Методическая разработка "Права и обязанности граждан"
презентация к уроку по обществознанию (7 класс)

Анастасия Владиславовна Великанова

Цели урока:  Повысить правовую грамотность несовершеннолетних.  Расширить и закрепить знания обучающихся о принципах демократического государства. Изучить основные права и обязанности граждан РФ.  Дать определение терминам: «права» и «обязанности». Изучить основные классификации прав человека и гражданина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_prava_i_obyazannosti_grazhdan.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 66

Г. Иркутск, ул. Ленская, 2а

Методическая разработка урока

Номинация: «Лучший сценарий урока по обществознанию»

Тема урока: «Права и обязанности граждан»

Великанова Анастасия Владиславовна

Учитель истории и обществознания


План урока

Тема урока: Права и обязанности граждан

Класс: 7

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные: Повысить правовую грамотность несовершеннолетних.  Расширить и закрепить знания обучающихся о принципах демократического государства. Изучить основные права и обязанности граждан РФ.  Дать определение терминам: «права» и «обязанности». Изучить основные классификации прав человека и гражданина.

Развивающие: Развивать память, внимание, мышление, логику. Умение анализировать, отстаивать свою точку зрения, извлекать информацию, работать с источниками. Через источники права формировать интерес к предмету.  Развивать умение формулировать и делать выводы

Воспитательные: Развивать уважение к законам РФ, уважение к правам и свободам других лиц. Воспитывать у обучающихся чувство культуры, долга и ответственности перед другими людьми и государством.

Планируемые результаты:

Метапредметные: Определять цель работы, ставить задачи. Организовывать взаимодействие в группе. Аргументировать свое мнение. Различать факт и мнение.  Критично относиться к своей точке зрения, сравнивать другие позиции

Предметные: Понимать смысл терминов и уметь их объяснять. Иметь представление об основных правах и обязанностях, знать основные правовые понятия. Уметь применять эти знания. Понимать роль норм и правил, как регуляторов общественной жизни. Давать нравственную и правовую оценку поступков людей, используя полученные знания

Личностные: формировать ценностные ориентиры, основанные на уважении к государству, согражданам; отношении к человеку, его правам и свободам; необходимости поддержаня гражданского мира и согласия

Коммуникативные: участвовать в диалоге, формировать мнение на различные точки зрения, корректно вести диалог.

Форма обучения: индивидуальная работа, групповая работа

Методы обучения: практический, частично поисковый, наглядный

Технологии: ИКТ, «кроссенс», технология игровых методов, технология сотрудничества (групповая работа), работа с документом

Оборудование: учебник Обществознание, 7 класс. ,под ред. Л.Н. Боголюбова, Москва, Просвещение 2017., проектор, презентация, рабочие листы, карточки, Конституция РФ.

Основные понятия: Права человека, обязанности; неотчуждаемый, неделимый, всеобщий характер прав человека

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

Учитель приветствует класс. Проверяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя.

II.Мотивационно-целевой этап

  На прошлых уроках мы, узнали, что такое дисциплина и для чего она нужна.  Мы узнали о том, что человек живя в обществе должен соблюдать определенные нормы и правила, а также нести ответственность за свои поступки.

Посмотрите на экран (Слайд 1) и попробуйте определить тему сегодняшнего урока. Вашему вниманию предлагается «Кроссенс». Все картинки в кроссенсе объединены одной общей темой. Попробуйте определить эту тему.

   После определения общей темы: Право, учитель спрашивает: Без чего не возможны права человека? В каких случаях наши права не будут соблюдаться?

Учащиеся смотрят на экран. По картинкам на «Кроссенсе» пытаются сформулировать тему урока цели урока.

Примерные ответы: На экране картинки, изображающие права человека: «Право на жизнь», «Право на образование», «Право на свободу» и т.д. (слайд 1)

Примерный ответ: «Наши права не возможны, если мы не будем соблюдать права друг друга. Мы должны уважать права других членов общества», «Мы обязаны соблюдать права друг друга», «Т.е. права не возможны без обязанностей, права и обязанности тесно связаны»

Определяют тему урока: «Права и обязанности граждан»

Определяют цели урока:

1.Дать определение «Права» и «Обязанности»

2. Узнать в каких документах закреплены наши права

3.Определить основные принципы прав человека и гражданина

4. Выяснить группы прав и обязанностей

III. Актуализация знаний

  -Учитель предлагает ребятам сформулировать понятия права и обязанности граждан.

  -Учитель знакомит ребят с понятиями права и обязанности (Слайд 3)

 - Мы записали определения. Теперь выскажите свое мнение в чем же отличие прав от обязанностей.

Учащиеся предлагают свои варианты определений.

После обсуждения вариантов, записывают определения в рабочие листы. Приложение 1. (слайд 3)

Высказывают свое мнение.

Примерные ответы: «Правами можно пользоваться или нет, по желанию. А обязанности необходимо строго соблюдать.»

IV.Изучение нового материала

Учитель рассказывает детям о международных документах, в которых закреплены права и свободы человека. ( слайд 4)

-Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) - состоит из 30 статей, в которых перечислены основные права;

-Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);

- Ребята, как вы думаете, в каком документе закреплены права и свободы граждан РФ?

- На каждой парте лежит Конституция РФ. Откройте главу 2. (Права и свободы человека и гражданина) .  

- В Конституции РФ записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»

Во Всеобщей декларации прав человека дается характеристика прав: всеобщий характер, неотчуждаемость и неделимость. Давайте разбираться в данной характеристике.

Пользуясь текстом §2, стр. 18-19, дайте краткую характеристику, объясните значения: всеобщий, неотчуждаемый и неделимый характер прав человека.

Обсуждает записанное с детьми.

Мы разобрались с характеристикой прав и своб человека. А теперь давайте определим права человека по группам.

Откройте страницу 16-17, §2.  Прочитайте текст, впишите в таблицу  права и свободы человека из Конституции РФ (глава 2) по группам. ( гражданские, политические, социально-экономические и культурные)

(слайд 5)

-Ребята, мы разобрали права человека. Но Конституция Рф закрепляет не только права, но и обязанности гражданина. Давайте найдем обязанности в Конституции РФ.

 

Учащиеся слушают учителя. Записывают названия документов.

( слайд 4)

Учащиеся дают ответ: Конституция РФ.

Открывают главу 2 Конституции РФ.

Учащиеся открывают стр. 18-19, §2, читают текст и записывают характеристику прав человека в рабочие листы. Приложение 1.

Обсуждают записанное.

Открывают стр. 16-17, §2, читают классификацию прав человека. Читают гл. 2 Конституции РФ. Выписывают права человека из Конституции в таблицу по группам. Приложение 1. (слайд 5)

 

гражданские

-каждый имеет право на жизнь( ст.20)

-достоинство личности охраняется государством(ст.21)

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ст.23)

и др.

Политические

-право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия (ст.31)

-право на участие в управлении делами государства (с.1 ст.32)

--право избирать и быть избранным( ч.2 ст. 32)

Социально-экономические

-право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности(ст.34)

-право на труд и вознаграждение за труд (ст.37)

-право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ст.38 )

-право на охрану здоровья и медицинскую помощь(ст. 41) и др.

культурные

-свобода литературного, художественного и др. видов творчества, преподавания(ч. 1 ст..43)

-право на охрану интеллектуальной собственности(ч.1 ст.44)

-право на доступ к культурным ценностям(ч.2 ст.44)

Учащиеся ищут в тексте Конституции обязанности человека и гражданина. Обсуждают.

V.Закрепление изученного материала

-Ребята, вы хорошо поработали. Мы отработали весь план, который наметили в начале урока. А теперь перейдем к закреплению материала.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Задание 1.

  Перед вами лежат карточки с фрагментами из сказок. Прочтите эти фрагменты и определите какие права нарушаются в сказке.

Задание 2. (слайд 6-11)

 Учитель делит класс на 2 группы.

На экране появляются картинки с изображением прав человека.

1 группа, используя полученные знания на уроке и текст Конституции РФ определяют изображенное право.

2 группа, используя текст Конституции определяет обязанность к расшифрованному 1 группой праву.  (Слайд 6-11)

Учащиеся читают фрагменты сказок и пользуясь своими записями в рабочем листе и Конституцией РФ определяют какие права нарушаются в сказках.

1 группа определяет изображенные  права на картинках

2 группа определяют обязанность к праву отгаданному первой группой

Ответы учащихся:

Слайд 6-право на социальное обеспечение. Обязанность платить налоги

Слайд 7-право на неприкосновенность жилища и частной жизни.. Обязанность уважать права и интересы др. лиц, в том числе уважать право других на неприкосновенность жилища и частной жизни

Слайд 8-право на образование. Обязанность-учиться.

Слайд 9-право на доступ к культурным ценностям. Обязанность сохранять культурное наследие.

Слайд 10-право на благоприятную окружающую среду. Обязанность-сохранять природу и окружающую среду

Слайд 11-право на охрану хдоровья. Обязанность-беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни.

VI.Рефлексия. Подведение итогов.

Подводит итоги урока.

Учитель предлагает заполнить листы самооценки.

Выставляет оценки.

Д.З. §2, рубрика «Проверь себя»

Заполняют листы.

Записывают д.з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по обществознанию для 7 класса по теме: "Права и обязанности граждан"

Данная методическая разработка предназначена для 7 класса - изучение нового материала...

Конституция о правах и обязанностях граждан России

Конституция о правах и обязанностях граждан России. 10 класс....

Методическая разработка урока по обществознанию: «Права и обязанности граждан». 7 класс

Методическая разработка урока обществознания в 7 классеТема урока: «Права и обязанности граждан»....

Права и обязанности граждан

Урок-презентация на тему "Права и обязанности граждан" по обществознанию для 6 класса...

План конспект Урока ОБЖ в 11 классе Тема 3: Воинская обязанность граждан. Занятие 3: Обязательная подготовка граждан к военной службе.

План конспект Урока ОБЖ в 11 классе Тема 3: Воинская обязанность граждан. Занятие 3:  Обязательная подготовка граждан к военной службе....

Группа Т3 Безопасность жизнидеятельности (17.02.2021) Практическая работа. Тема: "Первоначальная постановка граждан на в/у. Обязанности граждан по в/у. Организация медицинского освидетельствования граждан".

Практическая работа №9 Тема. Первоначальная постановка граждан на в/у.  Обязанности граждан по в/у. Организация медицинского освидетельствования граждан.Задание 1. Перечень вопросо...