Уголовно-правовые отношения
методическая разработка по обществознанию (9 класс)

Класс: 9

Предмет: Обществознание

Урок 26.  Уголовно-правовые отношения (§ 20)

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: урок смешанного типа

Урок 27. Повторительно-обобщающий урок по теме «Уголовно-правовые отношения»

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Вид урока: урок обсуждение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaremba_e.v.docx64.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

г. Нижнеудинск»

Заремба Елена Васильевна,

учитель истории и обществознания

Тема: Уголовно-правовые отношения


Класс: 9

Предмет: Обществознание

Урок 26.  Уголовно-правовые отношения (§ 20)

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: урок смешанного типа

Урок 27. Повторительно-обобщающий урок по теме «Уголовно-правовые отношения»

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Вид урока: урок обсуждение

Требования к результатам изучения темы:

Личностные:

ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные:

· способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

· умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;

Предметные:

познавательной

· знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

· умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями)    

ценностно-мотивационные:

· знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни

Задачи урока

1. Охарактеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений.

2. Научить школьников указывать объекты уголовно-правовых отношений; перечислять важнейшие признаки преступления; отличать необходимую оборону от самосуда; характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних.

3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: развитие морального сознания и ориентировка учащегося в сфере нравственно-этических отношений; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; самоконтроль и самооценивание.

Цели:

Учебные:

  • иметь представления об уголовной ответственности и её отличие от других видов юридической ответственности;
  • знать об особенностях уголовной ответственности и видов наказания;
  • уметь различать основания для привлечения к уголовной ответственности в том или ином случае, применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач;

Воспитательные:

     -  владеть навыками правового анализа конкретных жизненных ситуаций;

Развивающие:

      - уметь решать учебные задачи с заданиями аналитического и творческого уровня.

- уметь вести конструктивный диалог по изучаемому вопросу.

Раздаточный материал: тестовые задания, ситуационные задачи.

Литература:

Основная: Нормативные правовые акты: Конституция РФ; УК РФ

Дополнительная:

Уголовный кодекс РФ. — Гл. 1, 3—10, 14.

Орлова Ю. Р. Особенности расследования и предупреждения преступлений несовершеннолетних / Ю. Р. Орлова. — М., 2007.

Уголовное право России. Части общая и особенная / под ред. А. И. Рарога. — М., 2007.

Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний»: пособие для учителя 8-9 классов. / Н.Г.Суворова, С.И.Володина и др.; Российский фонд правовых реформ. - М.: Вита-Пресс, 2000.

Никитин А.Ф. Уголовное право. Дополнительные материалы – М.: Дрофа, 2000.

Ход занятия №26:

Этапы

Действия учеников

Действия учителя

Мотивация

Создание положительной атмосферы, подкрепление настроя на учебную деятельность

Актуализация

знаний

Задача ребят определить, что «преступление» и что «проступок» и поднять нужную карточку.

Выполнение заданий, сопровождающееся взаимопроверкой и оцениванием друг друга

На партах у ребят две карточки «преступление» и «проступок». Учитель озвучивает ситуацию, Ситуации:

1.Ограбление соседа (преступление)

2.Иванов опоздал на работу (проступок)

3.Убийство человека (преступление)

4.Пассажир автобуса нецензурно выражался (проступок)

5.Ученик девятого класса сделал ложное сообщение о за минировании школы (преступление)

Постановка

проблемы

Обучающиеся конспектируют основные моменты, по каждому вопросу плана делается совместный вывод.

При изложении нового материала используются словесные методы в сочетании с использованием классной доски, где зафиксированы основные понятия темы и на которые учитель время от времени акцентирует внимание обучающихся.

Учитель излагает новый материал руководствуясь планом:

1.Понятие и источники уголовного права.

2.Понятие и основные виды преступления.

3.Уголовная ответственность и ее основания.

4.Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних.

Обеспечивая вовлеченность учеников в обсуждение темы, учитель по ходу изложения задает вопросы, которые проверяют усвоение материала.

Решение проблемы

Учащиеся в лекционном материале подчеркивают наиболее значимые термины и понятия: уголовное право, преступление, наказание, уголовная ответственность, состав преступления, уголовная ответственность несовершеннолетних.

Консультирование.

Самостоятельная работа

Учащиеся самостоятельно осуществляют поиск преступного поведения в следующих ситуациях:

1.Сотрудники ППС, вызванные на происшествие в частную квартиру, получили ножевые ранения, которые нанес сосед;

2.Пешеход продолжал переходить на запрещающий сигнал светофора;

3.Иванов распивал спиртные напитки в общественном месте и нанёс прохожему сильные повреждения головы;

4.Подрядчик не выполнил работу в срок;

5.Николай нашел паспорт на имя Петрова М.И. и получил в банке на имя Петрова М.И. кредит в миллион рублей.

Консультирование. Помощь школьникам, у которых возникли затруднения.

Озвучивание домашнего задания

Обучающиеся записывают задание на дом.

Материал учебника §20, работа с нормативно-правовым источником выписать из особенной части УК РФ все разделы (их 6) и к каждому разделу по три примера преступлений.

Оценивание

Взаимооценивание с обязательной аргументацией

Обоснование, внесение оценок в классный журнал, с учетом работы на всем уроке.

Рефлексия

Последовательное проговаривание этапов учебной деятельности, своих ощущений, замечаний

Подведение итогов на примере усвоенного предметного содержания. Выражение благодарности за содержательный урок.


Ход занятия №27:

Этапы

Действия учеников

Действия учителя

Организационный этап

Создание положительной атмосферы, настроя на учебную деятельность

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Выполнение заданий, сопровождающееся взаимопроверкой и оцениванием друг друга

 Учитель мотивирует учащихся для обобщения, закрепления и систематизации раннее полученных знаний. Говорит о значимости знания и соблюдения норм УК РФ. План работы:

1.Проверка домашнего задания: установить соответствие раздела особенной части УК РФ и преступлением.

2.Повторение изученного материала: обсуждение ключевых вопросов темы.

3.Закрепление: решение ситуационных задач по уголовному праву.

4.Проверка знаний при помощи контрольной работы (верно или неверно утверждение, выбери правильный ответ и ситуационная задача).

Проверка домашнего задания

Учащиеся проверяют правильность выполнения домашнего задания.

Установить соответствие раздела особенной части УК РФ и преступлением.

На доске записаны основные разделы особенной части УК РФ:

1.Преступления против личности.

2.Преступления в сфере экономики.

3.Преступления против общественной безопасности и общественного порядка.

4.Преступления против государственной власти.

5.Преступления против военной службы.

6.Преступления против мира и безопасности человечества.

Примеры преступлений озвучивает учитель, а ребята соотносят их с разделами:

1.Незаконное предпринимательство

2.Бандитизм

3.Экологические преступления

4.Геноцид

5.Оскорбление

6.Шпионаж

7.Самовольное оставление части

8.Мошенничество

9.Подмена ребенка

10.Дезертирство

11.Вооруженный мятеж

12.Экоцид.

Обобщение и систематизация знаний

 

Обучающиеся включаются в обсуждение вопросов уголовно-правовых отношений. Ребятам выданы вопросы, каждому на парту.

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы) Учитель обеспечивает вовлеченность учеников в обсуждение темы, по ходу задает вопросы, которыми проверяет усвоение материала.

Закрепление

Учащиеся решают ситуационные задачи.

Решение ситуационных задач по уголовному праву. Консультирование.

Самостоятельная работа

Проверка знаний при помощи контрольной работы (верно или неверно утверждение, выбери правильный ответ и ситуационная задача).

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Консультирование. Помощь школьникам, у которых возникли затруднения.

Оценивание

Учащиеся сдают выполненную работу на проверку.

Обоснование оценок на следующем уроке.

Рефлексия

Последовательное проговаривание этапов учебной деятельности, своих ощущений, замечаний

Выражение благодарности за содержательный урок.


Приложение к уроку №26

Конспект лекционного материала

по теме «Уголовно-правовые отношения»

План:

1.Понятие и источники уголовного права.

2.Понятие и основные виды преступления.

3.Уголовная ответственность и ее основания.

4.Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних.

1.Понятие и источники уголовного права.

Основная задача уголовного права — охрана прав и свобод человека, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, конституционного строя, окружающей среды от преступных посягательств, предупреждение преступлений. Предметом регулирования уголовного права являются охранительные уголовно - правовые отношения, возникающие в связи с совершением преступления.

Субъект уголовного права - это лицо, совершившее преступление, и государство в лице правоохранительных органов.

Метод регулирования общественных отношений состоит в определении в законе действий, признаваемых преступными, и в установлении наказаний, применяемых за их совершение.

Уголовное право - это отрасль права, представляющая совокупность норм, установленных высшими органами власти, определяющих преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, систему и порядок назначения наказаний, условия освобождения от уголовной ответственности и наказания. В нашей стране только уголовный закон устанавливает нормы уголовного права, определяет преступность и наказуемость деяния. Никакие иные правовые акты, судебные решения не могут устанавливать нормы уголовного права. Это означает, что единственным прямым источником уголовного права в нашей стране является УК РФ, принятый ГД 24 мая 1996 года, подписанный Президентом 13 июня 1996 года.

Действующий УК РФ состоит из двух частей: Общей и Особенной, которые включают в себя 12 разделов, 34 главы и 360 статей.

Общая часть включает разделы:

  1. Уголовный закон
  2. Преступление
  3. Наказание
  4. Освобождение от уголовной ответственности и от наказания
  5. Уголовная ответственность несовершеннолетних
  6. Принудительные меры медицинского характера

Особенная часть УК РФ состоит:

  1. Преступления против личности
  2. Преступления в сфере экономики
  3. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
  4. Преступления против государственной власти
  5. Преступления против военной службы
  6. Преступления против мира и безопасности человечества

2.Понятие и основные виды преступления.

Преступление - виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Признаки преступления:

  1. Деяние - оно может быть совершено как действием, так и бездействием
  2. Общественно опасное деяние
  3. Всегда противоправно, противозаконно
  4. Виновность лица. Вина - это определенное психическое отношение лица к
    совершенному им деянию: формы вины: умысел, неосторожности.
  5. Всякое преступление наказуемо. Наказуемость - угроза, возможность
    применения уголовного наказания за совершения деяния, запрещенного УК
    РФ.

В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, все преступления делят на 4 категории:

  1. Преступления небольшой тяжести - умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 2 -х лет лишения свободы
  2. Преступления средней тяжести - умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы
  3. Тяжкие преступления - умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы
  4. Особо тяжкие преступления - умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено лишения свободы на срок свыше 10 лет и более строгое.

От категории преступления зависит решение таких вопросов как:

  1. определение длительности сроков давности
  2. вид режима исправительного учреждения
  3. порядок применения условно - досрочного освобождения
  4. основания освобождения от уголовной ответственности и др.

3.Уголовная ответственность и ее основания.

Уголовная ответственность - это форма юридической ответственности, предусмотренная законом за совершение преступления наступающая для лица, его совершившего, после приговора суда и реализуемая в том или ином виде наказания.

Состав преступления - это система объективных и субъективных признаков
деяния, содержащихся в диспозиции уголовно - правовой нормы.

В криминалистике выделяют 4 группы состава преступления:

  1. Объект преступления - общественное отношение, охраняемое уголовным
    законом, которому преступление может причинить или причиняет существенный вред.
  2. Объективная сторона преступления - это запрещенное уголовным
    законом общественно опасное деяние, его вредоносные последствия, причинно - следственная связь между ними. Признаки объективной стороны: преступное действие - активное общественное поведение, запрещенное УК РФ: преступное бездействие - пассивное общественное поведение, запрещенное УК РФ.
  3. Субъект преступления - лицо, совершившее уголовно наказуемое деяние и способное нести за него уголовную ответственность. По общему правилу уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за особо опасные — с 14 лет. При этом необходимо наличие психической вменяемости.
  4. Субъективная сторона преступления - это психическое отношение лица к совершенному деянию, включает мотивационную, интеллектуальную и волевую стороны психических процессов. Юридический признак субъективной стороны - вина, мотив, цель.

Вина - психическое отношение лица к совершаемому или общественно опасному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности. Умысел может быть прямой и косвенный. Прямой умысел - лицо, совершившее, опасное деяние, сознавало его общественно опасный характер, предвидело его опасные последствия (убийство из - за ревности, убийство с целью завладения имуществом потерпевшего). Косвенный умысел - виновный сознает общественно опасный характер им содеянного, предвидит наступление общественно опасных последствий и сознательно допускает их наступление (но не желает). Например, человек затеял драку, сознательно ударил ножом в грудь, убил человека: но не хотел убивать его, хотя и предвидел, что может таким действием убить.

Неосторожность подразделяется на преступную самонадеянность и преступную небрежность. Преступная самонадеянность - виновный предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего действия (бездействия), но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение

E:\ШКОЛА\портфолио\2022-2023\ПИ ИГУ\конкурс методразработок до 03.10.22\image001.gif

Соучастие с предварительным соглашением - наличие спора до начала выполнения действий, составляющих объективную сторону преступления. Различная степень согласованности между соучастниками позволяет выделить 3 ее разновидности:

  1. Простое соучастие - преступники в устной форме или письменной договариваются о совершении преступления. Соглашение может быть достигнуто и в результате молчаливого согласия. Преступление, совершенное по предварительному сговору, повышает меру наказания.
  2. Организованная группа - существует большая степень сплоченности между ее участниками: наличие руководства, разработанный план совершения преступления, распределение ролей; свойственны профессионализм, устойчивость. Организованная группа формируется не для одного, а для целого ряда преступлений. Это обстоятельство, повышающее ответственность за содеянное.
  3. Преступное сообщество предполагает устойчивую, сплоченную группу лиц, объединившихся для совместной преступной деятельности.

Из всех видов соучастия наиболее сложным является соучастие с

распределением ролей:

  1. Исполнитель - лицо, непосредственно совершившее преступление.
  2. Организатор - лицо, организовавшее совершение преступления, руководившее его исполнением.
  3. Подстрекатель - лицо, которое склонило другого субъекта к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или иным способом.
  4. Пособник - лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставляющее средства: тот. кто заранее обещал скрыть преступников, орудия, средства и следы преступления.

4.Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних.

Уголовное наказание - это мера, применяемая судом от имени государства к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в порицании содеянного и виновного как нанесшего вред обществу и в применении к нему предусмотренном законом лишении и ограничении прав и интересов осужденного.

В качестве санкций за совершенные преступления УК РФ предусматривает систему наказаний - это установленный законом исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказания.

Виды наказаний:

  1. Штраф - денежное взыскание, назначаемое в пределах, определяемых исходя из величины минимального размера оплаты труда, либо заработка, осужденного за определенный период. Минимальный размер штрафа - сумма, равная 25 минимальным зарплатам, либо двухнедельному заработку осужденного, максимальный - 1000 минимальных размеров оплаты труда, либо годовой заработок осужденного.
  2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - запрещением занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления, либо заниматься определенной профессиональной деятельностью. Срок этого запрещения от 6 месяцев до 5 лет.
  3. Лишение специального, воинского или почетного звания классного чина, или государственных наград.
  4. Обязательная работа - выполнение осужденным в свободное от работы время бесплатных общественно полезных работ. Срок работ от 60 до 240 часов, но не более 4 часов в день.
  5. Исправительные работы - трудовая деятельность осужденного по месту основной работы, когда в течение определенного периода из его заработка удерживается от 5 до 20% в доход государства. Исправительные работы устанавливаются на срок от 2 месяцев до 2 лет.
  6. Ограничения по военной службе назначается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и заключается в удержании из жалования, осужденного до 20% в доход государства. В течение срока ограничения (он устанавливается от 3 месяцев до 2 лет) военнослужащий не может быть повышен в звании и должности и этот период не засчитывается в срок выслуги для присвоения очередного звания.
  7. Конфискация имущества - принудительно - безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества осужденного.
  8. Ограничение свободы - содержание осужденного в специальном учреждении (исправительном центре) под надзором, но без изоляции от общества. Это наказание назначается только трудоспособным лицам, 18 лет. Срок ограничения свободы от 1 года до 5 лет.
  9. Арест - содержание осужденного, достигшего 16 лет, в условиях строгой изоляции от общества от 1 до 6 месяцев.
  10. Содержание в дисциплинарной воинской части - для военнослужащего, проходящего службу по призыву, и некоторых категорий контрактников. Срок наказания от 3 месяцев до 2 лет.
  11. Лишение свободы на определенный срок изоляции осужденного от общества путем направления его в исправительное учреждение (колонию - поселение, колонию общего или особого режима или тюрьму).
  12. Пожизненное лишение свободы назначается как альтернатива смертной казни; максимальный срок лишения 25 лет.
  13. Смертная казнь - исключительная мера наказания, установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. В порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет.

Большинство наказаний взаимозаменяемы. Например, 1 день лишения свободы равен 3 дням исправительных работ. Возможно условное осуждение. Для проверки осужденного назначается испытательный срок от 6 месяцев до 5 лет.

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Уголовная ответственность – это самый строгий вид ответственности. Она наступает, за совершение преступлений, то есть, наиболее опасных правонарушений.

Уголовная ответственность наступает, по общему правилу, с 16 лет, но за многие деяния, которые явно являются преступлениями с 14 лет. Например, с 14 лет наступает уголовная ответственность за убийство, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (в том числе, например, в драке), изнасилование, кражу, грабёж, вымогательство, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, угон транспортного средства, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, хищение либо вымогательство наркотических средств и другие. Нужно иметь в виду, что совершение преступления в составе группы (то есть, несколькими людьми) является отягчающим обстоятельством и влечёт более строгое наказание.

Уголовными наказаниями для несовершеннолетних являются: штраф (при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или собственного имущества), лишение права заниматься определённой деятельностью (например, предпринимательством), обязательные работы (работы, выполняемые в свободное от учёбы время, без оплаты труда), исправительные работы (работы по месту, назначенному администрацией города или района, с удержанием из заработка), арест и лишение свободы на определённый срок (до десяти лет).

Если несовершеннолетний совершил преступление небольшой или средней тяжести, наказание может быть ему заменено принудительными мерами воспитательного воздействия (состоящих, например, в отдаче под надзор специализированному органу, обязанности возместить причиненный вред, запрете посещения определённых мест, ограничении пребывания вне дома и т.д.). Кроме того, по усмотрению суда несовершеннолетний может быть направлен в специализированное учебное заведение на срок до наступления совершеннолетия, но не более чем на 3 года.

 


Приложение к уроку №27

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

ПО ТЕМЕ «УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

  1. Что является предметом уголовного права?
  2. Какова основная задача уголовного права?
  3. В чем заключается принцип гуманизма в УК РФ?
  4. Что является источником уголовного права?
  5. Назовите активные и пассивные формы совершения преступления.
  6. Как называется психическое отношение лица к совершенному им деянию?
  7. За какие преступление максимальное наказание – выше 10 лет?
  8. Кто является субъектом преступления?
  9. О чем свидетельствует медицинский критерий невменяемости?
  10. Как называются 2 формы вины, которые предусматривает УК РФ?
  11. Кто такой пособник?
  12. Необходимая оборона, крайняя необходимость, обоснованный риск – эти обстоятельства смягчают, отягчают или исключают преступность деяния?
  13. Что такое наказание?
  14. Кому по УК РФ не назначаются обязательные работы?
  15. Кому не назначается смертная казнь по УК РФ?
  16. Назовите 3 обстоятельства, отягчающие наказание.
  17. Как называется исправление осужденного без отбывания наказания?
  18. Что такое амнистия и кем она назначается?
  19. Чем может быть заменена смертная казнь в РФ?
  20. Какие лица признаются несовершеннолетними в УК РФ?


Приложение к уроку №27

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

ПО ТЕМЕ «УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

1.        Гражданин Н. С женой возвращаются домой с вечеринки от приятеля. На углу к ним начинает приставать подвыпивший мужчина. Слово за слово, хулиган наносит удар мужу и хватает за руки жену. Возмущенный супруг отталкивает хулигана, тот падает навзничь... смерть наступила мгновенно. Как квалифицировать действия супругов?

2.        Тринадцатилетний мальчик, балуясь с ружьем отца, нечаянно производит выстрел и тяжело ранит случайного прохожего. Преступно ли это действие?

3.        Солнечная лужайка рядом с озером. На траве отдыхает семья: мама, папа, дочь — школьница. Появившиеся подвыпившие подростки, начинают приставать к матери, оскорблять дочь. Отец просит их прекратить безобразие. Хулиганы принимаются избивать его. Не потерявший присутствия духа мужчина берет в руки приготовленное для костра полено и наносит удары обидчикам. Двое хулиганов падают на землю, остальные в страхе разбегаются. Как расценивает этот случай уголовный закон?

4.        В одной южной республике жители маленького городка были потрясены известием о жестоком преступлении: какой - то подонок убил девочку, предварительно надругавшись над ней. Подозрения людей пало на некоего Г. Дальше случилось то, что противоречит нормам морали и права: разъяренная толпа сожгла заживо Г. на площади города. Произошел самосуд. Можно ли считать самосуд средством борьбы с преступностью?

5.        Десятиклассник С. шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое ребят, которых он знал. Они стали оскорблять его, а затем избили. С. побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса втроем они нашли двоих хулиганов и, орудуя палками, нанесли им телесные повреждения. Можно ли считать действия С. и его друзей необходимой обороной?

6.        Гражданин Б. Напал на прохожего, нанес ему телесные повреждения и, сев на велосипед, попытался уехать. Оказавшийся свидетелем происшедшего Артем, чтобы помешать Б. Скрыться, бросил подвернувшуюся под руку деревянную балку по ходу движения велосипеда. Падая, Б. Сломал руку, был поврежден и его велосипед. Подоспевшие милиционеры задержали Б. Должен ли Артем нести ответственность за вред, причиненный гражданину Б.? Почему?

7.        Живший в коммунальной квартире Семен любил выпить. Но ему постоянно не хватало собутыльников. Поэтому он стал приглашать на огонек сына соседей 16 - летнего Максима. Через некоторое время за Семеном пришли из милиции и завели дело о ... Какое преступление совершил Семен?

 8.        12 - летний Александров проник в дом гражданки Петровой и похитил деньги в сумме 5 тыс. рублей. Есть ли основания для привлечения к уголовной ответственности Александрова?

9.        Это произошло 20 лет назад, в тайге, у реки, где по соседству работали 2 геологические партии. Участник одной из экспедиций Петров, умываясь утром на речке, услышал на противоположном берегу треск кустов, а затем сквозь дымку тумана различил неясный черный силуэт. Медведь? Наверняка медведь! Кто же еще? Петров бросился за своим товарищем Широковым, оба схватили ружья (они куплены в одном магазине, одинаковые) и, прибежав на берег, не раздумывая выстрелили одновременно в темное пятно, видневшееся в тумане. Финал трагичен. На другом берегу был не медведь, а человек - начальник соседней геологоразведочной партии Копылов, возившийся в кустах с большой рыбой. Каков ваш вердикт? Есть ли основания для уголовной ответственности?

10.        Ночью несовершеннолетние Зарицкий и Астратов проникли во двор лома, где стояла автомашина, принадлежащая Кондратенко, и стали откручивать колеса. Услышав во дворе подозрительный шум, Кондратенко произвел 2 выстрела из охотничьего ружья в направлении Зарицкого и приказал поднять ему руки. Выполнив это требование, перепуганный Зарицкий просил Кондратенко не стрелять, так как ничего не сделал. Но Кондратенко произвел еще 2 выстрела в Зарицкого, стоявшего с поднятыми руками. При этом он ранил Зарицкого, причинив тяжкий вред его здоровью. Есть ли уголовная ответственность?

1l. Bo время наводнения гражданин П. Разобрал строение соседского дома, чтобы построить плот, который поможет спасти людей. Нанесен ущерб собственнику. Наступит ли уголовная ответственность?

12.        Семенов и Андреев совершили угон мотоцикла у гражданина Антонова. Какое наказание могут понести угонщики?

13.        Из состраданий к мукам безнадежного больного, врач по просьбе родственников сделал больному смертельную инъекцию. Больной умер. Как следует квалифицировать действия врача?


Приложение к уроку №27

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

ПО ТЕМЕ «УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

Вариант № 1

Верно или неверно утверждение

  1. Уголовное право занимается незначительными правонарушениями.
  2. Общественно опасные правонарушения называются прегрешениями.
  3. УК РФ делит преступления на умышленные и экзотические.
  4. В российском УК необходимая оборона расценивается как тяжкое преступление.
  5. Угон автомобиля относится к преступлениям против личности.
  6. Название УК РФ происходит от слова «угол» - почетное место в избе.
  7. Четвертование – один из видов наказания, предусмотренных УК РФ.
  8. Совершение преступления в группе – это смягчающее вину обстоятельство.
  9. Добровольный отказ от преступления – увеличивает ответственность.
  10. Уголовные наказания в РФ рассматривается как месть государства тому кто не уважает его законы.

Решите ситуационные задачи:

№ 1

12 – летний Александр проник в дом гражданки Петровой и похитил деньги в сумме 1 тыс. рублей. Есть ли основания для привлечения к уголовной ответственности Александра?

 

№ 2

Это произошло в тайге, около 20 десятков лет назад, где работали 2 геологические партии. Участник одной из экспедиций Петров, умываясь утром на речке, услышал на противоположном берегу треск кустов, а затем сквозь туман различил неясный черный силуэт. Медведь? Наверняка!

Петров бросился за своим товарищем Широковым, оба схватили ружья (они были одинаковые, т.к. куплены в одном магазине) и, прибежав на берег, не раздумывая выстрелили одновременно в темное пятно, видневшееся в тумане.

Финал этого происшествия трагичен. На другом берегу был не медведь, а человек – начальник соседней геологической разведочной партии Копылов, возившийся в кустах с большой рыбой. Смерть Копылова наступила только от одной пули. Другая пуля, ударившись в патрон для ракетницы, лежавшей в кармане убитого, отлетела в сторону. Чья пуля – Петрова или Широкова – была смертельной, установить оказалось невозможным.

Каков ваш вердикт? Есть ли основания для уголовной ответственности?

№ 3

«В последнее время имеет место принципиально новая система взаимоотношений внутри преступных группировок. Место воров в законе занимает молодая поросль, отличающаяся невероятной жестокостью. Разборки все чаще выплескиваются на улицы… Бороться с бандитами крайне трудно: только обезвреживают одно преступное формирование, как на смену ему тут же появляется другое» (А.Михайлов, И.Черняк, журналисты).

Как бы вы объяснили причины бурного роста преступности в последние годы?

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ «УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

Вариант № 2

Верно или неверно утверждение

  1. Нормы уголовного права сосредоточены в УК РФ.
  2. Название УК РФ происходит от слова «головьник» - убийца.
  3. Уголовная ответственность может наступить за деяния, не предусмотренные УК РФ.
  4. Дезертирство – это преступление против правосудия.
  5. Предание публичному позору – это вид наказания.
  6. Разрешение расстреливать главарей мафиозных групп на месте – нововведение УК РФ.
  7. Уголовная ответственность несовершеннолетних за все преступления наступает с 14 лет.
  8. Состояние опьянения при совершении преступления снимает ответственность.
  9. Групповое преступление аналогично одиночным.
  10. Кража – преступление против жизни и здоровья человека.

 Решите ситуационные задачи:

№ 1

Существует достаточно популярное мнение, что стоит только ужесточить действия правоохранительных органов по отношению к преступникам (например, расстреливать бандитов на месте преступления, отсекать у воров правую руку и пр.), как с преступностью будет практически покончено.

Согласны ли вы с этой точкой зрения? Поясните свою позицию.

№ 2

Десятиклассник С. шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое ребят, которых он знал. Они стали оскорблять его, а затем избили. С. побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса втроем они нашли двоих хулиганов и, орудуя палками, нанесли им телесные повреждения.

Можно ли считать действия С. (и его друзей) необходимой обороной ? Как он должен был поступить в соответствии с законом?

№ 3

Живший в коммунальной квартире Семен Ю. любил выпить. Однако ему постоянно не хватало собутыльников. «Не могу пить один, это безнравственно», - часто повторял он. Поэтому стал приглашать на огонек сына соседей 16 – летнего Валерия. «Ты парень крепкий, спортсмен, что для тебя рюмка водки? Пустяк!» - успокаивал он юношу. В коммуналке нет ничего тайного, что не стало бы явным. Через некоторое время за Семеном пришли из милиции и завели дело о …

Какое преступление совершил Семен Ю.? В чем его особая опасность?

 

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ «УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

Вариант № 3

Верно или неверно утверждение

  1. Никто не может нести ответственность дважды за одно и то же преступление.
  2. Действующий УК РФ состоит из 2 – х частей: Общей и Особенной.
  3. Уголовная ответственность влечет за собой судимость.
  4. Медицинский критерий невменяемости свидетельствует о наличии у преступника расстройство психики.
  5. Пособник – это лицо, содействовавшее совершению преступления.
  6. Рецидив – это совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за раннее совершенное умышленное деяние.
  7. Преступника нельзя лишить ученого или спортивного звания.
  8. Смертная казнь не назначается женщинам, несовершеннолетним и мужчинам 65 лет.
  9. Беременность, аморальность поведения потерпевшего – это обстоятельства, смягчающие наказания.
  10. Амнистия – правовой акт ГД РФ, в соответствии с которым лицо освобождается от уголовной ответственности.

Решите ситуационные задачи:

№ 1

Какие из перечисленных обстоятельств являются смягчающими уголовную ответственность и какие её отягчающими:

  • Совершение преступления впервые
  • Совершения преступления под влиянием угрозы
  • Совершения преступления организованной группой
  • Совершения преступления из корыстных или иных низменных побуждений
  • Совершения преступления с особой жестокостью или издевательством над потерпевшим
  • Совершения преступления вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств
  • Чистосердечное раскаяние или явка с повинной, способствование раскрытию преступления
  • Оговор заведомо невиновного лица
  • Совершения преступления в состоянии опьянения.

 № 2

Гражданин Б. Напал на прохожего, нанес ему телесные повреждения и, сев на велосипед, попытался уехать. Оказавшийся свидетелем Артем, чтобы помешать Б. скрыться, бросил подвернувшуюся под руку палку по ходу движения велосипеда. Падая, Б. сломал руку, был поврежден и велосипед. Подоспевшие милиционеры задержали Б.

Должен ли Артем нести ответственность за вред, причиненный гражданину Б.? Почему?

№ 3

Преступление – бесспорное зло. Жертвы преступления – те, кто испытывает на себе зло, а преступники – те, кто причиняет зло. Писатель Г.Гессе убежден: «Лучше терпеть зло, чем причинять зло». А вы как думаете?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уголовно-правовые отношения

Представлен рабочий лист для учащихся 9 классов к учебнику Боголюбова Л.Н. и др.При составлении использовался материал учебника, справочники по обществознанию Синовой И.В., Баранова П.А., модульный тр...

Разработка урока "Уголовно-правовые отношения"

Разработка урока в 9 классе "Уголовно-правовые отношения"....

Уголовно-правовые отношения. Урок права в 11 классе.

Данную презентацию можно использовать на уроке права при изучении уголовно-правовых отношений....

Презентация к открытому уроку обществознания 9 класс. Уголовно-правовые отношения.

1. Задачи урока: Обучающая: Познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ, раскрыть роль образования в современном обществе Развивающая: Развивать умение выбирать главное и обобщать, разви...

Открытый урок обществознания 9 класс. Уголовно - правовые отношения. Технологическая карта

1. Задачи урока: Обучающая: Познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ, раскрыть роль образования в современном обществе Развивающая: Развивать умение выбирать главное и обобщать, разви...

Уголовно-правовые отношения

Тема: Уголовно-правовые отношения  (Обществознание, 9 класс)Задание: прочитайте параграф 20 и выполните задания....

Проверочная работа по обществознанию в 9 классе на тему Уголовно-правовые отношения

Проверочная работа по обществознанию в 9 классе на тему Уголовно-правовые отношения...