Рабочая программа по обществознанию 9 класс (УМК Никитин А.Ф.)
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Игнашова Елена Валерьевна

Предложенная программа составлена с учётом требований ФГОС (к УМК Никитина А.Ф.). Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_9.docx36.24 КБ
Файл planirovanie_obshchestvo_9_nikitin.docx70.25 КБ

Предварительный просмотр:

2. Пояснительная записка

Рабочая программа МБОУ СОШ  № 6 по предмету «Обществознание (включая экономику и право)»  разработана на основе:

Общие нормативные правовые документы

1. Конституция Российской Федерации (ст. 43).

2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изм., внесенными Федеральным законом от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 19.12.2016)).

3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Костромской областной институт

развития образования» ОГБОУ ДПО «КОИРО» ул.Сусанина Ивана, д.52, г.Кострома, 156005 тел.:(84942)31-77-91, тел./факс: (84942)31-60-23 e-mail:koiro.kostroma@yandex.ru ИНН 4401005050 КПП 440101001 От .26.08.19 года №569 в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550).

4. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования Приказ Министерства образования и наук и Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067). Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821

5. Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe/

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию Федерального государственного образовательного стандарта общего образования

1.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644, от 31.12.2015 г. № 1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644)

2.  Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 г. № 35850)

3.  Приказ № 345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» https://docs.edu.gov.ru/document/1a542c2a47065cfbd1ae8449adac2e77/

4.  Приказ №233 от 8 мая 2019 года «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

5.   Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического

объединения по общему образованию протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) см. http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/

  1. Авторской программы курса «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 5—9 КЛАССЫ» А.Ф. Никитина и Никитиной Т.И.

Изучениепредмета «Обществознания (включая экономику и право)»  на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

  • Воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации— в подростковом возрасте, повышение уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углубление интереса к  изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
  • формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоение учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей  человека и гражданина;
  • овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
  • формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Достижение указанных выше целей осуществляется в процессе формирования и развития следующих компетенций:

- учебно-познавательной

- коммуникативной

- исследовательской

- информационной

Для реализации целей, задач, содержания рабочей программы по курсу, а также создания безопасной школы используются следующие педагогические технологии:

- педагогика сотрудничества

- проблемное обучение

- технология развития критического мышления

- компьютерные (ИКТ) технологии обучения

- проектные и деятельностные технологии

3. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа развития универсальных учебных действий   на ступени основного общего образования направлена на:

  • реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования;
  • повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, усвоения знаний и учебных действий, расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, строении и осуществлении учебной деятельности;
  • формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Формирование универсальных учебных действий

  1. Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

• образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно- общественных отношений;

• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально- исторических, политических и экономических условий;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

• готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; • готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

 • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  1. Метапредметные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временной перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Познавательные универсальные учебные действия

 Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

5. Содержание программы учебного курса

9 КЛАСС (35 ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Контрольные работы

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

уроки

практические работы

1

Тема I. Человек и Экономика (12 ч)

12

11

-

1

2

Тема II. Человек. Политика. Власть (11 ч)

11

10

-

1

3

Тема III. Человек и право (12 ч)

12

11

-

1

Итого

35

32

-

3

6. Учебно-тематическое планирование (прилагается)

7. Контрольно-измерительные материалы

При оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования также учитывается сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

Обучение по обществознанию предполагает пятибалльную отметочную систему, выставление текущих, четвертных и годовых отметок. Проверка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется посредством устных и письменных форм.

Устные формы контроля: беседы, вопрос-ответ, решения заданий у доски с последующим комментарием и др.

Письменные формы: тесты на проверку понимания и запоминания материала,

контрольные работы промежуточной и тематической проверки, самостоятельные работы,

дифференцированные задания, индивидуальные карточки, домашние задания.

Критерии оценивания знаний обучающихся по обществознанию

 Оценка «5» за вопрос теоретического характера ставится при условии, что учащийся:

  • логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового уровня;
  • правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;
  • верно, в соответствии с вопросом, характеризует на базовом уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов;

Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса. Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что учащийся в процессе беседы с учителем или классом самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения.

 Оценка «4» ставится, если в ответе допущены малозначительные ошибки или

недостаточно полно раскрыто содержание вопроса, а затем, в процессе уточнения ответа,

самостоятельно не даны необходимые поправки и дополнения; или не обнаружено какое-либо

из необходимых умений для раскрытия данного вопроса.

 Оценка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не

раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или отвечающий не смог

показать необходимые умения.

 Оценка «2» может быть поставлена, если обучающийся, не может связно отвечать на

вопросы учителя: дал более двух ошибочных ответов по важным вопросам. Совсем не

знает урока. Не ответил ни на один вопрос.

Рекомендации по оцениванию решения познавательных и практических задач.

В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы

следующие умения:

  • анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствиемежду существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений итеоретических положений;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (тест, диаграмма и т. п.);
  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
  • различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать надежность предлагаемого решения;
  • устанавливать причинно-следственные связи.

Оценка «5» ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний.

Оценка «4» ставится, если допущены незначительные ошибки.

Оценка «3» ставится, если задание выполняется с помощью наводящих вопросов учителя.

Оценка «2» может быть поставлена, если обучающийся, не может связно отвечать на вопросы учителя: дал более двух ошибочных ответов по важным вопросам. Совсем не знает урока. Не ответил ни на один вопрос.

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии

проблемы.

2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный

опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение)

при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение)

при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение)

при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на

бытовом уровне без аргументации. Если проблема не раскрыта или дана информация не в

контексте задания.



Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование «Обществознание (включая экономику и право)»  (9 класс)

Название темы урока

Содержание

Кол-во час

План реализации УУД

личностные

предметные

метапредметные

Тема I. Человек и Экономика (12 ч)

Экономика и ее роль в жизни общества.

Потребности, предложение, прибыль, спрос, товар, экономические ресурсы, услуги,

факторы производства, цена

1

Личностные результаты по теме I

Учиться понимать действие основных законов экономического развития.

Приобретать теоретические знания о формировании

бюджета семьи, о доходах и расходах семьи, о семейном потреблении.

Учиться применять полученные знания

в жизни.

Формировать представление о современных экономических

процессах, понимать особенности экономического развития

России на данном этапе, чтобы стать сознательным участником экономических отношений и работать на процветание своей страны.

Приобретать теоретические знания о функционировании

рыночной экономики, учиться применять свои знания для оценки происходящих событий и процессов в экономике

страны, а также для того, чтобы планировать свою дальнейшую трудовую деятельность в условиях рынка.

Воспитывать в себе качества предпринимателя, необходимые для создания своего дела, при этом учиться соблюдать

этику предпринимателя.

Приобретать знанияправовых основ экономики страны и учиться применять их на практике.

Формировать ответственность по выполнению конституционной обязанности — платить налоги, понимать важность и  необходимость этого для наполнения госбюджета,

Укрепления обороноспособности страны, развития науки,

образования, социальных программ.

Воспитывать в себе уважение к своему и чужому труду.

Применять полученные знания и умения для определения

своей будущей профессии, построения карьеры, для того чтобы стать профессионалом в выбранной области и быть

конкурентоспособным на рынке труда.

Знать правовые основы государственной политики в области труда, защиты прав работающих.

Формировать представления о функциях денег, чтобы понимать их роль в экономических отношениях людей.

Формировать представление о деятельности банков и роли в экономике, учиться использовать свои знания в будущем.

Учиться понимать международные экономические процессы: причины возникновения финансового кризиса, а также его последствия, в том числе для граждан нашей страны

и вашей семьи в частности.

Формировать представление о глобализации, развитии глобальной экономики, месте и роли России в глобализирующемся мире, а также делать выводы о новых возможностях,

перспективах учебы и работы и о проблемах, возникающих у человека в новых условиях.

Осваивать приемы работы с экономической информацией,

учиться делать собственные выводы и прогнозы, давать

обоснованные оценки экономических процессов.

Формировать интерес к изучению экономической науки

Формулировать понятие «экономика».

Характеризовать роль экономики в жизни общества.

Определять потребности общества.

Формулировать понятие «экономические ресурсы».

Объяснять ограниченность ресурсов.

Классифицировать экономические ресурсы на воспроизводимые и невоспроизводимые.

Перечислять и характеризовать основные факторы производства.

Определять спрос и предложение.

Понимать механизм расчета цены товара, услуги и прибыли

Приводить примеры потребностей общества.

Показывать на конкретных примерах воспроизводимые

и невоспроизводимые ресурсы.

Работать с информацией в виде схем: «Ограниченность экономических ресурсов», «Основные факторы производства».

Приводить собственные примеры расчета цены товара(услуг) и прибыли.

Обосновывать собственное мнение, почему экономика должна быть экономной

Экономика семьи.

Бюджет семьи, доходы и расходы семьи,

потребительскаякорзина, прожиточный минимум, семейное потребление

1

Характеризовать экономику семьи.

Определять, что такое семейные доходы и расходы.

Формулировать понятие «потребительская корзина»,что в нее входит.

Характеризовать бюджет семьи, из чего он складывается.

Уметь рассчитывать прожиточный минимум, знать, что он означает.

Показывать на конкретных примерах доходы и расходы своей семьи.

Рассказывать о бюджете конкретной семьи.

Рассчитывать потребительскую корзину, в том числе своей семьи.

Сравнивать семейное потребление в нашей стране и за рубежом, используя информацию из дополнительных источников, в том числе Интернета.

Работать с информацией в табличной форме, сравнивая показатели норм потребительской корзины и фактического семейного потребления.

Рассчитывать на конкретных данных прожиточный минимум.

Типы экономических

систем.

Экономическая

система. Традиционная

и командная системы.

Командная экономика.

Дефицит

1

Формулировать понятие «экономическая система».

Характеризовать и сравнивать присваивающее и производящее хозяйства.

Определять традиционную систему и ее признаки.

Характеризовать командную систему и ее особенности.

Описывать командную экономику в советское время.

Объяснять причины возникновения дефицита.

Приводить конкретные примеры, характеризующие традиционную и командную экономические системы.

Рассказывать на конкретных примерах о командной экономике в советское время, используя информацию из разных

источников, в том числе Интернета.

Сравнивать на примерах из истории производящее и присваивающее хозяйства.

Приводить конкретные примеры из истории проявления

дефицита.

Формулировать собственные выводы и аргументировать

свое мнение, почему командно-распределительная экономика была неэффективной и какие у нее были достоинства

Что такое рыночная экономическая система?

Рынок, рыночная система,

рыночное регулирование

экономики, конкуренция,

смешанная экономика.

Экономические циклы,

экономический рост

1

Характеризовать понятие «рынок» и условия его существования.

Характеризовать рыночные отношения, их участников

и роль в экономической жизни.

Называть основные особенности рыночной экономики.

Объяснять, что такое конкуренция.

Описывать экономические циклы.

Классифицировать и характеризовать рынки по видам.

Характеризовать смешанный тип экономической системы.

Формулировать экономические законы спроса и предложения, конкуренции.

Рассказывать, что такое экономические циклы, как они проявляются.

Характеризовать роль государства в управлении экономикой.

Выделять экономические функции государства.

Приводить конкретные примеры рыночных отношений

в современной российской экономике.

Иллюстрировать конкретными примерами проявление законов спроса и предложения.

Анализировать ситуации, в которых вы выступаете одним

из участников рыночных отношений.

Приводить конкретные примеры различных видов рынков.

Находить информацию в различных источниках для сравнения ВВП в разных странах за один период.

Аргументировать собственное мнение и делать прогнозы

по поводу развития рыночной экономики в России.

Оценивать свои будущие возможности на рынке труда в условиях конкуренции

Собственность и ее формы.

Государственная, муниципальная, частная, иные формы. Общая собственность

1

Объяснять понятие «собственность» с экономической и юридической точек зрения.

Классифицировать формы собственности.

Характеризовать частную собственность физических и юридических лиц.

Описывать, что может принадлежать гражданину на праве

частной собственности.

Характеризовать государственную и муниципальную собственность.

Рассказывать, что относится к иным формам собственности.

Объяснять понятие «общая собственность».

Сравнивать и иллюстрировать примерами понятие «собственность» в экономическом и юридическом смыслах.

Приводить конкретные примеры частной собственности.

Иллюстрировать примерами объекты государственной собственности.

Рассказывать об объектах муниципальной собственности в вашем районе, городе.

Анализировать ч. 2 ст. 8 Конституции РФ и обосновывать собственное мнение, с чем было связано появление этого

положения в Основном Законе страны.

Использовать информацию из разных источников и рассказывать об объектах интеллектуальной собственности

Предпринимательст-во и

Предприниматель-ская деятельность.

Предприниматель, этика предпринимательства

1

Формулировать определение понятия «предпринимательство».

Описывать, как российское законодательство регулирует

предпринимательство.

Перечислять преступления в сфере хозяйственной деятельности, предусмотренные в УК РФ.

Рассказывать об этике предпринимательства, что это такое,

в чем она проявляется.

Характеризовать качества, которыми должен обладать предприниматель.

Приводить конкретные примеры предпринимательской деятельности в современной России.

Использовать информацию из различных источников, в том числе Интернета, и рассказывать о российских меценатах.

Обосновывать собственное мнение, может ли любой человек стать предпринимателем.

Оценивать себя, есть ли у вас возможности и качества, присущие бизнесменам, чтобы вести предпринимательскую деятельность.

Приводить конкретные примеры преступлений в сфере хозяйственной деятельности.

Иллюстрировать конкретными примерами проявления

предпринимательской этики.

Формулировать собственное определение понятия «риск»,

приводить примеры экономических рисков

Формы предприятий.

Акционерное общество,

производственный кооператив, унитарное предприятие, хозяйственное общество, хозяйственное товарищество

1

Формулировать определение понятия «предприятие», приводить его признаки.

Перечислять формы предприятий, выделенные в ГК РФ.

Характеризовать хозяйственное товарищество.

Объяснять, что такое хозяйственное общество.

Определять понятие «акция».

Характеризовать производственный кооператив.

Рассказывать об унитарном предприятии и его видах.

Работать с информацией, представленной в виде схемы

«Формы предприятий».

Приводить конкретные примеры хозяйственного товарищества.

Сравнивать деятельность хозяйственного товарищества и хозяйственного общества, в чем их различия и сходства.

Приводить конкретные примеры производственных кооперативов.

Иллюстрировать на конкретных примерах унитарные предприятия, есть ли у них перспективы развития в условиях рыночной экономики.

Систематизировать информацию о формах предприятий и их характеристики в виде таблицы.

Обосновывать собственное мнение, все ли эти формы предприятий являются коммерческими или нет и почему.

Деньги и банки.

Понятие

«деньги», функции денег.

Денежная масса и инфляция. Банки. Государственный бюджет и государственный долг. Финансовый

Кризис.

1

Формулировать определение понятия «деньги».

Перечислять и характеризовать функции денег.

Объяснять, что такое денежная масса, каков ее состав.

Характеризовать инфляцию.

Описывать, в чем состоят функции банков в экономике.

Объяснять, что такое государственный бюджет, как он формируется и на что расходуется.

Рассказывать, что такое государственный долг, почему он возникает.

Характеризовать финансовый кризис, его причины и последствия.

Используя свои знания по истории, рассказывать о возникновении денег.

Показывать на конкретных примерах, в чем состоит роль денег как средства обращения.

Иллюстрировать конкретными примерами, каким образом

деньги выполняют функцию меры стоимости.

Рассказывать, как деньги выполняют функцию платежа в современной жизни.

Использовать информацию из различных источников, в том числе Интернета, и составить график, отражающий инфляцию за последние 20 лет в нашей стране.

Систематизировать информацию в виде схемы, показывающей, как формируется государственный бюджет и на что он

расходуется.

Рассказывать о причинах возникновения и последствиях мирового финансового кризиса 2008 г.

Налоги.

Виды налогов.

Налогоплательщики. Налог на доходы физических лиц, единая ставка налога, налоговые декларации, налоговые льготы. Виды ответственности за неуплату налогов: административная, уголовная, дисциплинарная

1

Объяснять, что такое налоги, и показывать, зачем они нужны государству.

Приводить классификацию видов налогов.

Характеризовать налог на доходы физических лиц, а также

законные источники доходов.

Объяснять, что такое налоговая декларация.

Описывать льготы, предусмотренные для отдельных категорий физических лиц.

Классифицировать и характеризовать виды правовой ответственности за неуплату налогов.

Систематизировать информацию о налогах в таблице «Виды налогов».

Приводить конкретные примеры прямых и косвенных налогов.

Иллюстрировать конкретными примерами налоги федеральные, субъектов РФ и местные.

Анализировать конкретную ситуацию уплаты налога на до?

ходы физических лиц; объяснить, доходы от каких источников будут облагаться налогом.

Рассказывать, какие налоговые льготы могут иметь члены вашей семьи.

Обосновывать собственное мнение, почему уплата налогов относится к конституционным обязанностям граждан.

Систематизировать в табличной форме информацию по видам ответственности за неуплату налогов.

Труд.

Отношение к труду. Рынок рабочей силы, занятость и безработица,

экономически активное население. Роль государства

в обеспечении занятости.

Заработная плата, МРОТ.

Профессионализм

1

Формулировать определение понятия «труд», в чем состоит

его ценность.

Характеризовать рынок рабочей силы.

Объяснять, что такое занятость населения, экономически

активное население.

Характеризовать безработицу, ее виды и причины возникновения.

Рассказывать, какие профессии востребованы сейчас на рынке труда и почему.

Характеризовать понятие «заработная плата», ее виды.

Приводить конкретные примеры из жизни, кинофильмовотношения людей к своему и чужому труду.

Рассказывать о вашем личном отношении (ваших одноклассников и близких) к труду.

Формулировать собственное определение понятия «рынок

рабочей силы».

Систематизировать в схематичной форме информацию по видам безработицы.

Рассказывать на конкретных примерах о роли государства в обеспечении занятости.

Приводить конкретные примеры профессионализма.

Обосновывать собственное мнение, какими причинами обусловлены изменения на рынке труда.

Рассказывать, какую профессию и почему вы бы хотели избрать, что вы планируете сделать, чтобы стать профессионалом в этой области

Глобализация.

Транснациональные корпорации, глобальная экономика, экономическая интеграция. Россия в глобализирующемся мире.

1

Характеризовать процесс глобализации и еепризнаки.

Объяснять, в чем заключается необходимость экономической интеграции.

Рассказывать, каким странам и почему выгодна экономическая глобализация.

Формулировать определение понятия «транснациональные

корпорации».

Описывать роль международных организаций в процессе

глобализации.

Характеризовать положение и перспективы России в рамках глобализации.

Формулировать собственное определение понятия «глобализация».

Приводить конкретные примеры экономической интеграции.

Использовать информацию из разных источников, в том числе Интернета, и рассказывать, какие мировые процессы

подготовили наступление глобализации.

Обосновывать собственное мнение, насколько «выгодна» глобализация странам, не принадлежащим к «золотому

миллиарду».

Приводить конкретные примеры конкурентоспособности

(или неконкурентоспособности) российских товаров и в целом отраслей отечественной экономики на глобальном рынке.

Обосновывать собственное мнение по вопросу вступления

России в ВТО, что это ей принесет

Повторение и обобщение материала темы

Систематизировать

Материалпоизученнойтеме

Выполнятьконтрольныетестовыезаданияпо изученной теме (пообразцуОГЭ)

Решатьпредлагаемыепроблемныезадачипотеме

Подводитьитогипроектнойдеятельности.

1

Тема II. Человек. Политика. Власть (11 ч)

Власть в обществе.

Виды власти, понятие

власти, властные отношения, авторитет, политическая власть, власть закона

1

Личностные результаты по теме II

Формировать представление об основах российской гражданственности, учиться быть гражданином своей Родины.

Понимать основные принципы политической жизни страны.

Формировать знания о политической власти, политической системе в стране, чтобы стать сознательным гражданином

и участником политической жизни.

Научиться уважать и поддерживать власть, основанную на законе.

Воспитывать понимание, что гражданское общество (и вы как его представитель) может влиять на власть и политику страны.

Усвоить и уважатьгуманистические демократические ценности.

Воспитывать приверженность ценностям, свойственным

республиканской форме правления и демократическому режиму, закрепленным в Конституции РФ.

Формировать представление о принципах демократии в политической сфере нашей страны — политическом плюрализме, многопартийности — для воспитания в себе активной

политической позиции.

Учиться быть толерантным и готовым к взаимопониманию, вести диалог с людьми других

взглядов, традиций и религий.

Воспитывать уважение к высшему непосредственному выражению власти народа — выборам и референдуму.

Знать законы избирательного права в России, свои избирательные права, чтобы стать сознательным членом

общества.

Воспитывать в себе гражданскую ответственность как избирателя за будущее своей страны.

Овладевать политической культурой, воспитывать в себе гражданскую активность, готовность участвовать в полити?

ческой деятельности для процветания и развития нашей страны.

Воспитывать в себе чувство ответственности и долга перед Родиной.

Освоить приемы работы с политической, социально значимой информацией, официальными документами, учиться анализировать, делать обоснованные выводы и прогнозы, давать оценки политическим событиям и процессам в стране.

Объяснять, зачем нужна власть.

Формулировать определение понятия «власть».

Классифицировать виды власти.

Определять понятие «авторитет».

Характеризовать политическую власть и ее виды.

Объяснять, что такое власть закона, в чем она проявляется.

Приводить примеры проявления власти в жизни.

Работать с информацией, систематизированной в схеме «Виды власти».

Иллюстрировать конкретными примерами из жизни вашей

школы, семьи проявление авторитета, на чем он основывается.

Показывать на конкретных примерах и сравнивать виды политической власти.

Рассказывать о политической власти в нашей стране и за рубежом, используя Интернет и новостную информацию.

Обосновывать собственное мнение: что труднее — власть над собой или власть над людьми.

Рассказывать, в чем вы видите проявления в жизни власти

закона

Что такое политика?

Понятие политики,

функции политики. Политическая система общества, профессиональные и непрофессиональные субъекты политики.

1

Формулировать определение понятия «политика».

Показывать, с какими сферами жизни связана политика и почему.

Характеризовать основные функции политики.

Характеризовать политическую систему общества и ее элементы.

Объяснять, что относится к внутренней и внешней

политике.

Рассказывать о зарождении политики.

Приводить конкретные примеры, показывающие связь политики с другими областями жизни общества.

Систематизировать информацию о функциях политики в форме схемы, давать характеристику каждой функции.

Сравнивать на конкретных примерах деятельность профессиональных и непрофессиональных субъектов политики.

Обосновывать собственное мнение, что влиятельнее в современной России — политика или право. Почему? Влияет ли

политика на право?

Иллюстрировать примерами, что означает, по-вашему, выражение: «Политика — искусство управления обществом»

Формы правления: монархия.

Государства по форме правления. Понятие монархии. Виды монархии: абсолютная, ограниченная (парламентарная), дуалистическая

1

Объяснять, что такое форма правления.

Классифицировать государства по форме правления.

Формулировать определение понятия «монархия».

Характеризовать и сравнивать виды монархии.

Приводить конкретные примеры современных монархий.

Использовать свои знания по истории и рассказывать об особенностях монархии в России — самодержавии.

Приводить примеры парламентарной монархии, объяснять, в чем ее особенности.

Оценивать доводы монархистов, доказывающих преимущества монархии. Возможно ли, по-вашему, возрождение монархии в России?

Формы правления: республика.

Понятие республики. Формы республик: президентская, парламентская, смешанная

1

Формулировать определение понятия «республика».

Перечислять признаки республики.

Классифицировать и сравнивать формы республик.

Описывать особенности президентской республики.

Характеризовать парламентскую республику.

Определять понятие «парламентаризм».

Характеризовать смешанную форму республики.

Рассказывать об истории создания республики в России.

Систематизировать информацию о формах республик и их особенностях в таблице. Сделать вывод, в чем их сходство и различия.

Приводить примеры стран с президентской формой правления.

Приводить примеры стран с парламентской формой правления.

Приводить примеры стран со смешанной формой правления.

Обосновывать собственное мнение по вопросу, какая форма правления сложилась в современной России

Обосновывать собственное мнение, какие государства — монархии или республики — лучше приспособлены в современном мире, почему

Политические режимы:

демократия.

Понятие политического режима. Видыполитических режимов.

Понятие демократии.

Ценности демократии. Основные признаки демократии. Либерализм. Демократия в России.

1

Формулировать определение понятия «политический режим».

Классифицировать политические режимы.

Характеризовать демократию и ее основные признаки.

Объяснять, в чем состоят ценности демократии.

Характеризовать либерализм.

Объяснять, почему Россия является демократическим государством.

Работать с информацией, приведенной в виде схемы «Основные признаки демократии».

Иллюстрировать конкретными примерами проявление основных признаков демократии в современной политической жизни России.

Обосновывать собственное мнение, почему люди хотят жить

в демократической стране.

Использовать информацию из разных источников и формулировать собственный вывод: каковы особенности современного политического режима в России.

Рассказывать, что лично для вас означают ценности демократии, какие возможности они дают вам в жизни.

Политические режимы:

авторитаризм, тоталитаризм.

Антидемократические режимы, их виды. Тоталитарный режим, авторитарный режим

1

Характеризовать понятие «антидемократические режимы».

Классифицировать виды антидемократических режимов.

Объяснять, что такое тоталитаризм, почему он возникает,

что является его опорой.

Характеризовать авторитаризм, сравнивать его с тоталитаризмом.

Сравнивать авторитарный режим с демократическим.

Приводить из истории Древнего мира и Средних веков примеры деспотии и тирании.

Использовать информацию из разных источников и сравнивать особенности деспотического и тиранического режимов, что в них общего и чем отличаются.

Приводить примеры тоталитарных режимов.

Обосновывать собственное мнение, почему демократические режимы в чрезвычайных обстоятельствах могут приобретать черты тоталитаризма.

Приводить конкретные примеры из истории, когда авторитарные режимы перерастали в демократические, объяснять, почему это происходит.

Политические партии.

Понятие политической

партии. Многопартийность. Типы партий.

1

Объяснять, что такое политическая партия.

Характеризовать признаки политической партии.

Объяснять, что такое многопартийность.

Классифицировать типы политических партий.

Сравнивать кадровые и массовые партии.

Использовать информацию из разных источников и рассказывать об истории возникновения политических партий.

Обосновывать собственное мнение, зачем нужны политические партии и почему так важна многопартийность в стране.

Приводить примеры кадровых партий.

Приводить примеры массовых партий.

Иллюстрировать на конкретных примерах отличие левых,

правых и центристских партий.

Анализировать документ и делать собственные выводы: какова цель принятия Федерального закона «О политических партиях» и что он регулирует.

Выборы в демократическом обществе.

Избирательное право. Избирательные права граждан. Избиратель. Правовой статус

избирателя. Гражданская

ответственность избирателей

1

Объяснять, какую роль играют выборы при демократическом режиме.

Характеризовать избирательное право и его нормы.

Рассказывать об избирательных правах граждан.

Формулировать определение понятия «правовой статус избирателя».

Объяснять, в чем состоит гражданская ответственность избирателей.

Обосновывать собственное мнение, почему так важно для граждан участвовать в выборах.

Приводить конкретные примеры норм избирательного права.

Сравнивать и иллюстрировать конкретными примерами активное и пассивное избирательное право.

Рассказывать, с какого возраста вы сможете участвовать

в выборах — голосовать и быть избранным, а также о своей

гражданской ответственности как избирателя.

Систематизировать информацию в виде таблицы «Принципы избирательного права».

Избирательные системы.

Процедура выборов.

Виды избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Подготовка к выборам. Избирательные участки, участковая избирательная комиссия. День голосования. Референдум.

1

Рассказывать, что такое процедура выборов, в чем состоит ее значение.

Характеризовать избирательные системы, объяснять их плюсы и минусы.

Рассказывать об основных этапах избирательной кампании в России.

Приводить классификацию избирательных комиссий.

Перечислять стадии избирательного процесса.

Формулировать определение понятия «референдум»,

объяснять, по каким вопросам он проводится.

Описывать день голосования.

Систематизировать в табличной форме информацию об избирательных системах, их отличительных особенностях, достоинствах и недостатках.

Анализировать и сравнивать конкретные ситуации выборов в Государственную Думу РФ до 2007 г. и после.

Составить схему этапов избирательного процесса.

Обосновывать собственное мнение, какова роль процедуры в проведении выборов.

Рассматривать конкретную ситуацию дня проведения выборов, рассказывать, как проходил день голосования на вашем

избирательном участке.

Человек и политика.

Гражданский долг. Средний избиратель, электорат.

Политическая культура человека и общества

1

Объяснять, как простые люди могут влиять на политику государства.

Рассказывать, в какой форме гражданин может участвовать в политике.

Формулировать определение понятия «избиратель».

Объяснять, что такое гражданская активность.

Характеризовать политическую культуру общества и человека.

Иллюстрировать конкретными примерами участие простых граждан в политике страны.

Обосновывать собственное мнение: почему участие в выборах — это гражданский долг человека.

Рассказывать, что вы считаете необходимым сделать, чтобы стать политически культурным человеком.

Обосновывать собственное мнение, хотели бы вы стать профессиональным политиком и что для этого надо сделать.

Используя информацию из различных источников, в том числе Интернета, приводить конкретные примеры биографий политических деятелей. Рассказывать, что их привело в политику, каковы их цели.

Повторение и обобщение материала темы

Систематизировать

Материалпоизученнойтеме

Выполнятьконтрольныетестовыезаданияпо изученной теме (пообразцуОГЭ)

Решатьпредлагаемыепроблемныезадачипотеме

Подводитьитогипроектнойдеятельности.

1

Тема III. Человек и право (12 ч)

Гражданское право.

Гражданские правоотношения и их участники.

Гражданский кодекс РФ.

Имущество. Понятие гражданского права. Субъекты

гражданских отношений:

юридические и физические лица. Правоспособность. Ответственность

по гражданскому праву.

1

Личностные результаты по теме III

Воспитывать уважение к праву как к основе государственной, политической, экономической жизни в стране.

Учиться защищать правопорядок правовыми средствами.

Формировать правовое правосознание для оценки собственного поведения и поступков других людей с точки зрения соблюдения правовых норм.

Воспитывать в себе правовую ответственность.

Иметь представление о российской системе права, об основных отраслях права и их главных источниках, чтобы использовать свои знания на практике.

Учиться защищать свои гражданские права правовыми средствами.

Иметь представление о процессуальном праве, судебном разбирательстве, об обязательственном праве и видах договоров, чтобы использовать свои знания в дальнейшем на практике.

Понимать, что российское законодательство обеспечивает защиту жизни, здоровья, достоинства личности, личной неприкосновенности, чести и достоинства, деловой репутации и др., чтобы уметь пользоваться своими гарантированными правами и уметь защищать их.

Получить необходимые в жизни знания об основах жилищного права, чтобы стать юридически грамотным нанимателем или собственником жилья.

Знать свои права как потребителя, научиться ими пользоваться в обыденной жизни и защищать их правовыми средствами.

Знать основы трудового права; права, обязанности

и ответственность работника и работодателя, условия заключения трудового договора, чтобы стать юридически

грамотным участником трудовых правоотношений.

Иметь представление о льготах несовершеннолетних по трудовому законодательству, чтобы избежать нарушения

ваших трудовых прав до достижения вами 18 лет.

Воспитывать в себе уважение к семье. Получить представление об основах семейного права, знать права и обязанности

ребенка и родителей в семье, чтобы отстаивать нарушенные права ребенка в неблагополучных семьях, а также чтобы самим стать хорошими родителями в будущем и не забывать

заботиться о своих престарелых родителях.

Усвоить основы административного права, соблюдать правила безопасного поведения, не угрожающего жизни и здоровью людей, а также не нарушающего правопорядок в обществе.

Иметь представление об уголовном праве, преступлениях, их видах и наказаниях за них, воспитывать в себе ответственность за свои поступки, предвидеть их последствия,

оценивать и корректировать свое поведение.

Повышать свою правовую культуру.

Работать с правовой информацией, нормативно–правовыми актами, учиться анализировать, делать выводы, давать

оценку событиям и процессам с точки зрения соответствия

российскому и международному праву.

Формировать интерес к дальнейшему изучению права.

Объяснять, какие отношения регулирует гражданское право.

Формулировать определение понятия «имущество».

Характеризовать имущественные и неимущественные отношения, регулируемые гражданским правом.

Называть и характеризовать основных участников гражданско-правовых отношений.

Рассказывать о правоспособности, дееспособности и деликтоспособности граждан.

Характеризовать ответственность по гражданскому праву.

Проанализировать свой день на предмет совершения действий, связанных с гражданско-правовыми отношениями.

Приводить конкретные примеры имущественных отношений (можно в вашей семье), регулируемых гражданским правом.

Рассказывать о своей правоспособности, дееспособности

и деликтоспособности до достижения вами 18 лет.

Обосновывать собственное мнение: справедливо ли ограничение человека в дееспособности?

Приводить конкретные примеры несения ответственности

по гражданскому праву

Право собственности.

Юридический смысл понятия «собственность».

Правомочия собственника: право владения, право

пользования, право распоряжения. Защита своих

прав. Виндикационный

иск. Национализация,

приватизация.

1

Объяснять содержание понятия «собственность» в юридическом смысле.

Определять понятие «право собственности».

Характеризовать правомочия собственника.

Приводить основания приобретения и прекращения собственности.

Характеризовать национализацию и приватизацию.

Сравнивать понятие «собственность» в социально-экономическом и юридическом смыслах.

Иллюстрировать конкретными примерами из жизни правомочия собственника имущества (можно на примере вашей семьи).

Рассказывать на конкретных примерах, как можно стать собственником.

Анализировать конкретную ситуацию правовой защиты собственником своего имущества, при этом использовать статьи 11—14 ГК РФ.

Иллюстрировать конкретными примерами из истории национализацию.

Обосновывать собственное мнение по вопросу об итогах приватизации в России.

Обязательственное право.

Судебное разбирательство. Договор и сделка.

Виды договоров. Понятия

обязательственного права.

Гражданско-правовые споры. Гражданское процессуальное право.

1

Формулировать определения понятий «договор» и «сделка», чем они отличаются друг от друга.

Классифицировать виды договоров.

Характеризовать обязательственное право.

Объяснять, почему возникают гражданско-правовые споры.

Характеризовать гражданское процессуальное право.

Описывать судебную процедуру и этапы судебного разбирательства.

Объяснять, кто может выступать гражданским истцом.

Иллюстрировать конкретными примерами неисполнение

обязательств, договоров и последствия этого.

Работать с информацией, приведенной в схеме «Виды гражданско-правовых договоров».

Приводить конкретные примеры договоров всех видов.

Оценивать и корректировать собственное поведение с точки

зрения выполнения обязательств, взятых вами.

Систематизировать информацию о судебной процедуре

в табличной форме «Этапы судебного разбирательства».

Анализировать конкретную ситуацию возникновения и раз?

решения гражданско-правового спора.

Обосновывать собственное мнение по вопросу, как можно укрепить договорную дисциплину в нашей стране

Жилище и закон.

Наем жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения. Приобретение жилья у собственника. Приватизация жилья. Недвижимость. Налог

на собственность.

1

Знать, что записано в Конституции РФ о праве граждан на жилище.

Объяснять, как осуществляется наем жилого помещения; чем отличается социальный наем жилого помещения от коммерческого найма.

Характеризовать способы приобретения жилья в собственность.

Формулировать определение понятия «недвижимость».

Объяснять, что такое налог на недвижимость (жилье).

Рассказывать, проживает ли ваша семья в квартире по договору социального найма жилого помещения или является собственником жилья.

Проанализировать конкретную ситуацию приобретения

гражданами жилья в собственность, каким способом это происходило.

Приводить примеры договоров, по которым осуществляется приобретение квартиры.

Приводить конкретные примеры из жизни своих близких приватизации жилья.

Обосновывать собственное мнение, нужно ли приватизировать муниципальное жилье.

Рассказывать о правах детей (в том числе и своем праве)

на жилье, как оно реализуется в нашей стране.

Права потребителей.

Понятия «изготовитель»,

«продавец», «потребитель». Виды прав потребителей

1

Формулировать определение понятия «потребитель».

Объяснять цель принятия и значение Закона РФ «О защите прав потребителей».

Характеризовать права потребителей, предусмотренные

этим Законом.

Описывать, как реализуется на практике право потребителя на информацию, на просвещение, на качество, на безопасность, на возмещение ущерба.

Объяснять, какие государственные органы защищают права

потребителей.

Оценивать, как вы лично реализуете свое право на просвещение, на качество образования в школе.

Приводить конкретные примеры, как реализуется в жизни право потребителей на информацию.

Иллюстрировать конкретными примерами право потребите?

лей на качество товаров и услуг.

Анализировать конкретную ситуацию, когда потребитель может требовать возмещения причиненного ему ущерба.

Формулировать собственное определение понятия «стандарт», например в образовании.

Обосновывать собственное мнение, должен ли покупатель

отстаивать свои нарушенные права или лучше не тратить время и нервы на это.

Трудовое право.

Трудовые правоотношения, их

участники: работники и

работодатели. Трудовой

кодекс РФ. Понятие

трудового права. Трудовой

договор. Ответственность

работника и работодателя.

Материальная ответственность. Дисциплина труда.

Трудовые права и льготы

Несовершеннолетних.

1

Характеризовать трудовые отношения.

Называть участников трудовых правоотношений.

Описывать права и обязанности работника и работодателя.

Называть источники трудового права.

Формулировать определение понятия «трудовое право».

Характеризовать трудовой договор.

Объяснять значение трудовой дисциплины.

Рассказывать о материальной ответственности работника

и работодателя.

Характеризовать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Систематизировать информацию в табличной форме о правах и обязанностях участников трудовых правоотношений.

Приводить и анализировать конкретные нормы Трудового

кодекса РФ.

Обосновывать собственное мнение, почему работнику выгодно заключать трудовой договор и на какие пункты он должен обратить особое внимание.

Приводить конкретные примеры нарушений трудовой дисциплины и назначаемые за них дисциплинарные

взыскания.

Анализировать конкретную ситуацию причинения по вине работника (работодателя) материального ущерба и приводить порядок его возмещения.

Рассказывать на конкретных примерах о трудовых правах, льготах и гарантиях, установленных законодательно для несовершеннолетних (в том числе и для вас).

Семейное право.

Семейный кодекс РФ. Брак. Права и обязанности супругов.

Имущественные отношения супругов. Расторжение

брака. Права ребенка в

семье. Права родителей.

Защита прав и интересов

детей, оставшихся без родителей. Усыновление

(удочерение), опека и попечительство, приемная

Семья.

1

Объяснять, что такое семейные правоотношения.

Называть основной источник семейного права.

Формулировать определение понятия «брак».

Перечислять обязательные условия вступления в брак.

Характеризовать права и обязанности супругов.

Характеризовать права и обязанности родителей и детей.

Рассказывать, как осуществляется защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.

Формулировать собственное определение понятия «семейное право», для чего оно нужно.

Обосновывать собственное мнение, почему закон требует,

чтобы были соблюдены обязательные условия и порядок заключения брака.

Приводить конкретные примеры прав и обязанностей супругов (можно на примере вашей семьи).

Составлять образец брачного договора.

Иллюстрировать конкретными примерами из жизни причины расторжения брака.

Рассказывать, какие права в соответствии с Семейным кодексом РФ имеете вы в своей семье.

Показывать на примере вашей семьи, какие права (а также обязанности) по семейному законодательству имеют ваши родители.

Обосновывать собственное мнение, почему государство считает важным делом защиту прав и интересов детей, оставшихся без родителей, как это происходит.

Административное

право.

Административные

правоотношения.

Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Административные правонарушения и их признаки.

Административные правонаказания.

1

Формулировать определение понятия «административное

право».

Объяснять, какие правоотношения относятся к административным.

Называть основной источник административного права.

Характеризовать административное правонарушение,

приводить его признаки.

Классифицировать виды административных правонарушений.

Характеризовать административное наказание.

Перечислить все виды административных наказаний.

Приводить и анализировать конкретные нормы КоАП РФ.

Показывать на конкретных примерах из жизни административные правонарушения.

Анализировать конкретную ситуацию совершения административного правонарушения и выделять его признаки.

Систематизировать информацию о видах административных наказаний в форме схемы.

Рассматривать на конкретном примере такое административное наказание, как штраф, в чем он выражается, за что

назначается.

Обосновывать собственное мнение, существуют ли административные правонарушения, неопасные для общества.

Формулировать собственное определение понятия «административная ответственность»,с какого возраста она наступает, ее отличие от уголовной.

Уголовное право.

Преступление. Виды преступлений по УК РФ

1

Характеризовать уголовное право, чем оно занимается.

Называть основной источник уголовного права, его задачи.

Формулировать определение понятия «преступление».

Перечислять признаки преступления.

Классифицировать преступления по объектам и характеризовать их.

Классифицировать преступления по характеру и степени опасности.

Систематизировать информацию о признаках преступления

в виде схемы.

Систематизировать информацию в таблице «Виды преступлений и их характеристика».

Приводить конкретные примеры преступлений против личности.

Иллюстрировать примерами новые виды преступлений

в экономике.

Анализировать конкретную ситуацию совершения преступления против мира и безопасности человечества.

Используя статьи УК РФ, составить схему категорий преступлений в зависимости от характера и степени опасности.

Обосновывать собственное мнение, почему закон не снижает

ответственность за совершение преступления в состоянии

алкогольного опьянения.

Ответственность по уголовному праву.

Уголовное наказание, виды

наказаний по УК РФ.

Амнистия. Помилование.

Условное осуждение

1

Формулировать определение понятия «уголовное наказание».

Классифицировать виды наказаний за уголовные преступления, характеризовать их.

Объяснять, какие цели преследует вынесение уголовных наказаний.

Называть смягчающие обстоятельства при вынесении приговора.

Объяснять, что такое назначение наказания по совокупности приговоров.

Формулировать определение понятий «амнистия» и «помилование».

Обосновывать собственное мнение, почему назначение уголовного наказания предупреждает совершение новых преступлений.

Систематизировать информацию и составить схему «Виды

наказаний по УК РФ».

Приводить конкретные примеры того, как суд учитывает

особенности личности осужденного при вынесении приговора.

Иллюстрировать конкретными примерами такие виды уголовных наказаний, как штраф, ограничение свободы,  лишение свободы на определенный срок, арест.

Анализировать конкретную ситуацию совершения преступления, за которое назначается пожизненное лишение

свободы.

Обосновывать собственное мнение по вопросу моратория на смертную казнь, нужно ли вернуть эту меру наказания.

Приводить конкретные примеры амнистии и помилования.

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность. Правовая ответственность несовершеннолетних. Виды наказания несовершеннолетних.

1

Объяснять, что означает вовлечение несовершеннолетних

в преступную деятельность.

Формулировать, кого уголовный закон считает несовершеннолетним.

Объяснять, с какого возраста наступает уголовная ответственность и за какие виды преступлений.

Характеризовать уголовную ответственность несовершеннолетних.

Описывать принудительные меры воспитательного характера, установленные УК РФ.

Показывать на конкретных примерах наказания, которые

могут быть назначены несовершеннолетним (штраф, арест,

лишение свободы на определенный срок).

Иллюстрировать конкретными примерами принудительные

меры воспитательного характера, такие как предупреждение, ограничение досуга и установление особых требований

к поведению несовершеннолетнего.

Анализировать конкретную ситуацию, когда несовершенно?

летний должен возместить причиненный вред, объяснять,

каким образом он будет это делать.

Обосновывать собственное мнение, почему уголовный закон

относится к несовершеннолетнему преступнику мягче,

чем к взрослому.

Повторение и обобщение материала темы*

(при наличии времени)

Систематизировать

Материалпоизученнойтеме

Выполнятьконтрольныетестовыезаданияпо изученной теме (пообразцуОГЭ)

Решатьпредлагаемыепроблемныезадачипотеме

Подводитьитогипроектнойдеятельности.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию (Никитин А.Ф.) 9 класс

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса по учебнику Никитина А.Ф....

Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс (Никитин)

Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс (Никитин)...

Рабочая программа по обществознания для 9 класса. УМК: А.Ф.Никитин 34 часа

Рабочая программа по обществознания для 9 класса. УМК: А.Ф.Никитин 34 часа...

Рабочая программа по обществознанию А.Ф.Никитин 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию 5 кл А.Ф.Никитин ФГОС...

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...