Массовая культура
учебно-методический материал по обществознанию (10 класс)

Тенологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл massovaya_kultura.docx51.11 КБ

Предварительный просмотр:

   

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА

Информационно-целевой блок

Ф.И.О преподавателя: Гумецов Таймураз Ростиславович

Класс 10 с/э Предмет: обществознание «19» января 2023 г.

Тип урока: урок открытия нового знания

 Тема урока: «Массовая культура»    

Методическая цель урока: продемонстрировать эффективность применения кейс-технологий в целях формирования у обучающихся навыков анализа и критического мышления;

Цель урока: создать условия для формирования представления о влиянии массовой культуры на современное общество;

Планируемые результаты:

Предметные УУД: знать определение понятия «массовая культура»; перечислять черты массовой культуры и давать им характеристику; понимать условия и факторы возникновения массовой культуры; давать характеристику влияния СМИ на развитие массовой культуры; понимать положительные и отрицательные стороны влияния массовой культуры на общество;

Метапредметные УУД: 

Познавательные: уметь выделять главную мысль текста; уметь анализировать информацию; уметь сравнивать и классифицировать объекты; уметь приводить аргументы; уметь устанавливать причинно- следственные связи; построение логической цепи рассуждений; уметь делать выводы;

Коммуникативные: планировать цели и способы взаимодействия; обмениваться мнениями, слушают друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером; способствовать развитию умения работать в группе; уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем.

 Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные преподавателем ориентиры действия; овладевать приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Личностные УУД: проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий в группе; выражать положительное отношение к процессу познания; адекватно понимать причины успешности/ неспешности учебной деятельности; воспитывать чувства само- и взаимоуважения; воспитывать уважительное отношение к разнообразию культур;

Инструментарий урока (технологии, методы работы, приемы): объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристическая беседа

Техническое оборудование: учебник, интерактивная доска, рабочие листы, электронный планшет

Используемые электронные образовательные ресурсы: презентация, интернет

 Задание на самоподготовку: § 16,  составить ПОПС формулу по высказыванию В.И. Ленина на стр. 172
                                                                         

Организационно-деятельностный блок

№ этапа урока, время

1 этап - Организационный (2 мин)

Задачи этапа

Деятельность   преподавателя

Деятельность            суворовцев

Формируемые УУД

(познавательные, регулятивные,

коммуникативные, личностные)

Подготовиться к уроку, организовать взвод

Приветствует суворовцев, представляется, проверяет готовность учащихся к уроку.

Организуют свое рабочее место, приветствуют преподавателя

Регулятивные: Быстрое включение в деловой ритм

№ этапа урока, время

                                                    2 этап -  Мотивационно-целевой этап (7 мин)

Задачи этапа:

 Создать положительный настрой; выработка суворовцами на лично значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Просит посмотреть видеофрагмент социального опроса людей разных возрастов о дате Второй мировой войны

Демонстрирует на экране вопрос

Почему люди разных возрастов не знают ответ на такой важный вопрос? Каковы причины?

Подводит суворовцев к проблемному вопросу урока:

Массовая культура как общественное явление — это симптом вырождения общества или условие его здоровья?

Сегодня мы будем говорить о массовой культуре и ее влиянии на общество

Какие цели мы поставим перед собой?

Проводит коррекцию и целей урока

Анализируют результаты опроса из видеофрагмента

Рассуждают о возможных причинах

Формулируют цели урока

- выяснить, что такое массовая культура;

- выявить черты массовой культуры; - рассмотреть условия и факторы возникновения массовой культуры;

-дать оценку влияния СМИ на развитие массовой культуры;

-выявить положительные и отрицательные стороны влияния массовой культуры на общество;

Сравнивают свою поставленные цели и цели, озвученную преподавателем

Регулятивные: постановка цели, выдвижение версий

Коммуникативные: составляют небольшие монологические высказывания, планируют цели и способы взаимодействия

№ этапа урока, время

3 этап - Открытие нового знания (29 мин)

Задачи этапа

Решение учебной задачи
Построение обучающимися нового способа действий и формирование умений его принять, как пи решении задач такого класса или типа вообще.

  1. Характерные черты массовой культуры

Кейс № 1

Обращает внимание суворовцев на планшеты и QR-коды на листах

Просит найти заметки в интернете через QR-коды

Задание:

Проанализировать заметки и назвать черты массовой культуры о которых говорится в этих заметках

(Приложения 1,2)

  1. Что привело к появлению массовой культуры

Кейс № 2

Дает задание на рабочих листах с пунктом 2 и раздаточным материалом

(Приложение 2,3)

Продолжает характеризовать массовую культуру с помощью слайда презентации

Массовое общество породило его типичного представителя - человека массы, главного потребителя массовой культуры. Философы начала ХХ в. наделяли его преимущественно отрицательными характеристиками - «человек без лица».

Испанский философ                                         Хосе Ортега-и-Гассет с массовым человеком связывает кризис высокой европейской культуры,

сложившейся системы общественной власти. Масса вытесняет

элитарное меньшинство («людей                   с особыми качествами»)

   

  1. Кейс № 3

Суворовцам даны фотографии, небольшие заметки (приложение 4), по которым они должны составить стенгазеты

У одной группы рубрика «Массовая культура- симптом вырождения общества, у второй «Массовая культура условие здоровья современного общества»

Начинают работать с планшетами, выходят в сеть интернет. У каждой группы свои заметки (всего 2 группы по 5 человек)

Каждая группа демонстрирует результат своей работы

Объясняют свой выбор.

Выполняют задание в группах

Выделяют главное в контексте задания

Находят нужную информацию

Анализируют информацию

Высказывают свое мнение

Приводят примеры из жизни

Выполняют творческое задание в группах

Защищают свою позицию

Параллельно другая группа может вступать в спор

Познавательные: выделяют главную мысль текста; анализируют информацию; сравнивают и классифицируют объекты; устанавливают причинно- следственные связи; строят логическую цепь рассуждений;  

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; умение работать в группе; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы; оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета

№ этапа урока, время

Этап 4 – Рефлексия (5 мин)

Задачи этапа:

Первичный контроль полученных знаний, способов действий

Проводит социальный опрос по проблемному вопросу урока среди суворовцев в программе Votum:

Массовая культура как общественное явление — это симптом вырождения общества или условие его здоровья

Показывает итоги голосования в процентах

Есть среди вас такие кто поменял свое отношение к массовой культуре по ходу урока?

Отвечают на вопрос

Регулятивные: овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

№ этапа урока, время

Этап 5- Задание на самоподготовку, инструктаж по его выполнению (2 мин)

Задачи этапа:

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения задания

§ 16,  составить ПОПС формулу по высказыванию В.И. Ленина на стр. 172

Записывают в дневник

Регулятивные: умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность

Личностные: ответственного относятся к своему обучению

Дата заполнения: 17.01.2023 г.                                                                                   Подпись преподавателя_________________

                                                               

Приложение 1

D:\Новая папка (4)\Открытый урок\qrcode_nsportal.ru.png D:\Новая папка (4)\Открытый урок\qrcode_nsportal.ru (1).png

                                                               

С тех пор как персонажи Marvel появились на большом экране, они наверняка попадались вам на глаза.

Настоящая слава пришла к Marvel в эпоху золотого века комиксов (с 1938 по середину 1950-х годов). Однако многие из их известнейших и популярнейших персонажей были созданы позже, в 1960-х годах. Примечательно, что спустя почти полвека, когда Железный человек открыл кинематографическую вселенную Marvel, эти герои так же интересны для современного зрителя, как и в середине XX века.

Информационный бюллетень «Stream N 'Destroy» опубликовал список рок-исполнителей, которые продали больше всего альбомов за всю историю по состоянию на 2022 год. Согласно данным списка, наибольшее количество рок-альбомов в истории продала группа «Led Zeppelin». С цифрой в 111 миллионов проданных альбомов музыканты LZ с гигантским отрывом заняли первое место. А вот второе место с 75-ю миллионами проданных пластинок вынуждены были поделить между собой AC/DC и «Pink Floyd».

В произведениях массовой культуры часто повторяются сюжетные ходы. Так, в разных вариациях используется образ Золушки — бедной хорошей девушки, начинающей свой жизненный путь в трудных условиях (сирота, обманута любимым и т. п.) и добивающейся благодаря трудолюбию, честности, скромности, обаянию перелома в своей судьбе, жизненного успеха (удачное замужество, профессиональный рост, семейное счастье)

С кассовыми сборами в мировом прокате более 2,9 миллиарда долларов "Аватар" объявлен "самым кассовым" фильмом, но такие заявления обычно касаются только доходов от кинотеатров и не учитывают доходы от домашнего видео и телевидения, которые могут составлять значительную часть доходов фильма. После учета доходов от домашних развлечений не сразу становится ясно, какой фильм является самым успешным. "Титаник" заработал 1,2 миллиарда долларов от продаж и проката видео и DVD в дополнение к 2,2 миллиардам долларов, которые он собрал в кинотеатрах. 

В узком смысле беллетристика — это лёгкая литература, чтение для отдыха, приятное времяпрепровождение на досуге.

Беллетристика тесно связана с модой и стереотипами, популярными темами. Типажи героев, их профессии, привычки, увлечения, — всё это соотносится с массовым информационным пространством и циркулирующими в нём представлениями большинства.

Беллетристика, комиксы, легкая музыка не требуют интеллектуальных или эмоциональных усилий для восприятия. А одной из проблем целого поколения стало клиповое мышление. тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое. Таким людям крайне сложно читать или работать над большими текстами, смотреть длинные видеосюжеты и фильмы.

 Приложение 2

Пункт: Что привело к появлению массовой культуры? (стр. 165 )

Ответьте на вопросы

1) в условиях какого типа общества и под влиянием каких процессов сформировалась

     массовая культура?

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) на ваш взгляд, было ли неизбежным появление массовой культуры?

     ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) как вы думаете, как развитие СМИ отразилось на распространение массовой культуры в современном обществе?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пункт: Что привело к появлению массовой культуры? (стр. 166 )

  1. Основные этапы становления массовой культуры

Этап

Факторы, которые оказались решающими на данном этапе

  1. Как вы думаете, как социальные сети влияет на современных людей?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

  1. Слышали вы когда-нибудь о проблеме клипового мышления? Какова опасность клипового мышления?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3

Материал для 1-ой группы

Выдержки из статьи Е.П. Семишова. В.С. Семина «СМИ в культурном процессе современности»

В современном культурном процессе СМИ оказывают мощное влияние на общественное сознание как субъект смыслепостроения, т.к.  «пресса» -это не только совокупность периодической печати, но и общность журналистов, репортеров, редакторов. Формируя новые абстракции социального бытия, СМИ активно участвуют в развитии социокультурного пространства, актуализации смысложизненных позиций. СМИ формирует образы явлений действительности, транслирую их в пласт массовой культуры, что привело к резкому усилению типа «образа-знания». Вместе с этим СМИ тиражируют тип информации, обозначаемый как «образ-значение». Образ- значение требует готовых ответов, это доказывает возрастание потребления информации через интернет. Так формируются стереотипы. Чтобы быть востребованными, представители СМИ описывать события, прибегая к стереотипам, мифотворчеству, узнаваемым массовым сознанием. Часто СМИ не отражают реальность, а замещают ее.  В этом замещении господствуют искусственно созданные представления и мнения «CD-дисковой», «DVD-дисковой» и «флэшковой» культурой»

Материал для 2-ой группы

Выдержки из статьи Викторова А.С.,Сверткова И.А. «Социальные сети и молодежь»

В современном мире «Интернет», как всеобъемлющая информационная система, образующая виртуальное пространство, рождает особую реальность, Интернет культуру со своими понятиями, ценностями, образом мыслей и языком. Важнейшим элементом этой культуры является общение в социальных сетях. Социальные сети оказывают влияние не только на время препровождения молодежи, но и на процесс их социализации, их психику. Социальные сети заменили практически привычные нам институты социализации-семью, школу, друзей. Люди поддаются влиянию интернет-культуры. У них упрощается язык, лексический запас пополняется словами паразитами, допускаются грамматические ошибки. Воздействую на подсознательном уровне, социальная сеть зомбирует. Есть и положительные стороны. Благодаря социальным сетям, большие расстояния перестали быть помехой для коммуникации. Проще стало найти себе круг общения по интересам, реализовать себя.

Приложение 4

Заметка для 1-ой группы

«Шекспир» рок-н-ролла

Нобелевскую премию 2016 гола по литературе получил американский певец и поэт Боб Дилан: живой классик. Человек, давший этому самому рок-н-роллу невероятно новый язык. Он награжден с формулировкой «за создание новой поэтической выразительности в рамках американской песенной традиции». Масштаб этого артиста и его влияние на современную культуру очевидны.  Дилан –семикратный лауреат премии «Грэмми». Так же он обладатель         премии «Оскар» и «Золотой глобус»

Цитаты:

«Никто не свободен. Даже птица привязана к небу»

«Если всю жизнь не рождаешься, значит, всю жизнь умираешь»

«Некоторые люди наслаждаются дождем, другие просто промокают»

Заметка для 2-ой группы

От простоты к примитивизму

Цитаты из песен

-Я шагаю по проспекту

По ночному городу

Я иду потому что,

У меня есть ноги

Я умею ходить

И поэтому иду. (Танцы минус-Город)

Одной рукой ты гладил мои волосы, другой топил на море корабли. (Ирина Аллегрова - Монолог).

- Не спеша ты с кавалером быстро встала и ушла (Нэнси - Отель).

- Я накрою твои глаза холодной кожей рук, под кожей рук дрожат глаза (Газманов- Закрой мои глаза)

Снегири- не гири (Иванушки- Снегири)

- А у неба нету дна

Как билетов нет в кино (Фабрика-Про любовь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к элективному курсу "Массовая культура"

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Лазебниковой А.Ю. «Массовая культура» 10 – 11 классы. (Москва «Русское слово», 2005).Массовая культура – важнейший феномен...

Искусство XX-XXI в. Массовая культура. Основные направления

Презентация предназначена для уроков по  всеобщей истории 9 класса под редакцией Н.В. Загладина...

Рабочая программа по курсу "Массовая культура".

Рабочая программа факультативного курса "Массовая культура" для 10-11 классов. Расчитана на два года....

Презентация к классному часу "Массовая культура"

Использовать при подготовке к классному часу...

Массовая культура

Данная презентация поможет провести урок в 10 классе по теме « Массовая культура».Учащиеся познакомятся с различными формами культуры. Презентация предполагает проведение групповой работы над «Народно...

Методологический конструкт изучения эффективности распространения патриотических ценностей в массовой культуре средствами PR

Приступая к рассмотрению  методологического конструкта, скажем, что это теоретическая схема изучения и наблюдения за событиями в общественности, используя общенаучные и специальные методы познани...

Исследования массовой культуры и изучения истории, антропологии и социологии в трудах Ю. Хабермаса, П. Бурдье, Р. Барта, М. Фуко, К. Гирца.

Переосмысливая массовую культуру. Исследования массовой культуры и изучения истории, антропологии и социологии. Особенности “публичной сферы”. Труды Ю. Хабермаса, П. Бурдье, Р. Барта, М. Ф...