлении своих прав не должны причинять вред ребёнку, допускать грубое или жестокое с ним обращение.          

       

Содержание прав несовершеннолетних детей. Личные права детей включают в себя:

  • право жить и воспитываться в семье;
  • право на общение с родителями и другими родственниками;
  • право на свою защиту;
  • право выражать своё мнение;
  • право на имя, отчество, фамилию.

Следует иметь в виду, что Семейный кодекс не предусматривает обязанностей несовершеннолетнего личного характера, так не достигший совершеннолетия гражданин не может нести правовой ответственности за неисполнение возложенных на него обязанностей. Имущественные права детей закреплены в ст.60 СК РФ, в которой предусмотрено право каждого ребенка на получение содержания от своих родителей или лиц, их заменяющих. Источниками содержания ребенка являются:

  • доходы родителей;
  • причитающиеся ребенку алименты, если родители (один из них) добровольно не заботятся о материальном благополучии ребенка;
  • пенсии, пособия, причитающиеся несовершеннолетнему на основании законодательных актов.

Кроме того ребенок имеет право на:

  • имущество, полученное им в дар;
  • имущество, полученное ребенком по наследству;
  • доходы, полученные ребенком;
  • имущество, приобретенное на собственные средства ребенка.

Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей:

  • распоряжаться своими заработком и стипендией;
  • вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
  • осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут самостоятельную имущественную ответственность по совершенным ими сделкам, а также отвечают за причиненный ими вред. За малолетних детей (до 14 лет) сделки совершают их родители. Ответственность по сделкам малолетнего несут его родители, они отвечают и за вред, причиненный малолетним.  

  1. Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей

При ненадлежащем выполнении родителями своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотреблении своими правами, суд может принять решение об отобрании ребенка без лишения родительских прав, если его проживание с родителями опасно для него, об ограничении родительских прав или само лишение родительских прав.

Лишение родительских прав – это принудительное прекращение родительских прав по решению суда.

Основания лишения родительских прав:

  • уклонение от выполнения обязанностей родителей, злостное уклонение от уплаты алиментов;
  • отказ без уважительной причины взять своего ребенка из родильного дома или иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения, других аналогичных учреждений;
  • злоупотребление своими родительскими правами;
  • жестокое обращение с детьми, в том числе осуществление физического или психического насилия над детьми, покушение на их половую неприкосновенность;
  • хроническое заболевание алкоголизмом или наркоманией;
  • совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Порядок лишения родительских прав

Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. При рассмотрении дел о лишении родительских прав обязательно присутствие прокурора и представителя органа опеки и попечительства. По истечении 3 дней со дня вступления решения суда в законную силу суд направляет выписку из решения в органы загса по месту регистрации рождения ребенка. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в том числе право на получение от него содержания, право на льготы и государственные пособия, право на личное воспитание своего ребенка, на получение наследства в случае смерти ребенка. Но у таких родителей сохраняются обязанности содержать своего ребенка и обязанность отвечать за вред, причиненный ребенком в течение 3 лет с момента лишения родительских прав. Ребенок имеет право собственности на жилое помещение или право пользования им, сохраняет имущественные права.  Такая мера ответственности рассчитана на неопределенный период. Но поскольку основные родительские права прекращаются с достижением детьми 18 лет, то лишенный этих прав никогда не сможет их снова приобрести, если они не были восстановлены своевременно, до совершеннолетия ребенка. Мнение родителей, лишенных их прав не принимается во внимание при усыновлении ребенка, ребенок может быть усыновлен без их согласия. Усыновление может быть произведено не ранее 6 месяцев после лишения родительских прав. Т.о. закон дает возможность, шанс восстановить родительские права. Это допускается если родитель изменил поведение, образ жизни и отношение к воспитанию ребенка. Дела о восстановлении родительских прав рассматривает суд. Но это невозможно, когда на это не согласен ребенок, достигший 10 лет или если ребенок усыновлен.

Ограничение родительских прав – мера ответственности, применяемая по отношению к родителю, виновному в создании опасной ситуации для ребенка. Это предупредительная мера, за которой может последовать лишение прав. Ограничение прав выражается в отобрании ребенка у родителей. Но родители могут общаться с ребенком, содержать его. Если в течении 6 месяцев родители не исправляются, то далее лишение прав.

Алиментные обязательства

Семейное законодательство устанавливает алиментные обязательства родителей и детей. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, нетрудоспособных совершеннолетних, нуждающихся в помощи. С другой стороны, престарелые, нетрудоспособные родители, нуждающиеся родители имеют право на материальное обеспечение от своих детей. В случае уклонения от исполнения от обязанности, содержание может быть взыскано в судебном порядке. Размер алиментов устанавливается в долях к заработку или в твердой денежной сумме.  Долевой размер алиментов предусмотрен только в отношении несовершеннолетних детей: на 1 ребенка – ¼  дохода, на 2 детей – 1/3  дохода, на 3 и более ½ заработка. Размер твердой денежной суммы индексируется с учетом минимального размера оплаты труда. Суд может уменьшить размер алиментов или освободить от их оплаты. При определении обязанностей детей по содержанию родителей суд учитывает материальное положение сторон. Размер содержания устанавливается в твердой денежной сумме пропорциональной минимальному размеру оплаты труда. Дети могут быть освобождены от обязанностей по содержанию родителей, если суд установит, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей. Внуки обязаны содержать дедушку и бабушку, если их не могут содержать их дети. Закон обязывает также пасынков и падчериц содержать своих отчима и мачеху.  

  1. Содержание и воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление (удочерение)

Для того, чтобы создать благоприятные условия для детей, лишенных попечения родителей, семейное законодательство предусматривает возможность усыновления. Усыновление – юридический акт, результатом которого является возникновения взаимных прав и обязанностей между усыновителем, родственниками усыновителя как между родителями, детьми родственниками по происхождению.  

        Усыновление (удочерение). Опека и попечительство. Усыновление допускается в отношении несовершенных детей и только в их интересах. Оно производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка. Дела об усыновлении рассматривается с участием органов опеки и попечительства. Права и обязанности усыновителя и усыновленного возникают со дня вступления в законную силу решения суда. Суд направляет в органы загса выписку решения суда. В результате усыновления прекращаются правоотношения ребенка с кровными родителями и возникает правовая связь ребенка с лицом, усыновившим его.

Условия усыновления:

Необходимо получить согласие на усыновление:

  • родителей ребенка (в письменной форме или непосредственно в суде). Согласие на усыновление ребенка дается, как правило, конкретному лицу, но можно и не называть усыновителя;
  • лиц, заменяющих родителей (опекуны, попечители, приемные родители, руководители учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей);
  • ребенка, если ему исполнилось 10 лет;
  • другого супруга, если ребенок не усыновляется обоими.

Из общего правила есть исключения, когда усыновление разрешается без согласия родителей. Это происходит, если родители ребенка неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими или недееспособными, если лишены родительских прав, если по неуважительным причинам не проживают совместно с детьми более 6 месяцев и уклоняются от их воспитания и содержания.

СК РФ содержит перечень лиц, которые не могут быть усыновителями:

  • несовершеннолетние;
  • признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • лишенные по суду родительских прав;
  • ограниченные судом в своих родительских правах;
  • отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей;
  • бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;
  • неспособные по состоянию здоровья осуществлять родительские права.

Основания для отмены усыновления являются:

  • уклонение усыновителя от выполнения принятых на себя обязанностей родителей;
  • злоупотребление приобретенными родительскими правами;
  • жестокое обращение с усыновленным ребенком;
  • хронический алкоголизм или наркомания усыновителя;
  • иные основания (н.п., наступившая инвалидность усыновителя, лишающая его возможности выполнять принятые на себя обязательства).

Опека, попечительство

Опека устанавливается над малолетними детьми (до 14 лет) при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родительских прав, в иных случаях, когда дети остались без попечения родителей. Попечительство устанавливается в тех же случаях, но над ребенком в возрасте от 14 до 18 лет. Установление и прекращение опеки и попечительства над детьми определяются ГК РФ. Цель установления опеки и попечительства – защита личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних граждан, для воспитания. СК РФ к опекунам и попечителям предъявляет те же требования, что и для усыновителей. Решение о назначении опекуна (попечителя) выносят органы опеки и попечительства. Опека и попечительство перестают существовать в следующих случаях:

  • при усыновлении подопечного;
  • если подопечный попадает в детское учреждение на полное государственное обеспечение;
  • после возвращения ребенка родителям;
  • в результате изменения семейного, материального положения опекуна, его болезни и иных обстоятельств, делающих опеку невозможной;
  • из – за отсутствия взаимопонимания между опекуном и его подопечным;
  • вследствие ненадлежащего исполнения опекуном своих обязанностей;
  • при использовании опеки в корыстных целях.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, так как любая опека, противоречащая интересам ребенка, должна быть прекращена.

Приемная семья

Это один из способов устройства в семью ребенка, оставшегося без родительского попечения. Приемная семья основывается на договоре, который заключается в письменной форме по просьбе лиц, желающих воспитывать ребенка в своей семье. Сторонами данного договора являются эти лица и органы опеки и попечительства. Лица, заключившие договор, именуются родителями – воспитателями. Труд родителей – воспитателей оплачивается, воспитанникам приемных семей выплачиваются ежемесячные пособия на содержание. Перечень лиц, не имеющих право быть родителями – воспитателями, практически совпадает с перечнем лиц, не имеющих права быть усыновителем. Договор о передаче ребенка в приемную семью прекращается по достижению воспитанником 18 лет. Он может быть расторгнут досрочно.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

  • СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
  • СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
  • СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ
  • БРАК
  • ОРГАНЫ ЗАГСА
  • ЗАКОННЫЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА
  • СЕМЕЙНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
  • ЛИЧНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ СУПРУГОВ
  • БРАЧНЫЙ ДОГОВОР
  • ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА
  • ЛИШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ
  • ОГРАНИЧЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ
  • АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
  • УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ)
  • ОПЕКА
  • ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО
  • ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ


Приложение к уроку №50

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ «ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА»

ВАРИАНТ - 1

  1. Признаются ли в России, браки, заключенные за пределами РФ?
  2. Допускается ли разъединении братьев и сестер при передаче в приемную семью?
  3. С какого возраста ребенок может быть передан в другую семью с его согласия?
  4. Ограниченно дееспособный гражданин может ли быть приемным родителем?
  5. В каком возрасте устанавливается опека над детьми?
  6. В каком возрасте устанавливается попечительство над детьми?
  7. При усыновлении ребенка сохраняются ли за ним право на получении пенсии (со смерти родителей)?
  8. Необходимо ли согласие кровного отца на усыновление ребенка отчимом, с которым он проживает 2 – х лет до 12 лет и которого называет папой?
  9. Какая должна быть разница в возрасте между усыновителем и усыновленным, состоящим в браке?
  10. На кого возлагаются защита прав и интересов детей в случае смерти родителей?
  11. На каких основаниях может произойти лишение родительских прав?
  12. Допускается ли односторонний отказ от исполнения брачного договора?
  13. Что признается собственностью супругов?
  14. Какое медицинское показание может привести к признанию брака недействительным?
  15. Каков брачный возраст в России? Какие особые обстоятельства могут снизить брачный возраст?
  16. Что должно лежать в основе построения новой семьи?
  17. Что признается в СК РФ под брачным договором?
  18. При каких критериях брак может быть расторгнут в органах ЗАГСа?
  19. При каких обстоятельствах брак признается недействительным?
  20. Каковы условия заключения брачного договора?

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ «ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА»

ВАРИАНТ – 2

1.Какой акт знаменует собой рождение семьи?

2. Что является основным актом семейного законодательства?

3.Что такое брак?

4.Что такое сожительство?

5.Какие необходимы условия для вступления в брак?

6. Какие вопросы и на каких основаниях заключается брачный договор?

7.Что означает принцип свободы и равноправия в браке?

8. Какое имущество является общей собственностью супругов?

9.Кого обязывает закон оказывать материальную поддержку при расторжении брака?

10.В каких случаях прекращается действие брака?

11.Какие права и обязанности имеют родители?

12.Каким образом определяется гражданство детей?

13. Какие санкции могут быть применены, если родители уклоняются от исполнения своих родительских обязанностей?

14. Что понимается по лишением родительских прав?

15.До какого возраста родители распоряжаются имуществом детей?

16.Какие существуют варианты решения проблемы, если дети оказались без попечения родителей?

17. При усыновлении ребенка, может ли усыновитель изменить ФИО ребенка?

18.В каком возрасте устанавливается опека и попечительство над детьми?

19.Что составляет тайну усыновления?

20.Какие функции выполняют опекуны и попечители в воспитании детей?


Решение ситуационных задач

СИТУАЦИЯ № 1

Состоящая в браке Татьяна унаследовала старый автомобиль и дом в деревне. Её муж полностью отремонтировал автомобиль, в частности поменял двигатель. Что из указанного имущества можно считать совместной собственностью супругов?

СИТУАЦИЯ № 2

Когда Андрею было 2 года, его мать повторно вышла замуж. Сейчас 12 – летний Андрей считает отчима родным отцом. Решив усыновить Андрея, его отчим узнал, что для этого необходимо согласие кровного отца мальчика и согласие самого Андрея. После этого отчим отказался от усыновления, так как не хочет сообщать Андрею, что не является его родным отцом, и с другой стороны, не знает местожительства кровного отца Андрея. Помогите семье.

СИТУАЦИЯ № 3

После развода родителей Игорь проживает со своей матерью. Его мать запретила отцу Игоря навещать мальчика, хотя они очень любят друг друга. Докажите, что, согласно СК РФ, и в сложившейся ситуации нарушаются права как Игоря, так и его отца. Как отец Игоря может защитить свои права и права ребенка?

СИТУАЦИЯ № 4

Несовершеннолетняя Светлана унаследовала от своего дедушки по отцовской линии дачу. После развода родителей отец Светланы потребовал, чтобы эта дача была учтена при разделе имущества, поскольку Светлана оставалась с матерью. Правомерно ли требование отца Светланы?

СИТУАЦИЯ № 5

Родители 14 – летней Елены работают в Воркуте. Поскольку Елене противопоказан северный климат, она живет с дедушкой и бабушкой в одном из южных городов и находится на полном их содержании. Однажды дедушке Елены посоветовали оформить над ней попечительство с тем, чтобы девушка имела право проживать в квартире в случае их смерти. Верным ли является этот совет? Есть ли основания у дедушки и бабушки оформить попечительство над Еленой?

СИТУАЦИЯ № 6

Супруги Волошины решили произвести раздел их совместного имущества. Супруга заявила, что драгоценности она с супругом делить не будет, так как она их носит, что дом будет принадлежать ей, а автомашина мужу. С таким разделом муж не согласился. Куда им необходимо обратиться?

СИТУАЦИЯ № 7

При составлении брачного договора между супругами Ивановыми жена предложила внести пункт, что муж будет её материально содержать в случае их развода, так как она будет домохозяйкой и заниматься воспитанием детей. Законно ли требование жены?

СИТУАЦИЯ № 8

Иванов обратился в органы загса с просьбой признать его отцом ребенка, родившегося у Петровой, в браке с которой он не состоит. Органы загса отказались выдать ему свидетельство об установлении отцовства, сославшись на то обстоятельство, что заявление подано только Ивановым. Правомерен ли отказ?

СИТУАЦИЯ № 9

В нотариальную контору обратился Сергей с заявлением о принятии наследства после умершей матери. В заявлении он указал, что его мать была лишена родительских прав. Сохраняется ли за ним право на наследование имущества матери, которую лишили родительских прав?

СИТУАЦИЯ № 10

Мать 15 – летнего Сергея потребовала, чтобы он всю свою зарплату отдавал ей, т.к. она лучше, чем он, сможет ею распорядиться. Правомерно ли требование матери?


ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА»

 1 – ВАРИАНТ

Верно или неверно утверждение

  1. СК РФ принят нижней палатой ФС 8.12.1995 года.
  2. СК РФ базируется на ГК РФ.
  3. Основной принцип СК РФ – равноправие мужчины и женщины.
  4. СК РФ содержит 8 разделов.
  5. Брак – это добровольный союз заключенный между нанимателем и нанимаемым, или акт купли – продажи.
  6. Брак – защищаемый государством союз мужчины и женщины, основанный на принципах полигамии.
  7. Религиозный обряд венчания имеет юридическую силу.
  8. Однозначные условия вступления в брак: беременность или рождение ребенка.
  9. Регистрация брака осуществляется в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении 1 месяца со дня подачи заявления.
  10. Если супруг осужден судом на 5 лет лишения свободы, брак расторгается без его согласия.
  11. Супруг вправе подать заявление на развод в период беременности супруги.
  12. Расторгается брак по истечении 6 месяцев с момента подачи заявления в суд.
  13. Брак недействителен, если у одного из супругов обнаружена ВИЧ – инфекция.
  14. Супруги имеют право на раздельное проживание.
  15. СК РФ предусматривает законный и договорной режим имущества.
  16. Брачный договор – это соглашение, посредством которого 1 участник договора обязуется трудиться в обмен на зарплату.
  17. Если один родитель проживает с ребенком отдельно, устанавливается порядок, размер и форма содержания – дивиденды.
  18. Основные родительские права прекращаются с достижением ребенка 20 лет.
  19. Брачный договор будет признана недействительным по согласию одного из супругов.
  20. СК РФ допускает регистрацию брака между усыновителем и усыновленным.

Выбери правильный вариант ответа

  1. Основным правовым актом, регулирующим семейные отношения является:

А) СК РФ

Б) Кодекс о браке и семье

В) ГК РФ

  1. Добровольный пожизненный союз мужчины и женщины, его цель – создание семьи:

А) пакт

Б) комплот (заговор)

В) брак

  1. Каков брачный возраст в РФ?

А) 16 лет

Б) 18 лет

В) 20 лет

Разрешите ситуацию, используя СК РФ:

        После регистрации брака Смирнов запретил своей жене посещать работу, так как она связана с ночными дежурствами, мужу это не нравится. Прав ли Смирнов?


ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА»

ВАРИАНТ - 2

  Верно или неверно утверждение

  1. Акт регистрации брака знаменует собой рождение новой семьи.
  2. Основной нормативный документ семейного права – ГК РФ.
  3. ЗАГС – это органы прописки и выписки граждан
  4. Обряд венчания в церкви приравнивается к государственной регистрации.
  5. Сожительство не порождает законом общности имущества.
  6. Если нетрудоспособность супруга наступила во время брака, то при разводе он вправе требовать алименты – денежное содержание.
  7. Нуждаемость супруга – это отсутствие средств к существованию.
  8. Брак может быть расторгнут в органах ЗАГСа, если супруги не имеют детей, но есть взаимное согласие.
  9. Цель установления отцовства – обеспечить содержание ребенку, родившемуся вне брака.
  10. С достижением ребенком совершеннолетия, права и обязанности родителей прекращаются.
  11. ФИО ребенку дают родители по взаимному согласию.
  12. Гражданство детей определяется по гражданству их родителей.
  13. Лишение родительских прав производится только в судебном порядке.
  14. Необходимость отобрания детей может возникнуть в силу объективных причин – психические расстройства родителей, инвалидизация.
  15.  До 14 лет имуществом ребенка распоряжаются родители в интересах детей.
  16. Алименты взыскиваются до достижения ребенком совершеннолетия.
  17. Нельзя потребовать через суд оказания внимания к родителям.
  18. Если ребенок достиг 10 лет, то требуется его согласие на усыновление.
  19. Опека устанавливается с 14 до 18 лет.
  20. Попечительство устанавливается до 14 лет.

Выбери правильный вариант ответа

1.Какое обстоятельство делает невозможным вступление в брак?

        А) различие национальностей

        Б) одна из сторон уже состоит в браке

        В) отсутствие у жениха счета в банке

2. Нарушением порядка регистрации брака является:

        А) подача заявления о вступлении в брак по почте

        Б) регистрация брака через месяц после подачи заявления

        В) личное присутствие сторон при заключении брака

3. С какого момента супруги обретают родительские права и обязанности?

        А) со времени сдачи экзаменов «родительского минимума»

        Б) с момента определения ребенка в ясли

        В) с момента рождения ребенка

Разрешите ситуацию, используя СК РФ:

В родильном доме Надежда отказалась от родившейся у неё дочери. Отказ был оформлен должным образом, и девочку удочерили бездетные супруги Петровы. Через 10 лет Надежда стала разыскивать свою дочь и узнала от медсестры роддома, где в настоящее время находится девочка. После этого Надежда потребовала у Петровых возвратить ей ребенка. Какая норма закона охраняет тайну семьи? Кем было допущено нарушение закона?


Домашнее задание

БРАЧНЫЙ ДОГОВОР

г. _______________

«____» ______________ 2016 г.

Гражданин Российской Федерации ________________________________________________ и гражданка Российской Федерации ________________________________________________, состоящие в браке, зарегистрированном ________________________________________________ г. ________________________ «___» _____________ 2016 г., актовая запись №________, свидетельство о браке №________, серия ________, именуемые далее «Супруги», добровольно, по взаимному согласию в целях урегулирования взаимных имущественных прав и обязанностей, как в браке, так и в случае его расторжения, заключили настоящий брачный договор о нижеследующем:

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является в период брака общей совместной собственностью супругов, за исключением имущества, лично принадлежавшего по закону одному из супругов, а также за исключением случаев, предусмотренных в настоящем договоре.

1.2. В случае расторжения брака супругами по взаимному согласию на все нажитое во время брака имущество сохраняется правовой режим (общей совместной собственности или собственности одного из супругов), действующий в отношении соответствующего имущества в период брака, если настоящим договором не предусмотрено иное.

1.3. В случае расторжения брака по инициативе гр. ________________________ либо в результате его недостойного поведения (супружеской измены, пьянства, хулиганских действий и т.п.), имущество, нажитое во время брака и относящееся к общей совместной собственности супругов, считается с момента расторжения брака общей долевой собственностью супругов. При этом гр. ________________________ принадлежит одна четвертая доля названного имущества, а гр. ________________________ принадлежит три четвертых доли названного имущества.

1.4. В случае расторжения брака по инициативе гр. ________________________ либо в результате ее недостойного поведения (супружеской измены, пьянства, хулиганских действий и т.п.) имущество, нажитое во время брака и относящееся к общей совместной собственности супругов, считается с момента расторжения брака общей долевой собственностью супругов. При этом гр. ________________________ принадлежит три четвертых доли названного имущества, а гр. ________________________ принадлежит одна четвертая доля названного имущества.

2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ИМУЩЕСТВА

2.1. Банковские вклады, сделанные супругами во время брака, а также проценты по ним являются во время брака и в случае его расторжения собственностью того из супругов, на имя которого они сделаны.

2.2. Акции и другие ценные бумаги, приобретенные во время брака (кроме ценных бумаг на предъявителя), а также дивиденды по ним принадлежат во время брака и в случае его расторжения тому из супругов, на имя которого оформлено приобретение акций и других ценных бумаг.

2.3. Доля в имуществе и (или) доходах коммерческих организаций, приобретенная во время брака, является во время брака и в случае его расторжения собственностью того из супругов, на имя которого оформлено приобретение указанной доли.

2.4. Ювелирные украшения, приобретенные супругами во время брака, являются во время брака и в случае его расторжения собственностью того из супругов, который ими пользовался.

2.5. Свадебные подарки, а также полученные супругами или одним из них во время брака иные подарки, предназначенные для пользования обоих супругов (кроме недвижимого имущества) – автомобиль, мебель, бытовая техника и т.п., – в период брака являются общей совместной собственностью супругов, а в случае расторжения брака – собственностью того из супругов, чьими родственниками (друзьями, знакомыми, сослуживцами и т.п.) эти подарки были сделаны. Подарки, полученные во время брака супругами или одним из них от общих друзей (знакомых, сослуживцев и т.п.) и предназначенные для пользования обоих супругов, являются как в период брака, так и в случае его расторжения, общей совместной собственностью супругов.

2.6. Приобретенные супругами во время брака посуда, кухонная утварь, кухонная бытовая техника являются в период брака общей совместной собственностью супругов, а в случае расторжения брака - собственностью гр. ________________________.

2.7. Автомобиль, приобретенный супругами во время брака, является в период брака общей совместной собственностью супругов, а в случае расторжения брака – собственностью гр. ________________________.

2.8. Приобретенный супругами в период брака до заключения настоящего договора земельный участок площадью ________ кв.м., расположенный ________________________________________________ и зарегистрированный ________________________________________________ на имя ________________________, является долевой собственностью супругов. При этом гр. ________________________ принадлежит две третьих доли названного земельного участка, а гр. ________________________ принадлежит одна третья доля этого участка. Настоящее условие вступает в силу со дня регистрации долевой собственности супругов на названный земельный участок в установленном порядке.

3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

3.1. Имущество, принадлежащее одному из супругов – по закону или в соответствии с положениями настоящего договора, – не может быть признано совместной собственностью супругов на том основании, что во время брака за счет общего имущества супругов или личного имущества другого супруга были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества. При этом второй супруг имеет право на пропорциональное возмещение стоимости произведенных вложений.

3.2. В случае если в собственности обоих супругов окажется однотипное регистрируемое имущество, принадлежащее каждому из супругов в отдельности (два жилых дома, две дачи, два автомобиля и т.п.) и один из супругов, по соглашению с другим супругом, сделанному в простой письменной форме, произведет отчуждение принадлежащего ему регистрируемого имущества, то после такого отчуждения соответствующее однотипное регистрируемое имущество второго супруга становится общей совместной собственностью супругов как на период брака, так и на случай его расторжения.

3.3. Гр. ________________________ предоставляет гр. ________________________ в период брака право пользования (проживания с правом регистрации постоянного места жительства – прописки) принадлежащим гр. ________________________ на праве собственности (либо как нанимателю) жилым домом (квартирой, комнатой, жилым помещением), расположенным по адресу: ________________________________________________. В случае расторжения брака право пользования названным жильем (право проживания и регистрации постоянного места жительства) у гр. ________________________ прекращается. При этом гр. ________________________ обязуется в трехдневный срок после расторжения брака освободить указанное жилье, прекратив в установленном порядке регистрацию по указанному адресу своего постоянного места жительства.

3.4. Каждый из супругов обязан уведомлять своих кредиторов о заключении, изменении или о расторжении брачного договора.

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Супруги ознакомлены нотариусом с правовыми последствиями избранного ими правового режима имущества, в том числе с изменениями порядка определения наследственной массы.

4.2. Настоящий договор вступает в силу:

с момента его нотариального удостоверения (в случае заключения договора после регистрации брака);

с момента регистрации брака (в случае заключения договора до регистрации брака).

4.3. Расходы, связанные с составлением и удостоверением настоящего договора, супруги оплачивают поровну.

4.4. Настоящий договор составлен в трех экземплярах, один из которых хранится у нотариуса, ________________________________________________, второй выдается гр. ________________________, третий выдается гр. ________________________.

5. АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Супруг

Регистрация:

Почтовый адрес:

Паспорт серия:

Номер:

Выдан:

Кем:

Телефон:

Супруга

Регистрация:

Почтовый адрес:

Паспорт серия:

Номер:

Выдан:

Кем:

Телефон:

6. ПОДПИСИ СТОРОН

Супруг _______________

Супруга _______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра по семейному праву "По лабиринту семейного права"

Данная презентация может быть использована на уроках обществознания и права в 9-11 классах....

Сценарий урока по праву "Семейное право"

Тема урока: Семейное право. Правовые основы семьи и брака.Класс: 11 (профильный уровень)Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный  с элементами практической работы.Методы и приём...

урок обобщения по теме семейное право "Калейдоскоп семейного права"

Обобщить знания учащихся об основах семейного права; Закрепить знания учащихся о правах и обязанностей, которые записаны в «Семейном кодексе»;Способствовать формированию ответственного отн...

Обществознание. Лекция. Семейное право и семейные правоотношения

Тема занятия: «Семейное право и семейные правоотношения»Цель занятия: - раскрыть основные положения семейного права и семейных правоотношений.Задачи: Объяснить понятие семейного права и се...