Материалы к заданию № 24 в ЕГЭ по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (10, 11 класс)

Задание 24 в ЕГЭ по обществознанию — это задание на составление плана развернутого ответа.За задание 24 можно получить максимум 4 первичных балла. По критерию 24.1 «Раскрытие темы по существу» — 3 балла и ещё один по критерию 24.2 «Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана». Вот почему так важно проверить содержание ответа на ошибки и недочёты. Однако 1 балл по 24.2 вы получите, только если по 24.1 у вас уже есть 3 балла.

Алгоритм выполнения:

  1. Выявить вопросы (пункты плана), обязательные для раскрытия предложенной темы (не менее трех);
  2. Продумать формулировки пунктов так, чтобы они соответствовали теме;
  3. Придерживаться структуры плана. Составить сложный план с детализацией в подпунктах не менее двух пунктов плана, непосредственно раскрывающих тему по существу.
  4. Исследовать каждый детализированный пункт: может ли он быть раскрыт как минимум в трёх подпунктах или только в двух.
  5. Посмотреть, «работают» ли пункты и подпункты на раскрытие заданной темы, не являются ли они формулировками абстрактно-формального характера, что не отражает специфики темы.
  6. Проверить на неточности, ошибки и корректность формулировок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_24_v_ege_po_obshchestvoznaniyu.docx53.83 КБ

Предварительный просмотр:

Блок: Человек и Общество

План: «Биосоциальная сущность человека»:

1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

2. Проявление биологической природы человека:

а) функционирование внутренних органов и систем;

б) первичные (физиологические) потребности;

в) генотип человека и механизмы наследственности.

3. Социальное в человеке:

a) социальные потребности;

б) интересы;

в) волевые качества;

г) самосознание;

д) мировоззрение и др.

4. Единство биологического и социального в человеке:

a) роль наследственности в развитии человека;

б) возможности современного общества в борьбе с наследственными заболеваниями;

в) осуществление и удовлетворение биологических потребностей в социальных формах.

5. Проблема соотношения биологического и социального в человеке (разные подходы).

План: «Деятельность и мышление»

1. Деятельность как способ жизни человека и общества.

2. Структура деятельности:

а) субъект;

б) объект;

в) цели;

г) мотивы;

д) действия;

е) результат.

3. Признаки деятельности человека:

а) осознанный характер;

б) творческий характер;

в) преобразующий характер;

г) орудийный характер и т.д.

4. Виды деятельности:

а) труд;

б) учение;

в) игра и т.д.

5. Мышление как процесс познавательной деятельности.

6. Мышление - основа рационального познания.

7. Виды мышления:

а) словесно-логическое;

б) наглядно-образное;

в) наглядно-действенное.

8. Мышление и деятельность обладают личностным характером.

План: «Познавательная деятельность»

1. Понятие познания.

2. Цели познания.

3. Уровни познания:

a) чувственное познание (ощущение, восприятие, представление);

б) рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение).

4. Проблема познаваемости мира:

a) оптимизм;

б) скептицизм;

в) агностицизм.

5. Виды познания:

а) научное познание;

б) ненаучное (житейское познание, художественное познание, религиозное познание и др.).

6. Особенности научного познания:

а) системность и обоснованность;

б) объективность;

в) наличие специальных методов познания;

г) использование специального языка науки и др.

7. Особенности социального познания.

8. Истина.

План: «Истина»

1. Понятие истины.

2. Характеристика истины:

а) конкретность;

б) объективность.

3. Виды истины:

а) абсолютная;

б) относительная.

4. Критерии истины:

а) практика - ведущий критерий;

б) соответствие законам логики;

в) соответствие фундаментальным законам;

г) чувственный опыт и т.д.

5. Формы практики:

а) материальное производство:

б) социальное действие;

в) научный эксперимент.

6. Функции практики:

а) источник познания;

б) цель познания;

в) критерий истины;

г) основа познания.

7. Истина и ложь.

План: «Образование»

1. Понятие образования.

2. Система образования в РФ:

а) дошкольное образование;

б) школьное образование;

в) профессиональное образование.

3. Принципы системы образования:

а) гуманистический характер образования;

б) общедоступность;

в) светский характер образования;

г) свобода и плюрализм в образовании и т.д.

4, Функции образования:

а) экономическая;

б) социальная;

в) культурная.

5. Общие тенденции в развитии образования:

а) демократизация;

б) рост продолжительности образования;

в) непрерывность;

г) гуманизация и т.д.

6. Конституционные гарантии права граждан на получение образования.

7. Основные направления образовательной реформы в РФ.

План: «Мировоззрение»

1. Понятие мировоззрения.

2. Особенности мировоззрения:

а) всегда исторично;

б) всегда связано с убеждением;

в) определяет общую направленность личности и т.д.

3. Структура мировоззрения:

а) знания;

б) убеждения;

в) духовные ценности;

г) идеалы и т.д.

4. Носители мировоззрения:

а) отдельные личности;

б) социальные группы;

в) общество в целом.

5. Пути формирования мировоззрения:

а) стихийное;

б) осознанное.

6. Виды мировоззрения:

а) обыденное;

б) религиозное;

в) научное;

г) философское.

7. Значение мировоззрения в жизни человека.

План: «Искусство»

1. Понятие искусства.

2. Особенности искусства:

а) образность и наглядность;

б) специфические способы воспроизведения окружающей действительности (слово, цвет, звук и т.д.);

в) огромная роль воображения и фантазии.

3. Форма существования искусства - художественное произведение.

4. Виды искусства:

а) архитектура;

б) живопись;

в) литература;

г) музыка;

д) театр и т.д.

5. Функции искусства:

а) общественно-преобразующая;

б) художественно-концептуальная;

в) воспитательная;

г) эстетическая;

д) гедонистическая и т.д.

6. Тенденции развития современного искусства.

План: «Научное познание»

1. Понятие научного познания.

2. Цели научного познания.

3. Особенности научного познания:

а) объективность;

б) категориальность;

в) доказательность и обоснованность;

г) системность и т.д.

4. Уровни научного познания:

а) эмпирический;

б) теоретический.

5. Формы научного познания:

а) научный факт;

б) эмпирический закон;

в) проблема;

г) гипотеза;

д) теория.

6. Методы научного познания:

а) эксперимент;

б) описание;

в) сравнение;

г) анализ и синтез;

д) моделирование и т.д.

7. Система наук.

План: «Религия»

1. Понятие религии.

2. Признаки религии:

а) вера в сверхъестественное;

б) организованное поклонение высшим силам;

в) стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала.

3. Виды религий:

а) политеистические, монотеистические;

б) архаические, национально-государственные, мировые.

4. Виды мировых религий:

а) христианство (православие, католицизм, протестантизм);

б) ислам;

в) буддизм.

5. Функции религии:

а) мировоззренческая;

б) воспитательная;

в) регулирующая;

г) компенсаторная;

д) коммуникативная и т.д.

6. Религиозные организации:

а) церковь;

б) секты.

7. Свобода совести (вероисповедания).

8. РФ светское государство.

План: «Проблемы экологии в современном мире»

1. Понятие глобальных проблем.

2. Глобальные проблемы современности:

а) экологическая;

б) демографическая;

в) продовольственная;

г) Проблема освоения космоса и т.д.

3. Причины появления экологических проблем в современном мире:

a) рост численности населения Земли;

б) масштабы деятельности человека;

в) нерациональное использование природных ресурсов и др.

4. Проявления и последствия экологических проблем:

а) вымирание растений и животных;

б) загрязнение Мирового океана;

в) исчерпание полезных ископаемых и др.

5. Пути решения экологических проблем:

a) изменение отношения людей к природе;

б) наука на службе экологии;

в) движения «зелёных» и др.

6. Взаимосвязь экологических проблем с другими глобальными проблемами.

План: «Свобода и ответственность»

1. Понятие свободы.

2. Социальные условия реализации свободы личностью:

а) социальные нормы;

б) уровень развития общества;

в) место человека в обществе.

3. Виды свободы:

а) экономическая;

б) политическая;

в) духовная.

4. Понятие ответственности и ее виды:

а) социальная, историческая, политическая, нравственная и т.д.;

б) индивидуальная, групповая, коллективная.

5. Взаимосвязь свободы и ответственности.

Блок: Экономика

План: «Факторы производства и факторные доходы»

1. Понятие факторов производства.

2. Основные факторы производства в современной экономике:

а) труд;

б) земля;

в) капитал;

г) предпринимательские способности (предпринимательство).

3. Факторные доходы:

а) заработная плата;

б) рента;

в) процент;

г) прибыль.

4. Информация как новый вид факторов производства.

5. Ограниченность факторов производства и её последствия.

План: «Объекты микроэкономики»

1. Понятие микроэкономики.

2. Домохозяйства:

a) домохозяйства как потребители товаров и услуг;

б) домохозяйства как поставщики ресурсов;

в) распределение доходов между домохозяйствами.

3. Фирмы:

a) сущность фирмы;

б) малый и крупный бизнес;

в) цели деятельности фирмы.

4. Виды рынков как объекты микроэкономики:

a) фондовый;

б) товаров и услуг;

в) рынок труда и т.д.

5. Сектора экономики:

а) сельское и лесное хозяйство;

б) строительство;

в) торговля;

г) финансы и др.

План: «Безработица»

1. Понятие безработицы.

2. Причины безработицы:

а) завышенные требования самих работников к зарплате;

б) слишком низкий спрос на рабочую силу, связанная с экономической ситуацией;

в) негибкость, характерная для рынка труда.

3. Основные виды безработицы:

а) структурная;

б) фрикционная;

в) циклическая;

г) сезонная.

4. Последствия безработицы:

а) позитивные (формирует резерв рабочего сектора и т.д.);

б) негативные (снижение уровня жизни населения и т.д.).

5. Мероприятия государства по борьбе с безработицей:

а) содействовать трудоустройству выпускников;

б) создание новых рабочих мест;

в) поиск работы через биржу труда и т.д.

6. Уровень безработицы в экономике современной России.

План: «Ценные бумаги»

1. Понятие ценных бумаг.

2. Признаки ценной бумаги:

а) имеет документарность;

б) воплощает частные права;

в) требует презентации;

г) обладает оборотоспособностью и т.д.

3. Основные ценные бумаги:

а) акция;

б) облигация;

в) вексель;

г) чек и т.д.

4. Виды ценных бумаг:

а) по форме привлечения капитала (долговые, долевые);

б) по сроку существования (срочные, бессрочные);

в) по форме существования (документарные, бездокументарные)

5. Функции ценных бумаг:

а) информационная;

б) перераспределительная;

в) мобилизующая;

г) расчётная и т.д.

6. Формирование цен на фондовой бирже.

План: «Инфляция»

1. Понятие инфляции.

2. Причины инфляции:

а) рост государственных расходов;

б) сокращение реального объема национального производства;

в) монополия крупных фирм на определение цены и т.д.

3. Типы инфляции в зависимости от причин возникновения:

а) инфляция спроса;

б) инфляция предложения.

4. Виды инфляции в зависимости от темпа роста цен:

а) умеренная (ползучая);

б) галопирующая;

в) гиперинфляция.

5. Последствия инфляции:

а) отрицательные (снижение покупательской способности денежной единицы, дестабилизация денежной системы и т.д.)

б) положительные (стимулирование деловой активности, экономического роста, ускорения процесса инвестирования)

6. Экономическая политика в условиях инфляции:

а) адаптационные меры (индексация доходов населения и т.д.)

б) антиинфляционные меры (сокращение расходов, увеличение налогов и т.д.)

План: «Государственный бюджет»

1. Понятие государственного бюджета.

2. Структура государственного бюджета:

а) доходная часть;

б) расходная часть.

3. Источники доходов государственного бюджета:

а) налоги;

б) эмиссия денег;

в) государственные займы и др.

4. Основные направления расходной части государственного бюджета:

а) обеспечение обороноспособности;

б) содержание госаппарата;

в) обеспечение социальной политики и др.

5. Бюджетная система РФ:

а) федеральный бюджет;

б) региональный бюджет;

в) местный бюджет.

6. Состояния государственного бюджета:

а) сбалансированный (расходы равны доходам);

б) дефицитный (расходы больше, чем доходы);

в) профицитный (доходы больше, чем расходы).

7. Источники покрытия бюджетного дефицита:

а) эмиссия;

б) сокращение расходов;

в) государственные займы.

8. Государственный долг и реструктуризация государственного долга.

План: «Налоги»

1. Понятие налогов.

2. Структура налога:

а) субъект налога;

б) объект налога;

в) источники налога;

г) ставка налога;

д) единица налогообложения (рубль и т.д.)

3. Виды налогов по способу взимания:

а) прямые (подоходный налог, транспортный и т.д.);

б) косвенные (акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.)

4. Виды налогов по уровню взимания:

а) местные (земельный, торговый сбор, налог на имущество физических лиц)

б) региональные (транспортный, налог на игорный бизнес, налог на имущество юридических лиц)

в) федеральные (водный, подоходный и т.д.)

5. Основные принципы налогообложения:

а) всеобщность;

б) легитимность;

в) справедливость;

г) обязательность и т.д.

6. Система налогообложения:

а) пропорциональный налог;

б) прогрессивный налог;

в) регрессивный налог.

7. Функции налогов:

а) фискальная;

б) распределительная;

в) стимулирующая;

г) социально-воспитательная.

8. Особенности налогообложения в России.

План: «Мировая экономика»

1. Понятие мировой экономики.

2. Признаки мировой экономики:

а) возникновение ТНК;

б) создание системы международных негосударственных организаций;

в) нарастание степени открытости национальных экономик.

3. Международное разделение труда.

4. Формы международных экономических отношений:

а) миграция рабочей силы;

б) туризм;

в) международная торговля товарами и услугами и т.д.

5. Значение международной торговли:

а) углубление специализации производства;

б) преодоление ограниченности национальной ресурсной базы;

в) получение дополнительных доходов и т.д.

6. Виды международной торговли:

а) сводная торговля;

б) протекционизм;

в) умеренная торговая политика.

7. Методы государственного регулирования внешней торговли:

а) тарифные (таможенные тарифы на импорт, экспортный тариф)

б) нетарифные (квоты, демпинг, лицензирование, эмбарго, субсидии)

8. Экономическая интеграция:

а) ЕС;

б) НАФТА;

в) АСЕАН и т.д.

9. Международная валютно-финансовая система.

10. Роль ТНК в современной мировой экономики.

План: «Банковская система»

1. Понятие банковской системы.

2. Задачи банковской системы:

а) обеспечение экономического роста;

б) регулирование инфляции;

в) регулирование платежного баланса.

3. Структура банковской системы:

а) центральный банк;

б) коммерческие банки и другие кредитно-финансовые организации (пенсионные, инвестиционные фонды, страховые компании, ломбарды).

4. Виды банковских операций:

а) активные (выдача кредитов, операции с ценными бумагами, драгоценными металлами);

б) пассивные (хранение депозитов, займы у других коммерческих рынков).

5. Функции Центрального банка:

а) эмиссия национальной валюты;

б) поддержание стабильности национальной валюты;

в) предоставляет кредиты коммерческим банкам;

г) хранение золотовалютного запаса и т.д.

6. Функции коммерческих банков:

а) прием вкладов от населения;

б) выдача кредитов;

в) продажа и покупка валюты;

г) продажа и покупка ценных бумаг и т.д.

7. Кредит и принципы кредитования.

8. Развитие банковской системы в современной российской экономики

План: «Роль государства в экономике»

1. Понятие экономической политики государства.

2. Экономические цели государства:

а) обеспечение экономического роста;

б) создание условий экономической свободы;

в) обеспечение экономической безопасности и т.д.

3. Экономические функции государства:

а) регулирование денежного обращения;

б) производство общестроительных благ;

в) защита прав собственности и т.д.

4. Методы государственного регулирования экономики:

а) экономические (косвенное регулирование);

б) административное (прямое регулирование).

5. Основные направления государственной экономической политики:

а) структурное (правовое регулирование, приватизация и т.д.)

б) стабилизационное (кредитно-денежная политика, бюджетно-налоговая политика)

6. Механизмы кредитно-денежной политики:

а) установление Центральным банком ставки рефинансирования;

б) установление Центральным банком нормы обязательных резервов;

в) операции на открытом рынке с ценными бумагами.

7. Основные тенденции процесса расширения экономических функций государства.

План: «Собственность как институт права в Российской Федерации»

1. Понятие собственности.

2. Субъекты права собственности:

a) граждане;

б) юридические лица;

в) муниципальные образования;

г) Российская Федерация и её субъекты.

2. Объекты права собственности:

а) земля;

б) природные ресурсы;

в) деньги, ценные бумаги;

г) материально-имущественные ценности и т.д.

4.Содержание права собственности:

a) владение;

б) пользование;

в) распоряжение.

5. Основания приобретения права собственности:

a) купля-продажа;

б) дарение;

в) мена;

г) наследование и др.

6. Формы собственности (по Конституции РФ):

a) государственная собственность;

б) частная собственность;

в) муниципальная собственность и др.

7. Прекращение права собственности:

а) продажа;

б) дарение;

в) гибель или уничтожение;

г) национализация и т.д.

План: «Экономический рост и развитие»

1. Понятие экономического роста.

2. Цели экономического роста:

а) повышение материального благосостояния населения;

б) поддержание национальной безопасности.

3. Основные показатели экономического роста:

а) ВВП;

б) ВНП;

в) НД и т.д.

4. Пути достижения экономического роста:

а) экстенсивный путь (увеличение освоения новых земель и т.д.)

б) интенсивный путь (повышение уровня образования и квалификации работников и т.д.)

5. Понятие экономического развития.

6. Фазы экономического цикла:

а) экономический подъем;

б) экономический спад;

в) депрессия;

г) оживление.

7. Государственное регулирование экономического развития и роста.

Блок: Социальные отношения

План: «Социальный контроль»

1. Понятие социального контроля.

2. Структура социального контроля:

а) социальные нормы;

б) санкции.

3. Виды социального контроля:

а) внутренний (самоконтроль);

б) внешний.

4. Виды санкций:

а) позитивные, негативные;

б) формальные, неформальные.

5. Функции социального контроля:

a) регламентация и консолидация общества;

б) обеспечение стабильности общества;

в) устранение (сведение к минимуму) девиаций и др.

6. Субъекты (агенты) социального контроля.

План: «Виды социальных норм»

1. Понятие социальной нормы.

2. Признаки социальных норм:

а) носят объективный характер;

б) формируются в процессе исторического развития;

в) направлены на регулирование общественных отношений и т.д.

3. Виды социальных норм:

а) обычаи и традиции;

б) моральные нормы;

в) правовые нормы;

г) религиозные нормы и т.д.

4. Функции социальных норм:

а) ориентирующая;

б) прогностическая;

в) программная.

План: «Социальная мобильность»

1. Понятие социальной мобильности.

2. Виды социальной мобильности:

а) вертикальная, горизонтальная;

б) индивидуальная, групповая;

в) межпоколенная, внутрипоколенная;

г) организованная, структурная.

3. Основные каналы социальной мобильности:

а) социальный статус семьи;

б) получение образования;

в) политика;

г) СМИ

д) военная служба и т.д.

4. Маргинальность как социальное явление.

5. Типы маргиналов:

а) этномаргиналы;

б) экономические маргиналы;

в) политические маргиналы;

г) религиозные маргиналы и т.д.

6. Показатели мобильности.

План: «Социальная стратификация общества»

1. Понятие социальной стратификации.

2. Основания социальной стратификации:

a) доходы (богатство);

б) объём власти;

в) престиж профессии;

г) уровень образования.

3. Исторические типы стратификации:

a) рабство;

б) кастовая система;

в) сословная система;

г) социальные классы.

4. Теории социальной стратификации.

5. Средний класс в современном западном обществе.

6. Маргинальность как промежуточное, «пограничное» положение человека между какими-либо социальными группами.

План: «Социальная группа»

1. Понятие социальной группы.

2. Признаки социальной группы:

а) взаимодействие людей в этом объединении;

б) понимание людьми своей принадлежности к определенной группе;

в) признание принадлежности других людей к этой группе.

3. Причины появления социальной группы:

а) общественное разделение труда и специализации деятельности.

б) исторически сложившиеся разнообразие условий быта, культуры, ценностей.

4. Классификация социальных групп:

а) по численности (малая, большая);

б) по характеру взаимодействия (первичная, вторичная)

в) по факту существования (номинальная реальная) и т.д.

5. Воздействие малой социальной группы на человека:

а) позитивное (мотивирует выполнять социальные нормы, формирует ценностные ориентиры, отрабатывает коммуникативные умения т.д.)

б) негативные (ущемляет интересы отдельных ее членов, создаёт условия для конфликтного поведения и т.д.)

План: «Социальный конфликт»

1. Понятие социального конфликта.

2. Причины социального конфликта:

а) различия в уровнях доходов, власти, культуре, социальном престиже;

б) религиозные различия;

в) поведение человека, его социально-психологические черты.

3. Стадии социального конфликта:

а) предконфликтная;

б) непосредственно конфликт;

в) разрешение конфликта.

4. Виды социальных конфликтов:

а) межгрупповые;

б) межличностные;

в) внутриличностные;

г) конфликт с внешней средой.

5. Способы решения социальных конфликтов:

а) компромисс;

б) переговоры;

в) посредничество;

г) арбитраж и т.д.

6. Последствия социальных контактов:

а) позитивные (информирование о наличие социальной направленности и ее снятие, стимулирование социальных изменений)

б) негативные (создание стрессовых ситуаций, дезорганизация социальной жизни, разрушение социальной системы)

План: «Семья и брак»

1. Понятие семьи:

а) как социальной группы;

б) как социального института.

2. Классификация семьи:

а) по характеру распределение домашних обязанностей (традиционная, демократическая);

б) по родственной структуре (нуклеарная, расширенная);

в) по числу детей (многодетная, малодетная, бездетная);

г) по числу родителей (полная, неполная).

3. Функции семьи:

а) репродуктивная;

б) воспитательная;

в) хозяйственно-экономическая;

г) социально-статусная и т.д.

4. Этапы жизненного цикла семьи.

5. Виды брака:

а) юридический;

б) фактический;

в) церковный.

6. Основные тенденции развития современной семьи:

а) изменение положения женщины в семье;

б) преобладание нуклеарных семей;

в) сокращение числа традиционных семей и развитие демократического вида;

г) рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и т.д.

План: «Семья как малая группа»

1. Признаки малой группы:

a) наличие конкретных личных взаимодействий;

б) относительная длительность существования;

в) наличие эмоциональных связей;

г) общие потребности, мотивы и др.

2. Отличие семьи от других малых групп:

а) в основе брачные или кровнородственные отношения;

б) общий быт;

в) совместное ведение хозяйства и др.

3. Функции семьи:

а) репродуктивная;

б) хозяйственная;

в) социализации и др.

4. Семейное воспитание.

5. Виды (типы) семьи в зависимости от распределения обязанностей:

а) патриархальная (традиционная);

б) партнёрская (демократическая).

6. Виды (типы) семьи в зависимости от состава:

a) многопоколенная;

б) нуклеарная.

Блок: Политика

План: «Институт президентства в Российской Федерации»

1. Правовой статус Президента России:

а) является главой государства;

б) является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина;

в) oопределяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

г) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях;

д) обладает неприкосновенностью.

2. Требования к кандидату в Президенты России:

a) наличие российского гражданства;

б) достижение 35-летнего возраста;

в) постоянное проживание в Российской Федерации не менее 25 лет и др.

3. Присяга Президента России.

4. Полномочия Президента России:

a) кадровые назначения;

б) является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации;

в) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

г) награждает государственными наградами Российской Федерации;

д) издаёт указы и распоряжения и др.

5. Прекращение исполнения полномочий Президента России:

a) в связи с истечением срока его пребывания в должности;

б) в случае его отставки, вызванной стойкой неспособностью по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

в) в случае отрешения от должности

План: «Политическая элита»

1. Понятие политической элиты.

2. Признаки политической элиты:

а) небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа;

б) высокий социальный статус;

в) значительный объем государственной и информационной власти;

г) непосредственное участие в осуществление власти;

д) организаторские способности и талант.

3. Состав политической элиты:

а) глава государства;

б) члены Правительства;

в) депутаты Государственной Думы;

г) сенаторы Совета Федерации;

д) лидеры политических партий;

е) региональные руководители и др.

4. Виды политических элит:

а) по отношению к власти (правящая, оппозиционная);

б) по уровню компетенции (общенациональная, региональная, местная).

5. Функции политической элиты:

а) стратегическая (определение политической программы действий путём выработки новых идей, доктрин, проектов конституции, законов и др., отражающих интересы общества, классов, слоёв и т. д.);

б) организаторская (осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь: назначение кадрового аппарата управления; создание и коррекция институтов политической системы; выдвижение политических лидеров);

в) интегративная (укрепление стабильности и единства общества) и др.

6. Системы формирования элиты:

а) открытая;

б) закрытая.

7. Основные каналы формирования элиты в демократическом обществе:

а) государственная служба;

б) общественная деятельность;

в) система образования и культуры;

г) экономическая деятельность.

8. Особенности формирования и функционирования элиты в современной России.

План: «Гражданское общество и правовое государство»

1. Понятие гражданского общества и правового государства.

2. Признаки гражданского общества:

а) самодеятельность и инициатива граждан;

б) высокий уровень политической культуры;

в) признание ценности прав и свобод личности и т.д.

3. Основные институты гражданского общества:

а) профсоюзы;

б) предпринимательство;

в) СМИ;

г) церковь;

д) общественные организации и т.д.

4. Признаки правового государства:

а) верховенство права;

б) взаимная ответственность гражданина и государства;

в) защита неотъемлемых прав каждого человека, прав и свобод человека и гражданина;

г) разделение властей.

5. Направления взаимодействия гражданского общества и правового государства:

а) защита прав и свобод граждан;

б) природоохранная деятельность;

в) защита интересов предпринимателей и работников;

г) развитие демократических институтов и традиций;

д) деятельность в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.д.

6. Гражданское общество и правовое государство как условия современной демократии.

План: «Субъекты политического процесса»

1. Понятие субъектов политического процесса.

2. Государство:

a) признаки государства;

б) форма государства;

в) внутренние и внешние функции государства;

г) ресурсы власти, используемые государством.

3. Социальные, этнические, конфессиональные группы.

4. Политические партии и общественные движения:

a) состав политической элиты;

б) признаки политической партии;

в) отличие общественных движений от политических партий.

5. Роль СМИ в политическом процессе.

6. Политическая элита:

a) рекрутирование и обновление политической элиты;

б) функции политической элиты.

7. Граждане. Политические права граждан:

a) право на участие в управлении делами государства;

б) право избирать и быть избранными в органы государственной власти;

в) равный доступ к государственной службе и др.

8. Граждане. Формы политического участия граждан:

a) участие граждан в выборах;

б) прямые действия граждан (митинги, демонстрации и др.);

в) участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений и др.

План: «Форма государства РФ»

1. Понятие формы государства.

2. Форма государства РФ:

а) республиканская форма правления;

б) федерация;

в) демократический режим.

3. РФ как государство с республиканской формой правления:

а) Президент РФ избирается на определённый срок;

б) Федеральное Собрание РФ – постоянно действующий парламент, нижняя палата, которого избирается на определённый срок (Государственная Дума);

в) формирование Правительства РФ Президентом с согласия Государственной Думы;

г) разделение властей и система сдержек и противовесов в РФ.

4. РФ как федеративное государство (Принципы федеративного устройства РФ):

а) равноправие субъектов РФ;

б) самоопределение народов;

в) государственная целостность;

г) единство системы государственной власти;

д) разграничение полномочий между федеральными органами и органами субъектов.

5. РФ как демократическое государство:

а) народ – источник власти;

б) идеологический плюрализм;

в) гарантия прав и свобод человека и гражданина и др.

6. РФ как правовое государство.

План: «Типы избирательных систем, их характеристика»

1. Понятие избирательных систем.

2. Компоненты избирательной системы:

а) избирательное право;

б) избирательный процесс.

3. Признаки демократических выборов:

а) прямые;

б) равные;

в) тайные;

г) альтернативные;

д) свободные.

4. Особенности мажоритарной избирательной системы:

а) победившим считается кандидат, набравший большинство голосов;

б) возможность выдвижения независимых(беспартийных) кандидатов;

в) голосование по одномандатным округам и т.д.

5. Пропорциональная система и ее особенности:

а) голосование за партийные списки кандидатов;

б) распределение мест в парламенте в соответствии с полученными на выборах голосами;

в) единый избирательный округ по всей стране и т.д.

6. Мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система в современной России.

План: «Политический процесс»

1. Понятие политического процесса.  

2. Субъекты политического процесса:  

а) политический лидер;

б) лидеры политических партий;  

в) политическая элита и др.

3. Стадии политического процесса:  

а) предъявление требований к властным структурам;

б) принятие политических решений;

в) реализация политических решений.

г) контроль за исполнением решений и оценка результатов.

4. Виды политических процессов:  

а) базовый, частный;  

б) внутриполитический, внешнеполитический (международный);  

в) открытый (явный), скрытый (теневой);  

г) консенсусный, конфликтный.

План: «Форма государства»

1. Понятие формы государства.

2. Элементы формы государства:

а) форма правления;

б) форма государственно-территориального устройства;

в) политический режим.

3. Формы государственного правления:

a) монархия (абсолютная, ограниченная);

б) республика (президентская, парламентская, смешанная).

4. Формы государственно-территориального устройства:

a) федерация;

б) унитарное государство;

в) конфедерация.

5. Типы (виды) политических (государственных) режимов:

а) демократические;

б) недемократические (тоталитарные, авторитарные).

6. Форма государства РФ.

План: «Политическое лидерство как институт политической системы»

1. Понятие политического лидерства.

2. Признаки политического института:

a) нормативность;

б) использование властных полномочий и санкций;

в) установки и образцы поведения и др.

3. Черты политического лидера:

а) политическая интуиция, острый ум;

б) наличие четкой политической программы;

в) готовность брать на себя ответственность

г) ораторский талант и др.

4. Функции политического лидера:

a) интеграция группы на основе общих интересов, ценностей;

б) выработка политического курса;

в) мобилизация группы на достижение поставленных целей;

г) социальный арбитражи др.

5. Типы лидерства:

a) по стилю (демократический, авторитарный);

б) по типу политического господства (легальный, традиционный, харизматический).

Блок: Право

План: «Право, как социальный институт»

1. Отличия норм права от других социальных норм:

a) устанавливается государством;

б) письменная форма;

в) обеспечивается механизмом юридической ответственности и др.

2. Система права:

а) отрасли права (труд учение);

б) институты права;

в) нормы права и др.

3. Отрасли права:

a) публичное, частное;

б) материальное, процессуальное.

4. Функции права:

a) регулятивная;

б) охранительная;

в) воспитательная и др.

5. Формы (источники) права:

а) правовой обычай;

б) юридический прецедент;

в) нормативный правовой акт и др.

6. Правотворческая деятельность государства.

План: «Правонарушения и их виды»

1. Понятие правонарушения.

2. Признаки правонарушения:

а) деяние (действие или бездействие);

б) противоправность;

в) виновность;

г) общественная опасность;

д) порождает вредоносные последствия и др.

3. Состав правонарушения:

а) объект;

б) объективная сторона;

в) субъект;

г) субъективная сторона.

4. Виды правонарушений:

а) проступки;

б) преступления.

5. Виды проступков:

а) дисциплинарные;

б) гражданско-правовые;

в) административные.

6. Виды преступлений:

а) небольшой тяжести;

б) средней тяжести;

в) тяжкие;

г) особо тяжкие.

7. Юридическая ответственность за правонарушения.

План: «Уголовный процесс»

1. Понятие уголовного процесса.

2. Принципы уголовного процесса:

а) законность;

б) осуществление правосудия только судом;

в) уважение чести и достоинства личности;

г) неприкосновенность личности;

д) неприкосновенность жилища;

е) презумпция невиновности;

ж) состязательность сторон;

з) обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту и др.

3. Участники уголовного процесса:

а) суд;

б) участники со стороны обвинения (прокурор, следователь, дознаватель, потерпевший);

в) участники со стороны защиты (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, адвокат);

г) иные участники (свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой).

4. Стадии уголовного процесса:

а) досудебное производство (возбуждение уголовного дела, предварительное расследование).

б) судебное производство (подготовительная стадия, судебное разбирательство в суде первой инстанции, производство в суде апелляционной инстанции, исполнение приговора, производство в) суде кассационной инстанции, производство в надзорной инстанции, возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств).

5. Порядок судебного разбирательства:

а) подготовка к судебному заседанию;

б) судебное следствие;

в) прения сторон;

г) последнее слово подсудимого;

д) вынесение приговора.

6. Меры процессуального принуждения.

План: «Трудовой договор»

1. Понятие трудового договора.

2. Условия трудового договора:

а) необходимые условия (ФИО работника, наименование работодателя, место работы, трудовая функция, условия оплаты труда, дата начала работы)

б) дополнительные условия (испытательный срок, неразглашение тайны, дополнительное страхование)

3. Права и обязанности работника и работодателя.

4. Виды трудового договора:

а) бессрочный трудовой договор;

б) срочный трудовой договор (не более, чем на 5 лет).

5. Форма и порядок заключения трудового договора:

а) в письменной форме;

б) в 2-х формах;

в) вступает в силу со дня его подписания;

г) возраст заключения трудового договора.

6. Документы, предъявляемые работодателю при приеме на работу:

а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

б) трудовая книжка;

в) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС);

г) документ воинского учета;

д) документ об образовании.

7. Общие основания прекращения трудового договора:

а) истечение срока трудового договора;

б) расторжение трудового договора по инициативе работника;

в) расторжение трудового договора по инициативе работодателя;

г) по обстоятельствам, не зависящие от воли сторон.

8. Виды дисциплинарных взысканий:

а) замечание;

б) выговор;

в) увольнение по соответствующим основаниям.

Государственные гарантии при приеме на работу.

План: «Юридическая ответственность и её виды»

1. Понятие юридической ответственности.

2. Признаки юридической ответственности:

а) наличие правонарушения;

б) официальный характер государственного осуждения;

в) неблагоприятные последствия для правонарушителя;

г) использование механизмов государственного принуждения;

д) осуществление компетентными государственными органами в строго определённых законом порядке и формах;

е) характер и объём лишений правонарушителя установлены в санкции правовой нормы.

3. Принципы юридической ответственности:

а) законность;

б) справедливость;

в) неотвратимость наступления;

г) целесообразность;

д) индивидуализация наказания;

е) ответственность за вину;

ж) недопустимость удвоения наказания.

4. Виды юридической ответственности:

а) материальная;

б) дисциплинарная;

в) гражданско-правовая;

г) административная;

д) уголовная.

5. Функции юридической ответственности:

а) карательная;

б) превентивная;

в) воспитательная;

г) право восстановительная (компенсационная);

д) регулятивная (организующая).

6. Виды дисциплинарных взысканий:

а) замечание;

б) выговор;

в) увольнение.

7. Виды административных наказаний:

а) предупреждение;

б) административный штраф;

в) конфискация;

г) лишение специального права;

д) административный арест;

е) административное выдворение за пределы РФ;

ж) дисквалификация;

з) административное приостановление деятельности;

и) обязательные работы;

к) административный запрет на посещение спортивных соревнований.

8. Виды уголовных наказаний:

а) штраф;

б) лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью;

в) лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград;

г) обязательные работы;

д) исправительные работы;

е) ограничение по военной службе;

ж) принудительные работы;

з) арест;

и) содержание в дисциплинарной воинской части;

к) лишение свободы на определённый срок;

к) пожизненное лишение свободы;

л) смертная казнь.

9. Способы защиты гражданских прав:

а) возмещение убытков;

б) взыскание неустойки;

в) компенсация морального вреда.

План: «Гражданство в РФ»

1. Понятие гражданства.

2. Принципы гражданства в РФ:

а) равенство и единство гражданства независимо от оснований его приобретения;

б) невозможность лишения гражданства или права изменить его;

в) невозможность гражданина быть высланным за пределы РФ или выданным иностранному государству;

г) принцип постоянного гражданства и др.

3. Основания приобретения гражданства РФ:

а) по рождению (филиация);

б) в результате приёма в гражданство России (натурализация);

в) при восстановлении в гражданстве России;

г) при выборе гражданства в случае изменения Государственной границы РФ (оптация).

4. Условия приёма в гражданство РФ иностранных граждан в общем порядке:

а) дееспособность и достижение 18 лет;

б) владение русским языком;

в) проживание на территории РФ непрерывно в течение 5 лет;

г) наличие законного источника средств к существованию;

д) обязательство соблюдать Конституцию РФ и другие законы.

5. Условия приёма в гражданство РФ иностранных граждан в упрощённом порядке:

а) нахождение в браке с гражданином РФ, если продолжительность брака составляет не менее 3-х лет;

б) наличие, по крайней мере, одного родителя, который проживает на территории РФ и является гражданином РФ;

в) получение соответствующего образования после 1 июля 2002 года и осуществление трудовой деятельности в РФ не менее 3-х лет до момента, когда обратились с заявлением о получении гражданства РФ;

г) рождение на территории РСФСР и наличие в прошлом гражданства СССР и др.

6. Государственные органы, ведающие вопросами гражданства:

а) Президент РФ;

б) комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ;

в) федеральная миграционная служба;

г) дипломатические представительства и консульские учреждения РФ за рубежом.

7. Правовой статус гражданина РФ:

а) права и свободы;

б) обязанности.

8. Основания прекращения гражданства РФ:

а) выход из гражданства РФ;

б) выбор иного гражданства при изменении Государственной границы РФ;

в) смерть гражданина РФ;

г) иные основания, предусмотренные международными договорами РФ.

План: «Альтернативная гражданская служба»

1. Понятие альтернативной гражданской службы.

2. Особенности альтернативной гражданской службы:

а) является трудовой деятельностью;

б) срок АГС в 1,75 превышает срок военной службы;

в) действует принцип экстерриториальности и др.

3. Основания замены военной службы по призыву на АГС:

а) несение военной службы противоречит убеждениям (миротворческие, философские, морально-этические и др.);

б) несение военной службы противоречит вероисповеданию;

в) гражданин относится к коренному малочисленному народу, ведёт традиционный образ жизни, осуществляет традиционную хозяйственную деятельность и занимается традиционными промыслами.

4. На АГС не направляются граждане, которые:

а) имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;

б) не подлежат призыву на военную службу;

в) имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

5. Место прохождения гражданами АГС:

а) в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

б) в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ;

в) в организациях ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала;

г) в организациях традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

План: «Брак как институт права в Российской Федерации»

1. Понятие брака.

2. Условия заключения брака в Российской Федерации:

a) достижение брачного возраста;

б) добровольность вступления в брак.

3. Обстоятельства, препятствующие заключению брака:

наличие близкого родства;

б) недееспособность хотя бы одного из лиг, вступающих в брак;

в) нахождение в другом зарегистрированном браке;

4. Порядок заключения брака в Российской Федерации:

a) в органах ЗАГС;

б) в личном присутствии лиц, вступающих в брак, и др.;

в) по истечении месяца и не позднее двенадцати месяцев со дня подачи заявления в орган ЗАГС.

5. Личные права супругов:

а) свобода в выборе рода занятий, профессии;

б) свобода в выборе места пребывания и жительства;

в) право выбора фамилии.

6. Имущественные права супругов:

a) законный режим имущества супругов;

б) договорной режим имущества супругов.

7. Прекращение брака:

a) смерть / объявление умершим одного из супругов;

б) расторжение брака (в ЗАГСе, в суде);

в) признание брака недействительным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы для обучающихся к аккредитации по обществознанию

использованы при подготовке к аккредитации по предмету обществознание...

Материалы для подготовки к ГИА по обществознанию

Тесты к разделу "Человек и общество"...

Мастер-класс "Учимся решать задания на анализ экономических графиков" (задание №7 ЕГЭ по обществознанию"

Материал содержит разбор основных типов задания №7 и алгоритмы их выполнения...

Статья «Как выполнить задание 28 ЕГЭ по обществознанию». Бубникова Александра Николаевна, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №91, Петроградского р-на, г. Санкт-Петербург

Бубникова Александра Николаевна, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №91, Петроградского р-на, г. Санкт-ПетербургСтатья «Как выполнить задание 28 ЕГЭ по обществознанию»Предмет общест...

Тренировочные материалы к заданию № 21 для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Тренировочные материалы к заданию № 21 для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.10-11класс....

Материалы к заданию № 23 в ЕГЭ по обществознанию

Задание 23 в ЕГЭ по обществознанию – это задание, которое направлено на проверку знаний по конституционному праву РФ. Сдающему нужно самому сформулировать свою точку зрения обществоведческим язы...