Рабочая программа по курсу "Массовая культура".
рабочая программа (10 класс) по теме

Рабочая программа факультативного курса "Массовая культура" для 10-11 классов. Расчитана на два года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon massovaya_kultura.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Массовая культура - важнейший социальный феномен современного общества. Ее продукты вошли в повседневную жизнь человека, начиная от серийно изготовленных вещей и предоставляемых услуг и заканчивая шлягерами, бестселлерами и блокбастерами. Результатом и одновременно средством продвижения массовой культуры выступают современные средства массовой информации, роль которых в обществе возросла в последние десятилетия.

Курс «Массовая культура» состоит из двух разделов. Первый раздел «Массовая культура как общественное явление» посвящен характеристике общих явлений и процессов в сфере культуры: функции в обществе, влияние государства на культурное развитие, негосударственная поддержка, различные подходы к типологии культуры. Массовая культура показывается как продукт развития общества. Характеризуется противоречивая связь массовой культуры с народной и элитарной. Рассматриваются исторические этапы становления массовой культуры, особенности ее развития в России. Особое внимание уделяется роли средств массовой информации в современном мире.

Второй раздел «Основные направления и формы массовой культуры» посвящен рассмотрению конкретных проявлений и продуктов массовой культуры: литература, музыка, реклама, мода, дизайн. Завершается курс темой, затрагивающей проблему потребительского поведения и потребительских стандартов в современном обществе.

Курс «Массовая культура» является факультативным. Данный курс рассчитан на изучение учащимися 10 – 11 классов универсального профиля в течении 70 часов учебного времени (36 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе), 1 час в неделю из компонента образовательного учреждения (учебный план). Система оценивания - безотметочная, зачётная. Зачёт сдаётся 1 раз в конце учебного года. Форма сдачи зачёта – индивидуальная.

Программа составлена на основе авторской программы курса «Массовая культура» Лазебниковой А. Ю.

Характер курса предполагает широкое использование межпредметных связей, опору на личный опыт учащихся как активных потребителей массовой культуры. Задания ориентируются на рефлексию этого опыта.

Цели и задачи программы

Основная цель курса «Массовая культура» состоит в помощи старшеклассникам:

  • осознать массовую культуру как социальное явление, противоречивость, неоднозначность воздействия на сознание и поведение личности;
  • осмыслить связь с другими видами культуры, ее роль и место в культурной жизни;
  • овладеть умением видеть за внешним многообразием направлений, форм и жанров массовой культуры жесткие стандарты;
  • приобщиться к культурному богатству человечества во всей его полноте и многогранности.

Требования к уровню усвоения дисциплины

В результате изучения курса массовая культура, учащиеся должны:

знать/понимать:

- значение культуры в жизни человека и в развитии общества;

- массовую культуру современного общества;

- основные направления и формы массовой культуры.

уметь:

- характеризовать общие процессы в сфере культуры: функции в обществе, влияние государства на культурное развитие, негосударственная поддержка, различные подходы к типологии культуры;

- характеризовать основные виды культуры: материальную, духовную, обыденную, элитарную, народную, массовую;

- показать взаимосвязь массового общества, человека массы, и массовой культуры

- приводить примеры влияния технических достижений на развитие массовой культуры; влияние СМИ на сознание и поведение людей;

- анализировать данные социологических опросов, СМИ;

Учебно – тематическое планирование курса «Массовая культура» для 10 – 11 классов на 2011 – 2012, 2012 – 2013 учебный год

№ урока



Раздел/тема

Количество часов

в том числе на



Сроки

Контрольные работы

Самостоятельные работы

Раздел 1. Массовая культура как общественное явление

36

Тема 1. Культура в жизни человека и развитии общества

4

1-2

Понятие культуры: многообразие значений. Функции культуры.

2

3-4

Межкультурная коммуникация. Культурный шок.

2

Тема 2. Культура как сфера жизни общества

3

5

Сфера духовной культуры как одна из подсистем общества

1

6

Формы и способы государственного воздействия на культуру

1

7

Негосударственная поддержка культуры: плюсы и минусы

1

Тема 3. Культура в культуре

4

8-9

Многообразие культуры. Народная, элитарная, массовая культура.

2

10

Субкультуры. Молодежная субкультура.

1

11

Контркультура и антикультура.

1

Тема 4. Массовое общество и человек массы

4

12-13

Предпосылки появления массового общества, его особенности.

2

14-15

Толпа и масса. «Человек массы»

2

Тема 5. Массовая культура современного общества

3

16

Культурно-исторические и технологические предпосылки формирования массовой культуры

1

17

Особенности массовой культуры. Отличие от народной и элитарной культуры.

1

18

Роль массовой культуры в жизни человека и развитии общества: различные оценки

1

Тема 6. Массовая культура в России

6

19

Зарождение массовой культуры в России

1

20-21

Советская модель массовой культуры

2

22

Отличие советской массовой культуры от западной модели

1

23-24

Массовая культура в современном российском обществе.

2

Тема 7. Массмедиа

5

25-26

СМИ: этапы развития, функции

2

27-28

СМИ в глобализующимся мире. Государственные и частные СМИ

2

29

Особенности развития отечественных СМИ

1

Тема 8. Эра телевидения

4

30

Этапы развития электронных средств массовой коммуникации

1

31-32

Функции телевидения в современном обществе

2

33

Развитие телевещания в России

1

34-36

Итоговое повторение по разделу «Массовая культура как общественное явление»

3

Раздел II. «Основные направления и формы массовой культуры»

34

Тема 9. Массовая литература как общественно – историческое явление

3

37

Появление массовой литературы, этапы становления.

1

38

Развитие массовой литературы в России.

1

39

Место и роль массовой литературы в культуре современного общества.

1

Тема 10 Массовая литература как часть литературного процесса

3

40

Беллетристика и массовая литература: общее и различия

1

41

Особенности массовой литературы

1

42

Жанрово – тематические разновидности массовой литературы

1

Тема 11. популярная музыка

4

43

Развитие музыкального искусства: основные этапы

1

44

Современная музыка. Основные жанры популярной музыки.

1

45

Направления массового музыкального искусства

1

46

Развитие популярной музыки в России

1

Тема 12. Реклама в жизни современного общества

4

47-48

Исторические предшественники рекламы

2

49-50

Реклама в современном мире

2

Тема 13. Реклама и культура

4

51

Информационная модель рекламы

1

52-53

Взаимосвязь рекламы с массовым искусством

2

54

Основные этапы процесса создания рекламы

1

Тема 14. Капризы моды

3

55

Мода как механизм социальной регуляции

1

56

Феномен моды в массовом обществе

1

57

Создатели и потребители моды

1

Тема 15. Дизайн

5

58

Прикладное искусство как предтеча дизайна

1

59

Промышленный, графический дизайн

1

60

Художественный язык стиля модерн.

1

61

Арт-деко – стиль для богатых

62

Русский конструктивизм.

Тема 16. Индустрия развлечений

3

63

Досуг как массовое явление

1

64

Создание индустрии развлечений

1

65

«Звезды» шоу-бизнеса: жизнь напоказ

1

Тема 17. Культура потребления и потребление культуры

2

66

Связь потребления и культуры. Стандарты и нормы потребления.

1

67

Вещь как знак и символ. Сакрализация потребления.

1

68-69

Итоговое повторение по разделу  II. «Основные направления и формы массовой культуры»

3

Итого

70

Содержание тем учебного курса.

Раздел I. Массовая культура как общественное явление – 36 часов.

Тема 1. Культура в жизни человека и развитии общества – 4 часа.

Многообразие значений понятия культура. Материальная и духовная культура. Компоненты духовной культуры. Внебиологический характер наследования культуры. Пути и формы освоения культурного наследия. Основные функции культуры в обществе. Проблемы межкультурной коммуникации.

Тема 2. Культура как сфера жизни общества – 3 часа.

Обособление сферы духовной культуры как подсистемы общества.

Проблема взаимодействия государственной власти и творцов культуры. Рычаги государственного влияния на культуру. Модели государственного регулирования культуры.

Негосударственная поддержка развития культуры. Спонсорство и меценатство.

Тема З. Культуры в культуре – 4 часа.

Типология культуры: различные подходы. Народная культура, основные направления и жанры. Особенности элитарной культуры. Элитарное искусство начала ХХ в. Возникновение массовой культуры. Различные точки зрения на взаимодействие народной, элитарной и массовой культуры.

Субкультуры в основном культурном потоке. Критерии выделения субкультур. Контркультура как антитеза господствующей культуре. Антикультура и ее «герои».

Тема 4. Массовое общество и человек массы – 4 часа.

«Масса» как социологическое понятие. Становление и развитие массового общества, его характерные черты. Мыслители первой половины ХХ в. О «человеке массы» и причинах его появления. Новые концепции массового общества.

Тема 5. Массовая культура современного общества – 3 часа.

Этапы формирования. Характерные черты. Общедоступность и тиражируемость. Коммерческий характер. Основные направления и жанры. Различие в оценках роли массовой культуры в общественном развитии.

Тема б. Массовая культура в России – 6 часов.

Зарождение массовой культуры в России. Отношение к феномену массовой культуры передовых русских мыслителей XIX начала ХХ в. Создание в СССР массового общества мобилизационного типа. Отличия советской массовой культуры от западной модели. Новые черты массовой культуры в советском обществе 60-80-х гг. ХХ в. Особенности массовой культуры в постсоветском обществе. Взаимосвязь традиционной и массовой культуры в современных условиях. «Промежуточная» культура,         ее отличия от массовой культуры.

Тема 7. Массмедиа – 5 часов.

Средства массовой коммуникации как общественный институт. Функции СМИ. Влияние СМИ на сознание и поведение людей: различные оценки. Массовая культура и СМИ. Роль государства в регулировании деятельности СМИ. Особенности развития  отечественных средств массовой информации.

Тема 8. Эра телевидения – 4 часа.

Социальные и технологические предпосылки перехода к «эре телевидения. Телевидение в системе СМИ. Информационное и развлекательное вещание. Особенности телевосприятия. Государственное, общественно-государственное и частное телевещание. Развитие телевещания в нашей стране.

Итоговое повторение по разделу «Массовая культура как общественное явление» - 3 часа.

Раздел П. Основные направления и формы массовой культуры – 34 часа.

Тема 9. Массовая литература как общественно – историческое явление – 9 часов.

Факторы, способствующие появлению массовой литературы. Коммерциализация литературной деятельности. Особенности массовой литературы. Направления и жанры. Массовая литература в современном обществе, масштабы и характер влияния: различные оценки. Читательские предпочтения.

Тема 10. Массовая литература как часть литературного процесса – 3 часа.

Неоднородность массовой литературы. «Низкое» и «высокое» в массовом литературном потоке. Жанрово-тематические особенности, стилистическое своеобразие. Создание произведений массовой литературы: ремесло или творчество?

Тема 11. Популярная музыка – 4 часа.

Основные этапы в развитии музыкального искусства. Появление профессиональных создателей и исполнителей музыкальных произведений. Создание систем звукозаписи. Музыка для массовой аудитории. Жанры популярной музыки. Основные направления легкой музыки. Развитие популярной музыки в России. Музыка молодых.

Тема 12. Реклама в жизни современного общества – 4 часа.

Предыстория рекламного дела. Возрастание роли рекламы в современном мире. Реклама как компонент маркетинга. Место рекламы в формировании представлений об идеальной модели потребления. Государственное регулирование рекламной деятельности.

Тема 13. Реклама и культура – 4 часа.

«Виртуальный мир» рекламы. Рекламные сообщения как мифологемы. Влияние рекламы на другие направления и формы массовой культуры. СМИ и реклама. Основные этапы процесса  создания рекламы.

Тема 14. Капризы моды – 3 часа.

Место моды в системе социальной регуляции. Стремление соответствовать моде: базовая потребность или навязанная прихоть? Универсальность и демонстративность, изменчивость и постоянство моды. «Высокая» мода. Мода как массовое явление. Индустрия моды. Молодежная мода.

Тема 15. Дизайн – 5 часов.

        Отношение «человек - вещь». Утилитарность и эстетика вещи. Прикладное искусство и дизайн. Требования эргономики в дизайне. Разновидности дизайна: промышленный, графический, архитектурный, арт-дизайн. Стили в дизайне. Особенности стиля         модерн. Стиль «арт-декор». Русский конструктивизм.

Тема 16. Индустрия развлечений – 3 часа.

Превращение досуга в общественный фактор. Досуг как отвлечение и развлечение. Профессиональные «развлекатели». Антрепренеры и продюсеры. Шоу-бизнес. «Звезды» шоу-бизнеса. Законы рынка в шоу-бизнесе.

Тема 17. Культура потребления и потребление культуры – 2 часа.

Типы потребительского поведения. Влияние культурных норм и стандартов на потребительское поведение. Символическое значение вещи. Сакральное и демонстративное поведение. Общество потребления. Торговые фирмы – бренды.

Итоговое повторение по разделу  II. «Основные направления и формы массовой культуры» - 3 часа

Обеспеченность учебно – методическими комплектами

и методическими пособиями

Лазебникова А. Ю., Савельева О. О., Ерохина Е. В., Захаров А. В. Массовая культура. Учебное пособие для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М., 2005.

Список литературы

(основной и дополнительный для учителя и обучающихся)

  1. Ашин Г. А. Современные теории элиты: критический очерк. М., 1985.
  2. Громыко М. М. Мир русской деревни.  М., 1991
  3. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян Х1Х в. М., 1986.
  4. Гуревич П.Г. Философия культуры. М., 1994.  
  5. Давыдов Ю.Н. Искусство и элита. М., 1966.
  6. Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное. М., 1981.
  7. Козлова Н.Н. Безвкусица масс и вкус интеллектуалов. // Общественные науки и современность. 1994. № 3.
  8. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. М., 1977
  9. Кукаркин А.В. Буржуазное общество и культура. М., 1970.
  10. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М., 1985.
  11. Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1998.
  12. Мунье Э. Манифест персонализма.  М., 1999.
  13. Ортега-и-Гассет. Избранные труды.  М.,1997.
  14. Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М., 1981.
  15. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура.  СПб., 1994.
  16. Русские: Народная культура (история и современность). Т. 4. Общественный быт и праздничная культура.  М. 2000.
  17. Сапрыкин В.А. Русская культура как самостоятельный, самобытный тип культуры. //Русская культура: ценности и архетип.  М., 1999.
  18. Справочное пособие по истории немарксистской западной социологии. - М., 1986.
  19. Шестаков В.П. Мифология ХХ века. М., 1988.
  20. Элитарное и массовое в русской художественной культуре. М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура.1-4 классы."

В соответствии с Концепцией структуры и содержания в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразв...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"

Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...

Рабочая программа по физической культуре 3класс, разработанная на основе ФГОС НОО и программы по физической культуре В.И. Ляха

ПРОГРАММА   ПО   ФИЗИЧЕСКОЙ   КУЛЬТУРЕРазработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, фундаментального ядра ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «физическая культура» ДЛЯ 5-11 КЛАССА учителя физической культуры Мальцевой В.Н. на 2013/2014 учебный год.

Пояснительная записка        Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной це...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся начальных классов. Разработчик: учитель физической культуры Сучкова Галина Владимировна

В программе представлены материалы по развитию и обучению физической культуре детей начальных классов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для обучающихся 5-го «Б» класса. Составитель: учитель по физической культуре

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физиче­ской культуры ...