Открытый урок по обществознаниюна тему: «Права и обязанности граждан России» 7А класс
проект по естествознанию (7 класс) по теме

Права и обязанности  граждан России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по обществознанию на тему:

«Права и обязанности  граждан России»

7А класс

 

                                             Учитель: Томилина Е.А.

Тема урока: «Права и обязанности граждан России».

Цели урока: 1. Расширить знания учащихся о правах и обязанностях

                            граждан России, об основных документах по правам

                            человека; показать какие права и обязанности есть у

                            несовершеннолетних.

                       2. Способствовать правовому воспитанию учащихся.

                       3. Развивать умение учащихся анализировать правоведческие

                           документы, делать несложные выводы, умение работать в

                           команде.

                                                Ход урока.

  1. Оргмомент.

  1. Изучение нового материала.

 

Работа в группах.

  1. Конкурс «Права человека».

Командам раздаются карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Задание: определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.

  1. Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка- путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на…

(Свободное  передвижение).

  1. Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право на…

  (Личную неприкосновенность).

  1. Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право на…

  (Неприкосновенность жилища).

  1. Балда из сказки А. Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде»,

Нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…

(Труд).

  1. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив

его право на…

(Жизнь и личную неприкосновенность).

  1. Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-

Птицу у царя Берендея, нарушил его право на…

(Владение имуществом).

  1. Сказка К. Чуковского «Айболит»

«Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит,

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и паучок,

И медведица,

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит».

(Право на охрану здоровья и медицинскую помощь).

  1. Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

«Козлятушки, детушки,

 Отопритеся, отворитеся,

Ваша мама пришла, молока принесла.

Бежит молоко по вымечку,

С копытечка на сыру землю».

(Право на свободу и личную неприкосновенность).

Конкурс «Обстоятельства совершения преступления».

Команды получают листы с двумя пустыми графами: обстоятельства, смягчающие наказание, обстоятельства отягчающие наказание. Также командам дается текст, описывающий с подробностями преступление.

Несовершеннолетние Максим и Борис по наущению взрослого Сергея, вышедшего недавно из колонии, зашли в киоск и, воспользовавшись отлучкой продавца, украли с прилавка товар. Один из подростков позже испугался и принес в милицию свою долю добычи. Определить, что в данной ситуации будет смягчающим обстоятельством, а что – отягчающим.

(Смягчающие обстоятельства – несовершеннолетие Максима и Бориса, преступление совершено впервые, явка с повинной; отягчающие обстоятельства – совершение преступления группой, привлечение к преступлению несовершеннолетних, совершение преступления лицом, имеющим судимость.)

           Конкурс «Черный ящик».

Узнайте, что в черном ящике.

Это волнует людей во многих странах мира. С этим в цивилизованных странах нельзя приходить на работу, не пускают в общие вагоны поездов, салоны самолетов. Это обсуждают депутаты Государственной думы РФ, и хотят запретить в школах, вузах, кинотеатрах.

Что за предмет лежит в черном ящике? (Сигарета).

           Конкурс «События».

Узнай, о каком событии идет речь в этом отрывке:

«Первой отменила это ограничение в правах Новая Зеландия в 1893г. Ее примеру последовала Австралия. В Европе первой это сделала Норвегия в 1907г., а Россия только после революции в 1927 г. Через год это случилось в Англии, где в парламент была представлена петиция с подписями. Петиции занимали 546 листов, склеенных в свиток длиной 274 метра, но соответствующий закон прошел большинством лишь в два голоса. Свободолюбивая Франция приняла аналогичный закон только в 1944 г., Швейцария в 1971 г. Так что же произошло в Новой Зеландии в 1893 г.?

(Женщины получили равные права с мужчинами).

      Конкурс «Собери слово».

Команды получают набор букв, из которых нужно сложить слова:

- Конституция

- Конвенция

Конкурс «Правовые заморочки». «Ребенок тоже человек».

  1. Нецензурная брань учащегося в школе – это издержки воспитания или противоправное деяние? (КоАП, ст. 158, мелкое хулиганство.)
  2. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников? (УК, ст. 20).
  3. Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовившемся взрыве в школе? (УК, ст. 20).
  4. До какого возраста человек считается ребенком? (До 18 лет).
  5. С какого возраста учитывается мнение ребенка в ходе судебного или административного разбирательства? (СК, ст.57, с 10 лет).
  6. Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – мать или отец? (СК, ст. 61, равенство прав родителей).
  7. Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном ему на день рождения? (СК, ст.60, с согласия родителей).
  8. Какие обязанности государства по отношению к детям сформулированы в Конвенции правах ребенка? (Охранять и защищать права детей).
  9. На кого конкретно Конвенция о правах ребенка возлагает ответственность за защиту прав и интересов детей? (На родителей).

Мы сегодня много говорили о правах ребенка. А умеете ли вы пользоваться своими правами. Совсем недавно я была в гостях у своей знакомой. У нее сын ученик 7-го класса. По обществознанию они как раз изучали свои права. И вот знакомая стала мне на него жаловаться: «мой ребенок слишком грамотный. В доме звучат такие диалоги:

- Сходи за хлебом!

- Не имеешь права эксплуатировать ребенка.

- Вымой посуду!

- Не имеешь право использовать детский труд.

- Помой руки!

- Это насилие над личностью.

- Выключи телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

- Это проявление жестокости.

В.К.: Прокомментируйте эти ситуации.

Т.о., каждый ребенок имеет не только права, но и обязанности перед обществом.

Задание: Найдите в тексте Конституции основные обязанности граждан РФ. Какие из них наиболее важны для вас?

Заключение.

Сегодня мы рассмотрели права и обязанности граждан РФ, рассмотрели различные правовые ситуации. Выяснили, что права и обязанности неразрывно связаны, за уклонение от выполнения правовых норм следует наказание.    

 

   

                               

                                           

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания по теме "Право на труд. Трудовые правоотношения", 9 класс

Разработка урока по трудовому праву в 9 классе с позиций деятельностного подхода. Урок построен на групповой работе по изучению положений Трудового кодекса Российской Федерации, предусмотренных станда...

Презентация открытого урока по теме "Правила" к учебнику "Английский язык"5 класс под ред.И.В.Лариновой

Это обобщающий урок,который дает возможность детям повторить  модуль,объединяющий весь грамматический материал ( модальные глаголы),лексику (правила в школе,дорожные и спортивные правила),тексты ...

Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"

Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых,  творчески...

Открытый урок для учителей истории "Обучение учащихся истории России в объединённых классах- комплектах" (6 класс-"Происхождение славян"; 7 класс- "Россия после Смуты")

Урок был проведён для учителей района. Педагоги посмотрели как за время одного урока (45 минут) происходит работа сразу в двух класса, изучается разный материал. Присутствующие педагоги отметили больш...

Промежуточный контроль по теме: «Право. Теория права. Система права». 10 класс.

Промежуточный контроль по теме: "Право. Теория права. Система права" 10 классКласс: 10 классГод: 2020 г....

Открытая беседа-презентация на тему: "Правила поведения на улице"

Цель: углубить и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения и способах выхода из опасных ситуаций. Задачи:1. Способствовать формированию у детей осознанной потребности в...