Технологическая карта урока обществознания «Социальная структура общества», 10 класс
план-конспект занятия по обществознанию (10 класс)

Лоскутова Елена Александровна

Урок "Социальная структура общества" разработан с целью отработки основных понятий: открытое, закрытое общество, титулы, сословия, классы, социальные лифты, социальная мобильность. При работе с материалом формируются группы из учащихся, учитывающие типы воспиятия: визуалы, аудиалы, кинестетики.
 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  обществознания «Социальная структура общества», 10 класс

Разработала:

Лоскутова Елена Александровна,

учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ №66 р.п.Бердяуш», Саткинского муниципального района Челябинской области, высшая категория.

Цель: поставить учащихся в активную позицию. Сформировать следующие универсальные учебные действия:

  • умение связывать разрозненные факты в единую картину;
  • умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
  • умение слушать и слышать друг друга.

Вид деятельности; приём

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация знаний

 После демонстрации видео - Чему посвящён сегодняшний урок?

Просмотр видеосюжета

Тест

Задаёт вопросы на определение типа восприятия: аудиалы, визуалы и кинестетики

Отмечают в карточках свойственную личности позицию. Определяют по большинству букв  свой тип восприятия

Формируются группы в соответствии с определённым типом

Работа в группах

Аудиалы получают звуковые файлы с песнями («У церкви стояла карета», «Нищая») и карту с вопросами

Визуалы получают репродукции картин (В. Федотова «Сватовство майора», Пукирева «Неравный брак») и карту с вопросами

Кинестетики получают ватман, набор картинок с людьми разных профессий, ножницы, клей. Карта с заданием.

Группы работают, затем объясняют ход своих рассуждений и делают выводы.

Время работы групп 5-7 минут

Ответы на вопросы учителя

Можно ли сопоставить увиденное и услышанное, и можно ли сопоставить с предложенной моделью?

К картине делают музыкальное сопровождение, показывая на модели как меняется страта персонажа

«Целое-часть»

Называет целое:

Открытое общество;

Закрытое общество;

Титулы;

Сословия;

Социальные лифты;

Социальная мобильность

Называют части целого, т.е. его элементы:

классы;

касты;

граф, барон…;

дворянство, крестьяне…;

вертикальная, горизонтальная

Прием на развитие логического мышления

Социальный паспорт

Определить средние показатели в группе по:

1) возрасту;

2) полу;

3) национальности

3) предписываемому статусу (по профессиональной деятельности родителей);

4) доходу

Сделать вывод о принадлежности определённой страте «группового индивида»

Составляют социальный паспорт группы

«ИДЕАЛ»

Раздаёт текст о маргинализации

Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/marginalnaya-kultura-v-sovremennom-obschestve#ixzz3RQ8UZyUJ ; http://www.allbest.ru/ 

Понятие маргинальности служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к каким либо социальным общностям (национальным, классовым, культурным). Маргинал, просто говоря, - «промежуточный» человек. Классическая, так сказать, эталонная фигура маргинала - человек, пришедший из села в город в поисках работы: уже не крестьянин, еще не рабочий; нормы деревенской субкультуры уже подорваны, городская субкультура еще не усвоена. Главный признак маргинализации - разрыв социальных связей, причем в «классическом» случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи. При включении маргинала в новую социальную общность эти связи в той же последовательности и устанавливаются, причем установление социальных и духовных связей как, правило, сильно отстает от установления связей экономических. Тот же самый мигрант, став рабочим и приспособившись к новым условиям, еще длительное время не может слиться с новой средой.

Проблемы маргинальной культуры существует в обществе достаточно давно. Известно, что впервые с ней столкнулись в начале ХХ-столетия переселенцы из старого света на Южноамериканском континенте. Собственно, именно тогда и возникло в американской социологии понятие «маргинальность», что дословно означает пограничное состояние между двумя культурами. В современном обществе растет число маргиналов. Одно время под маргиналами понимали людей, опустившихся на дно общества. Однако сегодня признано другое определение.

Маргинал - человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой. Маргинал - индивид, находящийся на границе между двумя или более культурами, частично ассимилированный в каждую, но полностью - ни в одну из них.

В современном обществе число маргиналов увеличивается в связи такими явлениями как миграция, изменения в социальной структуре.

Социальный слой - это промежуточная или переходная общественная группа, не обладающая всеми признаками класса, нередко она называется прослойкой (например, в нашей стране прослойкой считалась интеллигенция); часть класса, обладающая некоторыми характерными особенностями (например, квалифицированные рабочие).

Социальные слои бывают внутриклассовыми и межклассовыми. Внутри рабочего класса и крестьянства существуют различные социальные слои, которые объективно различаются по характеру и содержанию труда, образованию, уровню квалификации, материальной обеспеченности (промышленный и сельский пролетариат, определенные слои рабочего класса по уровню квалификации, профессиональным признакам, сферам деятельности и т.д.). К внутриклассовым слоям можно отнести также крупную, среднюю, мелкую, городскую, сельскую, монополистическую и немонополистическую буржуазию. В социалистическом обществе социальным слоем выступала интеллигенция, которая хотя и не являлась классом, занимала устойчивое положение в социально-классовой структуре.

Межклассовыми являются такие маргинальные социальные слои, которые по своему классовому статусу неопределенны, например, мастера, служащие-неспециалисты. Межклассовые социальные слои в свою очередь могут иметь внутреннюю вертикальную структуру. Например, внутри интеллигенции можно выделить такие слои, как научно-культурные, научно-технические, административно-управленческие работники. Другим примером деления по вертикали могут выступить «белые воротнички» - служащие административно-управленческого и государственного аппарата, одна часть которых может быть вполне объективно отнесена к рабочему классу (конторские и торговые служащие), а другая - к средним слоям, высшие служащие, входящие в класс буржуазии (крупные менеджеры и т.д.).

Работа с текстом

поэтапно:

Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова  Как.

Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.

Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.

А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.

Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.

Формирует:

- умения определять проблему;

- умение находить и формулировать пути решения проблемы;

- умение выбирать сильное решение.

Закрепление. Интеллект-карта

Структура

  1. Радиальная

Соблюдаем принцип иерархичности. Ближе к центру – более важные понятия. Дальше от центра – менее важные понятия. Благодаря такому «радиальному» распределению нам проще работать с картой.

 Понятная

Порядок: нумеруем веточки цифрами – «1», «2», «3»… подсказывая в каком порядке их следует просматривать.

  1. Ассоциативная

Любые два элемента связанны ассоциацией. Это позволяет нам восстанавливать карту, даже если мы помним всего 20-30% карты.

Составляют социальную структуру, используя интеллект –карту любого типа

Позволяет:

- эффективно структурировать и обрабатывать информацию;

- мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. 

Рефлексия

Знал – узнал на уроке - осталось непонятым

Используемая литература: 

  • Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003.
  • Фестиваль "Первое сентября".
  • WWW.mind-map.ru

Ресурсные материалы

АУДИАЛЫ

  1. Прослушайте музыкальные композиции («У церкви стояла карета» - Н.Кадышева;  «Нищая» - Ж.Бичевская

  1. Словами песен проиллюстрируйте  признаки социального статуса
  2. К какой страте могут быть отнесены персонажи песен и по каким каналам они осуществили движение

ВИЗУАЛЫ

1. Внимательно рассмотрите репродукции картин  «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» Павла Андреевича Федотова; «Неравный брак» Пукирева Василия Владимировича)

 2.По каким признакам можно определить социальную принадлежность персонажей

3.Какой вид мобильности и каких персонажей меняется

КИНЕСТЕТИКИ

1.Смоделируйте стратификацию современного общества,  используя предложенные  для разрезания материалы (приложение 1)

2. Объяснить какой принцип Вами заложен в основу модели

Приложение 1

C:\Documents and Settings\Бухгалтер01\Мои документы\Мои рисунки\Изображение 007.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная структура общества. Положение человека в обществе.

Презентация по обществознанию. Подготовка к экзамену 9 класс....

Презентация по обществознанию для 10 класса "СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА"

Эта презентация представляет собой план урока по теме "Социальная структура общества". Эта презентация логически связана с предшествующим материалом, так как  в ней содерж...

Анализ урока по обществознанию 10 класс.Тема "Социальная структура общества."

Анализ данного урока был проведён после его посещения,урок прошёл на хорошем уровне,учитель показал хорошую организацию урока,активность детей была  высокой....

Тест Социальная структура общества. 10 класс.

Тест Социальная структура общества. 10 класс....

8 класс Социальная структура общества

конспект урока по обществознанию в 8 классе (УМК Боголюбова) с презентацией (без аудио и звуковых вложений: фрагменты песен В Сердючка "Даже если вам немного за 30", "Песня студента", С Слепаков "Быть...

Технологическая карта с дидактической структурой урока в 7 классе по ИСТОРИИ России Тема : «Социальные движения первой четверти XVIII в.»

Технологическая карта урока в 7 классе  по  ИСТОРИИ России Тема : «Социальные движения первой четверти XVIII в.»...

Технологическая карта урока "Социальная структура общества"

Предмет: ОбществознаниеТема урока: Социальная структура обществаТип урока: Урок систематизация знанийПрогнозируемые результатыличностные:- мотивированность на посильное участие в жизни общес...